Первый освоен бундесбюргерами еще с 70-х годов 20 века. Второй стал популярен уже в нулевых нынешнего столетия. Начиная со второй половины июля до первой недели сентября все автотрассы вдоль этих маршрутов хронически забиты мириадами железных коней, начиненных отпускниками.
Разумеется, я уже ездил обоими этими маршрутами, и не один раз. Но раз лет в 5 можно и повторить пройденное, поэтому этим летом я запланировал по неделе консервативного пляжного отдыха в вышеупомянутых регионах, разумеется, в customized-исполнении.
Прелесть передвижения в Испанию/Хорватию на машине в одиночку состоит в том, что ты можешь останавливаться где и как долго хочешь. А на пути у тебя несколько стран: Франция (плюс Андорра в моем случае) или Австрия и Словения (плюс немножко Италия в моем случае) с массой интересных объектов, которые основной поток отпускников обычно просто проезжает мимо.
Испанский маршрут:
Хорватский маршрут:
Как и чем добирался/Транспорт и передвижение на месте:
На личном автомобиле. Один. По неделе на каждую поездку (конец июля - в Испанию, начало сентября - в Хорватию).
Везде, кроме Германии, автотрассы платные. Хронические пробки в высокий сезон на обеих маршрутах практически неизбежны.
Но если есть время и желание, можно съэконoмить/объехать.
Испанский маршрут:
Есть два бесплатных французских автобана, которые лежат именно на этом маршруте (в этот раз я пользовался обоими):
А35 в Эльзасе, параллельный немецкому А5, но намного менее загруженный.
А75 Безье - Клермон-Ферран. Там, правда, получается приличные доп. километраж плюс находящийся на нем виадук Мийо стоит таки денюжек, поэтому экономии на самом деле никакой и по времени дольше. Разве что загруженность пониже. Но именно из-за виадука я и выбрал эту трассу и нисколько не пожалел.
В остальном - и цены на бензин, и цены на пользование хайвэями во Франции, конечно, конские.
В Испании платными магистралями пользоваться не пришлось.
В Андорре платный только туннель d’Envalira.
Сразу-же после старта прямо с рабочего места в пятницу я потратил кучу времени, объезжая ставшие уже традицией пробки на немецком автобане А5. На другой день пришлось объезжать пробку в районе Лиона. На обратном пути были лишь две небольшие пробки во Франции и Германии.
Хорватский маршрут:
Для Австрии брал 10-дневную виньетку, если ехать на неделю, то ее как-раз хватает. Туда я с самого начала даже не планировал ехать самыми короткими маршрутами по австрийским автобанам А12 или А10. Тамошние горные тоннели (и за них надо платить отдельно), в первую очередь Brenner и Karawanken, неизбежно выполняют роль бутылочного горлышка, плюс австрийская полиция запрещает съезд с трассы для объездa пробок - если попал, то попал, стой и жди. А ждать можно ооочень долго... На выбранном мною А9 тоже есть два платных тоннеля – Bosruck и Gleinalm, но последний я объехал, т.к. решил посетить Брук ан дер Мур.
У хитрож...пых же словенцев существует только 7-дневная виньетка, которая стоит дороже 10-дневной австрийской, дальше идет уже 1-месячная. При этом крошечную Словению по факту можно пересечь за пару часов даже по самому длинному маршруту через центр страны. Однако, если выбрать второстепенные дороги по окраинам страны (вдоль побережья или через Марибор), то платных трасс можно избежать без особой потери времени. Поэтoму я просто решил заночевать в Птуе, который я давно хотел посетить, на пути туда и в Валице около хорватско-словенской границы на пути обратно. В обеих случаях Словения была пересечена без финансовых издержек и с интересным пейзажным сопровождением.
Таким образом, ни одной задержки в Австрии или в Словении у меня не было, что само по себе является своеобразным достижением (по радио стабильно передавали о гигантских пробках на всех параллельных трассах и пограничных переходах). Лишь на обратном пути была одна небольшая пробка уже возле дома все на том-же А5.
Проживание:
Почти все отели бронировал на Booking. Только апартмент в Фигерaсе был найден на АэйрБиЭндБи, а одна ночь во французском Бельфоре зарезервирована напрямую через отель.
Испанский маршрут:
Самый стремный отель был в Андорре. Причем он был в центре, вполне чистый и приличный. Но: Окно почему-то напрочь замуровано неоткрывающейся ставней. Кондиционера не было. Был вентилятор, настроенный на работу в течении часа и затем отключающийся (т.е. его нужно было стартовать в ручном режиме каждый час). Ну, в общем-то он только гонял туда-сюда спертый воздух. Все это при температуре за +30 на улице. Ночка была кошмарной, как в утонувшей подводной лодке.
Больше всего понравился апартмент в Ниме. Немножко на краю города, две очень старающиеся хозяйки, мама и дочь, небольшой сад, много окон в помещении - в общем, рекомендую. Хотя при жаре +38 кондиционер тоже бы не помешал, вентилятор явно не справлялся. В ту ночь, слава богу, прошел короткий дождь и стало посвежее.
Хорватский маршрут:
Очень приятный и современный отель в Башка-Вода, лучший за всю поездку.
В Макарске аппартмент был попроще, зато очень доброжелательный хозяин.
А вот последняя ночь в баварском Бад-Файльнбахе не понравилась. Интересно, хозяева сами пробовали пользоваться своим туалетом/ванной в общем для двух номеров помещении, где нельзя встать во весь рост из-за скоса потолка, нет вытяжки и запрещено открывать окно?
Люди, oбстановка, питание, окружающая среда, погода и т.п.:
Было очень жарко и там, и там (макс. +38 в Ниме), причем в Хорватии было по ощущениям даже как-то более душно.
По менталитету мне хорваты и словенцы, конечно ближе испанцев или французов. Зная немецкий или русский, ты всегда на Балканах можешь как-то изъясняться. А во Франции и Испании и английский не всегда поможет.
Меня всегда удивляло, что в южных европейских странах, особенно на Балканах, при такой жаре/духоте летом так популярны блюда из жирного жаренного мяса. А рыбных блюд в этих прибрежных регионах предлагают сравнительно немного, увы.
Какие-то особые деликатесы не запомнились ни в одной из поездок. Во Франции более вкусные хлебобулочные изделия и кофе, в Хорватии - кальмары на гриле.
Попробовал осьминога по-хорватски. В Потугалии делают намного лучше (и дешевле).
Я вообще уже все больше предпочитаю восточноазиатскую кухню даже в Европе, в этот раз в обеих поездках тоже периодически питался у разных китайцев/вьетнамцев, благо они есть уже буквально в каждом более-менее приличном населенном пункте континента.
Испанский маршрут:
Испанские пляжи мне однозначно нравятся больше - огромные и поэтому полупустые, с классным песочком, куда можно воткнуть свой зонтик, если надо.
Основная масса туристов в Испании была из Франции и Германии.
Количество неавтохонного населения во Франции и Испании традиционно зашкаливает, в основном арабы, много и африканцев.
В Андорре местных явно меньше, чем французов и испанцев.
Хорватский маршрут:
Хорватские пляжи, хотя и более живописные, т.к. находятся прямо посреди городов и горы буквально нависают над тобой, все-же очень маленькие и безбожно каменистые (без специальной обуви тяжко). Народу при этом было столько, что негде яблоку упасть. Зонтик при необходимости приходится арендовать (€5/день).
Очень заметно, что в Хорватии/Словении практически гомогенное население. Хотя в этот раз на пляже и заправке возле побережья бросились в глаза филиппинские гастарбайтеры - продавцы, массажеры. Но они явно предпочтительнее, чем те, что сейчас в основном прибывают в страны Западной Европы. В Австрии присутствие всяческих экзотов уже повсеместно и массово.
Из туристов особенно много было восточноевропейцев и балканских безморных соседей типа боснийцев. Традиционно самые красивые женщины - польки, причем одна к одной, просто супермодели какие-то.
Цены и расходы:
Несмотря на все рассказы о безбожных хорватских ценах я ничего такого не заметил. Да, цены в ресторанах стали выше, вообще еда подорожала. Просто после перехода на евро хорваты подтянули цены до обычных среднеевропейских, и тем, кто хочет дешевой лафы, тому нужно ехать в Болгарию/Албанию или хз уже его знает куда (проверю сам в следующем году). Цены на туристские услуги все-равно рано или поздно по всей Европе будут на одинаковом уровне +/-.
Как я и думал, поездка в Хорватию оказалась на пару сотен евро дешевле, экономия была в первую очередь на транспорте - и платные дороги, и топливо на юго-восточном маршруте были однозначно дешевле. Отели так-же - если выбирать их по примерно равной цене, то на юго-востоке получаешь жилье классом повыше.
Еда примерно одинакова и по цене и по качеству.
Потратил ок.:
Испанский маршрут:
Транспортные расходы – 630 евро
Проживание – 320 евро
Еда – 400 евро
Разное (одежда, сувениры и т.д.) – 100 евро
Хорватский маршрут:
Транспортные расходы – 480 евро
Проживание – 370 евро
Еда – 340 евро
Разное (одежда, сувениры и т.д.) – 25 евро