Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Впечатления и отчёты о посещении нескольких стран за одну поездку

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Форум Винского рекомендует
Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агенствах по выгодной цене Лучшие предложения от Rent Car компаний, горящие предложения, скидки
Аренда жилья в Европе сравнение цен

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Сообщение: #1

Сообщение rezet » 08 фев 2019, 16:48

Планы. Праздник к нам приходит.

Хотя в первой декаде января и так не мало поводов для праздника, и даже несмотря на то, что три года назад мы добавили к ним ещё день рождения ребёнка – дома всё равно скучно, а значит требуется устроить себе отпуск. Ну и возможность малым количеством рабочих дней получить длинные каникулы, просто обязывает куда-то податься. Казалось бы, все велосипеды тут уже давно изобретены: в горы с лыжами, на море с плавками, на дачу с водкой; в зависимости от интересов и наличия «лишних» денег. Но увы, не всё так просто в нашей семье, как-то не задалось у нас с зимними видами отдыха. Нет, чисто теоретически это было бы интересно, но тратить драгоценный отпуск на то, чтобы из одного снега залезть в другой категорически не хочется, а вот сменить зимние декорации на что-нибудь другое желание зашкаливает. С водкой дела у нас обстоят ещё хуже, так что остаётся лето. Как говорится, лето может быть в любое время года, были бы деньги. Но так-как до нормального лета (+30) далеко и дорого, да ещё нам подавай то, где мы ещё не были (минус пол сотни стран), то можно рассмотреть и более близкие варианты, где не то, чтобы лето, но уже не так холодно и уныло, как в Москве.

Итого, задница требовала приключений, глобус требовал ещё пару-тройку новых отметок, ноги требовали оказаться в тепле, а голова пыталась сохранить часть бюджета для оставшихся на год планов. Ориентируясь на прошлогодний опыт, когда очень удачно прошла поездка по Испании/Португалии, подобный европейский вариант был изначально в приоритете, хотя и более дальние тоже рассматривались. В общем, жена предложила Грецию, я Шри-Ланку и начали думать. Вернее, думать всем было лень (или некогда), скорее ждали пока вопрос решится сам собой. Вот за очередным разговором «Ну что, в Грецию или нет?», всплыла каким-то боком Хорватия. Ну а что, мы там ещё не были, не сезон, но зато можно посмотреть всё без толп туристов. Супруга, осмотрев глобус, сразу же заявила, что Хорватию надо с чем-нибудь совместить – «там же рядом». Мои жалкие возражения на тему наличия в некотором роде границ между странами были отметены железным аргументом «народ же ездит». Да и сам в общем-то понимал, что одной Хорватией сыт не будешь – можно и поискать варианты аренды авто с пересечением границ, не такая уж это проблема в конце концов. Спустя пару дней мытарств по всевозможным агрегаторам, сопоставления цен на перелёты/аренды, оптимальный вариант нарисовался в Черногории: перелёт Москва-Тиват выходил даже дешевле, аренда авто тоже дешевле, все окрестные страны входили в допущенные и 40 евро доплата за пересечение границ. Билеты с 5 по 13 января до Тивата получилось купить за мили, а сэкономленные деньги решили добавить к аренде и взять полный привод, подумалось что будет спокойнее в горах если что, зима всё-таки. Забронировали машину и забили на всё до 20-х чисел декабря.

Изначально планирование поездки я хотел отдать на откуп супруге, в предыдущий раз затащил её в Перу почти против её воли, и надо было немного реабилитироваться. Но за пару недель до даты «X» стало ясно, что она этим заниматься не планирует, а маршрут сам себя не составит, пришлось мне вернуться к вопросу. Ну как вернуться… Информация по Хорватии и Черногории на 99% сводится к летним (ну или более-менее сезонным) поездкам, а по Боснии вообще кот наплакал. Но всё же кое-что полезное почерпнуть удалось, за что большое спасибо форуму. В силу природной лени и/или отсутствия свободного времени, планирование было довольно поверхностным и в результате получился следующий круг на 8 дней: Тиват-Дубровник-Пелешиц-Сплит-Плитвицкие Озёра-Загреб-Сараево-Мостар-Подгорица-Тиват. Дальше забронировал в каждом промежуточном пункте по одной ночёвке, прикинув на глазок что расстояния на каждый день не такие большие (кроме разве что перегона Загреб-Сараево, тут рассчитывал на 5-6 часов дороги). Оставалась куча вопросов: более детальный план что и где смотреть, нюансы перехода границ, дороги и т.п. Но перед новым годом времени и сил ни на что не оставалось, поэтому маршрут так и остался в виде грубых мазков. По этой причине ехать нам предстояло «на расслабоне», без чётких планов и расписания, чего по большому счёту и хотелось. Словом, паспорта и карточки с собой, остальное можно решить на месте.

День 1. Улыбаемся и машем.

Всё идёт по плану, по отсутствующему плану. Думаю, день вылета прекрасно иллюстрировал настрой и в целом задал тон всей поездки: бестолково-позитивный и расслабленный. По непонятной причине у меня с самого утра было постоянное ощущение приближающегося «Что-то пошло не так», но по причине ещё менее понятной меня это совершенно не беспокоило. Началось всё с регистрации на рейс, уровень подготовки к вылету был таков, что я даже забыл, что давно существует онлайн регистрация, и нам пришлось идти на стойку S7. Сотрудница вместо того, чтобы как обычно выдать посадочные начала молча вздыхать, смотрела что-то в компьютере и куда-то звонила. Мы стоим молча, но начинаем понемногу подозревать какой-то подвох. Через пять минут выдаёт посадочные: мне в бизнес-класс, а супруге в салон. Хм… Ну ладно, не отказываться же. Самолёт битком, местами мы, разумеется, поменялись: супруга отправилась привыкать к хорошему, а я назад. Там соседи уже переругались из-за ручной клади, серьёзный повод не спорю, но до драки почему-то не дошло. Далее долетели без эксцессов, прошли паспортный контроль и ещё через минуту оказались на улице. Аэропорт крохотный, даже не знаю как там летом справляются с пассажиропотоком.

Почему-то я изначально был уверен, что так и будет - среди встречающих наших табличек не наблюдалось, походил взад-вперёд, почесал затылок; звонить прокатчику и выяснять было лень, поэтому решили просто немного подождать. Уровень подготовки опять на пятёрку с плюсом: забыл посмотреть, где эта прокатная контора находится, должны ли нас вообще встретить или нет. Минут пять стоим и дышим воздухом, тут подходит какой-то хипстерского вида парень с табличкой; толи у него ручки не нашлось, толи она не писала, но он просто нацарапал на листочке какие-то каракули без чернил, «белым по белому» так сказать. Я почему-то сразу же понял, что там «написана» моя фамилия, и мы помахали ручками; оказалось - действительно за нами. Парень этот вроде и с самого начала тут тёрся, но без табличек, видимо рассчитывал нас так узнать или не знаю на что, в общем подготовился он так же, как и мы. Впрочем, других претензий к прокатчику «Green Motion» у нас нет, всё быстро и без заморочек. Офис в 100м от терминала, про границы они не забыли, быстренько заполнили бумаги и выдали нам наш Ford Kuga. Дальше этот товарищ показал, где документы и всё остальное, быстро закрыл офис и умчал «в закат». Сильно подозреваю, что это была его единственная рабочая активность за день. Для пересечения границ была вложена страховка (грин-карта) и сделана пометка в договоре, что прокатчик не против. Договор по факту ни разу никто не спрашивал.

Мы хотя и были предельно расслаблены, но всё же не настолько, чтобы ехать куда глаза глядят, пришлось взять себя в руки и вспомнить куда мы должны попасть к вечеру, проложить маршрут, переодеться в «летние» куртки и тому подобное. Куга оказалась со встроенной навигацией, 23 тысячи на одометре и довольно бодрый для неё 2л дизель. Впрочем, других плюсов у неё обнаружено не было, тарантас так себе, ожидал чего-то более приличного почему-то. Надо доехать до Дубровника и преодолеть первую границу, вот и всё что нам было известно про сегодняшний путь. Навигатор показывал что-то типа 70км пути, что было несколько меньше, чем я предполагал, но разбираться с техникой было решено в процессе и мы тронулись в предложенном искусственным разумом направлении. Причина малого километража выяснилась минут через 10, навигатор проложил нам маршрут через паром. Переправа как-то не входила в наши планы и, проигнорировав команду «поверните налево» мы отправились в объезд вокруг «озера». Ну да, на следующий день я уже узнаю, что это Которский залив, а ни какое не озеро, но как все уже поняли – мы готовились, поэтому пока было «озеро».

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Насладившись живописными видами и по пути сделав пару остановок на фото, мы оказались на другой стороне переправы и продолжили свой маршрут. Ещё спустя минут 15 на заправке я узнал, что валюта в Черногории – евро, ну... вы поняли, планирование 99 левела. За этим нехитрым открытием мы и подкатили к границе, насчет возможных сроков прохождения которой у нас не было ни малейшего представления. В своих расчётах я предполагал по 30-60 минут на границу, надеялся на лучшее т.к. не сезон и туристов мало. Первый опыт нас опечалил, простояли пол часа на черногорской стороне и все полтора на хорватской. Толи вечер субботы, толи туристы куда-то всё же едут (в очереди было много немецких и швейцарских номеров). Забегая вперёд, скажу, что волнения всё же оказались напрасными и на всех остальных переходах суммарно мы ждали ноль минут, только само оформление «у окошка», из машины ни разу не выходили. Так что, если смотреть всю поездку - два часа на восемь штампиков я считаю более чем приемлемо.

В процессе пресечения границы стемнело и Хорватию мы «увидели» в кромешной тьме. Супруга уже требовала немедленно её накормить, я был как-бы не против и даже за, но в тоже время не хотелось терять время и съезжать куда-то. Выглядывая ресторан у дороги, мы дотянули до нашего поворота, первая ночёвка у нас была немного не доезжая Дубровника. Выбрали местный «Шератон», подкупивший бесплатной парковкой и подходящим ценником 90 евро. На съезде с шоссе обнаружился торговый центр, куда мы и намылились в поисках банкомата. «Заодно и поедим», - подумали мы, заезжая на парковку, окружающая действительность производила впечатление города и в пределах видимости присутствовали заведения напоминавшие рестораны. «Не тут-то было», - наткнулись мы на суровую реальность: сняв денег и выйдя на улицу, мы сразу сунули нос в 3 ресторана, но только обнаружили 3 закрытых двери и ни разу не поели. Как потом выяснилось, это было скорее правило, чем исключение – приходите летом. Делать нечего, доехали до нашего шератона голодные. Снаружи он выглядел хмуро, ни одного огонька в окнах, даже закралось подозрение, что он тоже закрыт. Однако, дверь всё же открылась, на ресепшн нам выдали ключи и сообщили, что у них э… пусто, занято два номера. Как потом выяснилось, отель работал последний день и закрывался до марта на каникулы. Вот такая обратная сторона межсезонья. Закрыто всё что можно закрыть. К счастью, напротив отеля через дорогу работал один ресторан, где мы и оказались уже через 5 минут. Тут мы первый раз познакомились с ценами «на поесть», 400 кун, как с куста, малюсенькая порция и не более чем средне по качеству. В тот раз я ещё подумал, что ресторан рассчитан только на клиентов «шератона» и дальше всё будет нормально, ошибался.

День 2. Хорошая попытка, Дубровник.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Ну что-ж, первый день может быть и разминочный, но сегодня уже пора начинать культурно развлекательную программу, причём сразу один из главных пунктов – Дубровник. И вот уже в 10 утра мы встали на паркинг у входа в старый город. Погода плюс 8-10 градусов, как оказалось вполне стандартная для всего побережья во время нашей поездки. Если солнышко, то вообще хорошо. Что касается Дубровника, то тут «несезон» был нам только в плюс. Кроме центральной улицы людей почти не было, в большинстве случаев вообще не видно ни одного человека на 360 градусов. Может летом, чуть больше красок и живописнее, но скорее всего не протолкнуться. На центральной улице около половины ресторанов и магазинчиков работало, в переулках процентов 99,9 всего закрыто. Но проблем что-то найти не было и открытой части более чем хватало для того количества туристов что там ходило. Кстати, по поводу парковки, читал в паре отчётов о грабительских ценах, типа 20 евро в час, у меня вылетела из головы точная сумма, скорее всего было что-то не очень существенное, вроде 20-30 кун (меньше 5 евро). Возможно, цены на парковку тоже подвержены сезонным колебаниям? Или провалы в памяти, у меня отложилось, что разменял сотню кун на более мелкие деньги оплачивая паркинг.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Как ни стыдно признаться, всё-что я знал про Дубровник, заходя внутрь – тут одно из мест съёмок всем известного сериала. Фанатом этого произведения меня назвать крайне сложно, так что узнавать характерные виды и искать какие-то определённые локации в планы не входило. Исследование было решено производить проверенным, и зарекомендовавшим себя только с худшей стороны методом «случайных блужданий», так же известным как «научный тык». Подробно описывать не буду, Дубровник есть во многих отчётах и добавить мне особо нечего. Скажу только, что на нас он произвел, пожалуй, лучшее впечатление за всю поезду. Такой добротный городок, есть какая-то самобытность, история – приятно посмотреть. Но вот через час оказалось, что долго ходить там некуда, обошли по кругу, потом вдоль и поперёк, на часах 11 утра с копейками - задумались, что делать дальше. Планировали тут же и пообедать, но было как-то рано для этого. В целях нагуливания аппетита и убивания времени, решили пройти к канатной дороге, хотя ехать на ней не очень-то и хотелось. Оказалось, что «канатка» работала, но цена на билеты быстро убила последнее желание кататься. К сожалению, не могу вспомнить точно, билет «туда-обратно» на их сайте стоит 150 кун, но у меня засела в голове другая сумма, не то 160, не то 180. Рядом со входом ушлые таксисты уже обрабатывали пару туристов на 10 евро за двоих до вершины, К - конкуренция. Несмотря на, казалось бы, провальный поход к фуникулёру, основную задачу он выполнил – аппетит нагулялся.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

С этим мы спустились обратно в старый город, где без промедления очутились в одном из работающих ресторанов. Тут можно рассказать немного подробнее, ибо этот обед внёс существенный вклад в моё мнение о Хорватии в целом и данной местности в частности. Цены по меню, вывешенном на улице, показались немного гуманнее, чем наш вчерашний ужин и мы зашли. То, что в меню не было напитков, нас как-то не напрягло и мы заказали обычный ужин без излишеств, бокал вина, бутылку пива. Сама еда была по большому счёту весьма неплохой, попробовал чёрное ризотто, которое есть тут почти во всех ресторанах. С удовольствием отобедав, обнаружили счёт на 570 кун. Мало того что пиво стоило 70 (обычная бутылка, в магазине она же 7 кун), так ещё был добровольно-принудительный хлебушек за 20 кун с человека. Правильная была фраза в одном из отзывов по Дубровнику, он – «смехотворно дорог». Ключевое слово - смехотворно. Не поймите неправильно, я не жмот, бывало, мы ужинали и за $200 если оно того стоило, но тут просто развод туристов на пустом месте и ничего более. Не давал покоя вопрос, почему Хорватия чуть не в два раза дороже Испании обходится. Впрочем, хитрозадость местных рестораторов впечатление от Дубровника нисколько не испортила. Просто его надо было только смотреть, не обязательно есть в нём, жить в нём, просто зайти и увидеть. Немного обедневшие, но сытые и довольные мы поехали в сторону Малого Стона. Место было выбрано по двум причинам, надо было переночевать между Дубровником и Сплитом и хотелось попробовать местных устриц. У нас был забронирован один из немногих доступных отелей в данной местности непосредственно в самом Малом Стоне. Им же вроде принадлежит и ресторан “Kapetanova kuca”, где мы собирались поужинать.

Впрочем, даже после небольшого отдыха для ужина ещё было слишком рано, и мы решили проехаться вглубь полуострова Пелешац. Выехали из Малого Стона, проехали «обычный» Стон и дальше по единственной дороге, просто глазеть по сторонам. Достаточно много каких-то местных хозяйств, продают вино, домашнее оливковое масло и т.п. Вроде даже что-то работало, хотя мы не проверяли. Проехали мы, наверное, километров 20 и, насмотревшись вдоволь, вернулись в Стон (большой). Из всего городка работал только минимаркет, даже тупо «магнитик» купить негде. Тогда мы ещё понадеялись, что это из-за воскресенья и какого-то праздника, может завтра найдём что-то. Ха!… Завтра всё не работало, точно также, как и сегодня. Но это будет потом, а пока мы вернулись обратно в Малый Стон и были в полной готовности для дегустации устриц. Если верить форуму более-менее стандартная цена на них 6 кун, но те три ресторана куда мы заглядывали предлагали их по 10 кун за штуку. Более мелкие рестораны были закрыты, а ехать непосредственно на фермы и искать там душа не лежала. К тому же заказывать их десятками и дюжинами в планы не входило, поэтому разница между 6 и 10 была в этом контексте не принципиальна, вот мы и пошли в соседний ресторан, как и планировали изначально – «Капетанова куча». Я тогда ещё подумал, что там за кучу этот капитан навалил. В последующие дни разобрались, кто «куча» по-местному «дом».

Что знает об устрицах среднестатистический россиянин, кроме того, что они бывают голубыми? Пожалуй, практически ничего, наверное, это где-то далеко, дорого и невкусно, а ещё ими можно отравиться, примерно в таких стереотипах мог бы пребывать и я, если бы не был читателем данного форума. А так я был уверен, устрицами в основном питается Винский, съедает их не меньше 2-х дюжин за раз и всенепременно в Малом Стоне. Вот примерно с такими представлениями о мире мы и пребывали до нашего визита в Хорватию. Итак, как вы поняли, к ценителям устриц нас отнести сложно, брали как-то пару раз попробовать без особых восторгов. Но тут вроде как другое дело, не пропускать же главный местный продукт. Заказали по скромному 5 штук, по неведомой причине принесли нам их 6, а посчитали всё же 5 - скидочка. Устрицы в этот раз зацепили, то ли действительно качество было лучше, толи просто распробовали. «Платный хлебушек» присутствовал, но за скромные 5 кун. Не буду сильно расхваливать ресторан, всё-таки в сезон лучше озадачится каким-то более местечковым заведением «no-name» на отшибе, подозреваю что там должно быть вкуснее и более аутентично. Однако и тут мы посидели от души, напоследок нам принесли таз черного ризотто, не знаю стандартная это порция или навалили просто всё что оставалось. В итоге получилось гораздо вкуснее, гораздо больше и гораздо дешевле, чем в Дубровнике. Если меня вдруг занесёт на летний отдых в Хорватию, я бы выбрал что-то на полуострове Пелешац. Не знаю, что там с морем, нам в Январе по понятным причинам это было не интересно, но если там есть пляжи – то мой выбор очевиден.

День 3. А был ли мальчик?

На сегодня было задумано доехать до Сплита, по дороге пересечь кусочек Боснии, и успеть осмотреть всё что надо в самом Сплите, чтобы завтра уже с утра быть свободными для дальнейших подвигов. Вернулись с полуострова на материк и покатили в сторону Неума. На границе мы отдали в окошко документы и через минуту получили обратно со штампами о выезде из Хорватии, дальше я ожидал въезд в Боснию, но более никаких пограничников обнаружено не было. Мы проехали Неум и через несколько минут оказались на въезде в Хорватию, ещё одна минута и въездные штампы заняли своё место в паспортах. Почему мы не въезжали формально в Боснию осталось загадкой, где-то читал что там отдельная очередь на транзит из Хорватии в Хорватию, а другая на въезд в Боснию. Мы ничего такого не видели, просто подъехали к отрытому окошку и отдали паспорта, никаких вопросов «куда едем» не задавалось.
После границы, через какое-то время начинается платный автобан и оставшееся расстояние до Сплита пролетается очень быстро, подъезжаем с опережением графика. Чтобы не терять время, решаем сначала ехать в Трогир, который предполагался на завтра, там погулять и пообедать, а на вечер – Сплит. В Трогире всё уже ожидаемо, пусто, на 80%-90% закрыто, и никто не мешает прогуливаться. Немного портил картину процесс разбора рождественских базаров, что-то пилили, таскали, грузили. Трогир особого впечатления не произвел, нашли работающий ресторан без особого труда, но поискать всё же пришлось. Читал мнения, что Трогир интереснее Сплита, но согласиться не могу.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Дальше наш путь лежал в Сплит, где отель был забронирован непосредственно в старом городе. На букинге значилась опция «Бесплатная частная парковка на месте», у меня были по этому поводу сомнения или даже скорее непонимание, как может быть частная парковка, если там вообще пешеходная зона и к отелю даже на машине не проехать. Как прояснилось в день перед заездом, отель предоставляет место в ближайшем паркинге, надо только предупредить как минимум за день. Но это в сезон, а сейчас просили просто скинуть сообщение за 30 минут до приезда и дали адрес парковки. На въезде в парковку нас действительно поджидал сотрудник отеля, бросили машину, а оттуда уже пешком.

До темноты легко успели посмотреть город, пары часов для прогулки вполне достаточно. Как ни странно, тут работало гораздо больше заведений, думаю не меньше половины всего было открыто. Да и улицы не выглядели пустыми. Как повелось у нас в этой поездке, исторический контекст мы постигали уже на месте – постфактум, типа «А что же это мы такое смотрели сегодня». Старый город представляет собой две части (сотрудник отеля назвал их «римская» и «средневековая»). Первая часть, по сути, есть дворец Диоклетана, который считается самым сохранившимся из своей эпохи. Видимо остальным пришлось совсем худо, тут сохранились по большому счёту только внешние стены, и небольшая часть построек. Основная же часть его территории была впоследствии застроена более поздними зданиями, тем что сейчас и называется старым городом, т.е. он как-бы внутри дворца. Вторая часть, примерно того же размера, средневековая застройка, то, что уже не помещалось внутрь дворца. Вердикт не однозначный, больших восторгов город не вызвал, но сказать, что он вообще не представляет никакого интереса не могу. По-моему, вполне себе интересное место на пол дня/день – посмотреть. Ужинать нас после плотного обеда не тянуло, и мы ограничилось заведением с винным уклоном “Zinfandel”, сет из четырёх сортов местного вина с небольшой закуской, супер.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

День 4. Безвозмездно, т.е. даром.

С утра выдвигаемся к Плитвицким озёрам, обратная процедура с паркингом была ещё проще, нам просто отдали карту отеля и попросили, как выедем за шлагбаум, оставить её у работника парковки. Поскольку Трогир успели посмотреть вчера, то была ещё надежда заскочить по дороге в Шибеник. Но по факту не получалось, выбрались из отеля позже, чем планировали и оставалось не больше часа в запасе, чтобы успеть к озёрам в районе 3-х часов дня: в 5 уже темнеет и надо было успеть погулять там какое-то время. С учётом дороги, заскакивать на 30-40 минут в город было почти бессмысленно, да ещё, в отличие от предыдущих дней погода испортилась, начал накрапывать противный мелкий дождь. Решили, лучше потратить запас по времени на обед, и остановились в едальне на автобане. Тут общепит обычный, конечно, но в целом приемлемо по соотношению цена/качество. После съезда к озёрам ещё около 100км по просёлочному шоссе и мы въехали в национальный парк. По дороге начал появляться снег, мы как-то за три дня уже и отвыкли от него.

Заехав на парковку в нижней части парка (вход 1), с удивлением обнаружили, что сейчас она предлагается бесплатно. Ещё больший сюрприз ожидал на входе, на кассах было обозначено что они работают с 9 до 14 часов. Мы подошли ближе к 15-00, кассы не работают – вход открыт. Лайфхак для экономных, если не хотите гулять целый день, то можно посмотреть озёра совершенно бесплатно. Темнеет после 5 вечера, так что как минимум три полноценных часа у вас есть, если приехать к закрытию. Мы ограничились маршрутом «A», от начала спуска и до подъема наверх не встретилось ни одного (!) человека. Было ощущение, что мы одни во всём парке, только на выходе нагнали группу китайцев. Что касается самих озёр, утверждается что они хороши по-своему в любой сезон, я всё же склоняюсь к тому, что зимний вариант наименее интересный и наиболее унылый. С маршрутом мы управились меньше, чем за час и к 4 вечера уже были у машины. Можно было доехать до входа 2, зайти бесплатно второй раз и посмотреть верхнюю часть озёр, но абсолютно не хотелось, понимали, что впечатления будут те же самые. Отправились к отелю, который у нас был в нескольких километрах после выезда из парка в сторону Загреба. Небольшой частный отель без претензий, которых там великое множество на подступах к национальному парку. На ресепшн застали сотрудника отеля разговаривающим по телефону, объяснял кому-то что на 1 июня уже мест нет. «Фига себе», сказали мы, январь же. В общем, день прошёл под знаком «несезон рулит».

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

День 5. Загребали, загребали да не вызагребали.

С утра держим путь на Загреб и по дороге надо заехать в Растоке. Вот тут был эпик фейл, конечно, судьба отыгралась за вчерашние подарки и показала, что «несезон» это не только хорошо, но и плохо. Надо сказать, что от этого места я ожидал не то, чтобы шедевра, но довольно многого, уж очень нравились фотографии. Оставив машину на парковке, спустились вниз и обнаружили что не работает ничего, 100% closed. А из-за того, что всё закрыто – никуда не пройти. А там, где пройти – смотрится никак. Развернулись и, проклиная местное народонаселение до пятого колена за такое трудолюбе, побрели обратно к машине. Пожалуй, это единственное место за всю поездку, которое однозначно разочаровало.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Зачем ехать в Загреб? Да вроде как особо не зачем, но всё же столица – нехорошо пропускать. Понятно, что тут объективно сохранилось мало исторического, но всё же мы ожидали хоть что-то, ну к примеру как в Варшаве. Ладно чёрт с ним, что осталось, то осталось, но могли бы убрать немного. Ну ладно, стены немного помыть от граффити. Ладно, можно не мыть, хоть штукатурку подправить, где уже отвалилось. Наверное, я многого прошу. На фоне вылизанного Дубровника и в целом благополучного побережья, тут просто помойка. На «не сезон» пенять не приходится, всё работает, люди живут, и вроде стана не так сильно бедствует, ЕС в конце концов. Не подумайте, что я жалуюсь, мне-то как раз всё равно, впечатления не обязательно должны быть только позитивными, на такое тоже интересно глянуть, да и не плохо дополняется итоговое впечатление от страны. Увидеть это было довольно любопытно, просто не ожидал такой разрухи.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

В процессе поиска ресторана выяснилась ещё одна проблема, которая потом ещё не раз возникала в последующие дни вплоть до конца поездки. Тут курят. В некоторые кафе просто было не зайти. Я к курению отношусь с полным безразличием и обычно просто не замечаю. Но когда в маленьком плохо проветриваемом помещении за каждым столиком дымят, то реально хреново. Жена так вообще задыхаться начинала прямо с порога и приходилось стремительно ретироваться. Думаю, летом эта проблема решается столиками на улице, но в холодное время года – прямо беда. Гастрономических изысков в этот день не случилось, ну просто поели где-то, не запомнилось. В целом прогулка получилась хоть и бестолковой, но интересной. Да, Загреб оказался не тем, что мы от него ждали, но вот он такой есть. Имеет право.

День 6. Сараево – город контрастов.

Сегодня день не предвещал особых увеселений, надо было доехать до Сараево. Выбирая накануне маршрут, рассматривал три варианта перехода границы. Можно было ехать максимально по Хорватскому автобану и перейти в районе города “Slavonski Brod”. Второй вариант свернуть раньше на город “Gradiska” (тавтология какая-то), такой путь предлагал нам гугл. Третий – ещё чуть раньше на “Jasenovac”, а потом уже по территории БиГ к этой «Градишке», его и выбрал как наименее загруженный. С утра надо было решить проблему с завтраком, т.к. в стоимость номера он не входил, и я рассчитывал, что в городе это решится на раз-два в ближайшем кафе. Из ближайшего мы выскочили «как пробка» из-за сильного задымления, даже я поперхнулся на входе, что уже говорить про более нежные создания. Второе было хоть и сильно прокурено, но оставляло надежду на то, чтобы не задохнуться. Действительно, не задохнуться было возможно по причине полного отсутствия в нём посетителей, а вот стены «фонили». Помимо посетителей в нём отсутствовала еда, пришлось съесть на завтрак кофе. Перед тем, как окончательно распрощаться с Загребом заехали в местный аутлет (бестолковый), потом быстро пообедали и примерно в 12-30 отчалили в сторону Сараево.

Перед тем как окончательно покинуть территорию Хорватии надо было избавиться от остатков местной валюты, купили бутылку вина в сельском магазине и зарулили на пограничный пункт. С переходом угадали, опять было ноль машин, и процедура не заняла много времени. Только хорватская пограничница минут пять копалась в наших паспортах и даже сподобилась на вопрос «Куда едете?». Ответ «Босния, потом Черногория» её устроил, и мы были отпущены покорять следующую страну. Боснийские пограничники на этот раз были в наличии, и мы получили их штампы тоже.

Как ни странно «Босния и Герцеговина» состоит не из Боснии и Герцеговины, а из «Республика Серпска» и федерации «Боснии и Герцеговины». Рекурсия, скажете вы, ан нет – вторая «Босния и Герцеговина» делится на Боснию и Герцеговину, всё просто. В Боснии мы доехали по просёлочной дороге до трассы и взяли путь на Сараево, первые километров 30 (до Баня-Лука) был нормальный такой автобан, я даже начал надеяться, что мы так и доедем. В «Бане» мы тормознули около торгового центра и разжились местными денежными знаками – конвертируемые марки (КМ). Наличие в названии валюты слова «конвертируемая» у меня лично сразу вызывает желание постебаться немного. Это как на ресторане написать «съедобные обеды», они бы ещё назвали «Абсолютно свободно и безо всяких ограничений конвертируемые по средам и нечётным пятницам марки».

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Баня – довольно большой город, ну где-то с Мытищи размером. Проехали его и пригороды, а дальше свернули на предложенную навигатором «региональную» дорогу, которая должна была сократить нам часть пути. Пока мы петляли по горам началась метель дорогу понемногу заметало, а мы продолжали перемещаться со средней скоростью 30-40 км/ч. Пожалуй в плане перемещения по автодорогам БиГ одна из самых медленных стран, где мне пока доводилось водить машину. Пожалуй, столь медленное передвижение у нас было только на Бали. К темноте успели хотя бы выехать на более-менее скоростное шоссе на подступах к Сараево, в целом такая дорога немного утомительна, но в рамках нашего тура, пожалуй, было правильным решением проехать всё это одним махом.

Сараево… Название Сараево, у меня лично вызывает только одну ассоциацию с одноимённой постройкой популярной в сельской местности. Нет, я как бы знаю этимологию русского слова «сарай» и его значение в тюркских языках, но всё равно ожидал увидеть там именно то, что слышу, ну как в перуанской Хулиаке. Несмотря на скептицизм, в столице у нас был забронирован аж целый Swissotel! Как было написано «на заборе» - первый “Iternational 5*” в Сараево. Нет, конечно же, он классный, как и подобает марке, да ещё и новенький с иголочки, всё что привезено и установлено там готовом виде – безупречно. Но всё то, к чему требовалось приложить «прямые руки» вызывает приступы истерического смеха у всех, кто хоть раз в жизни сталкивался с ремонтом. Единственно разумное объяснение, что конкретно за наш номер отвечали Равшан и Джамшут. Даже сфотографировал себе «подборочку» на память. Зато при заезде дали бесплатный 60 минут массаж каждому и «велкам дринк» в ресторане. Я правда любой массаж ненавижу до трясучки, так что жена стала обладательницей 2-х часов.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Казалось бы, день завершён, но нет – основные эмоции были ещё впереди. Ужинать поехали в старый город, если это так можно назвать, ни или в исторический центр. Присыпанный свежим снежком ночной город выглядел даже нарядно, на подступах к нужному месту появились указатели на парковку, «P» с крышечкой, как в лучших домах «ландона и парижу», может тут и не сарай вовсе. Вот мы и свернули в одну из таких «P», ожидая там найти нормальный подземный гараж, ну или хотя бы наземную площадку со шлагбаумом. Но здесь вам не тут, через 20 метров дорога утыкалась в сомнительного вида тупик и дальше шла пешеходная зона.

    - Это П, - подумал я.
    - Нет всё-таки P, - утверждали каракули на стене, - поворачивай направо за дом.
    - Точно П, - подумал я, узрев внутренний дворик.
    - Да нет же - P, зуб даю!, - продолжали каракули со стрелочкой вниз на спуске/дырке в подвал.
    - Что это за Ж, - подумал я уже вслух, оказавшись внизу.
    - Как что, P, не видишь, что ли, - убедительно парировала местная наскальная живопись.
Около одной дырки в стене красовался огромный знак «Кирпич» работы Сальвадора Дали (100% его), около второй была великолепная стрелка «налево» кажется работы Босха (тут не уверен). Проследовав по ней, я наконец уверовал в то, что мы действительно оказались на паркинге, виной тому оказалось наличие там некоторого количества машин. В остальном, это была комната, примерно 25х25 метров, равномерно утыканная бетонными столбами на расстоянии 3 метра друг от друга. Часть углов была заботливо обмотана поролоном, остальные скорее всего были защищены силовым полем (не проверял). Картину пост апокалипсиса прекрасно дополняла заколоченная дверь, в которую уже скребли зомби, и куча мусора, изящно наваленная в одном из углов помещения. Пока мы сидели, открыв рты, материализовался работник парковки и выдал нам квиток со временем въезда. Выйдя из машины, я первым делом посмотрел, продержится ли дверь хотя бы до нашего возвращения из ресторана и только потом направился к выходу. Парковщик тем временем растворился в неизвестном направлении, - «Наверное голограмма», - подумал я, - «появится, когда вернёмся».

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Оказавшись на поверхности, мы вернулись из пост-апокалиптического мира более-менее похожий на реальный. У меня тут случился какой-то диссонанс, с тем, что я до этого успел увидеть из окна отеля и из машины на подъезде, за фасадом города скрывалась какая-то невнятная одноэтажная застройка, отдавало чем-то турецким, но не совсем. Жизнь не то, что бы кипела, но кое-какая уличная торговля ещё продолжалась, магазинчики с налётом восточного базара, но опять-таки не совсем. Собственно, гулять мы там особо не планировали, просто прошли 200-300 метров до ресторана, по пути успев немного рассмотреть город изнутри. Ещё в отеле я присмотрел нам хорошее место для ужина, выбирал по отзывам на «Трипадвайзоре», обычно это 100% гарантия неудачного выбора, но тут почему-то сработало. Вывеску ресторана «Dveri» с улицы мы чуть было не пропустили, случайно бы точно не зашли, а он оказался действительно оказался хорош - рекомендую. По местным меркам возможно дороговато 60КМ (30 евро) за хороший ужин на двоих, но в сравнении с Хорватией мы просто вздохнули с облегчением – там 50-60 евро уходило легко.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

День 7. Новый старый мост.

Утро, дом напротив отеля в Сараево, обратите внимание на орнамент
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Утром неспешно собрались и за пару часов доехали до Мостара, где, быстро заселившись в очередной отель, отправились на осмотр главной местной достопримечательности. По дороге ещё заехали на заправку, там я был жёстко обсигнален, а потом и обруган местным автолюбителем средних лет, который стоял за мной. Причина и смысл сказанного, осталась для меня загадкой, вероятно я не слишком быстро, по его мнению, шёл от кассы к машине, или он просто не любит черногорские номера у машин. Мужичок нервно махал руками и злобно брызгал слюнями. Надеюсь, в дальнейшем у него всё сложится хорошо, а то с такими нервишками недолго и кони двинуть. Заехали на парковку поближе к мосту и вышли на осмотр очередного города.

Пожалуй, самая известная достопримечательность БиГ находится в Мостаре и называется «Старый мост», хотя это с недавних пор не соответствует действительности. Обычно, если что-то старое было разрушено в XX веке, то сразу как-то на автомате принято винить «немцев», ну уже в восточной Европе так уже точно. Тут не так, мост успешно пережил втору мировую и более ранние катаклизмы, а вот лихие 90-е вынести не смог. Так что обошлось без «немцев», всего лишь обычными местными хорватами. Новой версии около 15 лет от роду, так что она ещё даже запылиться не успела, просто сияет новизной. Посему воспринимается в качестве исторической достопримечательности не воспринимается абсолютно, но что есть то есть.

Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019. Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Тем временем солнце скрылось за тучкой, задувал холодный ветер и, несмотря на +8, стремительно росло желание очутиться в более тёплой обстановке. Прогулявшись на «ту сторону» и ещё немного туда-сюда, повернули обратно, выискивая по дороге место для обеда. Работало, кстати далеко не всё, что было несколько странно при довольно большом (для этой поездки) количестве туристов. Не без труда, но обнаружили открытый ресторан, который нас порадовал отменным обедом. Мусульманский уклон данной местности играет скорее на руку, мало блюд из свинины (если вообще есть), которую мы не любим. Но при это ещё не начинаются проблемы с алкоголем, без которого на отдыхе ни как, так что тут хороший баланс. Итого Мостар как-то не зашёл у нас под видом историко-культурной достопримечательности, но в целом оставил довольно приятное впечатление. Ещё маленький штрих, поели мы на 61 КМ и получили сдачу 40 со стольника. На просьбу разменять развели руками: «Нет мелочи, не переживайте на счёт чаевых – всё в порядке».

День 8/9. Конец

В целом отпускная программа на вчерашнем дне была завершена и оставалось только вернуться в Черногорию, поэтому больших планов на этот день у нас не было. Ехать решили не через Херцег-Нови, а по дороге М6 прямо до границы с Черногорией, там должен был быть менее загруженный переход границы, да и до Подгорицы оттуда было быстрее. До границы у нас было запланировано две остановки: сначала Radimlja – одно из мест со «стечками», потом Требинье – пообедать и заодно посмотреть город. В первом случился облом, въезд был закрыт, и мы только смогли одним глазом посмотреть из машины, проезжая мимо. Жалею, выглядело интересно. Далее – Требинье, немного погуляли по городу и зашли поесть. Опять из-за курильщиков пришлось ретироваться из двух или трёх ресторанов, в кафешки же вообще невозможно было зайти. Странно, не припоминаю, чтобы мы ещё в каких-то поездках сталкивались с такой проблемой, толи изнежились настолько, толи тут и в взаправду с этим беда. Наконец нашли ресторан, в котором вообще не было людей, и немедленно воспользовались такой оказией, в других обстоятельствах отсутствие в заведении людей сразу отпугивает, но тут рассматривалось как плюс. Далее путь лежал к границе, переход в горах, трафик практически нулевой. Прошли опять без ожидания, водитель машины, ехавшей перед нами, подкармливал пограничников орешками, поставил печать в паспорт – получи орешек, мимимишно. Далее до Подгорицы без приключений, заселились в отель и предприняли попытку погулять по городу. Но так как делать там абсолютно нечего, то прогулка не задалась – невнятно даже по сравнению с Загребом и Сараево.

Подгорица, очередной ужин в пустом заведении.
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Собственно, оставалось только отчалить домой на следующий день, что мы и сделали путь до аэропорта Тивата 1,5 – 2 часа, выбрали дорогу напрямую к побережью через Скадарское озеро и платный тоннель (2 евро вроде), а дальше уже вдоль моря через Будву на Тиват. Сдача Куги прошла без заморочек, зарегистрировались на рейс и пошли на посадку. На паспортном контроле пограничник стал расспрашивать супругу сколько дней она находилась в Черногории, честно ответили, что въезжали вчера и получили выездные штампы. Тогда я не придал этому значения, но уже в процессе написания отчета узнал о существовании такой штуки как «белый картон». Есть подозрение, что вопросы были связаны именно с этим, скорее всего формально мы даже нарушили правила, хотя и не помню точно были ли мы на территории Черногории 24 часа. Так или иначе, толи повезло, толи решили не докапываться из-за одного дня, но для нас отсутствие этой бумажки прошло без последствий.

Итоги, глазами Куги
Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
rezet
участник
 
Сообщения: 63
Фото: 112
Регистрация: 28.07.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 36
Страны: 55
Отчеты: 4
Пол: Мужской

Re: Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Сообщение: #2

Сообщение korzh_yura » 10 фев 2019, 18:52

Интересный отчет. Вы уезжаем тоже на 8 дней в след субботу.
Но нам надо голопам по европам и все сразу. Люди едут в основном перпендикулярно морю овал. Я сначала хотел как Вы - параллельно морю овал. Но вижу - не судьба. Надо ехать перпендикулярно,т.к. восторженным Ваш отчет назвать нельзя....

Вот такой маршрут примерно тогда буем брать
https://www.google.com/maps/d/viewer?mi ... 000004&z=8
А вот моя темя пока без маршрута, то с точками.
Все Балканы за 8 дней в феврале
Чую надо не как Вы, а все таки доделать маршрут чтобы не было мучительно больно потом.

, но вот по гордым перевалам с погодой пока не понятно. естественно, хотчется чем теплее, тем лучше, поэтому всю албанию планируем захватить

В целом, главное, чтобы ночью не было минуса, а днем желательно чтобы больше 10, идеально 15 градусов....

Если что то можете посоветовать, Welcome!
korzh_yura
путешественник
 
Сообщения: 1792
Регистрация: 10.03.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 67 раз.
Поблагодарили: 91 раз.
Возраст: 42
Страны: 90
Пол: Мужской

Re: Балканы спустя рукава: Черногория – Хорватия – Босния и Герцеговина. Январь 2019.

Сообщение: #3

Сообщение rezet » 11 фев 2019, 10:28

По погоде, конец февраля конечно там уже будет теплее, но думаю желаемые 10-15 это только на побережье или рядом.
У нас маршрут изначально строился ради Хорватии в основном, поэтому другие варианты сколько-нибудь подробно не прорабатывали, так что не могу покритиковать или поддержать ваш вариант.
Что касается нашего, то мучительно больно не было. Если смотреть задним числом, то вероятно я не поехал бы в Загреб и от Плитвицких озёр сразу возвращался к Мостару, как-то так. Ну и добавил что-нибудь ещё в освободившееся время.
rezet
участник
 
Сообщения: 63
Фото: 112
Регистрация: 28.07.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 4 раз.
Поблагодарили: 9 раз.
Возраст: 36
Страны: 55
Отчеты: 4
Пол: Мужской




Список форумовЕвропа ::: туристический форум о ЕвропеПутешествия по странам Европы (несколько за одну поездку)Отзывы о путешествиях по странам Европы (несколько за один раз)





Включить мобильный стиль