
Нет, запускать свою машину в космос, на манер г-на Маска, я не собирался. Ведь у Илона «теслов» много, а у меня Pajero – один. Всё задумывалось проще – в рамках большого путешествия по Казахстану подойти к «Гагаринскому старту», посидеть в кресле пилота корабля «Буран», посмотреть на аскетичную обстановку домика Генерального Конструктора, оставить запись в Книге почётных посетителей музея :) и просто прокатиться на своей машине по космодрому. Ну когда ещё такое получится? Лично у меня, ровесника первого пилотируемого полёта в космос, это впервые.

Идея посмотреть космодром возникла несколько случайно. После Нового года, «отдохнув» от зимней поездки вдоль китайской границы Ползком вдоль китайской границы или «полюс холода» в декабре. Тянь-Шань 2018 год. , я начал планировать путешествия нового сезона и придумал маленькое развлечение – посмотреть на Каспий. Но ехать просто так до побережья по скучной пустыне не очень хотелось, появился вопрос – что ещё можно глянуть по пути? Смотрю по карте – о, Байконур! Ну-ка, ну-ка, что у нас тут? И началось…
Погрузившись в Интернет почти с головой обнаружил следующее - все виртуальные рассказы о посещении космодрома сводились к описанию запуска ракеты с экипажем. Мне этот вариант не подходил – ехать в марте холодно, а на следующий пуск – в июле – слишком тепло.

Все оформляли поездку через турфирмы, и только один рассказ был о том, как молодая поросль «экстремалов» проникла на космодром самостоятельно. Проехав на машине, сколько было возможно, оставив её в песках и пройдя остаток пути пешком, они наблюдали запуск, прячась в заброшенных зданиях космодрома.
Оно мне надо – такой экстрим? - подумал я и решил обратиться к туроператорам. В феврале месяце стал искать и, таки, нашёл объявления фирм в Алма-Ате, звоню.
- Мы одного человека не оформляем, только группой на запуск – говорят мне по первому адресу.
- И мы тоже - сообщают по второму.
- Лучше, если вас будет несколько человек, но я всё узнаю, посчитаю и перезвоню – ответила мне барышне в третьем офисе. Не перезвонила.

Мечта прокатиться по космодрому начинала таять на глазах. А так хотелось – приехать, подрулить к знаменитому Гагаринскому старту (площадка № 1), тем более, что объект этот с 2020 года закрывается на реконструкцию и всё – ни тебе пусков оттуда, ни тебе экскурсий туда.

Погружаюсь во всемирную паутину ещё глубже, с головой, и нахожу расплывчатую информацию о том, что можно, дескать, обратиться в «Роскосмос» – они поймут, они помогут. Отправил челобитную – так мол и так, подсобите путешественнику. Ответили быстро и послали. Ну, в смысле, переслали меня несколько по другому адресу. Есть, оказывается, такая организация – Центр Эксплуатации Наземной Космической Инфраструктуры – ЦЭНКИ (ударение на последнем слоге!). Вот они-то и занимаются, кроме всего прочего, назойливыми туристами.
Снова пишу прошение, теперь уже в ЦЭНКИ. Послали. Ну в смысле – выслали документы, которые надо заполнить для получения разрешения. Много чего там было… Я-то, по наивности, как предполагал – раз экскурсии по космодрому проводятся, то приезжаешь туда, в будочке у ворот покупаешь билетик и вперёд, обозревай желанное.
Рассказывать весь процесс в подробностях не стоит – слишком долго. Желающие повторить мой путь могут обратиться в ЦЭНКИ и пройти всё это самостоятельно, под чутким руководством сотрудника этой организации. Скажу одно – временами мне казалось, что оформляется не трёхчасовая экскурсия по космодрому, а мой полёт в космос.
Кстати, насчёт чуткого руководства. Говорю это совершенно серьёзно. Если бы у сотрудницы ЦЭНКИ, которая занималась моим вопросом, было бы чуть меньше терпения и желания мне помочь, то поездка бы не состоялась. Она провела меня через все бюрократические завалы, нагороженные на этом пути за последние несколько лет.

Пока шёл этот процесс, я продолжал интересоваться возможностью оформления поездки через турфирму. Даже не столько процедурой оформления – тут без вариантов, все турфирмы работают с ЦЭНКИ – сколько ценой. Хотелось бы знать, стоит ли овчинка выделки. Только одна турфирма, в конце концов, озвучила мне цену желаемого. И что же оказалась? В два раза дороже, чем я заплатил в итоге.
Ну вот так, скоренько, в самом конце апреля, все вопросы были решены, утрясены и согласованы. Внимательно изучена инструкция по поведению на космодроме, получено разрешение на любительскую фото- и видеосъёмку. Составлен и утверждён поминутный график перемещения по режимному объекту.

С облегчением выдохнул, оседлал своего верного коня - автомобиль MMC Pajero 3.0L GLS 2007 Model, и в путь! Около ворот КПП города Байконур мне надлежало быть в 8 часов 30 минут 6 мая 2019 года.
О том, по каким дорогам я ехал до Байконура – отдельный рассказ и он ещё впереди.
От КПП города Байконур до КПП космодрома Байконур ехать меньше десяти километров, да потом ещё до Гагаринского старта километров тридцать. Но это ещё ничего. Планом посещения была установлена резервная точка визита – стартовый комплекс «Союз», площадка № 31. Это на случай, ежели вдруг, в этот день на площадке № 1 (Гагаринский старт) будут проводиться какие-нибудь работы. Тогда всё – никаких тебе экскурсий, мил человек, и катись ты на резервную точку. Там такой же старт, но это чисто технически, история космонавтики начиналась не там. Опять же это лишних километров семьдесят дороги, а значит пустая трата времени, которое кое-что стоит – почти 17 рублей минута.
Мне повезло – работы не велись, понедельник – день тяжёлый. Машина оставлена в трёхстах метрах от старта, теперь своими ногами с соблюдением всех правил поведения. Курение рассматривается как особо тяжкое преступление в радиусе полукилометра от старта, после пересечения КПП площадки № 1. Как мне сказали, здесь всё так пропитано кислородом, что полыхнёт, как здрасте. Не совсем понял, что это означает, но даже смотреть в сторону сигарет опасался. Спросить – как же запуск ракет, они же посильнее зажигалки – я не решился.

Триста метров пройдены, начинается стартовая площадка. Стоят подвозчики ракет – тяжёлые железнодорожные платформы, с помощью которых уже готовая ракета-носитель с космическим кораблём доставляется и устанавливается на старте.

Ровно в семь часов утра, по традиции, открываются ворота монтажного комплекса, и ракета медленно движется к месту запуска. Сей процесс называется «выкатка ракеты». Вот на этой платформе и по этим рельсам.

Ещё совсем недавно здесь лежали рельсы, на которых были видны года выпуска – начало прошлого века. Туристы, особенно иностранные, тихо балдели - вот уже когда Россия начала свою космическую программу – и оживленно фотографировали. Сейчас это устранили, теперь рельсы как рельсы.
Затем ракета, с помощью этих же механизмов, устанавливается на старт – происходит «вертикализация ракеты».
А здесь Председатель государственной комиссии заслушивает рапорт космонавтов о готовности к полёту.

Ну и, собственно, сам старт – всё таки я сюда добрался! Сделать фото комплекса с другой стороны мне не разрешили. Возможно, что форма газоотводного лотка является тайной и по сделанной именно мной фотографии, «клятые янки» смогут вызнать все наши секреты. Другие фото, которых в интернете немерено, видать не подошли для этой цели…
Шутки шутками, а место здесь такое, что словами сразу и не выскажешь. Чувствуется масштаб идеи и громадность воплощения. Ну а как представишь, что всё это строилось 65 лет назад, с той ещё техникой… Ведь Гагаринский старт изначально был рассчитан на десяток запусков, а выдержал уже около шести сотен пусков.

Совсем рядом установлен монумент, подтверждающий место начала космической эры человечества. Именно с этого стартового комплекса 4 октября 1957 года был запущен первый искусственный спутник земли – совсем маленький, меньше ста килограмм, отсюда первый человек полетел в космос.

Теперь можно вернуться немного назад – к музею космодрома, мимо которого я проехал на пути к Гагаринскому старту. Расстояние небольшое, КПП на пути всего один, движение по космодрому оживлённым не назовешь – так что через пять минут охранник распахивает ворота, добро пожаловать на территорию музея космодрома Байконур!
Некоторые эпизоды «покатушек» по космодрому вошли в следующий ролик:
Припарковал, значит, машину в тенёчке, прошёл рядом с макетом космического корабля «Союз» и - в музей.

Я был единственным посетителем. Такие «туристы – индивидуалисты» редко появляются здесь. Жизнь кипит в дни пуска ракеты, вся парковка забита машинами, автобусы с туристами плотно стоят вдоль дороги. Программа посещения пилотируемого запуска рассчитана на несколько дней и включает в себя посещение музейного комплекса. Туристы перемещаются по космодрому плотной компактной массой и залы музея уже не кажутся такими просторными.

Два этажа музея буквально набиты экспонатами. Рассказать обо всём не берусь – не хватит сил и умения. Общее впечатление такое – ты внутри огромной массы событий, но это не подавляет, наоборот – появляется ощущение какой-то лихости, постоянно приходит в голову мысль – во, были времена!

Держишь в руках смартфон, смотришь на электронику тех времён и думаешь – ведь с помощью такой техники ракеты рассчитывались, ракеты испытывались, ракеты летали! Ну ведь летали же!


Теперь понятны размеры космодрома – почти 6700 квадратных километров, места должно было хватать для всего. Основные объекты космодрома обозначены на макете.

На фоне звёзд, планет и спутника макет космодрома смотрится прекрасно, отражая своё предназначение – ворота в космос. Рядом с такой картиной нельзя было не сфотографироваться.

Идём дальше. Вот с этим «пламенным мотором» и летают ракеты. Так понимаю, что он мало изменился с момента создания в 1954 году. Но именно с помощью этого двигателя и его модификаций были обеспечены успешные полёты искусственных спутников, автоматических станций на другие планеты и пилотируемых кораблей «Восток», «Восход», «Союз», «Союз-Т». Именно эти двигатели впервые в истории вывели в космос искусственный спутник и человека.

Стартовый комплекс «Союз». Как оказалось, у него есть «цокольный этаж». Первая фотография сделана в музее космодрома, вторая - в музее города Байконур.


В истории отечественной космонавтики, о которой рассказывает музей, были и трагические страницы.

Это память о «чёрном» дне в космонавтике – 24 октября 1960 года. При испытательном запуске новой межконтинентальной баллистической ракеты конструктора М.К. Янгеля произошёл взрыв на старте - за полчаса до пуска внезапно включился двигатель второй ступени. Десятки человек погибли, в том числе Председатель Госкомиссии, главнокомандующий РВСН Главный маршал артиллерии М. И. Неделин. Долгое время эта катастрофа была засекречена, данные о количестве погибших до сих пор разнятся. Первый раз услышал об этом, полунамёками и в полголоса, в середине 70-х годов от знакомого, служившего на Байконуре. Открыто же говорить стали только в самом конце 80-х.
Пожар в ракетной шахте, случившийся ровно через три года, тоже 24 октября, и приведший к гибели восьми человек, окончательно наложил неофициальный запрет на любые пуски ракет в этот день. Отныне 24 октября вспоминают всех, кто погиб при освоении космоса.
Следующая фотография сделана в музее города Байконур.

Оба этих случая не были напрямую связаны с пилотируемой космонавтикой, где тоже было много неизвестного и рискованного. Узнав о трагедии 1960-го года, С.П. Королёв сказал: «Это могло случиться и у меня — новая техника…» Так что стопроцентной гарантии успеха запуска человека в космос никто дать не мог. Как было сказано в фильме «Укрощение огня» - собачки собачками, а ты человек.
Первый полёт человека в космос. Это, конечно, историческое событие. Опять скажу – смотришь на всё это и повторяешь: «Вот были времена!» На парашюте в кресле, отдельно от капсулы – так приземлился первый космонавт.

Это макеты домиков Гагарина и Королёва, о них чуть позже.

Материалом для этой картины послужил обычный рис.

Семейство ракет. Здесь и первый «Восток», и трудяга «Союз», и лунная амбиция – ракета Н-1, и «одноразовый», как оказалось, «Буран».
