Большой тур по Северному Кавказу

Здесь собраны короткие эссе или не законченные отчёты по теме экс-СССР. После завершения отчёта он переносится в соответствующий форум в разделе экс-СССР

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #1

Сообщение verkit » 18 окт 2020, 22:12

Тур в 12 дней по всем Республикам Северного Кавказа купил через туроператора Большая страна.
Очень хорошая турфирма. Организовало поездки по огромной России. Во время пандемии Кобида
это самое то. Закрыты большинство стран. И тут подвернулся Кавказ. Как ни странно его мы ещё не посещали.
Были даже в КНДР, а собственную страну ещё не знаем. Причина. Отсутствие сервиса. Боязнь терроризма и
преступности. Иногда далеко не братские отношения между бывшими советскими людьми.
Предубеждения. Если мы кавказцев каждый день видим в Москве и в других городах России то зачем ещё к ним
туда ехать ? Но и узбеков и кыргызов. Армян. Грузин азербайджанцев тоже наблюдаем чуть ли не каждый день. Но это
не мешает желанию посетить их страну и восхищаться природой страны и его народом. Все таки мигранты это особый сорт
людей. Дагестан это очень экзотическая страна. Чуть ли каждый аул имеет собственный язык. Почти как в Новой Гвинее.
И присутствуют народные промыслы. Это кинжалы. Ювелирные изделия. А природа ? Тут есть горы. Есть и пляжный отдых
в Каспийском море.

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской
российские города интересные для поездки

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #2

Сообщение verkit » 19 окт 2020, 06:36

Итак первый день. Полёт и приземление прошло прекрасно.
Группа собралась у памятника Амет Хан Султану. Дважды герой Советского союза. Лётчик.
Дагестанцы и крымские татары считают его своим героем. По материнской и отцовской линии.
Потом в гостиницу Адмирал. Он находится на окраине. Это сделано специально чтобы рано утром
выехать в сторону Моздока и Дербента. В Махачкале в центре утром и вечером не въехать и не выехать из за
сплошной пробки. В городе уже миллион населения проживает.
Очень много спортсменов единоборцев. До тридцати процентов населения увлекается различными единоборствами.
Дагестанцы доминируют в многих видах борьбы. Ушу Саньда. Контактных видах каратэ. Различных видах бокса.
Там везде их кормить российский бюджет. Задействованы в сборных командах нашей страны и практически
многих стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Поэтому бегающих мальчишек десятилетнего возраста можно
часто наблюдать. В Республике проживают множество национальностей. Некоторые языки. Например табасаранский
из за трудности и сложности изучения и произношения попали в книгу рекордов Гиннесса. В городе есть Аварский.
Азербайджанский. Кумыкский. Ногайский. Даргинский. Лакский. Табасаранский. Лезгинский национальные театры.
Гостиница Адмирал широкие комнаты с огромной кроватью. Предоставляют тапочки. Шампунь. Гель.
Но в душевой кабине вода из под крана не уходит. Стоит. Вечером кормили прекрасно. Можно купить пиво разливное
Самару за 80 рублей. Можно и рюмку коньяка.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #3

Сообщение yakra » 19 окт 2020, 16:09

Махачкала, далеко не миллионник, 600 тысяч примерно, местные жители склонны преувеличивать свои достоинства, но население стремительно растёт, с 2008 года почти на 200 тысяч увеличилось
yakra
новичок
 
Сообщения: 35
Регистрация: 18.02.2019
Город: Ярославль
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 46
Пол: Женский

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #4

Сообщение verkit » 20 окт 2020, 08:24

Первый день обзорная экскурсия по Махачкале. Город назван по имени героя Гражданской войны
Махача Дахадаева. До Махачкалы столицей Дагестана была Темир Хан Шура или Буйнакск.
По пути в центр прошли мимо огромного памятника русской учительнице. В советское время русские специалисты
сделали очень много для развития образования и культуры здравоохранения народов Дагестана.
Поэтому дагестанский народ глубоко благодарен им. Есть прекрасное этнокафе. Где подают блюда разных Кухонь мира.
Официанты в национальных костюмах подают шикарные национальные блюда.
В Рапидовском парке гуляют гости и жители Махачкалы. Названо по имени болгарского города. Они строили этот парк.
Там стоит памятник партийному секретарю сталинского времени Абдурахману Даниялову. Есть людская мольба.
Что благодаря его настойчивости дагестанские народы не подверглись переселению в Среднюю Азию.
Он мол отправился к Сталину и Берии. И уговаривал им не делать этого. Так как свободолюбивые народы могут взяться
за оружие. Напомнил о Шамиле. Ни один народ Дагестана не дал в жертву.
Внизу Каспийское море. Рядом идёт железная дорога. Это не даёт развиваться пляжному туризму.
Грохот проносящихся железнодорожных составов заглушает все звуки. Да и опасно купаться рядом с рельсами.
Жители Дагестана купаются в Каспийске и Изербаше.
Есть пешеходная улица за памятником Ленину. Там стоят три прекрасных музея. Художественный. Национальный. И историко
Архитектурный. Судя по отзывам музеи потрясающие. Из за нехватки времени не смогли посетить музеи. Придётся потом
возвращаться в Махачкалу. Поднялись в горы Тарки тау. Там по предположению располагалась столица Хазарского каганата
Семендер. Были найдены крепостные стены. Хотя центр этого каганата располагалась на Волге. В Астрахани. В территории Калмыкии.
Оттуда обзор на всю Махачкалу. Посетили Джума мечеть. Здесь мусульмане собираются на пятничную молитву.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #5

Сообщение verkit » 21 окт 2020, 07:48

Второй день. Отправились в Хунзах. Посетили Унцукульский и Хунзахский районы Республики Дагестана.
Путь из Махачкалы далекий. Почти три часа ехали. Сначала были Гимры. Преодолели Гимринскую Автодорожный тоннель.
Почти три километра тянется. Построен недавно. Является стратегическим объектом. С обеих сторон его охраняют военные и
полицейские. Были попытки его подрыва со стороны боевиков. Соединяет горную часть Дагестана с нагорной.
Потом было остановка в Ирганайском водохранилище. Огромное искусственное озеро голубого цвета.
Посетили Гимринскую башню. Здесь 12 Мюридов жителей Гимры во главе с имамом Гази муллой и молодым тогда Шамилем
воевали с царскими войсками генерала Розена. Русских войск было 12 тысяч. Они кругом обложили башню.
Но места там узкие. В этом перевале один человек может надолго остановить военную колонну.
Когда стало ясно что выхода нет. Либо сдаваться в плен. Либо умереть в поле боя. Гази мулла прыгнул из башни прямо на солдатские
штыки. И геройски погиб в позе молящегося. По свидетельству военных один молодой человек совершил очень дальний прыжок.
И приземлился за первым кордоном осаждающих. Это был Шамиль. Два народа спорят из за его этнической принадлежности.
Это кумыки и аварцы. Многие названия в Дагестане тюркские. Хунзах от названия племени гуннов. Аварцы предполагают от
имени кочевого племени авар. Который создал Аварский каганат на территории современной Венгрии. Кумыки тюркский народ. Потомки то ли гуннов. То ли кыпчаков. Язык у них кыпчакский. Шамиль значит был колот солдатским штыком.
Но выдернул штык из своего тела и убил солдата кинжалом. Потом с пробитыми легкими поднялся на стоящую рядом высокую гору. Солдаты отстали. Не стали его преследовать. Так как думали что умирающий джигит долго не протянет.
Но он спустился в аул. И полгода лечился. Он заменил своего друга Гази муллу на посту имама. Духовного лидера всего
Кавказа.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #6

Сообщение verkit » 21 окт 2020, 08:25

Там можно подняться наверх на башню. Посидеть с группой на крыше башни.
Есть надписи и памятные знаки на месте гибели Гази муллы и места приземления Шамиля после прыжка.
Башня новодел. Построен выше. Чуть внизу есть место где стояла настоящая башня.
Это место исторической битвы во времена Кавказской войны.
Потом из Гимры отправились в Унцукуль. И посетили Хунзах. Там стоит Аранинская крепость. Построена в 1867 году.
Здесь была расположена пулеметная точка. Которая контролировала данную местность. Сейчас расположен пограничный гарнизон.
Внизу огромный каньон. Даже непостижимо как внизу люди как букашки видны. Течёт водопад Тобот. В аварском языке вообще
непроизносимое название. Там два водопада падающих вниз с верха каньона. Место очень колоритное.
Чуть в сторону расположено село Цада. Где родился поэт Расул Гамзатов и его отец Гамзат Цадаса. Не менее известный поэт.
Есть мемориальный комплекс Журавли. По известному стихотворению Расула Гамзатова ставшего популярной песней
в честь воинов не вернувшихся с войны. Также это местность известна как Родина легендарного наиба Шамиля
Хаджи Мурата. Там около Матласа стоит знак посвящённый национальному герою аварцев.
Этот легендарный герой обладал неимоверной храбростью и был выдающийся кавалерийский начальник.
Многие победы Шамиля были связаны с ним. После ссоры с Шамилем он перешёл на сторону русских.
Но русские граф Воронцов не доверял ему. Поэтому он сделал попытку бегства к своим. Был окружён большим
отрядом дагестанских милиционеров и русских казаков. При попытке побега был заколот в ожесточенной схватке.
Голова его хранилась в Кунсткамере. Все требования отдать голову Героя заканчиваются отказом.
Спускались в пещеру Голубая чаща. Вообще бесподобное место. Он не входил в программу тура.
Гиды не знали о нем. Местные показали эту пещеру или ущелье. Потом выложу фотографии. Вообще ослабните.
В Матласе тоже можно вниз спуститься и походит по краю обрыва.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #7

Сообщение verkit » 22 окт 2020, 07:34

Третий день. Отправление в Дербент. Это ворота Кавказа. Закрывал проход между горами и Каспийским морем.
Путь из Махачкалы занимает 2,5 часа. Обратно тоже. Во второй день сломался автомобиль Фольксваген. Он хороший
автомобиль. Но не для передвижения по горам. Третий год эксплуатируется в горах. И вот поломался.
Но на следующий день снова в строю. Рабочая лошадка. Крепость на южной стороне Дербента Нарын Кала поражает.
Крепостью владели персы. Арабы. Хазары. Потом русские войска. Пётр Первый во время Персидского похода тут тоже
побывал. И прошёл насквозь крепостные ворота. Хотя это было строго настрого запрещено местными властями.
В крепости Нарын Кала главная достопримечательность зиндан. Там помещали подсудимого. Он просил одного смертной казни.
Так как приговорённый к пожизненному сроку помещали в другой зиндан внутри крепости и закрывали камнем.
Там он был вынужден находиться среди костей ранее умерших людей. Там археологи насчитали Кости 15 тысяч Умерщвлённых
людей. Приговорённый быстро гнил среди трупов. В крепости находился Ханский дворец. Но не сохранилось ни одного его
изображения. Поэтому восстановлению не подлежит. Он был великолепным. Есть огромная ханская Баня.
Как он работал это загадка для ученых. Есть емкости для хранения питьевой воды. Который поступал по водопроводу
из окрестных горных ручьев. Он до сих пор функционирует. Можно пройтись по крепостной стене. Но сначала надо пройти
по узкому месту стены. Стена шла вниз вплоть до моря. Тянулась и по морю полностью закрывая проход кораблей.
Закрывала и горы. Если неприятель каким то образом проникал в крепость то его ждали узкие лабиринты улиц.
Где защитники города бросали камни и лили смолу. Есть брошенная армянская церковь. Мы туда не ходили. Так как
побывали вместе с группой в сувенирном магазине. Там приобрели коньяк Дербентский. И урбеч. Урбеч кладут в кашу.
Урбеч делают из смеси конопли и льна. Добавляют кунжут и миндали. Имеет лечебные свойства и укрепляет иммунитет.
Из фотографий ходивших в церковь армянскую видно что это довольно примечательное место. Также была экскурсия
в древний Джума мечеть. Для пятничной молитвы. Мечеть сделан из храма доисламского периода.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #8

Сообщение verkit » 22 окт 2020, 08:39

В Дербенте есть Этно магазин Кубачинцы. О нем отдельный разговор. В ауле Кубачинцы живут потомственные кузнецы и
ювелиры. Раньше они славились что ковали кольчуги и шашки из чистого булата. Сейчас оружейников нет.
Делают кинжали и сабли для сувенира. Они стоят ничуть не дорого. Видел за 4000 и 8000 тысяч рублей. Видимо муляжи.
Хотя красивые. Можно было бы носить если бы была уверенность что их провезут на багаже.
В Кубачинцах все школьники обучаются традиционному искусству. И по окончании средней школы получают сертификат
Специалиста по ювелирному искусству. В школьном музее в Кубачинцах можно увидеть какие сложные поделки они делают.
Традиция передаётся из поколения в поколение. Кубачинцы имеют свой язык. Хотя считается диалектом аварского языка.
Так называемые андо цезские народы. Там каждый аул имеет свой диалект или язык, непонятный для остального человечества.
Нахо дагестанские языки давно возникли. Если обнаруживают сходство то только с таким же сложным языком как китайский.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #9

Сообщение verkit » 22 окт 2020, 21:53

Четвёртый день. По пути проехали аул где есть спортивная школа Пять сторон Света.
Школьный учитель Гусейн Магомаев здесь воспитал кучу чемпионов мира по ушу Саньда.
Из них наиболее известен Муслим Салихов. Прозванный королем кунг-фу. Он выступает успешно и в ММА.
В Дагестане издревле было много природных силачей. В одном селе проживает Осман Ханапиев.
Вошедший в книгу Гиннесса как самый сильный человек планеты. Он зубами таскает паровоз.
При входе в аул стоит памятник сделанный из прикрученных рельс руками Османа. Не менее сильна и его мать.
Отправились смотреть Черкейскую ГЭС. По пути посетили
Чиркейское водохранилище. Наверху стоит посёлок городского типа барсуки.
Каменные многоэтажные здания. Сейчас там живет обслуживающий персонал гидроэлектростанции.
Гидростроители все уехали с развалом Союза.
Водохранилище внизу течёт. Группа отправилась на катере до лагуны.
Нам не пришлось ждать на берегу прибытие основной группы.
Отправившиеся в плавание потом хвалили поездку. Из за простуды в результате проживания
в хостеле Санкт Петербурга не смог отправиться в экскурсию по водохранилище.
Потом был Сулакский каньон. Внизу где то копошатся люди. Это самый большой Каньон в мире.
Больше чем Большой Каньон в Соединённых Штатах. Только в Перу и в Китае есть больше.
Таким образом третий Каньон во всем мире. Завораживающая высота. Внизу видны горные дороги по
которым едут машины. На той стороне каньона расположен аул Заботли. Как там в горных ущельях
живут люди уму непостижимо. Как они упорным трудом что то выращивают в горах. Кормят домашний скот ?
А газ везде есть в Дагестане. Интернет тоже. Фотографии с обзорной площадки Получились шикарные.
Потом выложу.
После каньона в обратном пути посетили барханы. В Дагестане есть удивительное место песчаная дюна Сарыкумы.
Там снимали Белое солнце пустыни. Закапывали Абдулу. Ученые не могут объяснить причину происхождения
бархана в предгорном районе. Дюна стоячая образовалась миллионы лет назад. И не меняется.
Есть деревянные мостики ведущие к гребне дюны.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #10

Сообщение verkit » 23 окт 2020, 08:20

Пятый день. Отправление из Махачкалы в Владикавказ. Шесть часов пути.
Путь лежал через Республики Чечня и Ингушетия.
Сначала был пограничный город Хасавюрт. Построенный кумыкским предводителем Хасавом.
Для защиты от набегов враждебных чеченцев. Крепость был разрушен Гази муллой. Но потом восстановлен.
Здесь большой базар для всего Кавказа. Товары из Ирана. Турции. Азербайджана сюда поступают.
Ковры. Диваны. Кровля. Потолок. Посуда. Одежда. Ворота. Люстры. Все здесь можно купить.
Хасавюрт это мировой центр вольной борьбы. Сколько здесь выросло олимпийских чемпионов ?
Одни братья Сайтиевы чего стоят.
В территории Чечни останавливались только в Джалха в красивейшем и новейшей мечети имени Денилханова султана.
Адам Денилханов помощник или советник Рамзана Кадырова. Бывший полевой командир.
Так что чеченскую мечеть посмотрели. А вот сам Грозный полностью восстановленный прошли мимо.
В Ингушетии рядом стоят красивые города Карабулак. Магас.
Владикавказ один из красивых городов России. Поражает площадь Мира. Пешеходная улица где звучит постоянно Музыка.
Вдоль улицы с двух сторон тянутся красивые здания дошедшие из прошлых веков. 19—Начала 20 веков.
Есть памятники Ленину. Булгакову. И Нарту Сослану. Там оригинальный фонтан стоит.
Внизу течёт бурный Терек.
Посетили церковь Богородицы. Внутри двора стоят могилы Коста Хетагурова. ВАСО Абаева.
Есть красивая армянская церковь Георгия Победоносца. Здесь прошло детство Евгения Вахтангова.
Около дворца Правосудия на площади есть фонтан где играет красивая Музыка.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #11

Сообщение verkit » 24 окт 2020, 08:03

После завтрака нас ждет путешествие в Ингушетию – страну родовых и охранных башен.
Один из комплексов, в русском языке –«Вовнушки», является победителем конкурса «Семь чудес Света в России». На самом деле название «Вовнушке» с ударением на первый слог означает «Место боевых башен».
Башенные комплексы Таргим, Эги-Кале, Хамхиохраняли маршрут Великого шелкового пути на отрезке от Ассинского ущелья, через северные склоны Большого Кавказского хребта к Магасу – «Городу Солнца».
Место Вовнушке – Таргимская котловина, образец горной природы: быстрая река Асса, высокий скалистый хребет Цейлом, густейший лес на теневой стороне гор.
Сущность строений Вовнушке – культ камня. Массивные башни возведены без фундамента, прямо на сланцевых скалах. Нижние камни размером больше человеческого роста обеспечивают устойчивость конструкции.
В Ассинском ущелье стоит и первый в России христианскийхрам Тхаба-Ерды, редчайший памятник средневековья, сочетающий традиции зодчества Кавказа
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #12

Сообщение verkit » 24 окт 2020, 22:11

Ингушетия названа по Аулу Ангушт на месте нынешнего Магаса. Самоназвание ингушей Галгаи. Что обозначает строители башен.
Ингуши жили в башнях. Вплоть до 1944 года до депортации в Казахстан и Кыргызстан они жили в родовых башнях.
Ингуши не признавали никакой государственности. Не было у них и феодальной знати. Это было общество свободных людей.
Но всем родом они строили боевые башни. Чтобы при приближении врагов укрепиться там и выдержать соседи.
В течении нескольких веков соседями предков ингушей были кочевники. Аланы. Половцы. Татары. Хазары. Гунны. Скифы.
Сарматы. Наверное они каждый год делали набеги на галгаев. Но ингуши дожили до наших дней. Пережили всех завоевателей.
Этому видимо способствовали родовые башни. Куда при случае прихода завоевателей укрывалась малочисленное население.
Есть боевые и жилые башни. Боевые башни они сужаются наверху и имеют куполообразную крышу. Строители башен очень
ценились в ингушском обществе. Их приглашали для строительства башен по всему Кавказу. Камни известняк скрепляли сметаной.
Покрывали толстым слоем штукатурки. Фундамент крыши овыбирали специально. На камни для фундамента заливали водой.
Если вода уходила значит внизу была вода и сеймоопасная зона. Если вода оставалась. Значит безопасная от землетрясений зона.
Ингуши вместе с чеченцами относятся к вайнахским народам. Вайнахские языки относятся к хуррито урартским языкам.
Когда то носители этих языков занимали территорию всего Ближнего Востока. Сейчас от них остались только вайнахи.
Ингуши вплоть до 19 века были христианами. Как и их соседи аланы или осетины. Вторжение Российской империи и союз
с имаматом Шамиля способствали принятию ислама ингушами.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному К

Сообщение: #13

Сообщение verkit » 24 окт 2020, 22:55

При переезде из одного субъекта Российского города в другое ваш ожидает проверка паспорта.
В пограничном пункте Ингушетии есть паспортный контроль. Полицейские заглядывают в машину.
Сначала посетили мечеть. Потом древнюю христианскую церковь в Шоани.
Ингуши почитают церковь. Этот церковь самая древняя в Российской Федерации.
Около аула Шоани жил последний языческий жрец Ингушетии Эльмурзмиш Хаутиев. Он дожил до 150 лет.
Родился в 1766 году. Умер в 1922 году.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #14

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 06:30

Древнейшими считаются полужилые — полубоевые башни (г1ала). Иногда они двухэтажные, чаще — трех и четырехэтажные. Завершались они деревянным потолком, сверху накатанным утрамбованной глиной. Завершенные стены такой башни поверху покрывались камнями, не скрепленными раствором. Эти камни, во-первых, могли метаться сверху во врагов, а, во-вторых, предохраняли стены от проникновения в них дождя и талого снега. Первый этаж такой башни отводился скоту. С первого этажа по внутренним лестницам проникали во второй и последующие жилые этажи. Входная дверь делалась из плотно пригнанных дубовых плошек и закрывалась двумя прочными засовами. Небольшие узкие оконца давали свет, а также использовались и в оборонительных целях.

Со временем, чем выше строилась жилая башня, тем уже она становилась, что было обусловлено необходимостью придать башне большую устойчивость. Постепенно жилые башни становились боевыми (в1ов). В них также жило определенное количество людей, прежде всего — холостые боеспособные мужчины. Когда враги подступали к башенному поселению, большая часть проживавших в жилых башнях людей устремлялась в боевую башню, в свое время являвшуюся неприступной для врагов.

Конструктивно боевые башни отличались от жилых: они были выше и уже. Вход в боевую башню начинался со второго этажа, тем самым враги лишались возможности применения тарана. Были эти башни чаще всего пятиэтажными, иногда и шестиэтажными. В высоту такие башни поднимались на 25-30 метров. При такой высоте, как бы прочно не были сложены стены, они при небольшом землетрясении могли разрушиться. И тут строители пошли на хитрость: они второй этаж стали завершать прочным каменным сводом (моартол), который сцеплял между собою все четыре стены и к тому же становился как бы фундаментом для последующих третьего и далее этажей. В некоторых боевых башнях (например, комплекс Ляжг, построенный мастером Ханой Хингом), для придания им особой прочности, четвертый этаж также завершался вторым сводом.

Второй этаж башни (наьна ц1а) был особо священным, т. к. в нем на цепи висел братский котел (вошала ей). Он свисал с также священной цепи (з1и). Преступления по своей тяжести различались по мере приближенности (особо тяжкие) и по мере отдаленности (менее тяжкие) от очага. Если даже кровнику удавалось вбежать в башню и ухватиться за эту цепь, он становился неприкосновенным до тех пор, пока он не отойдет от очага на безопасное для него расстояние. Считалось, что над очагом витают души умерших и потому для них бросали в очаг кусочки пищи. Невесты, выходя замуж, брали в руки цепь, как бы прощаясь с родным очагом, а в доме жениха брали в руки цепь их очага, что символизировало ее приобщение к новой семье.

Со второго этажа через лазы шли по внутренним приставным лестницам входы на первый и на верхние этажи. На первом этаже хранились продукты и разные предметы первой необходимости. Там же имелись выложенные из камня небольшие помещения, для содержания в них пленников — особо дорогого товара той поры.

Третий, четвертый и пятый этажи были как жилыми, так и боевыми. Самый верхний этаж, называемый «сокол башни» (г1алий кер) был преимущественно боевым. В нем хранились камни, луки, стрелы, позднее — ружья. Довольно большие бойницы на четырех сторонах снаружи прикрывались каменными щитами «ч1ерх» (в науке называемые машикулями). Издали эти щиты кажутся балкончиками, хотя ничего общего между ними нет. Чем башня была выше, тем смертоноснее были наносимые сверху удары. Боевые башни в высоту были слегка конической формы (ссужаясь кверху), что придавало им большую устойчивость и способствовало более успешному отражению врагов.

Часто башенный комплекс ограждался каменной заградительной стеной (Эгикал, Аьрзи, Т1аргим, Гаркх, Мецхал, Каьзи и др.). На первый взгляд создается впечатление, что башни в комплексе расположены хаотично. Во-первых, необходимо учитывать, что горный рельеф не позволяет ставить упорядочные строения. А во-вторых, как отмечал Е. Крупнов: «Многочисленные углы, тупики, выступающие за общую линию, отдельные выступы стен, обусловленные особенностями рельефа местности — все это улучшает систему обороны осажденных».

В прошлые времена некоторые недальновидные авторы в своих работах пытались распространить ничем необоснованный миф о том, что ингушская архитектура являлась делом рук греческих мастеров. Смехотворность таких утверждений видна хотя бы из того, что местная архитектура совершенно автономна и специфична. Эти авторы должны были хотя бы задаться вопросом: почему же греки у себя не построили хотя бы одну башню ингушского типа. К тому же, греков с черноморского побережья никаким пряником невозможно было бы заманить в глубину Кавказских гор. Зато сведений об ингушских мастерах-строителях и об их искусстве более чем вполне достаточно. Не зря еще Е. Крупнов, назвав ингушские комплексы «великолепными архитектурными ансамблями» отметил: «Можно полагать, что самый тип этих башен зародился и окончательно оформился на территории Ингушетии».

В ней были мастера, которых называли «умельцами по камню» (т1оговзанчий). Так, Н. Яковлев, говоря про горную Ингушетию, отмечал: «В старое время в горах имелись целые роды, занимавшиеся, например, постройкой башен из камня. Такова фамилия Барханоевых, жителей сел. Бархин в горной Ингушетии, которые из поколения в поколение были мастерами — каменщиками, или «искусники камня». В свою очередь И. Щеблыкин также писал: «В селении Фуртауг нам называли двух известных строителей башен и могильников Дуго Ахриева и Хазби Цурова, оба ингуша». Известным строителем был и Янд, который в сел. Эрзи построил несколько башен, а также основал башенный аул, названный его именем, в осетинском звучании Андиатикау. По Л. Семенову тагаурцы (восточные осетины) Мамсуровы из Даргавского ущелья утверждали, что их башню построил вышеназванный Дуго Ахриев. В Ингушетии строительным искусством славился род Ханиевых, особенно их представитель Ханой Хинг и его отец, выстроивших прекрасный свой родовой замок Хаьни, а также башни в аулах Лаьжг, Морч и ряд башен в прошлом могучем обществе Галгайче. Известностью пользовались Полонкоевы, которые помимо своего родового прекрасного ансамбля Пялинг построили башню Евлоевых и ряд башен в обществе Озди. Как видим, ремесло строителей было популярным, поэтому неудивительно, что в горах Кавказа именно горная Ингушетия была самым насыщенным местом каменного зодчества.

Обычно строительство башни, которое требовало затраты времени, сил и материальных средств, становилось общеродовым делом. Хозяева заключали с мастером договор, в котором определялась сумма платы, распределение обязанностей мастера и хозяев башни и пр. Всю подсобную работу (заготовка камня и древесных стволов, расчистка грунта под фундамент, поднятие камней наверх, калорийное кормление строителей и пр.) должны были выполнять хозяева. В задачи мастера и нескольких его подмастерьев входили: планировка, обтесывание камней (особенно угловых и замковых камней над входом и над окнами-бойницами), приготовление раствора, которому придавалось большое значение и т.д. По преданием, плата мастеру (и подмастерьям) доходила до 60 коров. Это совершенно не значит, что платили именно коровами. Дело в том, что одна скотина числилась как бы одной валютной единицей, которая, условно говоря, могла равняться: одна скотина — 10 овец, две скотины — 1 лошадь, четыре скотины — 1 ружье, набор медной посуды — столько-то скотин и т.д. К тому же, из-за сложного горного рельефа жители предпочитали разводить мелкий рогатый скот.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #15

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 06:35

Вовнушки. Родовое гнездо Оздоевых. Оздоевы приезжают сюда чтобы почтить память своих предков.
Здесь высятся боевые башни дошедшие из глубокой старины. Есть такой футболист Оздоев игравший за сборную России.
Вовнушки стали финалистами конкурса семь чудес России. Башни вписаны прямо в камни. Вырастают из горных скал.
С Вовнушками связано множество легенд, но одна из них похожа на правдивую историю: однажды во время осады башен вайнахская женщина спасла множество младенцев. Когда одна из башен была подожжена, она перетащила люльки с малышами, чудом сумев пробежать несколько раз по канату, оставшемуся от уничтоженного врагами подвесного моста между двумя башнями Вовнушек
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #16

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 06:43

На территории города-поселения имеется архитектурный комплекс «Эгикхал», представленный множеством исторических объектов: древние циклопические жилища башенного типа, пять боевых башен, шесть — полубоевых и пятьдесят жилых башен. Также имеется большое количество разнотипных могильников (106 склеповых могильников, 1 мавзолей) и 3 святилища.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #17

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 06:54

Единого мнения в среде учёных относительно значения названия памятника нет. Одними исследователями название выводится с ингушского ТкъобIa-Ерды как «Наша вера», также «Храм веры» другие исследователи склоняются к значению названия «Две тысячи святых, третья группа учёных склоняется к версии, что Тхаба-Ерды — это искаженное от Тома-Ерды, то есть храм святого Фомы, а дословно «Тха ба эрд — наша святыня».


Среди историков, археологов и искусствоведов нет единого мнения о том, кто и когда построил горный храм Тхаба-Ерды. По одной версии, он возник в VIII-IX веках — и это дает основание считать его одним из древнейших христианских храмов на территории современной России.
Отдавая на откуп ученым спор о точной датировке храма и о его архитектурных особенностях, мы расскажем лишь о нескольких деталях в истории и внешнем облике Тхаба-Ерды, которые могут быть интересны обыкновенному посетителю — нам с вами. А за основу возьмем исследования, которые сами ингуши считают достоверными.
1. Храм Тхаба-Ерды был основан в VIII-IX веках. На это указывает его архитектурное сходство с армянскими храмами того периода, чья датировка известна более или менее точно. В частности, речь идет о церквях армянской области Ташир (сейчас — область Лори). Например, алтарное окно Тхаба-Ерды. Аналогичные окна — двойные, узкие и арочные — часто встречаются в армянских церквях VII века. Для сравнения: в грузинской архитектуре такие окна стали появляться позднее — к X-XI векам.
2. В то же время ученые находят много архитектурных аналогий между Тхаба-Ерды и грузинскими храмами того периода. А это в свою очередь дает основание предполагать, что Тхаба-Ерды возник как «трехцерковная базилика» и был купольным — именно такие церкви были в то время распространены в Грузии. Однако на сегодняшний день от того периода осталась лишь часть основания храма. Облик, более близкий к нынешнему, Тхаба-Ерды приобрел позднее — в ходе реконструкции в X-XI веках.
3. В надписи на одной из черепиц, которая осталась от прежней, несохранившейся, черепичной кровли, упоминается католикос Грузии Арсений II (955—980 гг.). Исследователи делают вывод, что при нем храм был восстановлен и, возможно, поменял купольную структуру на зальную. Историки отмечают, что рубеж X-XI веков — время активной миссионерской деятельности следующего грузинского католикоса-патриарха — Мелхиседека I. При нем на Кавказе построили много новых церквей. Не исключено, что в поле его зрения попал и полуразрушенный (вероятно) в тот момент Тхаба-Ерды.
4.В Грузии существует народное предание, согласно которому Тхаба-Ерды был возведен при личном участии царицы Тамары в XII-XIII вв. На фоне предположения о возникновении храма в более ранний период — в VIII-IX вв. — ученые не находят археологического подтверждения этого поверья. Однако кое-что в архитектуре горного храма отвечает народному преданию — это карнизы с классическим грузинским «S-образным» орнаментом. Исследователи относят их как раз к XII-XIII вв. Очевидно, Тхаба-Ерды реконструировался и в этот период — эпоху очередного расцвета грузинского государства.
5. На западном фасаде храма — композиция с двумя персонажами. Слева — Христос. Справа — человек с крестом и мечом, очевидно, некий местный князь, заказчик храма. Вопреки принятой «субординации», изображение Христа находится ниже изображения князя. Из этого ученые делают вывод, что первоначально их расположение было другим.
6. Еще одна плита западного фасада (слева от Христа) долгое время считалась утерянной, но несколько лет назад ее нашли в одном из окрестных сел. На ней изображен бородатый мужчина с епитрахилью. По мнению специалистов, надпись на плите состоит из букв грузинского церковного письма — «асомтаврули» — и означает «епископ Георгий». Ученые относят надпись к рубежу X-XI вв.
7. Последняя масштабная реконструкция Тхаба-Ерды прошла, по мнению исследователей, в XV веке, и провели ее ингушские мастера. Очевидно, к этому моменту храм был разрушен достаточно сильно. Найденные в завалах каменные блоки строители порой ставили в совершенно случайные места. Поэтому теперь плиты, которые некогда составляли единую композицию, могут оказаться в разных стенах.
8. На одной из каменных плит изображен стрелок из лука, на плите другого фасада — животное, лань или олень. Раньше эти два изображения составляли единую композицию: возможно, это был сюжет о великомученике Евстафии Плакиде. Этот святой принял христианство после того, как во время охоты на оленя образ распятого Христа явился ему между двух оленьих рогов со словами: «Плацид, зачем преследуешь ты Меня, желающего твоего спасения?»
9. Странное изображение на одной из плит: два животных, обращенных друг к другу мордами. Правое — предположительно кот или лев. Левое — крылатое животное с головой собаки. Исследователи такое существо идентифицируют как сэнмурва — это фантастический зверь иранского культурного мира. Каким образом это изображение появилось в рельефе христианского храма и каково его значение — вопрос на сегодняшний день открытый.
10. Бюст человека на одной из плит — предположительно, изображение апостола. По мнению специалистов, помещать таких апостолов по периметру храма — армянская архитектурная традиция еще VIII века
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #18

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 07:01

Одна из особенностей ее – «города мертвых», самый известный из них – Даргавс, состоящий из 97-ми домов-склепов с останками людей – костями, черепами и целыми мумиями.
Далее мы отправимся вАланский мужской монастырьв фантастически красивом Куртатинском ущелье. Основа комплекса – аланские сторожевые башни XVIII века, а главный храм является копией византийского храма X века из столицы древней Алании.
Мы посетим Дзивгисскую наскальную крепость, сотворенную вкупе природой и руками людей. Пещеры, проделанные в известняке водой и ветром, были заложены камнями и скрепленными раствором.
Изумления достойны и сами колоссальные сооружения, и невероятная трудность работы по их возведению. Поистине Алания – сокровищница богатейшей культуры поздне-сарматскоЙ эпохи.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #19

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 07:02

Сохранились 6 предпещерных жилых башен. Базой Дзивгисских скальных жилищ послужили естественные выемки, проделанные в известняковых скалах водой и ветром. Укрепления, сложенные из местного камня и поросшие густой растительностью, выглядят единым целым с «материнской» горой Кариу-хох, несмотря на очевидную рукотворность сооружения. Пещеры заложены стенами из камней, скреплённых крепким раствором. Постройки расположены на различных высотах, но в одной плоскости. Есть пещеры, где могли разместиться не менее сотни человек.
Существует предание, что Дзивгисские замки в XVI веке преградили дорогу в Куртатинское ущелье кызылбашскому шаху Аббасу I.
Главное укрепление отличается значительными размерами располагается на нижнем уровне; доступ в него возможен по выложенной из камня лестнице. Во все прочие постройки имелся проход из соседних — по высеченным в скалах тропкам и навесным лестницам, убиравшимся в случае необходимости. Поэтому в ходе боя сообщение между укреплениями было невозможно, и каждое из них становилось автономным очагом обороны. Пещера заканчивается глубоким «карманом», который упирается в тупик на отметке 65 метров.
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

Re: Большой тур по Северному Кавказу

Сообщение: #20

Сообщение verkit » 25 окт 2020, 07:04

Согласно легенде, однажды в Куртатинском ущелье выпал сильный снег. Всё вокруг стало белым-бело. но жители селения Дзывгис с удивлением увидели, что одно место недалеко от села совершенно не тронуто снегом. Это было так необычно, что они решили посмотреть, в чём тут дело. Пробрались они сквозь глубокий снег к этому месту и обнаружили в центре покрытой травой поляны две горячие над очажные цепи. От цепей исходил пар, а земля вокруг них была совершенно бесснежной. Поняли люди, что это священный дар Небес и решили построить там святилище. По сегоднящий день куртатинцы поклоняются этому дзуару. Дзуары лæгтæ благословляют этими цепями, одной-женщин, другой-мужчин. С Дзывгисы дзуаром связано также много историй, свидетельствующих о его постоянном, незримом присутствии и явном участии в жизни прихожан (аргом дзуар).
Святилище "Дзывгисы дзуар" посвящено Уастырджи (св. Георгию) и расположено между селом и кладбищем. Дзуар представляет собой церковь, трансформировавшуюся в языческое святилище. Время сооружения церкви достоверно не известно, но многие специалисты датировали ее XVII в. Следует указать, что на композиционном решении памятника явно чувствуется влияние грузинской архитектуры. Это "та же базиличная композиция здания с входом в южной стене, но осложненная пристроенной к восточной стене полуциркульной апсидой. Архитектурная разработка последней, однако, не вяжется с нашими представлениями о грузинском церковном зодчестве. Этому "мешают" восемь гуртов-сплошных полочек из плит, расчленяющих конху (раковину) апсиды снаружи. Безусловно, это особенность объединяет Дзывгисскую церковь с чисто местным зодчеством, где ряды подобных полочек чрезвычайно характерны для башен и склепов. Второй чисто местный элемент-фаллическое каменное навершие, венчающее конец апсиды. Оно возвращает нас к местной склеповой архитектуре-многие наземные склепы увенчаны подобными навершиями. По словам В.А. Кузнецова Дзывгисы дзуар, "является нам еще один живой пример того, как традиционное для осетин, истоками своими уходящее в толщу веков и очень живучее язычество не только успешно противостоит, но и перекрывает христианство".
verkit
полноправный участник
 
Сообщения: 431
Фото: 69
Регистрация: 01.05.2016
Город: Канди
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 56
Страны: 31
Отчеты: 17
Пол: Мужской

След.



Список форумовЭкс-СССР форумПроба пера. Короткие отчеты



Включить мобильный стиль