ПРЕДИСЛОВИЕ, не относящееся непосредственно к путешествию.
Мой старший сын Артем со своей невестой Настей объехали почти всю Россию и СНГ. В 2020-2022 годах, в январе улетали по дешёвым билетам на 1-2 месяца в Южную Америку в сверхбюджетные путешествия. Они объехали на велосипедах большую часть Чили, много путешествовали по Бразилии, немного по Аргентине и Парагваю. Жили в палатке, готовили еду на специальной минипечке.
15 января 2022 года улетели на два месяца (до 15 марта) в Бразилию. Обратные билеты были из Сан-Паулу.
6 марта 2022 года их банковская карта Тинькофф оказалась неожиданно заблокированной. Это было в центре Бразильского нагорья примерно где-то более чем в 120 км от столицы Бразилиа. Ребята оказались вообще без денег, соответственно без еды и т.д. Самое неприятное – нельзя было купить билеты на автобус или самолет, чтобы добраться из Бразилиа до Сан-Паулу.
Но многое решилось благодаря исключительному гостеприимству и доброжелательности бразильцев. По крайней мере с едой. За несколько дней доехали до Бразилиа.
Я, узнав про проблему, позвонил в наш МИД с просьбой, чтобы посольство помогло купить билеты на автобус до Сан-Паулу. Деньги за билеты готов был перевести немедленно туда, куда бы сказали. Мне в МИДе ответили, что раз в Бразилии их власти не преследуют, то посольство не помогает.
В итоге два россиянина остались в центре Бразилии без денег, без планов, без знания языка и без возможности вернуться.
Я не буду описывать, как они выжили, только скажу, что Бразилия – страна социально ориентированная и люди там замечательные.
Сейчас , спустя 2,5 года, Артем с Настей учатся в университете, предварительно сдав местный ЕГЭ естественно на португальском. Традиционно занимаются своим спортом - спортивным ориентирование, часто выступая за Бразилию.
АРТЕМ И НАСТЯ В ЦЕНТРЕ. ПЕРВОЕ МЕСТО НА МЕЖДУНАРОДНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ. Почему флаг Аргентины объясню отдельно.
Вот такие "вынужденные переселенцы".
Мы с женой естественно очень соскучились.
А учитывая наш возраст, решили, потратиться, но слетать к сыну в Бразилию. А не загадывая на не ясное здоровье, ещё посмотреть то, что хотелось с детства: Рио-де-Жанейро, Амазонку, рисунки Наска, озеро Титикака и Мачу-Пикчу.
Поэтому к путешествию по Бразилии прибавили и путешествие по Перу.
Так как Бразилия и Перу находятся в разных подразделах Форума, то соответственно разные части отчёта будут находиться в разных подразделах.
МАРШРУТ БЫЛ СЛЕДУЮЩИМ:
1. "БРАЗИЛИЯ" (16-28.07; 13-15.08):
МОСКВА - АДДИС-АБЕБА - САН-ПАУЛУ - ФОС-ДУ-ИГУАСУ - ИТАЙПУ (БРАЗИЛИЯ-ПАРАГВАЙ) ВОДОПАДЫ ИГУАСУ (АРГЕНТИНА) -
ВОДОПАДЫ ИГУАСУ (БРАЗИЛИЯ) - РИО-ДЕ-ЖАНЕЙРО - БРАЗИЛИА - МАНАУС И БОЛЬШАЯ ЭКСКУРСИЯ ПО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ АМАЗОНКИ - ЛОДЖ НА АМАЗОНКЕ С ЭКСКУРСИОННОЙ ПРОГРАММОЙ (3 ДНЯ) - (ПЕРЕЛЁТ В ПЕРУ, ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЕРУ) - САН-ПАУЛУ - АДДИС-АБЕБА - МОСКВА
2. "ПЕРУ" (29.07 - 12.08):
ПАНАМА (ТРАНЗИТ) - ЛИМА - НАСКА - ПУНО (ОЗ.ТИТИКАКА) - ПЕРЕЕЗД В КУСКО С ПОСЕЩЕНИЕМ ХУЛЬЯКИ, ПУКАРА, ПЕР.ЛА РАЙЯ, СИКУАНИ, РАКЧИ, АНДАУИЛИЛЬЯС - КУСКО С ПОСЕЩЕНИЕМ ТАМБОМАЧАЙ, ПУКА-ПУКАРА, КЕНКО, САКСАЙУАМАНА, КОРИКАНЧИ - СВЯЩЕННАЯ ДОЛИНА С ПОСЕЩЕНИЕМ ЧИНЧЕРО,МОРАЙ, МАРАС ДЕ САЛИНЕРОС, ОЛЬЯТАЙТАМБО, ПИСАКА - СВЯЩЕННАЯ ДОЛИНА С ПОСЕЩЕНИЕМ ТИПОНА, ПИКИЛЬЯКТЫ, РУМИКОЛКИ - ЦВЕТНЫЕ ГОРЫ ПАЛКОЙО - МАЧУ-ПИКЧУ - КУСКО - ЛИМА [/b]
ОБЩАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 16 июля - 15 августа 2024 года
БРАЗИЛИЯ и ПЕРУ
Свои отчёты я всегда издаю в количестве 3-5 экземпляров для себя и подарков за смешные деньги у приятеля, такого же путешественника, как участники Форума.
Путешествие продолжалось месяц из-за обязательств перед старшими и младшими членами нашей семьи.
Хочу отметить и поблагодарить за помощь при подготовке к путешествию и мудрые советы наших проживающих в Бразилии россиян из очень полезного ТГ-канала «Бразилия чат Brazil For You», а именно замечательного умного всем помогающим админа Олега, исключительно всё знающую юриста Наталью Павлову, а также уважаемых Татьяну, Руслана, Веронику Козлову, Михаила, ещё одну Татьяну, Жоао Сантоса Лиму, Марину, Алексея, Анну Р., и дорогую Таисию за её доброту.
При подготовке к Перу мне очень помогли советы выдающегося знатока Перу и окрестных стран – Эквадора, Боливии, Чили, Колумбии, Венесуэлы и более дальней Мексики, профессионального гида и просто превосходного человека Диаманды Сергеевой. О ней много есть информации в интернете.
Также спасибо смелой и умной Екатерине из Владимира, которая тремя месяцами ранее в одиночку совершила путешествие по Перу, Аргентине и Бразилии примерно на 50% совпадающее с нашим и своими советами успокоила.
ДИАМАНДА (ПЕРУ и другие СТРАНЫ), ОЛЕГ (БРАЗИЛИЯ)
Сразу скажу, писать постараюсь подробно, слишком подробно.
Информацию о достопримечательностях чаще буду брать чаще из интернета, подробно, но лаконично. Чтобы те, кто будет читать данный отчёт, не тратили своё время при подготовке будущих путешествий, как тратил время я.
Постараюсь писать без восхищенных вздохов и выдохов. И с чувством юмора у меня тоже плохо
ПОДГОТОВКА.
1. ЛОГИСТИКА
У нас было всего 13 перелетов, а также 6 междугородных переездов на автобусах и две междугородные поездки на поезде.
При покупке билетов в Бразилию основными критериями были естественно цена и удобства. Например перелеты с несколькими пересадками в Европе были достаточно дёшевы, но я их не рассматривал.
Оставались авиакомпании арабов, эфиопов и турок. Все с одной пересадкой. Среди них главным критерием была цена, так как удобства, судя по отзывам были примерно схожими.
Турки быстро отпали из-за странного поведения, когда людей в Стамбуле снимали с рейсов по непонятным критериям. Кончилось это, если помните, тем, что даже наш МИД посоветовал с турками не связываться, а потерпевшим от них тот же МИД посоветовал самостоятельно судиться с турецкой авиакомпанией.
Цена что у эфиопов, что у арабов была примерно одинаковая – чуть больше 300 тысяч для двоих по маршруту «Москва – Сан-Паулу – Москва».
Но в авиакомпаниях бывали распродажи и так как до вылета от момента принятия решения было несколько месяцев, то я ждал.
В итоге купил билеты у эксклюзивного представителя Эфиопских Авиалиний в Москве за 272 тысячи руб. Приятно то, что билеты возвратные за достаточно приемлемую по сравнению с их ценой суммой.
Так как в планах было посещение в Бразилии Фос-ду-Игуасу, Рио-де-Жанейро, Бразилиа, Манауса, а далее в Перу Лимы и Куско, то соответственно искал билеты как в интеграторах, так и непосредственно на сайтах авиакомпаний.
К этой проблеме добавлялась проблема с оплатой, так как иностранной банковской карты у меня нет.
Рублями можно платить в нескольких интеграторах.
Иностранной картой уже из Бразилии мог оплатить Артем так как соц..помощь присылали именно на банковские карты (федеральную и региональные на разные).
Статистика показала, что самые дешёвые цены на оплату перелётов рублями находятся на сайте китайского интегратора triр.cоm, у Aвиaсейлс практически всегда дороже или гораздо дороже, Onetwotrip дороже , чем Ависейлс. Ко всем интеграторам масса отзывов с претензиями.
Хочу поблагодарить уважаемого Poseidon`а за рекомендации касательно покупки билетов и посетовать, что единицы, много пишущие в данном разделе Форума, общаются на грани хамства.
С ТЕКСТОМ НЕ СВЯЗАНО - ПРОСТО БРАЗИЛЬСКИЕ РАСТЕНИЯ. ДЛЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ
Сервис у китайцев на высоте, все билеты на внутренние южноамериканские рейсы я покупал именно у них. Низкие цены вероятно объясняются тем, что китайцы работают на очень больших объемах непосредственно с авиакомпаниями, а у наших интеграторов цепочка длиннее. Цены на сайтах авиакомпаний были или такие же или чуть выше, а цены на сайтах американских интеграторов такие же, как на сайтах авиакомпаний.
Правда авиакомпании эпизодически устраивали распродажи, но длились они не более четырех часов, при этом возникали проблемы с оплатой из Бразилии, поэтому ,повторюсь, все билеты были куплены за рубли из Москвы. И triр.cоm исключительно оперативно решал все возникавшие проблемы. За что ему тоже благодарен.
Кроме того у них есть услуга регистрации за малую денежку на рейс, что сэкономило у нас кучу времени в Бразилии и снимало проблемы с регистрацией, которые, как мы лично видели в Бразилии, появлялись при покупке билетов через российских интеграторов. При этом места всегда были очень хорошие. Китайцы даже на своём сайте даже писали о том, что стараются это сделать. И делали. Сервис не сравнимый с той же авиакомпанией "Победа". Поддержка работала круглосуточно и превосходно.
Внутри Южной Америке у нас были билеты в подавляющем большинстве на рейсы Латама. Правда, когда летели из Манауса через Панаму в Лиму, купили билеты, попав на распродажу, авиакомпанией Copa. Однажды получили известие от triр.com, что авиакомпания Azur перенесла рейс из Фос-ду-Игуасу в Рио-де-Жанейро на 12 часов ранее, в результате чего терялся смысл перелета вообще.
Я написал в техподдержку triр.соm об этом, всё согласовал, купил билеты на похожий рейс Латама, а через три дня получил возврат денег за перенесённый рейс Azur. Абсолютно убежден, что если бы брал деньги через наши интеграторы, то деньги бы потерял. Я дважды в день заходил на Aвиаcейлз, triр.соm, сайт Латама, на два американских сайта-интегратора. И эпизодически на другие сайты. Отслеживал цены. В течение двух месяцев билеты были куплены.
СТАНДАРТНОЕ: СЛЕВА - ОБЕДО-УЖИН В ПЕРУ, СПРАВА - КАЛИБРАТОР ЛАТАМ
О багаже. У нас достаточный опыт путешествий, поэтому сложился определенный «набор» вещей с вариациями, который мы берем в поездку. Сложность в данном случае заключалась в том, что нужно было учесть температурные изменения в диапазоне от – 4 до +35 градусов, высотность от 0 до 4800 метров и влажность до 100%.
Аптечка состоит из постоянной составляющей, а именно из части общеиспользуемых лекарств и небольшой части лекарств, которые мы, в силу возраста, обязаны пить регулярно, и переменной части, зависящей от страны и маршрута. При этом количества рассчитываются с точностью до таблетки.
Учитывая условия южноамериканских авиакомпаний, мы должны были уложиться в вес 10 кг ручной клади, размером не более 55х35х25 см и дополнительной клади (под переднее кресло) размером до 45х35х20 см. У эфиопов ограничение ручной клади – 8 кг, плюс два места в багаже по 23 кг у каждого.
Я хотел получить достоверную информацию, на сколько строго соблюдается размер ручной клади. На каких только сайтах, ТГ-каналах и языках (спасибо Гуглу) вопросов не задавал. Хотя большая часть ответов было «не строго», но получал ответы, что при превышении размеров заставляли доплачивать этак до 100 долларов, а то и больше.
Решил не рисковать, так как стоимость пластиковых чемоданов в Озоне, Яндекса и Вайлдберис не была дороже 35 долларов. Поэтому поиски чемодана, вписывающиеся в обозначенные размеры ручной клади, заняло тоже много времени. Были и ошибки из-за доверчивости к информации продавцов. Хочу отметить, что в 99% указанные размеры чемоданов на упомянутых сайтах – лживые. Они всегда больше, хоть на 1-2 см. По весу чемоданов врут примерно 2/3 поставщиков. В результате купил сначала один чемодан и убедился, что поставщик соврал, затем сумку с тем же результатом, потом пластиковый чемодан со съемными колесами, который в глубину был конечно на 1 см шире, но понадеялся, что в калибратор засуну. Вес чемодана был 2,5 кг. У нас есть Samsonite весом 1,7 кг, но его ширина 40 см.
Естественно пластик у чемодана был АВС и была понятна его ненадежность в том числе и толщины (вес чемодана должен быть примерно на 200 грамм больше).
Чемодан перенес все перегрузки отлично, так как почти всегда был в моих руках. Самым страшным для него испытанием была выгрузка из междугородних автобусов в Перу. Но вынес и это.
В качестве второй ручной клади взял старый ни разу не использованный рюкзак, удалил тубус, срезал пояс, добавил утягивающие ремни из стропы.кВ результате вес рюкзака стал 480 грамм. Рюкзак взял не только из-за веса, а также потому, что в калибратор легче было бы умять при необходимости так как размеры рюкзака всё же были больше допустимых.
С таким бы рюкзаком, учитывая плотность ткани, я бы ни в тайгу, ни в горы не пошел, но в данном путешествии он себя оправдал.
В реальности оказалось, что ЛАТАМ сверхдемократичен в вопросах ручной клади и хотя везде стояли калибраторы, то ими никто не пользовался и в салон тащили чемоданы, превышающие упомянутые размеры в ширину и глубину сантиметров на 3-5, а то и больше. И маленькие стюардессы индейского происхождения часто по двое на цыпочках пытались втиснуть эти чемоданы на багажную полку, в которую чемоданы не помещались. В итоге опыт и упорство побеждало и малышки чемоданы впихивали, но с таким большим трудом.
Мы сначала не торопились в числе первых попасть в салон, но как-то раз, когда треть пассажиров с ручной кладью остановили в аэропортовской кишке прямо перед дверью самолета и сказали, чтобы сдали ручную кладь в багаж, так как места в салоне для неё нет, мы пересмотрели нашу позицию и старались быть в числе первых при посадке. Опять же, возраст в данном случае был плюсом, так как детей, стариков и инвалидов пропускали без очереди.
Теперь про автобусные переезды между городами. Такое было только в Перу. Билеты на автобус нам покупал Артем со своей бразильской карты. При этом билеты поступали в продажу примерно за полтора-два месяца до поездки. Билеты на самые лучшие места - первый ряд второго этажа, и на самые выгодные по времени и цене рейсы расхватывались очень быстро.
У нас всегда были самые лучшие места в автобусе.
ВТОРОЙ ЭТАЖ. ПЕРВЫЙ РЯД. ВИД С ЛУЧШИХ МЕСТ
Хочу отметить, что Артем прислал нам дубликат своей банковкой карты, но в связи со сверхзащищённостью бразильской карты мы так и ни разу, ни в Москве, ни в Бразилии картой не воспользовались. О карте ниже.
По городам практически всегда перемещался на такси. Что в Бразилии, что в Перу по сравнению с Москвой цены на такси смешные, а экономия по времени обычно существенная. В Бразилии использовал Uber или Taxi99. Причем последнее чаще. Из-за разницы в ценах по сравнению с Убером. В Перу, хоть там тоже есть Убер, использовал InDrive. Всегда сразу выбирал рекомендуемую цену . Кстати, на Камчатке в Петропавловске InDrive более используемое приложение, чем Яндекс. Водителей выбирал только при оценке не ниже 4,8 баллов
Платил всегда кэшем. Да это и безопаснее так как исключает жульничество со стороны водителей.Убер не нравился ещё и тем, что место остановки такси указывает, а не заказчик. Из-за этого приходилось подчас идти лишние метров сто или переходить в неудобном месте улицу.
2. ПРОЖИВАНИЕ И ПИТАНИЕ
Я все отели бронировал в Букинге.
При этом, когда требовалась карта, то посылал данные бразильской карты Артема. Спустя день-другой мне приходило автоматическое сообщение, что отель временно заблокировать сумму за один день проживания с данной карты не может (специфика бразильской карты), но к этому времени я проблему с помощью Букинга с отелем уже решал.
Делал следующим образом: звонил в Букинг, честно объяснял им ситуацию - и с невозможностью бронировать через российскую карту и особенности бразильской карты и сотрудница службы поддержки Букинга звонила в бразильский или перуанский отель, договаривалась и сообщала мне, что отель оставляет за мной бронь без бронирования суммы с карты.
Иногда это же сообщал мне отель. Иногда нет.
Но я всегда, примерно за месяц-полтора писал в отели, что подтверждаю свой приезд и ещё раз писал за два-три дня. (привычка бывшего авиакосмического инженера – четырёх-пяти кратное резервирование всех систем).
Проблем на месте никогда не было. И все-все пожелания были удовлетворены.
Критерии по выбору места ночлега у меня следующие: тишина + хороший завтрак + чистота в номере + обязательно ванна и туалет в номере. Желательно близость к достопримечательностям. И естественно цена.
Всегда помню завет великого русского путешественника Владимира Клавдиевича Арсеньева «Не ленитесь отдыхать!»
Отмечу: все места ночлега выбраны удачно.
Что касается пищи, то мы спокойно относимся к местным экзотам и предпочитаем здоровую, привычную и вкусную. К алкоголю равнодушны. Также предпочитаем питаться в местах, где не нужно ждать еды. Но не сетевые фастфуды !
В Бразилии и Перу питание по типу «шведский стол» очень распространено, называется обычно buffet и пользуется большим успехом. Цены обычно очень демократичные. Единственный минус в том, что большинство таких ресторанов работают до 15-16 часов, что обычно не вписывалось в наши планы.
Резюме: о питании писать буду мало.
3. СПЕЦИФИКА БРАЗИЛЬСКОЙ БАНКОВСКОЙ КАРТЫ.
Учитывая высокий уровень преступности в крупных городах, заплатить без проблем картой можно только при выполнении следующих условий
1. Если Ваша оплата не существенно превышает средний уровень оплат за какой-то период. То есть, если с карты постоянно тратятся (условно и в долларах) 5-10 долларов день, то банк заблокирует операцию и потребует отдельного подтверждения, если вдруг захотите купить телевизор или билет на самолет
2. Если обычно Вы оплачиваете картой покупки в одном районе Бразилии, а потом захотите купить, например из Москвы билет на автобус в Перу, то банк заблокирует операцию и потребует подтверждение.
И т.д.
Кроме того бразильцы предпочитают пользоваться ещё более безопасной системой Pix. Так как Pix не пользовался, то здесь о ней писать не буду, а в интернете есть много информации