Впечатления - разные, большей частью позитивные и добрые. Ландшафты - потрясающие!
В первый раз не словила пресыщения от "паломничества". Обычно за экватором поездки где-нибудь в любимой Италии плывешь от церкви к церкви - и вот же, чудо чудное: архитектура, живопись, скульптура.
Ждешь такое особенное внутреннее чувство (смесь восторга и любопытства), ждешь…нет его! Значит все, перебор программы.
Или наше русское узорочье или провинциальный классицизм - удивляешься затейливым формам, несуразности реализации некоторых элементов, то изразцы интересные найдешь, а потом - хоп! и кокошники уже создают рябь в глазах.
Возможно, сравнение и не самое удачное вышло - монастыри Армении и внутри, и снаружи более аскетичны. Молчаливы, загадочны. Может, в этом и кроется разгадка, но тем не менее.
Еще один элемент ярких впечатлений - дороги! Ничего криминального, но особенности есть, по ходу обратного движения из Татева в Ереван, дабы себя развлечь, законспектировала дорожную ситуацию.
Впереди - чудесное осеннее время для поездки в Армению, может кому-то пригодится эта информация.
Нитка нашего маршрута была следующая: Ереван - Вагаршапат - Дилижан - Ахтала - Севан - Норатус - Ехегнадзор - Джермук - Татев - Ереван.
Итак, дороги:
1.Сюник: от Татева до Сисиана (здесь и далее - до поворота с трассы к указанному населенному пункту), от Ангехакота и до границы Сюника и Вайоцзорской области полотно ровное.
Соответственно, только вот этот кусочек, отмеченный на карте условными границами, был с какими-то заметными выбоинами.
В этот день мы ехали из Татева в Гарни. Планировали сделать остановку у Воротнаванка.
Свернули на Нораван. После съезда - шикарная новая дорога. Счастье было недолгим - в самом населенном пункте, через который ведет дорога - капремонт уровня "разворотили все". Остановку мы сделали себе веселую: заехали днищем на люк, которые не заметили в груде щебня. Короче говоря, чудом просто вырулили и ничего явно не повредили. Ехать к Воротнованку, вероятно, нужно было через Сисиан. Но настроение у нас уже было явно не того ранга, пришлось эту точку на карте оставить на следующий раз. Здесь я даже запретила себе переживать по этому поводу, так как, во -первых, моральное состояние водителя - важнее закрашенной точки на карте, а во-вторых, надеюсь вернуться в Армению, по крайней мере, огромное желание после этой поездки есть.
2. Вайоц Дзор: дороги Вайоцзорской области - это боль. От Арени и до поворота на Гетап - особенно дрянной участок. Ямы, очень много ям. Но в районе Ехегнадзора идет активное обновление полотна.
Соответственно, именно в этой области замечено особенно большое количество шиномонтажек.
Дорога Н42 к Джермуку - хорошая. Н43 проверить сил не хватило: хотели поехать от Джермука до монастыря Гндеванк, дорога была перекрыта (кажется, что частным образом, но могу ошибаться).
3. Арарат: все в порядке. Явных проблем не зафиксировала.
Вот, кстати, здесь (от съезда по направлению к Гарни) почти доделали дорогу, полотно свежее:
В работе там остались только отбойники да разметка. Яндекс-навигатор еще не знает, видимо, что там уже все хорошо и время оценивал значительно больше, чем в итоге получалось. Очень красивая дорога!
4. Трасса М4 от Еревана по направлению к Дилижану вопросов не вызвала.
6. М4+М10 от Дилижана до Ехегнадзора (включая перевал) тоже все в порядке, машин мало. Точно меньше, чем овец, коров и лошадей в округе!
7. Лори: из Дилижана мы ездили до Ахталы, к монастырям на севере страны.
Дорога через Туманян была закрыта на капремонт. Пришлось ехать в объезд, через Степанован.
Из особенностей этой дороги: в населенных пунктах от Степанована и до Алаверди достаточно много лежачих полицейских без обозначений (редко встречаются соответствующие знаки и разметка). Причем они достаточно плоские, замечаешь их в последний момент практически.
Но дорога тоже красивая - каньон реки Дзорагет.
Актуальную информацию по ремонтам (если где-то организован объезд) можно смотреть здесь: http://www.mes.am/en/roadsinarmenia/
8. Ну и Ереван. Мне кажется, седых волос нам добавилось прилично примерно в первые 10 минут в городе: поворотники включаются не всегда, перестроения хаотичны и дерзки, обгон справа и езда по обочине, несоблюдение дистанции. В целом описанный стиль вождения соответствует не только столице. Со слов моего супруга (он же водитель с активным опытом вождения в России и странах Европы) - "Это был хаос. Если в следующий раз будем брать машину в аренду в Армении, то 100% нужно брать страховку (в т.ч. на шины и лобовое)". В местах проживания обменивались мнениями с другими туристами на арендованных авто и владельцами гостевых домов - никто нас в обратном не переубедил, все были единодушны в этих впечатлениях :)
P.s. Да, в аренде у нас был Volkswagen Polo, по этому маршруту с проходимостью проблем не было.