27.06-1.07.2024 г
Этот рассказ я позиционирую сам для себя как "рассказ-исследование", поскольку через его написание я буду познавать историю Урала, являвшуюся до этого для меня фактически "белым пятном".
Признаться, ни в Екатеринбург, ни вообще на Урал меня никогда не тянуло: в Екатеринбурге ничего "туристического" я для себя не видел, а "магия слов", которые иногда произносят чуть ли ни с придыханием, на меня практически не действует, и слово "Урал" точно к таковым не относилось. Ну, Урал и Урал, повидал я его (будучи в Нижнем Тагиле на очень специфической институтской практике) - для "галочки" пойдёт, а на что-то большее мотивации не хватало. Конечно, Невьянскую башню хорошо бы увидеть, но лететь в те края только ради неё - это уже откровенный перебор даже для меня...
Так думал я до того момента, пока сравнительно недавно не узнал про Верхотурье. Узнал - и "пропал": это было то самое "мне туда надо", которое, раз появившись, уже не отвяжется и будет нудеть, пока не добьётся своего. Но как туда добраться? А только через тот же Екатеринбург, так что пришлось с ним примириться, плотно поизучать и даже найти кое-что для себя интересное: не так чтобы много, но для короткого "транзита" - самое оно.
Скажу честно, что историей Урала я тоже особо не интересовался - в этом смысле он был для меня почти "чистым листом". Помню, в молодости прочитал что-то про Демидовых - кажется, это была модная тогда (поскольку продавалась "за макулатуру") трилогия Евгения Фёдорова "Каменный пояс", но стиль автора меня не захватил, а потому содержание быстро выветрилось из памяти, оставив в голове лишь самые общие стереотипы наподобие "металлургия - заводы - Бажов - Малахитовая шкатулка - Каменный цветок - каслинское литьё - Уралмаш" (ну ещё и легендарная в своё время женская волейбольная команда "Уралочка" с её специфическим, но эффективным тренером). Вот примерно с таким "теоретическим багажом" я и подошёл к этому путешествию и сейчас попробую "углУбить" и разнообразить своё представление об Урале.
..........
Логистически поездка получилась плотной, но несложной: по Уралу ездят автобусы, ходят поезда, летают "Ласточки", так что особых проблем в этом плане не возникло - более детально, если кому будет интересно, я проговорю все эти моменты в контексте каждого конкретного города. А вот с погодой ... ну кто ж знал, что июнь окажется таким дождливым, причём на огромной европейской территории от Франции до того же Урала? Изначально на мои даты картина вырисовывалась совсем ... даже не печальная, а тоскливо-удручающая: дожди каждый день, да ещё по 4-6 "капель" на протяжении всего дня - и так всё время от прилёта до отлёта. Я даже взял с собой тонкий дождевик, купленный ещё в Провансе, когда тоже ни одного дня не обходилось без дождя - после этого он пролежал у меня не тронутым 12 лет, и я ни разу не пользовался им, так что можете представить, как выглядели масштабы проблемы, если я решился занять таким "мастодонтом" драгоценное место в небольшом рюкзаке ...
Что ж, в отличие от Прованса и ещё более мокрой Бельгии, в этот раз мои ангелы смилостивились и, как могли, разогнали грозовые тучи: нет, безмятежно-солнечная погода на Урал не пришла, но с дождями меня "развели" филигранно, проведя порой по самому краю: скажем, именно в тот день, когда я был в Верхотурье, в Екатеринбурге не просто поливало, но и вовсю "ураганило" - если кто-то видел в новостях, что в тамошнем "Кольцово" выехал за полосу самолёт казанской авиакомпании "ЮВТ Аэро", то это произошло как раз в тот день... А иронией судьбы (или "игрой ангела") стало то, что единственный в этом путешествии солнечный день пришёлся именно на Екатеринбург - самый неинтересный "пункт" моего маршрута, а вот Невьянск и Верхотурье (которое в силу своей "пейзажности" особенно достойно хорошей погоды) прошли под невзрачным серым небом... Конечно, успокаивая себя, можно говорить, что такая погода символична для "брутального Урала" (что является ещё одним стереотипом, что в отношении здешних людей, что вообще - лично я не увидел на Урале ничего более "сурового" или "брутального", нежели в каком-нибудь условном Иркутске, Саратове или Новгороде), но это будет всего лишь "хорошей миной при плохой игре", ибо любой турист за солнышко, пусть даже с лёгкими облачками, готов много чего отдать...
Пасмурно было и в день моего прилёта, но когда самолёт приземлился, небо волшебным образом начало проясняться:
От аэропорта до "города" ходят 2 автобуса: 65-й до железнодорожного вокзала и 66-й до расположенного в южной части (практически - окраине) Екатеринбурга метро "Ботаническая". Второй ходит чаще, но первый удобнее, особенно туристам, которым в большинстве случаев надо попасть в центр, а линия метро - единственная в Екатеринбурге - огибает его с западной стороны.
"Аэропортовская" автобусная остановка находится очень удобно - прямо перед терминалом (отлёт и прилёт разнесены по длине здания незначительно), но тут надо был внимательными, поскольку автобусы заезжают в аэропорт, следуя до (и от) посёлка "Кольцово", который и является конечной. А потому здесь - одна за другой - расположены 2 остановки: по одной в каждую сторону, и чтобы сесть в правильный автобус (а не на радостях в первый подошедший, скажем, 65-й), надо смотреть указанное на остановке направление.
Ещё один момент я хочу отметить: автобусы ходят не по расписанию, и даже примерный интервал движения в определённые часы соблюдается очень относительно. Например, тот же 65-й в предвечернее время (в моём случае это было около 5) должен, по идее, ходить, раз в 25-40 минут, но я прождал его 1.10 (и ещё не известно, сколько его не было до того, когда я подошёл на остановку) - за это же время прошло три 66-х. Так что указанный на картах Яндекса график - дескать, автобус ходит каждые 22 минуты - полная "липа"... (справедливости ради скажу, что утром и днём ситуация, похоже, немного иная - в лучшую сторону: на обратном пути из "города" я прождал всего 10-15 минут).
Автобус (я, естественно, говорю про "свой" 65-й) идёт от аэропорта до "Высоцкого" около часа (до вокзала - ещё минут 10), делая в пути почти 40 (!) остановок и тратя около 15 минут на заезд в строящийся микрорайон "Новое Кольцово", где находятся университетский кампус и Дворец водных видов спорта. Билеты стоят смешные по нынешним временам 33 рубля (не зря я бурчал про "сортавальские" 55!) и покупаются у кондуктора по карте или за деньги или оплачиваются картой самостоятельно через установленные в салоне терминалы. Так что "в общем и целом" аэропортовская логистика в Екатеринбурге устроена неплохо.