6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Отзывы и рассказы туристов о странах Южной Африки. Отзывы о ЮАР, Намибии, Ботсване, Зимбабве, Мозамбике, Анголе

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2

6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #1

Сообщение evgeny13232 » 02 май 2023, 09:40

Отчёт о путешествии по южной части Африканского континента.

Вводные

1. Даты: 7-23 апреля 2023 года
2. 4 человека
3. Маршрут: Йоханнесбург => Waterberg SA => остров Кубу => Маун, дельта Окаванго => Чобе => водопад Виктория => Булавайо => каньон реки Блайд => Крюгер => Мозамбик => Эсватини => нац парк Голден Гейт Хайландс => Лесото => Драконовы горы => Дурбан => Йоханнесбург
4. Пройдено: 6000 км
5. Автомобиль Toyota Hilux, палатки, спальники, газовая горелка, тушёнка
5. Настоящий отчёт имеет акцент на детали маршрута, отсутствующие в русско и англоязычном интернете
6. Двумя годами ранее проехали 7000 км по маршруту Кейптаун - Намибия.
https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=673&t=406661
Настоящий маршрут - естественное продолжение предыдущего. Однако многие принципы и подходы предыдущего маршрута применимы только для него и не применимы для текущего маршрута.


Автомобиль

7. Toyota Hilux, unequipped (без палаток), арендовали в SA4x4
8. Пробег около 130 тыс км
9. Перебрали около 10 прокатов. Условия и цены на 4*4 плюс минус одинаковые. Нужно писать им на почту, говорить даты, они присылают расчет
10. Прокат + полное покрытие около 170 тыс рублей на 17 дней
11. Бронить стоит не позднее чем за 3 месяца. Иначе машины уже все заняты
12. Встречают в аэропорту с табличкой, сдать можно у них в офисе или в аэропорту или сами заберут
13. Кредитка нужна, но в списке обязательных документов ее нет. При получении машины кредитку попросили, но не проверяли ее работоспособность, только сняли копию.
14. Важно чтобы карта была эмбоссированная. Мы использовали Каспи голд дебетовую.
15. Подводя итог, под "кредиткой" можно понимать любую дебетовую эмбоссированную карту. Кредитная неэмбоссированная карта (в местной терминологии) "кредиткой" не является.
16. На четверых у нас было 2 больших чемодана и 4 рюкзака объемом в среднем 100 литров каждый. Плюс рюкзаки и сумки в ручной клади. Влезало все комфортно. Багажник был забит, но складывали не компактно. Верхний багажник не использовали.
17. Заранее необходимо обозначить список необходимого. Что-то идёт по умолчанию. В нашем случае (опция "unequipped") было:
- кемпинговый стол и стулья
- холодильник
- ящики для хранения
- верхний багажник
- освещение
- насос для подкачки
- бак для воды
- тросы
- комплект для ремонта шин
- gps (не пользовались)
- домкрат
- инструменты
- тент от солнца
- канистра
18. Холодильник имеет объем литров 50. Он подключен ко второму аккумулятору. С выключенным двигателем работает от 8 до 30 часов (в нашем случае 12). Поддерживается температура 5 градусов. Выдвигается для быстрого доступа. При длительных стоянках можно подключать удлинителем к розетке.
19. Кемпинговый стол кустарный, большой и высокий, полностью из металла, по площади как два стандартных декатлоновских. Крепится под потолок багажника, места не занимает. Стулья металлические, со спинкой, в целом удобные.
20. Ящики для хранения - выдвигаются один за другим, 3 штуки, объемом около 40 литров каждый. Быстрый доступ, даже если машина загружена. Удобно
21. Верхний багажник на крыше - ни разу не пользовались, боялись что что-то не влезет. На нем можно стоять ногами
22. Освещение сделано прекрасно. Со стороны багажника, с трёх сторон машины, освещается как салон, так и пространство вокруг машины 2-3 метра. Питается от второго аккумулятора. Не слепит
23. Насос полноценный стационарный джиперский, для быстрого накачивания, работает от второго аккумулятора с длинным шлангом. Плюс удобное устройство для проверки давления в шинах. 2.5 спереди и 3 сзади должно быть. Они пишут что если спускать то не более 20%. Мы спускали до 1 и 1 (не помогло).
24. Бак для воды встроенный. Вода для технических нужд. Наполняется в любом кемпе или гестхаусе. Сбоку у машины краник на уровне колена - удобно мыть ноги, овощи, посуду и т.д. объем так и не выяснили сколько, вроде от 80 до 120 литров
25. Троса два, динамика и статика. Оба подходят чтобы дергать, не только буксировать. Дёргали один раз близ Кубу. Дополнены двумя карабинами
26. Ремонт шин - есть стандартный набор с шилом, клеем и резиновой заплаткой. Есть специальный баллон с пеной для временной герметизации. Одна запаска. В полное покрытие входит стоимость покупки около 3 новых колес. Но мы не прокалывали.
27. Домкрат - объективно фиговенький. Думаю что для замены колеса пришлось бы несколько раз подкладывать что-то
28. Инструменты - обычный дешёвый комплект - ящичек с ключами и пассатижами. Пару раз использовали, в частности, когда слетела клемма со второго аккумулятора. Также есть топор и лопата.
29. Тент от солнца использовали один раз. Крепится к машине, на вертикальных стойках. Но лучше планировать все активности на утро (с 6 до 9)/вечер (с 16 до 18), а день проводить в машине
30. Канистра - не нужна! Запас хода прокатного экспедиционного Хайлюкса 1200 километров, там доп. баки стоят. Просто заправляйтесь раз в два-три дня и все.
31. С одной стороны у машины расположен органайзер для быстрого доступа. Удобно
32. Рекомендуем предварительно изучить матчасть режимов 4*4 у Хайлюкса. Мы раньше на внедорожниках не ездили, разобрались заранее и по ходу дела
33. Резина AT
34. Багажник закрывается отдельным ключом. Эти замки не под сигнализацией, их 3+2+3 = 8 штук. Конструкция надёжная и удобная, за сохранность вещей беспокойства не возникает.
35. (!) Под 4*4 здесь и далее будем понимать (и все в Южной Африке понимают) машины по типу Хайлюкса, Фортунера, Лэнд Крузера, Форд Рейнжера. Все остальные (x-trail, sportage и т.д.) хоть и имеют полный привод, но являются "SUV", НЕ 4*4.
36. Из 17 дней на маршруте мы использовали свойства 4*4 около 12-13 дней. Здесь имеется ввиду и дорожный просвет, и резина AT, и рамная конструкция, и полный привод с блокировкой
37. В целом Хайлюкс в режиме 4*4 посадить нереально (но у нас получилось), он проезжает везде вне зависимости от действий водителя
38. Выбирали между хайлюксом и фортунером - рады что выбрали хайлюкс. Для таких поездок кратно удобнее и функциональнее. Фортунер подойдёт если вы едите в ресторанах, а живёте в лоджах.
39. Прорабатывали вопрос взять минивэн без 4*4 под этот маршрут. Идея плохая. Мало кто даёт разрешения на пересечение границ, а если дают - то стоить будет сопоставимо с пикапом. Плюс на дорогах Зимбабве минивэн умрет. Да и придется много дорогих туров брать, типа Кубу или Чобе. Хайлюкс - сам себе сафари
40. Банковские карты для авто. Не всякий Фридом подходит!! С некоторых пор он дорогой и не всегда эмбоссированный. Подходит любая эмбоссированная с дебетовым бином. На Бин никто не смотрит. Просто называйте ее кредитной и все. Union Pay в нашем случае бы подошёл наверное (карту никак не считывали, оплата по ссылке), но вообще (в обычных прокатах) как правило не проходит
41. Можно попросить нанести номер машины на зеркала. Иначе в Мозамбике их почти наверняка стырят
42. Рекомендуем взять видеорегистратор (для нац парков, на трассах с осторожностью, вроде нельзя по закону), держатель для телефона, зарядку для телефонов от прикуривателя, провода (для регистратора 3 метра, остальные 2 и 1 метр). На всякий случай провод aux-typeC, но мы музыку подключали по блютусу

Кухня, готовка

43. Готовить и есть можно хоть в чистом поле, имея стол и стулья
44. Использовали газовую плиту под цанговый баллон. На Озоне от 1.5 до 3 тыс руб. В самолёт газ нельзя! (но мы случайно провезли на пути назад). Газ покупали на месте
45. С собой кастрюля 4 литра, сковородка, лопатки, половник, доска и т.д.
46. Из Москвы запас тушёнки (Гродфуд. Съели 16 банок), заправок для супа и гарниров.
47. Закупали полуфабрикаты и овощи на месте. В целом можно все закупать на месте, но не всегда есть такая возможность.
48. Около 5 раз жарили мясо. Место для гриля (или костра) есть абсолютно на всех стоянках где мы были (в отличие от электричества, горячей воды и нормального туалета). Но мы брали с собой маленький титановый мангал с АлиЭкспресс - с ним намного удобнее
49. Дрова продаются в любом магазине, на заправках, вдоль дорог, в нац парках. 150 руб за охапку. Самим собирать дрова вроде как не принято.
50. Мясо - стейки в Спаре и Чекерсе, 400-500 руб за кг. Много где продают страуса (500-600 руб за кг) - он тоже на гриле хорош. Удобно мясо сразу закинуть в холодильник и возить с собой сколь угодно долго
51. Закупали первичную еду в Кемптон-парк на окраине Претории. Крайне рекомендуем, белый район, огромный магазин, есть салоны связи и алкоголь, есть цанговые баллоны в наличии
52. Алкоголь. По вскр не продают. Мы пили только вино, крепкий в Африке не идёт (за исключением высотных перевалов в Драконовых горах). Расход был умеренный, около 2 бутылок в день на четверых. Ценовая категория 200-300 рублей - вполне нормальное вино (в России аналог 700-800 рублей). Обратите внимание на портвейн (в магазине спрашивать "porto wine", в два слова). Лучше закупить в ЮАР.
53. Исходно хотели обедать бутербродами/шаурмой на заправках. Это возможно в Намибии, но на текущем маршруте не вышло. Скоростных трасс и хороших заправок с кафе - на этот раз был минимум

Связь

54. В аэропорту тарифы дороже. Покупали симки в Кемптон-парк, 30 минут от аэропорта
55. Днём в пятницу ни один салон связи не работал. В итоге купили симки ЮАР в Чекерсе. Здесь же их установили, нам помогли подключить тариф и пополнить баланс
56. Все тарифы и обновление трафика происходит через команды типа *136# или через сайт. Оплачивали в том числе картой онлайн. 5 Гб днём и 5 Гб ночью за 100 рандов. Связь звонки отдельно. Трафик докупали потом
57. В Ботсване купили одну симку на всех. Возились с подключением долго. Брали Моском. Там два оператора, Моском норм, но при прочих равных - лучше второй. Больше нигде сим не покупали
58. Роуминг симки ЮАР у нас нормально не сработал нигде. Обходились вайфаем
59. Покрытие было достаточно хорошим в Ботсване, за исключением совсем глухих мест. В ЮАР связь была везде

Жилье.

60. Рекомендуем внимательно и заранее, опуская расовые предрассудки, научиться искать жилье у белых. Цвет кожи хозяина можно понять по интерьерам на фото, стилю описания и отзывам.
61. В жилье у черных за 1500 руб с человека за ночь - едва ли вы воспользуетесь душем и кухней, а уехать предпочтете с рассветом. Жить безопасно, но обязательно вокруг вас будут одни черные, повсюду устойчивый запах травы, в стенах следы от пуль, на кухне будет кто-то готовить какую-нибудь дичь, а инфраструктура (вода, туалет) даже если и работает, то со странностями (туалет в шкафу, вода только горячая и т.д.)
62. У белых за 1500 руб у вас будет дорогая красивая мебель, уютная веранда с видом, строгие европейские стандарты. Уезжать из такого жилья не захочется
63. Кемпинги ("campsite") рекомендуется использовать только в труднодоступных местах, нацпарках. Близ нас. пунктов проще останавливаться в гестхаусе - по деньгам не сильно дороже
64. Очень рекомендуем ночевать на фермах. Они как правило расположены на отшибе. Хозяева 99.9% белые. Очень комфортные условия, вокруг природа красивая
65. Розетки мы почти были уверены, что везде есть европейский стандарт. Но нет, это только в ЮАР, у нас на маршруте розетки местные (три круглых штырька), а переходник искали долго. В общем, лучше обзавестись переходником заранее или в первом же магазине.
66. Не забываем про отключения света в ЮАР. 20-22 или 21-23 стабильно.
67. С душем были проблемы. То вода соленая, то воды нет, то вода только горячая, то только холодная, то душ в шкафу или вообще прям в комнате, то вообще душа нет. В Намибии было сильно проще
68. В гестхаусах готовили прям в комнате на своей плите. Часто удобнее.
69. Даже в дорогом хорошем жилье и даже у белых - может отсутствовать дверь в туалет и душ и в целом унитаз виден скажем с кровати. Немецким семьям такое ок, а для нас странно. Старались избегать. Смотрите внимательно фото, спрашивайте хоста в сообщениях

Дороги

70. В Намибии была сказка и средняя скорость 100-120. На текущем маршруте гораздо сложнее, средняя скорость 60-80. В среднем - как в России.
71. В ЮАР хорошие скоростные платные трассы (на карте синим). Второстепенные тоже норм
72. В Ботсване дорогие хорошие (если асфальт), но нет ограждений и очень (очень!) много животных на дороге и обочинах. Особенно ослов. Ночью ездить категорически нельзя. Но если уж едете - лучше пристраиваться за местными, идеально фурами, они сигнализируют об опасности.
73. Если трасса в Ботсване не асфальт, то она только для 4*4 и не для SUV. И ямы, и глубокий песок
74. В Зимбабве дороги ужас, битый асфальт с редкими хорошими участками. Худшее что может быть. Если ехать в темноте - только за фурами. С маленькими колесами здесь будет печально
75. В Мозамбике основные дороги нормальные, в сторону границы с Эсватини - битый асфальт.
76. Дороги Лесото достойны отдельной статьи. Это либо асфальт, либо плохой грейдер, но в любом случае - дичайшие серпантины, где две фуры разъезжаются далеко не везде, а ещё мало где есть ограждения
77. В Ботсване превысили скорость (92 вместо 80), за что справедливо и были оштрафованы на 2000 рублей. Оплачивали в отделении картой. И патруль, и отделение - произвели на нас самое положительное впечатление.

Границы

78. Пересекали границу 12 раз, внутри Африки 10.
79. ЮАР-Ботсвана переход GroblersBrug. К Лимпопо подъездов нет (искали), довольствуемся видами с моста. Прошли быстро, без сюрпризов. За машину заплатили около 1000 руб. Заняло около часа
80. Ботсвана - Зимбабве. Переход Kazungula. Проверяют сертификат ковид - мы подрисовали себе даты посвежее. QR не сканируют, но мы его сделали битым. KAZA VISA по 50 долларов стандартно. Ещё взяли 100 долларов за машину, сказали была бы не прокатная - было бы 50. Может нас развели на 50 долларов, а может нет. Важно - в страховки прокатных компаний не входит third party в Зимбабве. Так вот оказывается это входит как раз в эти 100 долларов, дополнительно покупать не нужно. Граница работает до 20 часов. Прохождение заняло 1-1.5 часа.
В самом конце погранцы на шлагбауме просят денег. Мы выдали им советский рубль, они были счастливы. Крайне рекомендуем запастись красивыми российскими или советскими монетами (по 15 руб за штуку на auction) и выдавать во всех подобных ситуациях. Ещё можно сказать что вы от организации и работаете под отчёт.
81. Зимбабве-Замбия и обратно через мост. С моста красивый вид. Имея kaza - достаточно получить лишь штамп. Заняло все около 50 минут, из которых 30 шли по мосту и фоткались. Водопад отсюда виден. Вроде можно на такси переехать границу, это плюс 100 рандов к цене поездки
82. Зимбабве-ЮАР переход БайтБридж. Со стороны Зимбабве - на удивление мега современный. На выходе оплатили ещё почему то долларов 35 на всех, по карте. На стороне ЮАР надо не запутаться куда идти. Сначала в будочку, но рядом нет парковки. Потом в кирпичное здание. Заняло 1.5-2 часа обе стороны с учётом очередей и тупняка
83. ЮАР-Мозамбик переход Коматипорт. Думали будет сильно хуже. На стороне Мозамбика нам вежливо и доходчиво разъяснили, что пока что визы нам нужны, хотя их в марте отменили. Здесь много белых и вполне безопасно (вопреки ожиданиям). Долго возились с визами, взяли 50 долларов с носа, машина бесплатно.
84. Мозамбик - Эсватини переход Namaacha. Так себе дорога сюда. Переход маленький, безлюдный, к нам интереса минимум. У шлагбаума на выезде из Мозамбика пытались попросить денег, но даже не смогли сформулировать запрос и пропустили так. На стороне Эсватини взяли 500 рублей за машину. На обе стороны ушло минут 30.
85. Эсватини-ЮАР. Ngwrnya. Тоже все просто. Заняло минут 30.
86. ЮАР-Лесото. Monotsha. Визу не оформляли. Планировали дать взятку рандов 500 с человека, как делают многие. Выбрали переход Monotsha - высокогорный и наименее людный. На стороне Лесото это будочка посреди ничего. Приехали, протянули паспорта, молодая девушка поставила штампы и пожелала счастливого пути. Видимо, стажёр, не знала что нам нужна виза. Заняло 5 минут. На стороне Лесото гравийка, но китайцы активно строят дорогу. Скоро будет прекрасный асфальт. Легковушка здесь проходит.
87. Лесото - ЮАР, выезжали через sani-pass. Протянули паспорта - выбежала толпа мужиков и начала кричать что нам нужна виза и почему у нас нет визы. Мы снизили уровень английского до 4 класса начальной школы и сказали что ничего не знаем про визы и плохо понимаем суть проблемы. В итоге штампы нам не ставили, сказали езжайте. Заняло 15 минут. Спуск с Sani-Pass в сторону ЮАР без асфальта, очень крутой и страшный. Здесь потребуется не только 4*4, но скорость пешехода и железные нервы. При этом это одна из самых красивых границ планеты
88. Что общего на всех границах. Везде безопасно. Нигде не встретили "помогаек" о которых много пишут. Нигде сильно не просят денег. Почти нигде не досматривают машину (пару раз из 10 просили открыть багажник), здесь ключевое - российские паспорта и экспедиционный внедорожник. Везде в целом понятно как действовать и почти везде есть белые.

Безопасность

89. Хайлюкс - крепость на колёсах, его избегают попрошайки и в целом интереса к нему мало
90. За всю поездку в целом везде было достаточно безопасно. Но нужно неукоснительно следовать правилам, которые множественно сформулированы в интернете (не останавливаться на красный в темноте, избегать "не тех" районов, закрывать машину везде и т.д.). Угрозы жизни и здоровью не возникало.

Деньги

91. При таком маршруте имеет смысл сразу снимать 3-4 тыс рандов на человека налички.
92. Ранды принимают в Ботсване, Зимбабве, Замбии, Мозамбике везде, где не принимают карты. Но курс не в вашу пользу (не критично). В Ботсване и Замбии снимали с банкомата пулы и квачи соответственно, мешали их с рандами. В Эсватини и Лесото платили только в рандах.
93. В Зимбабве как бы доллары, но есть и местная валюта (может привязанная к доллару). Платные трассы - в долларах платили, сдачу давали тоже в долларах

Сувениры

94. С Кубу сувениров не нашли.
95. В Мауне близ Спара есть рыночек с сувенирами, работает с 07:30 до заката. Торгуемся, снижают до 20-40%
96. В Касане рынок близ SPARa
97. Виктория Фоллс - рынки сувенирные по обе стороны водопадов. Можно ходить прицениваться. Торгуемся, снижают до 2-3 раз. Тут лучше покупать все основное, дальше будет дороже.
98. Общая схема торговли:
How much does it cost?
It is 100$
Thank you, sorry, too expensive *медленно двигаемся к выходу*
Ok, ok, what is your price?
I can take this for 25$
... В результате будет рассказ что у продавца брат/сват работает в России или что бабушка голодает, в результате чего можно согласиться на 30$. При этом можно попробовать ещё несколько раз уйти. Если вас отпустили - то значит себестоимость выше вашего предложения. Идём в соседнюю палатку и чуть добавляем. Если сторговались - то наоборот вы переплатили, зато теперь знаете потолок цены.
99. В Булавайо сувенирки нет
100. В ЮАР хорошие и дорогие магазины в нац парках, например в Крюгере - в Скукузе. Тут имеет смысл покупать вещи именно с символикой нац парков. Потому что на вылете в аэропорту выбор огромный, а цены не выше нац парков.
101. В Мозамбике в Мапуту нашли худо-бедно сувенирку рядом с iron house у уличных торговцев, больше не видели.
102. В Эсватини в этно-деревне дорого очень, есть ещё вдоль трасс на подъездах к Мбабане. Тут скинули 20%. Весьма достойные рубашки, дальше такие же, но дороже.
103. В Лесото сувениры только на Sani Pass видели, прям у погран перехода. Достаточно дорогие, но классные. Плюс можно в кемпинге на стороне Лесото про сувениры спросить - там специальная тётенька будочку открывает.

Описание маршрута

104. Получение машины на закрытой платной парковке аэропорта. Можно сразу погрузиться, сесть и уехать в ТЦ
105. Кемптон парк, см. описание выше
Waterberg
106. Прилетели в 13, ночевали в Waterberg camp, приехали на место в 19. Очень живописно, дорога 4*4, много камней, много животных - антилопы, кабаны, несколько раз открывали ворота (от животных). Есть горячий душ и хороший туалет. Нет света. Владельцы белые. Понравилось
Кубу
107. На след день пересекли границу и поехали на Кубу. Приехали снова в темноте.
108. Остров открывается 1 апреля, до того не проехать. У них есть почта - можно написать спросить статус. Или позвонить - охотно подскажут.
109. Заезжали со стороны Mmatshumo. Дорога сначала по лесу - тут колючие кусты и узко (здесь вспоминаем про страховку с полным покрытием). Важно не ездить по лужам. Если видите лужу - скорее всего рядом объезд. Дорога расходится и сходится множественно.
110. После леса солончак. По нему можно ехать 80 км/ч. Своротка на Кубу.
111. Не доезжая 8 км до острова огромная лужа и вообще мокро. Тут главное - следовать свежим многочисленным следам. Включайте power mode и L4 или H4. Влажные участки проходить с разгона, скорость около 30 км/ч. Там где чисто вода - медленнее.
112. Наша ошибка была - поехать в объезд лужи, по одиночному следу. В ночи с трудом но проехали.
113. На пути обратно, также объезжая лужу, застряли. Смогли поймать связь и дозвониться до администрации, нас приехали откапывать.
114. Самим вылезать смысла нет, это очень липкая глина, очень отличается от нашей полосы. Копать дня два
115. Приезжают на пикапе с кузовом гнилых бревен. Копают, рубят, подсовывают.
116. Попросили денег, дали им 50 долларов за старания (4 часа на жаре), они остались довольны. Но если бы мы застряли на основной трассе (скажем, в луже) - нас бы вытаскивали бесплатно. Главное не сворачивать с трассы
117. Сам остров потрясающий. Скала посреди озера, на которой растут баобабы. Очень красиво. Критически важно не пропустить закат и рассвет, особенно рассвет. Встречать его лучше с восточной стороны острова. В целом можно утром сесть в машину и объехать остров по кругу против часовой стрелки (начиная с памятной таблички).
118. Платили около 5000 руб за всех, уже утром
119. Условий никаких, есть редкие туалеты, относительно чистые, правда не очень удобные и не закрывающиеся
120. Из Кубу ехали в Маун через север. Вытаскиватели Хайлюкса сказали, что так на 2 часа дольше. Но там интересно, получается, парк пересекли целиком
121. Здесь, как и на всем маршруте, гугл-карты с фантастической точностью указывают время в пути. Если пишут 100 километров за 4 часа - это не ошибка. Проехав эти 100 километров за 3.5 часа - вы скорее всего раздолбаете машину
122. Предполагаем, что начиная с мая мокрых участков не остаётся и можно ездить намного спокойнее. А в апреле, если остров открыт - просто не съезжайте с основной дороги. За вас отвечаете не вы. А если остров закрыт - отложите его посещение, даже если у вас штат землекопов и неделя в запасе.
Дельта Окаванго
123. В Мауне много всяких лоджей и кемпсайтов, но почему то мало на Букинге. Можно на Гугл картах смотреть
124. По исходному плану мы хотели доехать до Mokoro Station Boro 2 и там покататься на мокоро (национальные лодки). Это 20 километров от Мауна.
125. Добирались мы туда час, какими то огородами, хайлюкс копал глубокий песок, но ехал. На месте оказалось что все сухо и воды нет. Мокоро стоят. Взяли телефоны соседней станции, вернулись в Маун
126. В итоге договорились с мужиком по контакту из гестхауса, который за 40 долларов с человека обещался организовать катание на мокоро на закате
127. В итоге покатались успешно. Кроме птиц и водяных растений никого особо не видели.
128. Сама великая Окаванго оказалась в апреле маленьким заросшим ручейком, впадающим в Thamalakane river
129. В общем если есть 1 день на дельту Окаванго - можно покататься по самой дельте, там живописно, а часов в 15 найти восточнее Crocodile Camp того кто вас покатает на мокоро или на катере с мотором. И не за 40 долларов, а максимум за 10 - красная цена.
130. Во всех кемпах есть машины сафари. Не знаю кого они там смотрят, мы близ Мауна почти никого не видели
Чобе
131. Из Мауна удобно через Чобе в Касане.
132. Парк Чобе состоит из двух частей. Первая, большая, с центром в Savuti. Далее (по трассе) вы выезжаете из Чобе, тут много всяких кемпов.
133. А затем вы можете либо снова въехать в Чобе, либо проехать по транзитной трассе до Касане
134. Транзитная трасса бесплатна, а каждый въезд в Чобе 1195 рандов (6000 руб) на всех.
135. Мы были в обеих частях Чобе и не жалеем.
136. От Мауна до Савути животных почти нет. Дорога - сначала плохой широкий грейдер, потом (после въезда в парк) - узкий глубокий песок. По грейдеру пройдёт SUV, в самом парке - только 4*4. По краям деревья, так что животных не видно, если только дорогу переходят
137. Животных можно смотреть в радиусе 10 км от Савути - здесь широкие открытые места.
138. Не доезжая гейта в воде видели бегемотов
139. Говорят в Савути ночёвка 50+ долларов за ночь с человека. Ночевать оптимально выехав из первой части Чобе и не въезжаю во вторую.
140. Мы ночевали в Moae campsite. Хороший туалет, холодный соленый душ, очень красивая саванна. Забора нет. Стоило 150 пул с человека.
141. Вторая часть Чобе маленькая, проезжается за 2.5-3 часа, но зато вдоль реки, очень красиво. Сюда возят из Касане на сафари
Виктория Фоллс + Замбия
142. В Виктория Фоллс ночевали в backpackers lodge. Места мало, тесно, но уютно. Ставили палатки на траве у машины прям у въезда в кемп. Стоило 10 долларов с человека
143. Писали что вход на водопады по 30 долларов с каждой стороны. Оказалось 50 в Зимбабве и 20 в Замбии.
144. Поливает достойно. Вещи лучше в пакеты, берите плащи либо полную сменную одежду. В Замбии есть адекватный прокат хороших плащей по 80 руб с человека. В Зимбабве только покупать если.
145. Смотреть обязательно обе стороны, но нам Замбийская понравилась больше
146. В апреле воды много и брызг много. Часть водопада скрыта за завесой брызг. Но не критично
147. На вертолет не соблазнились, но предлагают на каждом шагу. Можно начать с viator, там кажется за 160 долларов можно. На месте сколько - не спрашивали, но примерно столько же
148. Всякие движухи, купели и т.д. на стороне Замбии в отдельном окошке. Подробнее не узнавали. Спрашивайте в кассах.
149. В Замбии такси до центра Ливингстона, ловится легко, стоит 100 рандов (исходно просят 200)
150. Говорили близ водопадов есть банкомат и обменник - мы не нашли ни того, ни другого, снимали квачи в Ливингстоне
151. Лучше сильно по Ливингстону не гулять. Езжайте до ShopRite в центре, здесь банкомат, а через дорогу ресторан Zambezi.
152. В ресторане Zambezi по вполне демократичным ценам (700 руб с человека) можно попробовать крокодила, гусениц и всякое такое. Очень вкусно. Порции огромные
153. Обратно такси ловится на улице или у больших магазинов
Булавайо
154. Дорогу от ВикФоллс до Булавайо ехали в темноте, долго и мучительно. Битый асфальт, трамплины, мы страдали, но хайлюкс все вытерпел.
155. В Булавайо потрясающий музей железной дороги. Его содержит белый дядечка. Райончик там сомнительный, но это на первый взгляд. Очень рекомендуем к посещению
156. Дорога Булавайо-Байтбридж становится чуть лучше, но все равно с сюрпризами
Каньон реки Блайд
157. Каньон реки Блайд - две смотровых, верхняя и нижняя, заехать можно на обе. Вход около 250 руб с человека
158. Дальше ещё смотровые, но мы торопились. Хотели в Окно Бога, но оно оказалось в облаке, не пошли
Крюгер
159. В Крюгер въезд до 18, но и Скукуза закрывается в 18
160. Въезд около 2000 руб с человека, ночёвка в кемпе ещё около 800 руб с человека.
161. Плата в 2000 руб взимается за каждый день пребывания, а не разово. В нескольких источниках утверждалось что разово
162. В марте было большое наводнение, так что большинство дорог, кроме основных асфальтовых, закрыты. А на основных куча машин и мало зверей
163. Другими словами - пока Крюгер полноценно не откроется - делать в нем особо нечего. Может имеет смысл рассмотреть альтернативные нац парки
Мозамбик
164. В Мозамбик нам ехать было боязно. Но не так страшен черт оказался
165. Ехать стоит только в Мапуту и окрестности, вроде как это самые безопасные районы.
166. Местные таксисты утверждают, что здесь сильно безопаснее, чем в ЮАР и ничего страшнее незаметной карманной кражи случиться не должно
167. Тем не менее, на главной площади Мапуту, на парковке близ здания администрации, у нас спёрли зеркала. Снимаются они действительно просто, одним движением. До отеля доехали с селфи камерами. На следующее утро (по рекомендации прокатной конторы) купили в официальной Тойоте за бешеные тыщи. Не знаем, покроет страховка или нет.
168. Достопримечательностей в Мапуту мало, есть в интернете. У форта и в центре, особенно утром в будний, парковаться негде. Лучше планировать на такси. За городом неплохие пляжи.
Эсватини
169. В Эсватини были в этно деревне. Она там вроде одна на всю страну. Застали танцы - они были в районе 15 часов, но есть ещё утром. Сначала отправляют смотреть водопад, потом экскурсия по деревне, потом танцы. Танцы длятся час. Очень рекомендуем, красиво, атмосферно. Общая цена 150 рандов с человека + чаевые артистам.
170. Мбобела производит приятное впечатление, не видели тут трущоб, красивые виды. Не останавливались
Голден Гейт Хайлендс
171. От Эсватини до Лесото ехали через нац. парк Голден Гейт Хайлендс. Там есть треккинговые тропы + автомобильные асфальтовые маршруты. Горные пейзажи, зебры. Есть кемпинг (в т.ч. палаточный). Стоит 1000 руб с человека. Парк официальный от SanParks.
172. Наиболее короткая дорога от нац. парка до погран перехода Monontsha на грани проходимости Хайлюкса. Много камней, глубокие колеи. Но очень красиво. Если не уверены в себе - лучше сделать крюк по асфальту.
Лесото
173. В Лесото ярко выраженных достопримечательностей нет. Страна сама по себе - одна большая достопримечательность. Потрясающие виды, местный колорит (отличается от стандартного африканского)
174. От Monontsha два пути - через север в столицу (тогда не захватываете горнолыжный курорт), либо на юг. Если на юг, мимо AfriSki, то асфальт только до SaniPass. В сторону Таба-Цека асфальта нет и дорога максимально убитая + серпантины. Внимательно смотрите сколько времени в пути пишут гугл-карты. Если вы на SUV или легковой - то тут вы оказываетесь в "ловушке" и единственный вариант - долгая дорога обратно на север.
175. Могут быть пробки на серпантинах, т.к. фуры не могут разъехаться
176. Если ночевать в Лесото - готовьте к 0 градусов. В горах холодно, отопления нет
177. Кое где на обочинах продают симки. Мы пожалели что не купили.
178. Погран переход SaniPass - отдельная достопримечательность. Почитайте в интернете.
179. Нац парк DrakensBerg на стороне ЮАР просто проехали насквозь, никуда не заезжали. В целом он лежит в тени SaniPass
Дурбан
180. От SaniPass (начиная с погран. перехода ЮАР) до Дурбана хорошие скоростные трассы, без сюрпризов
181. В Дурбане жили в белом районе. Здесь много жилья с видом. Можно гулять ночью (спрашивайте у хоста). Море чистое, как утверждается (стоят датчики), можно купаться (мы не купались ибо шторм).
Йоханнесбург
182. В Йоханнесбурге жили в RoseBank. Красиво и безопасно, много жилья. Здесь же КрафтМаркет с сувениркой, кто не закупился в Виктория Фоллс. Цены плюс минус такие же (чуть дороже), но торговаться - утомляет.

Бюджет
Бюджет поездки около 220 000 рублей на человека, из которых:
    Аренда авто: 42 400
    Сувениры, подарки, еда и алкоголь с собой: 39 000
    Билеты авиа: 35 200
    Проживание, кемпы: 26 000
    Нац парки, экскурсии: 18 000
    Дизель: 17 100
    Супермаркеты, алкоголь: 16 500
    Пересечение границ: 11 200
    Прочее: 8 100
    Кафе: 4 500
    Платные трассы: 1 100
    Связь: 900
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #2

Сообщение Lunt1k » 02 май 2023, 12:02

здравствуйте, а что там вообще говорят по поводу визы Мозамбика? Почему вообще вас вообще просили ее сделать? нагуглил информацию, что где то что то нужно оплатить онлайн за 2 дня до поездки и тебя пропустят
Аватара пользователя
Lunt1k
участник
 
Сообщения: 110
Регистрация: 30.07.2019
Город: Тула
Благодарил (а): 12 раз.
Поблагодарили: 7 раз.
Возраст: 32
Страны: 55
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #3

Сообщение Полуденный » 03 май 2023, 03:23

Авиабилет 440$ с человека туда и обратно ?
Полуденный
активный участник
 
Сообщения: 922
Регистрация: 25.11.2017
Город: Корк
Благодарил (а): 36 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 47
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #4

Сообщение Дима Чубин » 03 май 2023, 13:50

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, а какой авиакомпанией летели?
Аватара пользователя
Дима Чубин
полноправный участник
 
Сообщения: 225
Регистрация: 26.06.2015
Город: Королев
Благодарил (а): 5 раз.
Поблагодарили: 38 раз.
Возраст: 35
Страны: 18
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #5

Сообщение evgeny13232 » 04 май 2023, 15:34

Lunt1k, мы распечатали выдержку на португальском с официального сайта их МИДа об отмене виз. Майор на границе подробно и тактично нам рассказал, что решение принято, но ещё до мест не доведено. Также показал документ об отмене, но ещё как бы не внедренр
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #6

Сообщение evgeny13232 » 04 май 2023, 15:35

Полуденный, получается так. Брали за 9 месяцев
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #7

Сообщение evgeny13232 » 04 май 2023, 15:35

Дима Чубин, эфиопы, как и большинство
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #8

Сообщение Полуденный » 04 май 2023, 20:55

С 1 мая вроде упростили въезд в Мозамбик. А зачем вы туда вообще заехали ? В чём был смысл ?
Полуденный
активный участник
 
Сообщения: 922
Регистрация: 25.11.2017
Город: Корк
Благодарил (а): 36 раз.
Поблагодарили: 21 раз.
Возраст: 47
Страны: 21
Отчеты: 2
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #9

Сообщение evgeny13232 » 05 май 2023, 06:50

Полуденный, посмотреть как люди живут
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #10

Сообщение sss-18 » 10 май 2023, 14:48

Классный отчет по лююимому региону)
Я так понял самые топовы впечатлния Лесото, Сани пасс и Виктория?)
sss-18
путешественник
 
Сообщения: 1129
Регистрация: 13.07.2010
Город: Москва
Благодарил (а): 70 раз.
Поблагодарили: 71 раз.
Возраст: 41
Страны: 63
Отчеты: 12
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #11

Сообщение Варвара любопытная » 10 май 2023, 16:57

evgeny13232 писал(а) 02 май 2023, 09:40:Toyota Hilux, unequipped (без палаток)
А фотографии машины с деталями у вас случайно нет?
Варвара любопытная
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6542
Регистрация: 01.05.2016
Город: Heilbronn
Благодарил (а): 614 раз.
Поблагодарили: 1223 раз.
Возраст: 67
Страны: 27
Отчеты: 31
Пол: Женский

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #12

Сообщение evgeny13232 » 10 май 2023, 17:56

Варвара любопытная, фотографии есть, могу на почту скинуть. Сюда выкладывать не разобрался как
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #13

Сообщение Роман Воробьёв » 22 май 2023, 23:06

Здравствуйте. Ну подскажите пожалуйста. Ценник на 4/4 прямо конский. Если хотим катнуть Юар, Намибия, Ботсвана, Замбия, Зимбабве сможем ли на пузотерке протянуть аккуратно, имея опытного и экстремального пилота? Ну в самые задницы ессно не полезем.
Аватара пользователя
Роман Воробьёв
путешественник
 
Сообщения: 1358
Регистрация: 06.03.2012
Город: Геленджик
Благодарил (а): 71 раз.
Поблагодарили: 112 раз.
Возраст: 47
Страны: 75
Отчеты: 1
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #14

Сообщение evgeny13232 » 22 май 2023, 23:38

Роман Воробьёв, Ценник конечно конский, но будучи на пузотерке - посчитайте внимательно:
1. Стоимость разрешений на выезд
2. Стоимость всех сопутствующих экскурсий, включая нацпарки Ботсваны
3. Стоимость полного покрытия
4. Стоимость гестхаусов, которые вы должны будете посетить без палатки
5. Проигрыш по времени
... Ценник получится выше, чем аренда 4*4

Но вообще - вам тогда стоит планировать не заезжать на территорию Замбии и Зимбабве, оставить машину в Касане и далее на такси. Получится маршрут примерно Кейп-Намибия-Виктория-Йобург, это оптимально
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #15

Сообщение Тозита » 24 июн 2023, 17:22

evgeny13232 писал(а) 02 май 2023, 09:40:Спуск с Sani-Pass в сторону ЮАР без асфальта, очень крутой и страшный. Здесь потребуется не только 4*4, но скорость пешехода и железные нервы.

На Х-трейле нереально спуститься? Я опытный водитель и в Африке много где ездила.
Аватара пользователя
Тозита
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 7926
Регистрация: 27.12.2011
Город: Королев М.О.
Благодарил (а): 478 раз.
Поблагодарили: 868 раз.
Возраст: 57
Страны: 95
Отчеты: 15
Пол: Женский

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #16

Сообщение evgeny13232 » 24 июн 2023, 22:26

Если спуститься то наверное пройдет x-trail. Если дождя не будет то точно должен.
Во всяком случае по просвету - встречали - поднимался не очень высокий дефендер
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #17

Сообщение mihasmihas » 16 сен 2023, 20:33

Добрый день!
Подскажите пжл, когда лучше переходить границу в Groblesburg, рано утром или вечером? Попадается много страшилок об очередях.
Грузовую очередь обгоняем или одна очередь для всех?
И ещё вопрос, в предыдущем отчёте вы писали, что заправщик на АЗС видит cvv на карте. А есть возможность оплаты лично через кассу?
Спасибо.
mihasmihas
новичок
 
Сообщения: 42
Регистрация: 01.10.2015
Город: Киров
Благодарил (а): 6 раз.
Поблагодарили: 5 раз.
Возраст: 57

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #18

Сообщение evgeny13232 » 16 сен 2023, 23:01

mihasmihas, В Groblesburg действительно огромная очередь из грузовиков, несколько километров. Объезжаем ее по встречке и проходим границу без очереди. Это легально и местное ГИБДД на такое благословляет. Мы были днем, народу не было вообще

Лично через кассу не оплачивают, только у заправщика. Надёжный способ - заклеивать изолентой
evgeny13232
новичок
 
Сообщения: 38
Регистрация: 11.04.2021
Город: Москва
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 19 раз.
Возраст: 28
Отчеты: 3
Пол: Мужской

Re: 6000 км за 17 дней, ЮАР, Ботсвана, Зимбабве, Замбия, Мозамбик, Эсватини, Лесото

Сообщение: #19

Сообщение borina » 12 мар 2024, 12:54

evgeny13232 писал(а) 02 май 2023, 09:40:Спуск с Sani-Pass в сторону ЮАР без асфальта, очень крутой и страшный. Здесь потребуется не только 4*4, но скорость пешехода и железные нервы.
Эх, это вы по A3 в Лесото не ездили, если китайцы еще не отметились, ооооочень яркие впечатления получили бы, Сани пасс потом не заметили бы
Аватара пользователя
borina
путешественник
 
Сообщения: 1102
Регистрация: 27.10.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 101 раз.
Поблагодарили: 130 раз.
Возраст: 45
Страны: 48
Отчеты: 6
Пол: Женский




Список форумовАФРИКА форумЮЖНАЯ АФРИКА форумОтзывы Южная Африка отдых, путешествия



Включить мобильный стиль