Северный Иран, 3000 км на машине, сентябрь 2022, отчёт

путешествия в Иран отзывы туристов, рассказы о поездках в Иран

Сейчас этот форум просматривают: Fedorka и гости: 0

Северный Иран, 3000 км на машине, сентябрь 2022, отчёт

Сообщение: #1

Сообщение evgeny13232 » 20 сен 2022, 11:31

Путешествие по северу Ирана в сентябре 2022 года, техническая информация.

Детали маршрута
0. Замысел: посмотреть север Ирана, комбинировать историю/архитектуру с природными достопримечательностями, оставить юг Ирана (Шираз и ниже) на вторую поездку в зимнее время
1. Аэропорт Тегерана - Кашан - Исфахан - Хорремабад - каньон Ширез - Бихестунская надпись - пещера Али-Садр - Решт и окрестности - Бадаб-е-Сурт - Демавенд - Тегеран
2. Вылет 9 сентября 2022 г. ночью, обратно 18 сентября утром, 9 полных дней, без багажа
3. Автомобиль Peugeot Pars, проехали 3064 км по спидометру
4. Бюджет получился 65 000 рублей на человека, включая все визовые сборы, перелёты, аренду машины, еду, отели, сувениры, магазины и прочее.

Информация по визе
5. Летели по референс коду (он же просто "референс", он же "VISA GRANT NOTICE", он же "E-VISA"), получали визу по прилету
6. Летели Nordwind. Были проблемы с посадкой по референсу: согласно официальной информации - авиакомпания требовала визу. Перед нами на двух рейсах пассажиров заворачивали. В нашем случае - пропустили без вопросов. Но у них на сайте требуется "E-VISA", а на референсе написано "VISA GRANT NOTICE", который трансформируется в "E-VISA" уже в аэропорту Тегерана. В общем допускаются различные трактовки. Для надёжности - следите за форумами и оформляйте визу в Москве.
7. Ездили в посольство Ирана, те при нас звонили в авиакомпанию - ругались почему не пускают по референсу. Сказали не будут пускать - отзовут разрешение на полёты. Сработало - нас пустили
8. Если референс оформлен на получение по прилёту - посольство технически не сможет его оформить у себя, нужно заказывать новый референс
9. Без референса не пустят на борт самолёта. Раньше вроде пускали, сейчас - нет
10. Оформляли референс через IranDiscovery. Стоил 3500. Везде реклама GoIran - он требует гаранта за доп. 3000 руб - по факту гарант не нужен, а референс обойдётся в 6000 руб.
11. В итоге мы за визу переплатили 5500 руб (3500 за референс и 2000 за визу). Самый оптимальный способ - оформлять референс самим с получением визы в посольстве в Москве. Так в референсе мало кому отказывают. Если оформлять референс по прибытию - отказов 90% - делать только платно через фирму.
12. Референс делают 2-3 дня, если без местных праздников. Но формально - до 2 недель. Срок не зависит - делаете ли вы сами или через фирму.
13. Нельзя повторно запросить референс, если предыдущая заявка ещё в обработке, даже платно.
14. Если ответ не приходит дней 5 - можно попробовать переподать или узнать что с ним - бывают технические сбои
15. Посольство Ирана в Москве отвечают и на почту, и на телефон (строго в указанные на сайте часы), и вообще очень адекватные. На месте обслуживание по талончикам, особо без очередей
16. Получение визы по прибытию - не нужно вставать в общую очередь на пересечение границы. Сначала - на оформление визы. Мы летели - очереди не было. А кто-то 3 часа ждал в очереди. Как повезёт. Учитывайте это, если вас кто-то встречает.
17. Перед получением визы проверяют вакцинацию или прививку. На дату вакцинации никто не смотрит, но говорили вроде что не позже 9 мес и не раньше 2 нед
18. Страховку делали в МАКС за 350 рублей без покрытия ковида. Она подошла. Но есть особенности: должно быть покрытие ковида (по их правилам, но у нас не проверяли), должно быть прописано "Iran" (Whole world не подойдёт), перс. данные должны быть точно как в загран паспорте. У нас была 1 страховка на четверых - это вроде ок. При проверке сказали, что в следующий раз нужно делать страховку на весь период выдачи референса (месяц?), а не на даты поездки.
19. Сбор 73 евро или чуть больше - долларов. Выгоднее платить в евро. Сдачу дают в евро (кратно 5) и остаток - в риалах, вроде по нормальному курсу.
20. Штампов никаких не ставят ни по прилёту, ни по вылету. Дают просто бумажку какую-то и всё.

Первые 2 часа после прилёта
21. Если берёте авто в аэропорту - вас встречают с табличкой. Сначала можно пойти оформить машину, затем вернуться за симкой/в туалет/в обменник. Подробнее см. раздел про авто.
22. Обменник в зоне вылета на 2 этаже. Там был курс 1$ = 282 000 риалов, затем встречали курс 290 000 риалов и в конце поездки 295 000 - в отеле, но говорили что 305 000 был в обменниках. Менять советуем в аэропорту 100-200 евро на человека.
23. Мы поменяли 400 евро, получили большой пакет с купюрами на пол-рюкзака. Этого нам на четверых хватило на половину поездки
24. Бывает что налички в обменнике нет
25. Для выезда с парковки из аэропорта нужны риалы, около 100 000. Если обменник не работает - нужно их где-то добыть.
26. В Москве в Наутилусе продают по официальному курсу 1$ = 40 000 риалов, т.е. в 7 раз меньше фактического курса. Для подстраховки советуем поменять хотя бы 5$ на всех. 200 000 риалов вам хватит на выезд с платной парковки и оплату на платных трассах. Кто едет на такси - конечно, нужно менять в аэропорту или договариваться платить в евро/долларах.
27. Симку IranCell покупать в аэропорту, но в нашем случае - у них был сбой, ничего не работало. В итоге покупали в Исфахане, оформляли часа 2. Лучше конечно в аэропорту. Ценник типа 150 рублей за 20 ГБ интернета и 900 минут, подробнее см. раздел связь.

Прокат авто и дороги
28. Брали авто в SaadatRent. Условия указаны на сайте, вроде все понятно
29. Достойных альтернатив SaadatRent нет
30. Мы брали механику для безлимитного пробега. Автомат - ограничение 300 км/день, превышение списывается как новый день. Пробег усредняется по всем дням
31. Машина Peugeot Pars, почти новая. Как владелец Renault Logan ответственно заявляю - Pars ничуть не уступает. Альтернатива Peugeot 206 или Renault L90 (он же Logan). Главное не берите Samand - не рекомендуют даже в прокате. Это типа нашего ваза девятки
32. Прокат - встречали в аэропорту, обещали с табличкой, но чел опоздал минут на 10 - нашлись быстро. Скиньте ему вашу фотку перед вылетом. Если получаете визу по прилёту - предупредите о возможных задержках
33. Саму машину принимали в паркинге рядом. Можно принять и затем вернуться назад в обменник/за симкой
34. Он снимает авто со всех сторон на видео, вам тоже лучше снять
35. В комплекте запаска, домкрат и ключ. Если пробили колесо - меняем и в шиномонтаж самим. По всем остальным вопросам - писать им
36. В вотсап прокат отвечают оперативно (мы тупили как открыть багажник)
37. За 3000 км у нас только вывалилась противотуманка из гнезда - вставить не смогли - притянули хомутом сами. Прокат сказал ок
38. Колпаки на колёсах держатся хорошо, доп. хомуты можно не брать
39. Сдавали в офисе в Тегеране. Они берут за автомойку (4 евро), за подачу/сдачу (10+10 евро), за платные дороги (10 евро)
40. Страховку рекомендуем за 6 евро/день. За 15 евро туда входит отель - вроде это бесполезно.
40. Доп водителей можно вписать - заранее скинуть в вотсап их права. Хотя по факту никуда не вписывали и всем пофиг
41. Движение на дорогах - отдельный вид искусства. Веселее только в Индии. Абсолютно нормально если кто-то едет по встречке (по 3 полосной трассе), перестраивается через 4 полосы за 50 метров пути, обгоняет на серпантине с видимостью метров 100, обгоняют одновременно по встречке и обочине при этом сигналят и вам, и друг другу, едут на красный (но может уступят вам, если едете на зелёный). И вам тоже предстоит разворачиваться/поворачивать по двойной сплошной, заезжать под кирпич (ну все же едут!) и т.д.
42. В России небезопасное вождение - часто "понты". Здесь же - это стиль всего и всех, никто не "лихачит", просто так принято ездить
43. Настоятельно не рекомендуем брать в прокат машину, если у вас нет опыта вождения хотя бы 15 тыс км по Москве (именно Москве) и 15 тыс км по трассе
44. Навигатор - Гугл карты. Хватает для маршрутов и поиска отелей/кафе и прочего. По времени движения Гугл строит довольно точно. Где-то 500 км это 5 часов, а где-то 12 часов
45. На Гугл картах есть трассы с синим номером - это типа автобаны, обычно 2-3 полосы в одну сторону, почти всегда с разделителем. Трассы с зелёным номером - часто 2 полосы с разделителем, на перевалах и серпантине - 1 полоса без разделителя. Смотрите спутниковые карты
46. Покрытие хорошее. Ям в асфальте на трассах нет. Грунтовку (хороший грейдер) встречали суммарно километров 10 из 3000
47. Много лежачих полицейских. Некоторые проезжать можно 60 км/ч, некоторые 40 км/ч, последние плохо видно и не всегда есть знак. Лучше смотреть на машину впереди. Встречали в одной деревне высокие лежачие, где нужно сбрасывать до 0 км/ч
48. Много камер. В прокате сказали штраф около 300 рублей (здесь и далее будем указывать все в рублях). Мы бесчисленное число раз превышали под камерой, плюс нас два раза останавливали Гибдд (будем их так называть) - но в итоге никаких штрафов никому никуда не платили
49. Гибдд местное - стоят измеряют скорость и тормозят нарушителей. Много блок-постов - там вроде особо не тормозят
50. Офицеры Гибдд очень дружелюбные, один из двоих более-менее говорит по английски. Но они понятия не имеют что с нами делать, не знают какие у нас должны быть документы и даже как нам выписать штраф. И эта ситуация их невероятно веселит. В итоге просят ездить аккуратнее и отпускают
51. Архи-важно всем женщинам в машине не снимать платок. Камеры фиксируют, штрафы космические (+ комиссия проката) - суммарно 20-25 тыс рублей. Вы можете сколько угодно ездить по встречке или под кирпич или разворачиваться через две сплошные - это норм, но против партии и шариата идти нельзя.
52. По городам рекомендуем оставлять машину в отеле и ездить на такси. И быстрее, и безопаснее, и парковок нет. По пятницам движение слабое, почти без пробок
53. На дорогах 85% машин - местные (парсы/саманды/Пежо 206/синие пикапы). Ещё 10% машин - китайские, 5% - привычные нам европейские марки (от УАЗ Патриота до Порше Кайен).
54. Хотите машину подороже - не берите внедорожник, тут ему просто негде ездить. Плюс высокая вероятность её повредить - закладывайтесь на это тоже.

Такси
55. Цена такси 100-150 руб по городу в Тегеране и 25-75 руб в провинции. Сдачи у таксистов часто нет - мы давали всегда больше. И не зря - это сильно повышает их лояльность, например, при повторной поездке
56. Заказывали такси через Snapp, не нужно приложение (у нас и не скачивалось), достаточно местной симки, адрес в браузере https://app.snapp.taxi
57. Вместо имени в Snapp вбейте, например "من فارسی حرف نمیزنم" ("я не говорю на фарси"), иначе таксисты начинают названивать
58. Убедитесь, что таксист может к вам проехать. Если рядом с вами много машин - далеко не факт, что где-то нет шлагбаума. Лучше заказывать на больших улицах - там точно ок
59. Обычно такси ждёт 1-2 минуты и уезжает
60. Минус Snapp - что нельзя поставить свою цену. Есть только "In a hurry", что повышает цену процентов на 20. На короткие расстояния высвечивается цена 20 рублей - никто не хочет брать заказ. Бывает 5-10 минут приходится ждать что кто-то возьмёт.
61. Мы также практиковали заказ на большое расстояние, но просили отвезти в другое место (которое сильно ближе), а платили как бы за дальнее.

Язык, общение
62. Английский в Тегеране знают 30% людей, около 10% говорят свободно. В провинции около 5% знают английский и <1% говорят свободно.
63. Проще использовать оффлайн Гугл переводчик с русского на фарси, подключить раскладку на фарси и просить местных написать что-то в ответ
64. В северных провинциях (в нашем случае Решт) русский кое кто знает, может 1 из 200 человек
65. Забудьте всякие Present Continious и Past Simple и элементы разговорной английской вежливости. Предложения на английском стоит строить самые примитивные. Или даже вообще только ключевые слова без предложений. Куда бОльшую роль играют жесты и интонация.
66. Вы можете подойти к любому человеку с любым вопросом и он будет стараться вам помочь в меру знания языка и понимания вас.
67. Если вдруг кто-то хочет с вами познакомиться и он знает английский - не отказывайтесь, обменивайтесь контактами. Возможно - именно он поможет вам забронировать отель или совершить важный звонок, где не понимают по английски

Безопасность
68. Здесь намного безопаснее, чем в Европе и США
69. Здесь нет "неблагополучных" районов, никто не будет вас "разводить" (исключение - менялы у обменников - их избегайте максимально), полиция не будет намекать на взятки и т.д.
70. Вы можете гулять ночью по подворотням или по неосвещённым палаточным лагерям на трассе где ночуют дальнобойщики. Там вам могут предложить поесть или переночевать - лучше тактично отказаться из соображений вежливости, а не безопасности
71. Если вы девушка - к вам никто не будет приставать и даже особо заговаривать с вами (в отличие от арабского мира)
72. На рынках и в магазинах не обманывают. Мы просто давали пачку денег - продавцы отсчитывали сколько им надо. Могут лишь завышенную цену назвать - читайте про искусство торговаться в Иране. Мы не торговались - и так всё дёшево по сравнению с Россией...
73. Нет особо животных, в отличие от Африки. В городах обычные собаки и кошки. В деревнях собаки бегают за машинами, как и у нас
74. Если кто-то требует с вас денег (таксист за большой багаж, за парковку, в отеле за какую то услугу и т.д.) - в 99% случаев это по делу и правильно будет заплатить. Если требуют не настойчиво - это просто из-за их такта и боязни иностранцев. Просто так вроде никто денег ни за что не просит.

Медицина
75. Брали стандартные экспедиционные аптечки. Постоянные перепады из жары под кондиционер, из пустыни на побережье и т.д. Лучше иметь (бОльший чем обычно) запас лекарств от горла, кашля, насморка, температуры. Не забывайте про капли в глаза и уши.
76. Воду мы пили только бутилированную, открытые бутылки сразу выкидывали. Есть подозрение, что стандарты Индии здесь избыточны. Местные говорят из под крана вода питьевая.
77. Еду ели и в ресторанах, и стрит-фуд, и на ночных рынках на трассе, и местные угощали - с животом все норм.
78. Аптеки есть, их не мало, мы не заходили

Отели / гостевые дома
79. Все отели/гостевые дома в Иране - с завтраком
80. Первые два места (в Кашане и Исфахане) бронировали из Москвы, остальное по факту. В Кашане просили прислать ваучер - но на границе его не смотрели, контакты не просили.
81. Алгоритм поиска из Москвы: открываем карту Гугл, находим отель/гостевой дом, вбиваем в Гугл название, переходим на сайт, там указан номер телефона, находим его в вотсап и пишем. В 20% случаев номер есть в Вотсапе и нам ответят.
82. Алгоритм поиска на месте. Мы начинали искать где ночевать в 18:00. Открывали карту Гугл, брали из нее номера и звонили. Пример диалога:
- Hello, Speak English?
- *мычит*
- English?
- No
- Four people tonight, okey?
- *мычит*
- One two three four. Four people tonight, today. Yes, Okey?
- Okey! Okey!
... В среднем для успеха нужно сделать 10 таких звонков.
83. Один раз близ Бадаб е сурта искали вживую по гугл-картам. Тоже работает

Погода
84. Вне побережья и гор - безоблачно, солнце, жарко, сухой воздух. См. погоду по месяцам в яндекс-погоде
85. Не мазались и не обгорели особо
86. На побережье Каспия часто облака и дождь
87. В горах переменная облачность

Туалеты
88. Во всех общественных местах - биде, без туалетной бумаги
89. Почти во всех отелях / гостевых домах - унитазы, с туалетной бумагой. Но туалетную бумагу в унитаз нельзя бросать, хоть это нигде и не написано
90. Мыло есть везде - у них для этого отдельный трубопровод
91. Туалеты есть на всех заправках (за очень редкими исключениями). Их нет в кафе (но есть в ресторанах) - но всегда можно спросить где ближайший туалет, обычно не дальше 100 метров

Деньги и цены
92. Обменники есть во всех крупных городах в туристических местах, у менял на улице категорически не менять. Плюс меняют в отелях, кое где принимают доллары/евро. Курс везде плюс минус одинаковый, можно менять где угодно.
93. Цены указывают в туманах, риалах, лишние нули отбрасывают. Например, если блюдо стоит 85 то это значит 850 000 риалов, а если за магнитик просят 30 000, то со всей очевидностью это 300 000 риалов. Но "несмышлёному туристу" всегда готовы на калькуляторе вашего смартфона ввести нужное количество нулей именно в риалах.
94. Многие пишут что нужно торговаться - мы не торговались. Цены и так очень низкие, куда уж ниже...
95. На еду, проживание, экскурсии и т.д. цены в Тегеране в 2 раза ниже, чем в России. В провинции в 3-4 раза ниже, чем в России.
96. Бензин 7 рублей литр, бутылка воды 12 рублей, объесться в ресторане с десертом и коктейлями - 500-700 руб с человека (стабильно, не больше и не меньше), позавтракать на парковке (салат, яишница, кофе, сок) 100 руб с человека, музеи почти все 230 руб, кроме пещеры Али-Садр (800 руб - но понятно за что), Бадаб е сурт 450 руб. Магнитик 75 руб
97. В туристических местах Тегерана, в частности в музеях - сувениры сильно дороже

Еда
98. Мы ничего не готовили, ели в кафе/ресторанах/на улице
99. Готовить самим сложно - нигде для этого нет условий, за редкими исключениями. Проще и дешевле - покупать
100. Если надо поесть - карте ищите только "ресторан", не "кафе". И местных спрашивать именно про "ресторан".
101. В ресторанах - едят. Это значит что очень быстро (минут 5-10) вам принесут ваш кебаб с рисом и овощами. Ну плюс напитки, как правило самодельные (мохито, лемонад). Стоить это будет дёшево
102. В кафе - сидят и пьют кофе, максимум коктейли. Там есть всякие бургеры и сэндвичи, их заказывать не стоит. Ждать очень долго (40-60 минут), дороже (!) выходит чем в ресторане, короче бестолково.
103. Если хотите поесть "быстро и на ходу" - заходите в магазин - покупайте сендвич и сок, либо ешьте в кафе на заправках - тут всё быстро.
104. Американский фастфуд в Иране невкусный и дорогой. Лучше заказывайте местное
105. День на 4-й вы устанете от кебабов с рисом. Тогда вы сможете заказать кебаб с овощами или вообще форель. День на 6-й вы устанете и от форели, и от кебабов в любом виде. Тогда стоит обратить внимание на стрит-фуд.
106. Есть отдельные магазины с пирожными - оч вкусно и недорого, пробуйте
107. Пытались покупать фрукты - съедобно, но, честно говоря, у нас в Перекрёстке - вкуснее. Фисташки не сказать чтобы дешёвые.
108. Если за рулём засыпаете - попробуйте кофе на заправках. Не в кофейне, а именно на заправках. Не знаю из чего он - но бодрит сильно лучше энергетика.
109. Безалкогольное российское/украинское пиво почему то стоит 300-400 рублей за банку - оч дорого.

Источники информации
110. Гугл карты содержат необходимую и достаточную информацию о ресторанах, отелях, заправках, достопримечательностях. Не идеально, но на практике - хватает. Здесь же можно читать отзывы
111. Непосредственных описаний в интернете - достаточно мало. Разве что переводить сайты на фарси...
112. Рекомендуем Чат TravelAsk по Ирану (гуглите) - там много людей, на 98% вопросов подскажут ответ.

Вылет
113. В аэропорт лучше приезжать за 3 часа.
114. На вход в аэропорт нет досмотра, но есть капитальный досмотр на вход к стойкам регистрации, на досмотре очередь.
115. Где стойки регистрации - там же и дьюти фри
116. После дьюти фри ещё один досмотр - уже предполётный. Тут вроде без очереди. Воду пронесли спокойно, а вот булыжник (обычный камень) сказали нельзя
117. Перед выходом на посадку есть кое какая сувенирка, очень дорого всё и здесь, и в дьюти-фри. Розовую воду тут продают, можно купить, цену не узнавали.
118. Никто не проверяет сколько и какого у вас багажа перед вылетом, калибраторов наших авиакомпаний тут нет (а вот в Москве проверяли огого как). Ну в самом крайнем случае можно сказать что у вас там зимняя одежда.

Заправки
119. Заправки обычные. Есть туалет, часто магазин, иногда кафе
120. Алгоритм такой. Подъезжаем, ищем карточку (обычно на веревке висит), вставляем поглубже в терминал, заправляемся (ограничение 30 литров), ищем дяденьку, отдаём деньги. Если нужно больше 30 литров - повторяем
121. Есть два бензина - зелёный и красный. Заправляться нужно красным.

Подарки местным
122. Мы так внятно и не выяснили политику в отношении чаевых.
123. Заказали заранее в Москве юбилейные 10-ти рублёвые монеты биметаллические плюс большие советские рубли. Всё по 12-13 рублей за штуку. Их дарили всем, кто нам чем-то помог. Как альтернатива подойдут советские деньги (тоже за дёшево можно купить) или маленькие сувениры. Монеты покупали на auction.ru

Точки маршрута
124. Кашан. Подземный город Нушабад - очень интересно. Ищите обязательно английского гида. В нашем случае он сидел внизу у входа. Чел с длинными волосами. Он может потом предложить зайти в кофейню - соглашайтесь. Кофе вкусный. Дали потом гиду 5 евро и монетку, но вроде экскурсия входит в билет.
125. Кашан. Центр. Там всё рядом - можно пешком обойти - бани султана, дворцы всякие. Интересно. Базар в пятницу был закрыт
126. Кашан. Сад Фин. Рекомендуем, красиво
126.5 Кашан. Жили в Saraye Malek, +98 998 108 2729 отвечают вотсап. 45 евро на четверых. Понравилось, рекомендуем
127. Дорога Кашан-Исфахан - заехали в Abyaneh Castle. Зороастрийцев особо не видели, но поселение интересное и необычное, можно погулять по улицам.
128. Исфахан. Конечно мост Си-о-се-поль (лучше вечером после 21 - там красиво и все тусят). Христианский армянский собор апостольской церкви - тоже интересно. Мечеть Шейха Лютфуллы - там же большой базар - тоже можно вечером - всё продают, красиво. Внутрь мы не заходили. Здесь же обменники есть - спрашивайте у местных. Прочий центр согласно туристический брошюркам.
Жили в Sarv Hostel +98 936 311 8832, 53 евро за четверых. Понравилось, рекомендуем
129. Хорремабад. Здесь только форт Фаляк-оль-Афлак - издалека красивый, а внутри не очень весело - на стены не пускают, на город не дают посмотреть. Кое-какой музей. Если останавливаетесь здесь - можно сходить. Открывается форт с 9, хотя по всем каталогам - с 8. Отеля по факту 2, остальные с тараканами. Это или Азади (в нашем случае не было мест), или Rangin Kaman Hotel. Последний прям советуем - обошлось 2300 руб номер на четверых, уровень 4 звёзд в России, прекрасный ресторан на крыше с панорамным видом на город и крутящимся залом. Это был самый дешёвый наш ужин.
130. Каньон Ширез. Можно останавливаться в Хорремабаде или Кухдеште. Последний - отели аля для дальнобойщиков, так что лучше в Хорремабаде. Важно! Навигатор может показывать разные точки по запросу "Каньон Ширез". Вам нужна 33.827068762566526, 47.50777107315169 . Последние 10 км - серпантин без отбойников, переходящий в грунтовку. Очень красивая дорога, но выше 2 передачи лучше не ехать. В конце парковка, вход бесплатный, но потом мы уплатили 115 рублей за машину. Идти можно в шортах, девушкам можно в кепках. В хиджабах умрёте - жарко. На ноги сандалии или кроссовки (намокнут. Босиком по воде не советуем). Идём за плотину по тропинке или по воде или по камням - в общем как нибудь. Лучше идти за местными. Вода будет по колено местами. Иногда бывают тупики - тогда возвращаться и обходить. Конечная точка - пещера, ее проходим и ещё минут 10 дальше, потом назад. Пещера можно фонарик от телефона, но интереснее налобный. Сложность средняя, местами карабкаться, но без фанатизма. Суммарно 3-4 часа туда-обратно. В интернете пишут 2 часа - не верьте. В целом - очень рекомендуем.
131. Бихестунская надпись. Смотрим издалека, к ней не подняться. Плюс там пещера древнего человека и ещё какие то надписи. Расположена прям у трассы. Рекомендуем. И ещё очень советуем остановиться в Laleh Bisotun Hotel рядом. Номер стоил 3500 на четверых - это несколько залов с потолками метров 5 в древнем историческом (как мы поняли) здании. За ним идёт дорога на надпись - на машине туда не пустили, сказали объезжать. Но есть подозрение что можно пешком сходить, ещё и мимо кассы в надпись. А там по дороге ещё сооружение какое то древнее - мы не были.
132. Али-Садр Кейв (в Хамадан не заезжали) - очень круто, топ 1 природных достопримечательностей Ирана. Вероятно стоит отдельной экскурсии из Тегерана. В пещере прохладно, лучше не в футболке (но можно и в футболке - там дают спас жилеты). Обувь любая. Сначала под землей на лодке до пешей части, потом длинная пешая часть, потом обратно на лодке. Суммарно часа 2 занимает. Категорически рекомендуем. Сопоставимые пещеры - Кунгурская на Урале и Канго в ЮАР - этой, конечно, сильно уступают (при всем уважении).
133. Решт. Qaleh Rudkhan. Это невероятная находка. Никаких описаний и информации, нашли на карте поехали наугад. Вполне сопоставимо с Мачу-Пикчу в Перу. Огромная древняя крепость на скале. Советуем ехать максимально рано - иначе на въезд пробка и негде парковаться. Плюс не так жарко, хоть по дороге и тень. Внизу магазинчики с водой и по дороге тоже продают еду и воду. Идти по хорошей лестнице. Идти не далеко, но высоко! Часа 2-2.5 подъёма. Местные идут все от мала до велика, в хиджабах, дети на руках. Однозначно того стоит!
134. Решт. Лагуна, мост Wooden bridge Abkenar. Тут главное - найти лодку поехать смотреть лотосы. Сам мост не представляет интереса, он даже был не в воде. За 30 мин отдали 750 руб за лодку (на четверых). Лодки у моста стоят, может даже вас сами найдут.
135. Побережье Каспия. В целом пляжи, встать можно в любом отеле, здесь их много, цены чуть выше чем по стране, но адекватные. Не везде есть места. На море когда шторм местные очень за нас волновались. Кажется, в шторм купаться было нельзя.
136. Бадаб-е-Сурт. Ехали от Сари - много форелевых хозяйств - можно поесть форели. Ночевали в отеле هتل جهانگردی هفت خال в городе Киасар. Искали уже на месте в ночи - повезло. Но есть подозрение, что в Киасаре можно много где переночевать. Бадаб-е-Сурт важно смотреть на рассвете. Мы выехали из отеля ровно в 05:00, приехали затемно, примерно в 06:15. Везде пишут что наверх на машине не пускают - мы проехали. Просто рано утром, видимо, некому было нас останавливать. Подъём крутой, в дождь - сомнительный, но легковые проходят. Аккуратно смотрите - на дорогу камни скатываются. Ещё там дорога перегорожена бочкой с водой - её надо аккуратненько объехать. По приезду растолкали охранника, купили билеты (7 долларов или эквивалент в риалах), пофоткали на рассвете. Днём не так красиво, а рассвет - огонь! Есть красивые фотографии в интернете - вот оно ровно так и есть, как на фотографиях.
И ещё писали что какие то челы возят экскурсии туда на внедорожниках за 40/70 евро - это всё фигня. Езжайте сами. Поднимитесь пешком или на легковой или там на месте арендовать вроде можно (судя по карте).
137. Демавенд. Хотели посмотреть на гору. Дёрнул чёрт из Бадаб-е-Сурта поехать в Тегеран с заездом на смотровые Демавенда. Во-первых дорога - это дикие серпантины. Достаточно опасно, но невероятно красиво. Во-вторых - смотровые оказались странными, чтобы Демавенд увидеть надо хорошо куда-то идти пешком и ещё неясно куда. В общем издалека только на него посмотрели.
138. Тегеран. Много информации в интернете. В нашем случае закрыто было практически всё, включая базар и смотровые площадки. А ну и ладно.

Связь
139. Связь была практически везде 4G
140. Заранее скачивайте VPN - не работает VK, телеграмм, яндекс. Мы так и не смогли их наладить
141. Некоторые приложения, например, Snapp для такси, тоже на месте почему то не скачиваются...
142. Как пополнять деньги - не выяснили. Видимо, только в салоне связи местном
143. Намного проще оформлять симку в аэропорту. Далее в городе - ооочень долго, куча бумаг.
144. Покупать лучше симку для каждого. Стоит 150 рублей за почти безлимит интернета и звонков
Последний раз редактировалось evgeny13232 20 сен 2022, 13:37, всего редактировалось 4 раз(а).
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 21
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 26
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Северный Иран, 3000 км на машине, сентябрь 2022, отчёт

Сообщение: #2

Сообщение Fulmen » 20 сен 2022, 12:23

Спасибо за информативный подробный отчёт. Всё по делу, нашёл здесь описание всех нюансов, какие меня интересовали.
Вопрос: многие пишут, что через Nordwind прорваться в Иран с референсом — это воля случая... нужна только Виза. У вас получилось! Это потому, что референс был оформлен как то по другому или надпись на документе корректная?
Аватара пользователя
Fulmen
новичок
 
Сообщения: 43
Фото: 210
Регистрация: 09.11.2018
Город: Ростов-на-Дону
Благодарил (а): 20 раз.
Поблагодарили: 13 раз.
Возраст: 41
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: Северный Иран, 3000 км на машине, сентябрь 2022, отчёт

Сообщение: #3

Сообщение evgeny13232 » 20 сен 2022, 12:41

Nordwind, по нашей информации, не пускал людей на рейсы Москва-Тегеран с референсом и без визы 2 и 6 сентября. 9 сентября и далее - под давлением посольства (и здравого смысла) они начали пускать с референсом, по многочисленным подтверждениям сейчас этой проблемы нет.
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 21
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 4 раз.
Возраст: 26
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: Северный Иран, 3000 км на машине, сентябрь 2022, отчёт

Сообщение: #4

Сообщение sss-18 » 20 сен 2022, 22:37

Север необычный выбор! Жаль были рядом с کوه های رنگارنگ آلاداغلار (радужными горами Аладаглар) и не заехали
sss-18
активный участник
 
Сообщения: 944
Фото: 18
Регистрация: 13.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 63 раз.
Поблагодарили: 54 раз.
Возраст: 39
Страны: 63
Отчеты: 12
Пол: Мужской




Список форумовБЛИЖНИЙ ВОСТОК форумИран : Все о Иране от А до ЯОтзывы о Иране



Включить мобильный стиль