Прежде всего – спасибо Дэйву Примову, благодаря которому эта поездка состоялась, но в которую он сам и его супруга, увы, не смогли поехать.
Надеюсь эти скромные заметки помогут им в будущем трипе, который, я уверен, обязательно состоится.
Прилет египетскими авиалиниями около 2-х часов ночи.
Сим-карту мобильного оператора MNT купил – ночью работник был на месте.
Стоимость около 9000 фунтов (10 гигов), платил долларами.
Обменники НЕ работали.
Мобильное приложение для вызова такси – Tirhal. Предлагает опции и машин, и тук-туков, но по факту тук-тук через него вызвать не получится. (И в половине случаев приезжала не та марка машины, что заявлена в приложении, так что не удивляйтесь, и если не видите нужную машину – звоните водиле).
При выходе из аэропорта таксисты предлагают свои услуги, стоимость не узнавал.
Хозяева в . по ночам не отвечают, в гостиницах куда я звонил трубку тоже не брали. Люди по ночам спят). В конце концов один Airbnb-шник ответил мне в чате.
Без подтверждения оплаты бронь на . не хотел подтверждать (а платежи с российских карт не работают).
На предложения оплатить налом отвечал уклончиво, но в итоге дал координаты (с отменой запроса). Координаты были очень невнятные. Дом я нашел, но по факту ты стоишь перед полузаброшенным на вид зданием, вокруг которого среди мусора спят бездомные. В здании несколько дверей, куда идти, кого искать – не ясно. Кому звонить, кто встретит – ответа в переписке не получил. Посмотрев, как здание выглядит внутри, уехал искать гостиницу.
Гостиницы – 50-80 долларов, сторговался до 40.
Жил в Suit Este между 29 и 31 улицами. На гугл мэпс отметка есть, но через поиск не получалось найти.
Отель в принципе понравился – в номере была мини кухня. Кондей, горячая вода. Белье было чистое, полотенца не очень, но попросил заменить. Матрас удобный.
Важно - везде хотят доллары только нового образца!
Курс доллара – 560 фунтов. Менял на цокольном этаже в Afra Mall. Обменник там вечно закрыт, но рядом есть парни, которые меняют. Эти парни принимали к обмену доллары старого образца по курсу 500 фунтов.
Стоимость литра Red Label на черном рынке – 25000 фунтов (у меня был др ). Других видов алкоголя не предлагалось.
Машина.
В городе много ренткаров.
Один из ренткаров есть напротив посольства Южной Кореи, в целом они отмечены и в гугл картах и на maps.me.
Я брал машину в Abu Harba Rental car (на гугле есть).
Есть контакт сотрудника, вотсап (кому надо – в директ).
Брал машину у них, потому что Дэйв связывался заранее
именно с этой конторой и у них был готов пермит на наши имена.
Аренда внедорожника в сутки – 150 долларов (Прадо с подубитой подвеской)
Легковую они не хотели давать, и в этом есть смысл – дороги плохие, и для того, чтобы доехать до пирамид нужно немного проехаться по каменистой равнине, местами по песку. На внедорожнике спокойней.
Стоимость проверял еще в 2-х ренткарах (причем в один по моей просьбе звонил местный чувак).
Везде одно и то же. 150 долларов сутки, 130 если дней побольше.
Дизель 640 фунтов за литр в Хартуме, 740 – на трассе.
На трассе местные продают дизель в баклагах, но в ренткаре попросили его не заливать – очень грязный.
Я не заливал.
Хартум – Мероэ туда и обратно по сути полный бак уходит.
Ехать выше 80-90 км/час некомфортно, дорожное покрытие неровное, и постоянно встречаются ямы разной степени ширины и глубины. Если впереди видите небольшой мост над пересохшим руслом – тормозите, там почти всегда асфальт исчезает и ямы, можно нехило влететь.
По дороге смотреть практически нечего. Интересно, что сразу за Мероэ, по дороге в Атбару резко появляются зеленые поля и стада верблюдов.
Блокпосты – есть. До Мероэ 4 или 5 кажется. Здороваются, улыбаются, говоришь куда едешь – и всё. Ничего не показывал за исключением одного случая. Уже на обратной дороге в Хартум юноша что-то от меня хотел и подошел с терминалом для оплаты (!). Я показал ему пермит и он ушел. Чего хотел – непонятно.
Мероэ
Основной комплекс справа от дороги, просто съезжаете на грунт.
Подъезжая со стороны дороги к пирамидам, вы увидите забор, заброшенный вход и плакаты на арабском. Объезжайте территорию справа – там будет туристический центр и небольшой рынок. С меня взяли 8 тыс. за вход, без выдачи каких-либо билетов, разумеется. На территории я был один. Приставали погонщики верблюдов, но потом отстали.
Место неплохое, но увы много новодела. Что и понятно – у пирамид печальная судьба.
Когда выходил, около 16-00, подъехали минибасы с кучей детей. Дети были очень дружелюбные, фоткались со мной.
Около Мероэ я нашел 2 гостиницы. Они слева от комплекса пирамид, если смотреть на пирамиды с дороги. Одна гостиница – «итальянская». Запросили 160 долларов за ночь с ужином и завтраком. Вдалеке виднелся второй отель – «суданский». Вблизи он выглядел практически заброшенным. Сомневаюсь, что там вообще была вода, не говоря о кондеях. В каком-то закутке на грязных матрасах спали парни. Позвонили кому-то, дали мне трубку. Я услышал – 100 долларов. Развернулся и уехал.
Начал думать – не остаться ли в итальянском. Но не было настроя торговаться, и хотелось связи и выбора в плане еды. Решил доехать до Атбары. Это плюс 1 час. В принципе не пожалел. Заселился в отель Adel – 40 долларов. Говорят по англ. Ужинал и завтракал в кафе Афандина (на гугле он только на арабском, парень на ресепшн поставил точку на карте)
Сам городок совершенно типичный, заваленный мусором, но люди приятные.
На обратной дороге в Хартум хотел заехать в Нагу (Nagaa). Сразу скажу – не получилось. Гугл и мэпс.ми маршрут не простроили. Какой-либо внятной дороги и указателей я не увидел. Видимо там, как и в Мероэ, надо ехать по каменистой равнине, где единственный ориентир это колея в пыли. Для этого надо точно понимать куда ты едешь, так как ландшафт не особо ровный – есть и заросли кустов и низины, скалы, итп. Я подобрал на обочине 2-х местных парней (там вообще много голосующих), показал им фотки Наги. Они позвонили какой-то англоговорящей тетке. Мы общались около 15 мин, причем парни говорили очень эмоционально, то предлагая мне ехать прямо сейчас, то снова всовывая в руки телефон. Тетка объяснила, что ехать в одну сторону около часа, т.е. 2,5 часа как минимум на все, парням нужно дать денег (сбил с 20 тыс. до 10), спросила достаточно ли у меня топлива. Мы почти обо всем договорились, когда в конце она очень внятно сказала: «Будь осторожен с этими парнями». После этой фразы, вкупе с тем, что уже было 16-00 и у меня был немало кэша с собой, я парней высадил и спокойно поехал в Хартум. Жаль, что не увидел Нагу.
Позже подумал, что надо было сделать так – взять провожатого на одном из блокпостов недалеко от Шенди. Там был народ, какие-то менее случайные люди. Ну а если ехать вдвоем-втроем, то думаю провожатым можно брать любого, главное, чтобы дорогу знал.
Рынок в Омдурмане.
Однозначно рекомендую. Для опытных путешественников вряд ли что-то новое, но все-таки фактура богатая. Очень много интересных лиц, национальностей, ткани, яркие краски, всевозможное барахло. Есть улочка с сувенирными лавками, есть что выбрать, не только китайский ширпотреб.
Перелет в Порт-Судан.
В Хартуме несколько офисов Badr Airlines, в том числе в Afra Mall на цокольном этаже. Но все они были закрыты, когда я приезжал. Поэтому съездил в аэропорт (таксист взял с меня доп. 500 ф. за въезд на территорию). Офис Бадра находится не в терминалах, а слева от них, отдельный вход. Около дверей будут сидеть ушлые ребята, которые попытаются вас направить на второй этаж. Судя по всему, там агентство. В Бадре очень сонные парни, я сам вбивал свое имя в систему, чтобы они не накосячили. Туда-обратно 200 долларов, берут долларами.
Важно:
вылет через доместик-терминал, он за пределами основного аэропорта. Поэтому попросил на билете на арабском написать название этого места, чтобы потом показать таксисту.
Важно:
для вылета в Порт-Судан нужен пермит + его копия. Слева от стоек сидит чувак-безопасник, который ставит штамп и подпись на билете, после чего уже надо идти к стойкам и регистрироваться. У меня копии пермита не было, поэтому я попросил его сфоткать его на телефон. Он немного поломался, но в итоге согласился.
В Порт-Судане приложение Тирхаль также работает. Стоимость такси до города 8000. Выбрал отдел Palace Hotel – соблазнился тем, что есть небольшой сад во внутреннем дворе, можно посидеть вечером, и набережная совсем рядом. Понятно, что обычная африканская изношенность и обшарпанность, но отель не понравился – почему-то ощущение сырости и, увы, тараканы.
На том же перекрестке есть хорошее кафе, где делают соки.
Вечером надо обязательно посидеть на набережной – чай, кальян, бильярд. Горожане отдыхают.
Кальян 1 тыс., чай – 200.
Еда в Порт-Судане в основном уровня KFC. Если видите большое меню - сразу спрашивайте, что есть. Скорее всего будет бургер и пицца. И всё.
Утром второго дня съездил на рыбный рынок, есть на гугле. Похоже на рынок в Могадишо. Богатая фактура для фото, не говоря о запахе. Имеет смысл глянуть.
С таксистом, который вез меня из аэропорта, договорился о том, что он свозит меня в Суакин, на остров, а потом сразу в аэропорт. Договорились за 30 тыс., т.е. с учетом стоимости поездки в аэропорт, доплата за Суакин и ожидание там, составила 22 тыс.
Делать там особо нечего. Остров – руины. Причем не какие-то живописные руины, среди которых интересно ходить, а просто кучи камней. Одно здание еще держится, но и оно вполне заурядное. Есть пара типа фортов, обновленных турками до состояния новодела, внутри, как я понял, пусто.
Сам Суакин – средневековье. Козы, горшки, мусор. Но можно попить кофе.
По дороге в Суакин и перед островом проверяли документы. И в этот раз долго и глубокомысленно рассматривали пермит. Имейте много копий пермита и паспорта с визой!
Но способ «сфоткайте на телефон» тоже работает.
В аэропорту на регистрации в этот раз пермит не спрашивали.
Еда в Хартуме
Кафе Ozone – очень приятное место, много европейцев (это район где живут экспаты). Цены московские, по местным меркам дорого (и для России тоже).
Но утром там очень приятно даже на улице – вентиляторы распыляют воду. Территория окружена зеленью.
Меню хорошее, присутствуют даже яйца бенедикт, обслуживание отличное.
Хотя бы один раз позавтракать стоит. Как минимум в научных целях – посмотреть каким бы мог быть Судан.
Еще одно модное место – Atmosphere restaurant. Завтраки тоже есть, но меню короче и обслуживание хуже.
В 10 мин от отеля где я жил, на Afrika street было скопление рестов. Я ел как правило в одном – Lazorde, на втором этаже. Выбор большой, вкусно, обслуживание подтупливает, как всегда. Средний чек на одного – 7-8 тыс.
ПЦР-тест
+249 96 969 0906
Можно списаться в вотсап
Приезжают в отель
24 часа – 12 тыс, 6 часов – 18 тыс.
Есть лаборатория прямо напротив рент кара Abu Harba Rental car.
9000 за 24 часа.
Подошел парень, сказал, что сделают за 6 часов.
Сделали.
На этом всё.
Зона прилета в аэропорту Хартума
Хартум. Голубой Нил
Коринтия - самый дорогой отдель Хартума
Как выглядит типичный Судан? Вот так:
Но есть и оазисы. То самое кафе Ozone:
Мероэ
Рынок в Омдурмане
Порт-Судан и Суакин
Проверка документов на въезде на остров в Суакине
Это все, что осталось от кораллового порта