
1 день Кызыл-Хондагайты-Улаангом
От Кызыла дорога приличная асфальтовая, от Чадана до границы первую половину вообще новейшее шоссе.
Граница работает 8-18 перерыв с 12 до 14, воскресенье выходной.

Не смотря на межсезонье, впереди очередь из десятка полтора машин в основном с местными тувинскими номерами.
Уж не знаю, зачем они в Монголию ездят. Прохождение обоих границ заняло где-то пару часов. Наши долго проверяют вещи, монголы вообще не смотрят.
На страховку на машину я заранее готов был раскошелиться, но никто на монгольской стороне мне её не предложил. Уточнили, буду ли я выезжать через другой погранпереход, выдали бумажку для выезда.
До Улаангома и дальше куда-то в сторону озера Хяргас-Нуур тоже хороший асфальт.
Деньги меняют в банках, в гостиницах можно платить рублями, русский язык более-менее понимают.
От границы до Улаангома холодные места, всё белое от небольшого слоя снега, температура днём минусовая. Интересно смотрелись горы вдали, как будто парящие над горизонтом.

Проехали мимо отворота дороги, уходящей на перевал по короткому пути в сторону Цаганнуур.

Думаю, там можно было проехать для ускорения попадания на Алтай, но хотелось немного больше посмотреть Монголию.
2 день Улаангом-Ховд
Чуть отъехав от Улаангома снег на земле сошёл на нет и дальше больше его не было.
Правильный съезд с асфальта в сторону Ховда никак на местности не обозначен, хорошо я заранее изучил космоснимки.
Дорога вполне проезжабельная для легковушек, грязи тут скорее всего практически не бывает, местность очень засушливая.
Иногда встречается "стиральная доска", которую трудно объехать.


По пути много пасётся скотины, огромные стада - овцы, козы, коровы, лошади, иногда верблюды.
Чего они едят не очень понятно, ничего живого ещё не выросло, от прошлогоднего практически ничего не осталось.


Путь до Ховда достаточно разнообразен, тут и привлекательные скальные образования, по которым хочется полазить, и заледеневшие озёра, по которым можно
ездить на машине, и просто пустынные места, напоминающие чуть ли не Египет.



К вечеру вдали показалась ледяная гладь большого озера Хар-Ус Нуур и за ним одинокая гора с заснеженной вершиной, ну прям как Фудзияма.


В Ховде уже совсем тепло относительно Улаангома, более 10 градусов разница по температуре.
3 день Ховд-Толбо-БаянУлгий
В Ховде зашли посмотреть буддистский монастырь, рынок работал слабо, было воскресенье.



До БаянУлгий идеальное шоссе, у озера Толбо сделали обед, рыбаки по льду рассекают на машинах.


Мы тоже прокатились, заодно посмотрели, что за рыбу они ловят.


Называется "монгольский осман". Толщина льда на озере более метра.
Перед БаянУлгием пост оплаты проезда, 1000 тугриков.
Сам городок находится в окружении гор. С одной стороны на верху сделана смотровая площадка, с которой местные жители наблюдают закат.


4 день Улгий-Цаганнуур-Ташанта-Кош-Агач
От города до границы также продолжается идеальное шоссе. Только в одном месте на последнем высоком перевале перед границей пару километров ещё не доделали.
Но недалеко есть площадка со строительной техникой, похоже и этот кусочек закатают.

Что удивительно, участок дороги от Ховда до Улгия и границы практически без встречных машин, видимо ещё не сезон.
С Монгольской стороны на границе построен здоровый новый терминал, но он пока не работает. Монголы как обычно вещи не проверяют практически.
А наши придирчивые. Кстати если монголы на своей машине въезжают в Россию, то им положено провозить не более 30кг личных вещей.
Вот и всё, что я хотел рассказать.
фотоальбом gallery/album.php?album_id=70836