Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Отзывы и рассказы туристов о странах Средней Азии. Путешествия по странам Средней Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #1

Сообщение OWNER. » 25 окт 2020, 06:09

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Честно говоря, перевалов пройдено больше, но остальные, несмотря на приличную высоту, были какие-то невыразительные, анонимные, в виде крестика на карте. В первой же тройке шли, практически один за другим, почти как ступени лестницы в небо - Сарымойнок (3126 м), Барскаун (3754 м) и, чуть дальше, перевал Суек (4021 м).

Проехать через хребет Терскей-Алатау в его центральной части хотелось давно и такая возможность представилась. Из Алма-Аты маршрут был проложен через Кеген – пункт пропуска «Каркара», затем по южному берегу озера Иссык-Куль до посёлка Барскаун и в горы, вдоль одноимённой реки. Минуя малоизвестные посёлки Карасай и Учкошкон, доехать планировалось до нескольких домиков Акшийрака и посмотреть своими глазами – можно ли проехать дальше и выйти на Иныльчек.

Во времена Советского Союза там проходила дорога, по крайней мере «Атлас автомобильных дорог СССР», изданный в 1988 году, обозначает её как «прочие общегосударственного значения». На карте виден этот путь, идущий по маршруту Барскоон – Кара-Сай – Ыштык – Ак-Шыйрак и далее к реке Сары-Джаз. Поиски в интернете дали противоречивые результаты: кто-то писал, что проехать там достаточно легко, кто-то говорил, что дороги там нет, но нигде я не встретил рассказа о том, как кто-нибудь проехал по этому пути. Моя попытка заехать туда со стороны Сарыджаза, предпринятая в начале августа, успеха не имела. Сейчас попробую зайти с другой стороны.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Так же любопытно было бы взглянуть на лидера киргизской горнодобывающей отрасли – золотой рудник «Кумтор». Карта маршрута, представленная ниже, даёт представление об этих местах.

https://www.google.com/maps/d/u/0/embed?mid=1W5wT3beDWjHofCDq6tMBDoUU0FlHwsfR


28 августа 2018 года.

Восход солнца застаёт меня в Сюготинской долине, на пути в Кеген. Погода ясная и тёплая, машин мало, дорога неплохая и мой автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, заправленный топливом “под пробку», весело мчится по широкой равнине.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Традиционно дозаправившись в Кегене на АЗС «КазМунайГаз», довольно быстро прохожу границу в Каркаре – пятнадцать минут и свободен, впереди меня была всего одна машина. Это участок дороги уже описан в предыдущем рассказе 3822 метрa автомобильного альпинизма. Тянь-Шань 2015 год. повторять не стоит. Только лишь одну фотографию с перевала Санташ – и вперёд, к новым местам.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Новая дорога началась для меня за Караколом. Ну как – новая, скорее хорошо забытая старая, ведь ездил здесь двадцать лет назад Как я дошёл до жизни такой… Казахстан - Киргизия. 1997 год возвращаясь из Тамги. Дорога изменилась мало, лишь несколько участков были отмечены новым асфальтом, а в целом всё по-прежнему. И снова хочу обратить внимание на полное, практически полное, отсутствие знаков населённых пунктов. Хорошо, что не было дорожной полиции и скорость никто не контролировал, иначе пришлось бы объяснять, почему держишь скорость 90 км/час там, где надо ехать 60.
Дорога приблизилась к берегу озера, в одном месте, после знака «40» стояла машина «директора радара», но встречные водители так весело и дружно мигали фарами, что нарваться на диалог с дорожной полицией мог только слепой водитель. Где-то здесь полиция и стояла:

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Заканчивается лето, заканчивается купальный сезон, закончилась хорошая погода. Уже вдоль озера временами накрапывает дождик, над горами висят тяжёлые тучи, а ведь мне надо ехать именно туда.

Поворот к посёлку Барскаун. Здесь стоит АЗС «Бишкек Петролеум» и, по плану, надо бы заправиться. Но стрелка уровня топлива лишь слегка отклоняется от максимума, к тому же на заправке полно машин. Идёт дождь, и врождённая лень берёт своё – успокаивая себя мыслью о имеющейся двадцатилитровой канистре, проезжаю мимо. Больше заправок не будет.

Вскоре после посёлка выхожу на дорогу. Это не асфальт, это не грунтовая дорога, не знаю, как её правильно назвать. Отличный грейдер, практически идеально ровный, оборудованный знаками, достаточно широкий – вот такой путь сделала канадская компания на свой рудник «Кумтор».

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Скорее всего, в строительстве этой дороги участвовали автомобили «КАМАЗ», памятник которым установлен в ущелье.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Чуть дальше есть ещё несколько примечательных мест, но идёт дождь, выходить из машины не хочется, их осмотр откладываю на обратный путь.

Проехав три десятка километров от Иссык-Куля, встречаю шлагбаум, где сотрудники записывают номер машины, количество людей, откуда и куда едешь, спрашивают фамилию. После чего ворота открываются и можно ехать на первый перевал – подъём на Сарымойнок начинается сразу после КПП.

Перевал относительно невысок - 3126 м., но движение здесь оживлённое, серпантины достаточно крутые, их много – дорога делалась для тяжелых грузовиков и должна быть максимально пологой. Вот эти грузовики сейчас и штурмуют перевал, слегка буксуя на поворотах и перекликаясь гудками.

phpBB [media]


Поднявшись на перевал дорога, вопреки ожиданиям, не спускается вниз. Практически сразу она идёт снова вверх, к новому перевалу. Это Барскаун, он выше и серьёзнее – плакаты «Осторожно – лавины» и «Остановка запрещена. Камнепады» тому подтверждение. Слева виден водопад. Из-за расстояния он кажется небольшим, но стоящая на его фоне опора ЛЭП исправляет это ощущение.

phpBB [media]


Снова серпантин, повороты и ревущие на подъём грузовики. Под начавшимся снегом я поднимаюсь до высоты 3754 метра. Второй перевал пройден, теперь дорога вроде бы пошла вниз.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Однако спуск незначительный, дальнейшая дорога по долине Арабель идёт на высоте примерно 3700 метров. Проехав девять километров от перевала, вижу развилку. Около неё стоит подстанция и ЛЭП разделяется – налево на Кумтор, прямо – на Суек. Так же разделяется и дорога, поворачиваю налево и еду к руднику «Кумтор». Снег, временами сильный, понижает температуру вокруг до одного градуса тепла. Непосредственно перед рудником снег и дождь прекращаются. Проехав 35 километров от развилки, упираюсь в ворота КПП. Дальше не пустят.

Здесь и на других роликах видеорегистратора время и дата сбиты – не обращайте внимания.

phpBB [media]


«По предварительным данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики, влияние Кумтора на макроэкономические показатели республики в 2017 году выглядит следующим образом: - доля «Кумтора» в ВВП страны в 2017 г. составила 9,7%; - доля «Кумтора» в общем объеме промышленного производства 21,1%. - в 2017 году платежи на территории КР (включая налоги, плату за аффинаж и местным поставщикам за товары и услуги, выплаты по инфраструктуре, благотворительность и пр.) превысили 269,731 млн долларов.»

phpBB [media]


«Всего за период работы компании с 1994 по 2017 гг. выплаты на территории Кыргызстана превысили 3 миллиарда 472 миллиона долларов.»

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

«На Кумторе объем производства золота в 2018 году должен составить порядка 450-500 тыс. унций или 14,15-15,55 т золота. Всего, с начала промышленного производства в мае 1997 года по 31 декабря 2017 года, на Кумторе произведено порядка 11,5 млн унций или 357 тонн золота.»

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Открыто месторождение Кумтор геофизической экспедицией «Киргизгеология» в 1978 году. Очевидно, что поднять такой проект самостоятельно республике не по силам, и судьба посёлка Иныльчек тому подтверждение. В дополнение к цифрам скажу, что прекрасная дорога, проложенная здесь, тоже не последнее дело.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Отъехав немного от рудника в обратный путь, остановился перекусить и наблюдал, как шли колонны грузовиков и машины сопровождения. Не знаю, как ночью, но днём здесь движение не останавливается, дорогу используют по полной.

phpBB [media]


Ещё один эпизод, чтобы уже закрыть тему золота. Готовясь к поездке, прочитал такую информацию об этих местах: «Многие мелкие речушки, впадающие в реку Барскоон — золотоносные, и в солнечные дни маленькие крупинки золотого песка сверкают у их берегов.» В поездке заметил, что грязь, покрывавшая по мере движения мою машину, носила какой-то странный, золотистый оттенок. По приезду домой машину мыл самостоятельно и очень внимательно – вдруг где-то прилип самородок. :-)

phpBB [media]


Возвращаюсь к развилке, поворачиваю налево, вверх к перевалу. Снова начинает сыпать снег, вершины гор тонут в облаках, дорога поднимается выше и выше. Серпантины исчезли, дорога немного круче, но хорошая – гладкая и не скользкая. Транспорта очень мало, тяжелые «кумторовские» грузовики сюда уже не ездят. Снег уже начинает засыпать камни обочины, когда я достигаю перевала. Высота 4021 метр, Суек, перевал через одноимённый хребет. Вот теперь то дорога, наконец, пойдёт вниз – спустившись к реке Тарагай я потеряю 700 метров высоты.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Поёживаясь от снега и ветра, делаю пару снимков, короткий видеоролик, запрыгиваю в тёплую машину – и вниз.

phpBB [media]

Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
OWNER.
новичок
 
Сообщения: 34
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алматы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 11
Пол: Мужской

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #2

Сообщение OWNER. » 27 окт 2020, 08:07

На южной стороне перевала погода улучшается – снег прекращается, облака рассеиваются и даже временами проглядывает солнце. До полного улучшения погоде ещё далеко, но уже приятно. Совсем хорошей погода будет завтра. Ниже есть две фотографии, снятые примерно с одной точки. Первая сделана 28 августа часа в два дня, вторая 29 августа, часов в одиннадцать. Как говорится – почувствуйте разницу!

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Ну а спустившись к реке Тарагай уже можно было загорать – такое солнце стало светить.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Дальнейший путь лежит по равнине. Небольшие холмы, зачастую ровные участки дороги, пыль столбом за машиной – всё это несколько напоминает дороги по степям Казахстана. Но с поправкой на высоту. Всё время альтиметр в машине держится у отметки 3500 метров, временами поднимается до 3700. Чуть ниже высота была у реки Тарагай – 3300 и у пограничного кордона «Карасай» - 3350, после которого опять полезла вверх до 3700 метров.

phpBB [media]


Вид на долину реки Карасай впечатляет. Погода улучшилась, горы хорошо видны и при наличии профессиональной аппаратуры снимки здесь можно сделать очень выразительные. Я же снимаю на телефон и на простую «мыльницу», в основном впитывая ощущения.

phpBB [media]


Следующее фото было сделано на обратном пути, но хотел бы объяснить его сейчас.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Река Тарагай – так называется в верхнем течении река Нарын. Правда, различные источники по-своему определяют начало Нарына, но согласно википедии, Нарын (Тарагай) образуется от слияния рек Кашкасу и Майтор. Это место находится неподалёку от рудника «Кумтор», где я был несколько часов назад. Ну а после впадения реки Карасай дальше однозначно идёт Нарын, протяжённость которого составляет 807 километров.

Так что моё путешествие проходит пока по верховьям реки Нарын, крупнейшей реки Киргизии.

Ну а дальше по маршруту, за рекой Карасай, начинается бассейн реки Сарыджаз, который уносит большое количество воды в Китай, меняет там своё название на Аксу и орошает Аксуйский оазис.

На пограничном кордоне меня пригласили выйти из машины и подойти к окошку «офиса». Пограничник уже достал было какой-то журнал и собрался записывать туда все данные. Видя удивление на моём лице (подобной процедуры на других кордонах не было), связался с кем-то по рации, убрал журнал и пошёл открывать ворота, предупредив, что дальше будет ещё один кордон, на заставе около посёлка Учкошкон. Скажу сразу – кордона не было, застава оказалась в стороне от дороги.

Дорога пошла вдоль реки Карасай, медленно набирая высоту. Совсем рядом, чуть ли не стадами, носились жирные осенние сурки, ближайшие ко мне исчезали в норах около дороги. Другие, стоявшие столбиками чуть подальше, провожали меня взглядом и прятаться не спешили. Понятно, что я им мешал наслаждаться жизнью – скоро нужно ложиться спать до весны и лишний сантиметр сала не помешает.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Вот так, глядя по сторонам и наслаждаясь живой природой, я безмятежно катил вперёд, потихоньку поднимаясь всё выше, как вдруг, взглянув случайно (ну вот зачем я сделал это?) на приборную доску, обнаружил досадную вещь. Стрелка указателя топлива давно перешла отметку полбака и приближалась скорее, чем этого хотелось, к четверти. Вот она, лень моя, и аукнулась. Конечно, расчёт расстояния перед поездкой проводился, но! Первое – точный расход топлива при подъёме на такие перевалы был неизвестен, не каждый день тут езжу. Второе – заехать на рудник «Кумтор» планировалось на обратном пути, так сказать – по обстоятельствам. Я же сделал это в первый день, добавив минимум 70 километров к маршруту. И последнее – высота и не думала падать. Даже при горизонтальном движении существует, наверное, разница – на какой высоте ты едешь – пятьсот метров или три тысячи пятьсот…

Дорога решила отвлечь меня от мрачных мыслей. Сначала был мост. Только моя невнимательность не позволила заметить табличку, что «этот памятник архитектуры … века охраняется государством». Больше чем уверен, такая табличка там была. Она просто должна была быть! Ничего не прочитав, по мосту я проехал.

Дело вот в чём – незадолго до моста мне повстречались две машины: грузовичок и внедорожник, их видно на следующем ролике. Взяв за основу утверждение, что они едут из той точки, куда стремлюсь я (а значит дорога проходима!), уже было легче смотреть на мир – они проехали, значит и я смогу. Мысль о том, что они могли вывернуть откуда-то ещё, жестко подавлялась…

phpBB [media]


Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Затем дорогу размыло. Размыло её, конечно, гораздо раньше, задолго до моего приезда, но от этого не легче. «Опа!», сказал я и призадумался – что делать? Вернувшись немного назад, обнаружил следы машин, идущие в объезд этого места. По ним и направился. Со словами «Как же они тут ездят?» и «Грузовичок же проехал!» я потихоньку двигался вперёд. Думать о протяжённости объезда в свете дефицита бензина не хотелось… Всего пару раз зацепившись чем-то об камни, выехал на дорогу.

phpBB [media]


Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Дорога постепенно пошла вниз, высота над уровнем моря плавно снижалась. Вот уже и 3000 метров около посёлка Учкошкон. Так же потихоньку ползла вниз стрелка уровня топлива. До посёлка Акшийрак, то есть до места, куда гарантированно есть дорога, осталось пять километров – ну не ехать же теперь назад. И Акшийрак был достигнут.

phpBB [media]


Согласно картам Гугл, расстояние от берега Иссык-Куля до этого места составляет 182 км. Прибавим сюда два раза по 35 км. (отклонение от маршрута к «Кумтору» и обратно). Значит, 250 км. почти горных дорог получилось, за минусом небольшого, относительно ровного, участка после села Барскаун. Всего же за сегодняшний день я проехал 710 километров.

Посёлок Акшийрак – это, конечно, звучит гордо, на самом деле это полтора десятка домиков и детская площадка с качелями и горками. В основном это зимовка скотоводов – зимой здесь мало снега и относительно не холодно. Дорогу сюда в зимнее время постоянно чистят, электричество имеется и даже есть мобильная связь какого-то местного оператора. Билайн здесь не работает, проверено.

Приезжают охотники из дальних стран, через несколько дней наступит осень, сезон открыт, потянутся «козлятники» и другие охотники за трофеями.

Из разговора понял, что проехать к Иныльчеку не получится. Давным-давно такая дорога была, но сейчас по ней не проехать, она заброшена. Так что путь один – строго назад. Сейчас отдыхать, тем более, что пребывание на высоте прошло не даром – голова начинает болеть, высота 3500 сказалась. Хорошо, что здесь, в посёлке, уже пониже, примерно 2800, так что есть надежда дотянуть до утра.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018
OWNER.
новичок
 
Сообщения: 34
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алматы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 11
Пол: Мужской

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #3

Сообщение Mir802 » 29 окт 2020, 12:39

ЗдОрово! бензин даааа, никогда лишним не бывает в таких путешествиях...
Mir802
новичок
 
Сообщения: 4
Регистрация: 03.03.2020
Город: Алма-Ата
Благодарил (а): 2 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 48
Пол: Женский

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #4

Сообщение quq » 29 окт 2020, 21:00

Вспомнился октябрь 2007 до Кумтора, дальше сплав по Нарну.
quq
новичок
 
Сообщения: 24
Фото: 1
Регистрация: 26.04.2018
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 59
Пол: Мужской

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #5

Сообщение OWNER. » 30 окт 2020, 05:43

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

29 августа 2018 года.

За ночь вся машина покрылась тонким слоем льда. Таким же слоем покрылось изнутри лобовое стекло. Оно и понятно – не май месяц. Август. Но я льдом не покрылся, даже холодно не было в спальнике. Машину не заводил, и не потому что бензина жалко – просто не холодно мне было. Кстати, о бензине. Утром достал канистру, перелил, получилось чуть меньше полбака. Как выяснилось, вопрос с диз.топливом еще можно было бы решить в этих местах, а вот бензин только на заправке в Барскауне. Хватит до заправки, должно хватить – повторил я дважды… И поехал домой.

phpBB [media]


Обратная дорога по горам была отмечена хорошей погодой. Выехал в 7.45, выспался полностью, головная боль прошла – акклиматизация, однако. Засадный участок пути по селевому выбросу и мостик были встречены, как старые знакомые – радостно. На кордоне в Карасае служивый опять захотел, чтоб я посетил их офис, но потом раздумал и открыл дорогу.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Спустившись с перевала Суек и очутившись в долине Арабель, возникла у меня мысль остановится здесь на ночёвку, погулять по тундре. Именно по тундре – много воды, зеленая низкая трава, мох, есть слегка заболоченные участки и очень короткое, снежное лето. Самый край альпийской зоны, горная тундра, выше только скалы и снежники. Но посмотрев на юг и увидев выползающие из-за перевала тучи, я сразу вспомнил вчерашний снег и понял – то, что «прокатило» на 2800 метрах (приятная ночёвка) может «не прокатить» на 3500, вымерзну однозначно. Опять же – лёд от замёрзших ручейков на дороге с перевала даже не думает пока таять, несмотря на то, что время уже одиннадцать часов и светит яркое солнце.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Так что проехав реку Арабельсу, прекрасным видом озёр Джашилкёль я наслаждался издали. От этих озёр, кстати, и начинается упомянутая река, бегущая по долине почти до «Кумтора». Там она впадает в реку Кашкасу, к этой дружной компании присоединяется река Майтор и вот вам, пожалуйста – получился Тарагай, река Нарын.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Вчера, поднимаясь на перевалы Сарымойнок и Барскаун, всё время обгонял грузовики, идущие на Кумтор. Сегодня они идут мне навстречу, приходится прижиматься к обочине и, вообще, останавливаться и пропускать их на серпантинах. Движение у них организовано прекрасно, с машинами сопровождения в голове и хвосте колонны, но вот на виражах они никак не вписываются в свою полосу, занимают всю дорогу. Я, собственно, без претензий, работка у них ещё та…

phpBB [media]


Ну а вид с перевалов открывается великолепный – один из тех немногочисленных случаев, когда природа и сооружения лишь дополняют друг друга.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

На реке Сары-Мойнок «головокружительная» дорога с перевалов заканчивается и дальше она плавно спускается по ущелью. Снова проезжаю через шлагбаум – как оказалось, это экологический пост. Снова меня записывают в журнал, но к счастью, не обыскивают. А то мне тут понарасказывали, что на этом посту при выезде экологи осматривают машины, ищут оружие, добытое мясо диких животных и т.д. и т.п. Честно говоря, так и не понял смысл этого поста. Учёт? Какой учёт можно провести по бумажным журналам? Они там не могут найти, кто вчера проезжал, снова всё спрашивают и пишут. Анализ посещаемости и глубину воздействия на экологическую ситуацию района. Ага, анализ по бумажным носителям… Да и что такое весь остальной транспорт по сравнению с «кумторовскими стадами»? Ну да ладно – сидят несколько смен по три мужика, получают какую-то зарплату и хорошо.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Что-то я увлёкся «экологическим эссе», а ведь впереди меня ждёт главная достопримечательность этого ущелья – водопады. На одной речке, один за другим: самый нижний - Чаша Манаса, чуть выше - Борода Аксакала, а выше всех самый большой - Слезы Барса (он же Брызги Шампанского).

Ну и, как водится, есть легенда: «Барсиха, уйдя на охоту, оставила в логове трёх барсят, а они вылезли наружу и разбились, упав вниз со скал. Увидев мёртвых барсят, барсиха заплакала, и ее слезы превратились в водопад с тремя уступами, на которые поочерёдно падает вода реки.»

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Немного прогулялся вверх от дороги в сторону водопадов, посмотрел на них поближе и поехал дальше, в сторону озера Иссык-Куль.

phpBB [media]


Нет, ещё не поехал. Еще сфотографировал памятники Ю.А. Гагарину – первому космонавту мира, как написано на одном из них. Памятника два, стоят они недалеко друг от друга. Говорят, что Гагарин очень полюбил здешние места, отдыхая тут после космического полёта. Учитывая, что в Тамге был в своё время военный санаторий «союзного значения», такая версия вполне возможна.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Как уже стало понятно, бензина мне хватило, даже сигнальная лампочка не загорелась. Обратный путь в целом шёл вниз, поэтому расход и сократился. Выехав на дорогу, идущую по берегу Иссык-Куля, я заправился и забыл о бензине до Курдая.

Дальнейшая дорога ничего особенного не представляла, в одном месте съехал к берегу, зашёл в воду по колено и понял – нет, не настолько я люблю купание в Иссык-Куле, «отморжевал» я своё. Опять же погода портится, временами дождь капает, тучки ползут, так что – вперёд, вперёд, назад домой.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Около Рыбачьего (теперь Балыкчи) погода опять улучшилась, купил там на базарчике вяленую рыбку с собой. Дома попробовали – хороша, ничего не скажешь, но чебачка, которым всегда был славен Иссык-Куль, не было и в помине…

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Последний, так сказать, «горный» участок путешествия – Боомское ущелье. Прекрасная дорога, по два ряда в каждую сторону, разделительная полоса, знаки, разметка. Рядом – железная дорога, идёт поезд в четыре вагона. Водители едут не спеша, основная масса держит скорость чуть больше 90 км/час. Попадаются, конечно, и «летящие к счастью» - как без таких? но их не много. По прямой дороге ехать просто удовольствие. Но вот начинаются изгибы пути и народ как с ума сходит – болтаются на этих изгибах из полосы в полосу по кратчайшей траектории, по хорде. И побоку, что между рядами идёт сплошная линия разметки, на неё никто не смотрит, главное – покороче. Один такой «срезальщик» выскочил прямо перед моей машиной и поехал дальше, как ни чём не бывало, на видеоролике есть этот кадр. «Я очень старый…» (с)

phpBB [media]


Проехав этот участок пути, поднялся на горку, чтоб запечатлеть начало дороги по Боомскому ущелью в сторону Иссык-Куля.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

После выхода из ущелья дорога постепенно приближается к границе с Казахстаном и достаточно долго идёт вдоль неё. В одном месте даже пересекает границу, о чём свидетельствуют знаки «Транзитная зона» и могучие заборы из колючей проволоки и спиралей по обе стороны дороги. Потом дорога снова возвращается в Киргизию и ограждение исчезает. От Иссык-Куля в сторону Курдая находятся следующие пункты пропуска: «Сартобе», «Аухатты», «Карасу» и, собственно, «Кордай» (названия взяты с сайта Пограничной службы КНБ РК). Первые два являются двухсторонними (для граждан РК и КР), два вторых – многосторонними. Вот на пункт пропуска «Аухатты» я и направился.

И, чуть было, не проехал его. Въезд на территорию пункта «Кен-Булун» происходит прямо с трассы, крайний правый ряд которой служит для ожидания в очереди. От края дороги до здания метров тридцать, не больше. Остановившись за последней машиной, я понял – родина близко. Не успел докурить сигарету, как началось движение, все заехали на территорию, быстро прошли паспортный контроль, осмотр машин – и до свиданья, Киргизия. А до казахстанского терминала там ещё ближе, ну это видно на фото – шлагбаум перед машиной ещё киргизская собственность.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Пункт пропуска «Аухатты» был пройден с такой же скоростью и в наступающих сумерках я направился в сторону посёлка Кордай. Ранее читал, что этот участок дороги не очень хорош в смысле асфальта. Да, кусочек плохого асфальта был, но там стояла дорожная техника и дальше, до Кордая, дорога была новая и хорошая. Думаю, что вскоре этот участок пути полностью отремонтируют.

В посёлке Кордай заехал на АЗС «КазМунайГаз» и попал на акцию: «Залей больше 20-ти литров топлива, заплати наличными и получи скидку 3 тенге за литр». Залил, заплатил, получил и без приключений доехал до Алма-Аты. Поразило количество встречного транспорта - почти всю дорогу, почти двести километров, машины шли навстречу практически колонной, грузовики и легковые, слегка разбавленные междугородними автобусами. Показалось, что все машины покинули южную столицу Казахстана и меня ждут пустые улицы города. Ага. Уже на въезде в город могучая пробка, движение на улицах, как в разгар рабочего дня, а ведь время уже, на минуточку, одиннадцать вечера. Только предпраздничной суетой перед длинными выходными могу объяснить такую активность масс. Хотя, может быть, это обычное движение в сторону Бишкека, просто давно там не ездил.

Ну вот, собственно, и всё путешествие. Во второй день было пройдено 736 километров, таким образом общий пробег составил 1446 км. Автомобиль выпил примерно 200 литров бензина, получился общий расход 13.8 л/100 км. Ничего не сломалось, не разбилось, не повредилось. Общения с сотрудниками дорожной полиции не состоялось. Никаких эксцессов на дороге не случилось. Скучная получилась поездка. :-)

Одни горы порадовали. И мы туда ещё вернёмся.

Примечание.
В рассказе использованы географические названия, взятые с топографических карт Генштаба. Возможны другие варианты написания и произношения этих названий.
Этот рассказ впервые опубликован в моём блоге Автопутешествий "Двадцать лет за рулём MITSUBISHI PAJERO."
OWNER.
новичок
 
Сообщения: 34
Регистрация: 02.02.2018
Город: Алматы
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 2 раз.
Возраст: 59
Отчеты: 11
Пол: Мужской

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #6

Сообщение quq » 30 окт 2020, 08:52

OWNER. писал(а) 30 окт 2020, 05:43:памятники Ю.А. Гагарину – первому космонавту мира, как написано на одном из них. Памятника два, стоят они недалеко друг от друга.
Они там почти в каждой долине по южному берегу стоят. Мне больше верится что но бавал в Джеты-Огуз (у красных скал).
quq
новичок
 
Сообщения: 24
Фото: 1
Регистрация: 26.04.2018
Город: Екатеринбург
Благодарил (а): 13 раз.
Поблагодарили: 3 раз.
Возраст: 59
Пол: Мужской

Re: Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018

Сообщение: #7

Сообщение mazeno » 30 окт 2020, 13:54

На Кумторе работают одни из самых больших самосвалов в мире - Катерпиллер из серии 785/789, грузоподъемность до 200 тонн (в настоящее время самый большой в мире БелАЗ 75710, грузоподъемность 450 тонн):

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018
На грузавике видны колеса такой машины. Каждый самосвал имеет шесть таких шин, одна шина весит 3т (4т все колесо с ободом), их замена требуется специальный подъемник (кран) и стоит 50.000 долларов.

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018
Кумтор - общий вид - самосвал в центре (снимка сделана из каких-то 5-6 км).

Хождение за три перевала – слёзы барса, дорога к золоту и тундра. Тянь-Шань. 2018
Кумтор (деталь предыдущей фотографии) - самосвал Катерпиллер 789Ц в центре (жолтый).
mazeno
новичок
 
Сообщения: 14
Фото: 34
Регистрация: 30.06.2014
Город: KRK
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Возраст: 45
Отчеты: 1
Пол: Мужской




Список форумовЭкс-СССР форумСРЕДНЯЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Средней Азии



Включить мобильный стиль