Запад Казахстана и весь Узбекистан весной 2024 года.

Отзывы и рассказы туристов о странах Центральной Азии. Путешествия по странам Центральной Азии

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 3

Запад Казахстана и весь Узбекистан весной 2024 года.

Сообщение: #1

Сообщение Облик Аморале » 04 июл 2025, 15:36

Идея посетить за одну поездку все наши бывшие азиатские союзные республики у нас была уже давно. Однако, возможность представилась только в 2024 году... по крайней мере нам так казалось.

Планирование

Изначально планы были наполеоновские, примерно такие: Россия → Казахстан → Туркменистан → Узбекистан → Таджикистан → Киргизия → Казахстан → Россия и всё это за два месяца на легковом автомобиле. Однако, уже на стадии планирования всё пошло наперекосяк, видимо, чтобы мы правильно настроились.

Первым делом мы с удивлением узнали, что в Узбекистане большие проблемы с 95-м бензином. Наша машина с турбированным двигателем и заправлять неподходящий бензин для неё смерти подобно. Так вот, писали, что 95-й доступен только в крупных городах, и самый западный из них это Самарканд, от которого до западной границы было порядка 1.300 километров. Но ничего, подумали мы - проедем через Туркменистан, там с бензином проблем нет.

Примерно в то же время выяснилось, что в Туркменистане жёсткие и не вполне понятные правила въезда: визу надо получать заранее чуть ли не после личной беседы в посольстве, или в аэропорту прилёта в составе организованной группы (и то, если повезёт, так как были сообщения об отказах и развороте все группы). При этом, на официальных ресурсах Туркменистана были заявления о привлечении туристов в страну. Пожелав удачи в этом нужном деле мы решили в этот раз Туркменистан не посещать.

Вопрос добывания бензина в Узбекистане ещё больше обострился, но мы подумали, что просто купим пару канистр по 20 литров, зальём их в Казахстане и так проедем бензинонедостаточный регион. Однако быстро выяснилось, что Казахстан запретил вывоз бензина вне бензобака, так как он сильно дешевле чем в Узбекистане и народ массово возит его через границу. Возникла идея купить бензин в России, проехать первую границу, где канистры бы опечатали, и так вывезти их из Казахстана не нарушая правил. Однако, дистанционное общение с таможней Казахстана шло крайне вяло и от этой идеи тоже пришлось отказаться.

В итоге мы остановились на том, что при отсутствии дополнительной информации с мест заедем в Узбекистан в районе Ташкента, там купим и зальём канистры на несколько десятков литров бензина и с ним посетим западные регионы Узбекистана. Это сразу давало крюк тысячи в две километров, потерю нескольких дней и траты на дорогой узбекский бензин. Забегая вперёд скажу, что этот план также не был осуществлён. А тем, кто решит сделать так же, надо покупать канистры непосредственно на заправках. Но об этом позже.

Далее, было не ясно, работает ли пограничного пункт между Таджикистаном и Киргизией на Памире с учётом вражды данных стран. А если нет, то хватит ли 95-го бензина, чтобы посмотреть весь таджикский Памир с учётом дальней дороги. Вопрос погран-перехода пытались выяснить разными методами вплоть до обращения в консульства и посольства этих стран в РФ, но там ничего вразумительного не ответили. Оставили решение этой проблемы непосредственно до посещения Таджикистана.

Итак, к посещению был запланированы места на западе Казахстана, весь Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и попутные точки в Казахстане от Киргизии до России.

Достопримечательности для посещения отмечали в приложении Organic Maps, которое позволяет скачивать карты заранее и очень удобно для таких мероприятий.

Не вполне упорядоченный, но всеобъемлющий каталог достопримечательностей нашли на сайте https://silkadv.com/ru.


Подготовка

  • Заранее сделали прививки: гепатит А, дизентерия, может что-то ещё.
  • Сделали диагностическую карту (техосмотр) автомобиля, в соответствии с требованиями Казахстана.
  • Заранее сделали хорошую страховку путешественников на длительный срок.
  • Международная автостраховка в России стоила безумных денег, решили брать на каждой границе.
  • Поменяли шины на летние (что потребовало аккуратности пару первых дней пути).
  • Прочитали массу отчётов. Обратили внимание, что автоинспекция разводят людей в дороге, особенно в Казахстане.

Вот наша памятка для автопутешествий по состоянию на весну 2024 года (актуальность проверяйте сами!):


Код: Выделить всё
Казахстан

Примерный курс валют: рубль = 4,86 теньге, доллар = 449,90 теньге.

Посольство: 010000 Астана, ул. Бараева, д. 4.
Телефон:        +7172-44-08-01.
E-mail:         rfekz@mid.ru
Web:    rfembassy.ru

Консульский отдел Посольства
Телефон:        +7172-44-07-93.
E-mail:         rfekz@mid.ru
Web:    consular.rfembassy.ru

Пишут, по загранпаспорту проехать проще - не надо заполнять миграционные карты.

Потребуется диагностическая карту на машину (техосмотр!).

Штраф за превышение скорости от 10 км/ч.

В городе 60 км/ч.
За городом: 100 км/ч, если есть разделительная полоса - 110 км/ч.

Проезд на красный, телефон за рулём - штраф. Встречка - лишение прав до 6 месяцев.

Пишут, на Sinoil лучше не заправляться.


Узбекистан:

Примерный курс валют: рубль = 135,88 сум, доллар = 12.573,34 сум.

Посольство: Адрес: 100015, г.Ташкент, ул. Нукус, д.83
Телефон Консульского отдела: +998 78 140 72 00 (звонки принимаются с 09.00 до 17.00 с понедельника по пятницу, обеденный перерыв с 13.00 до 14.00).
Связь в экстренных состояниях на сайте.

При въезде платить за "санобработку" машины, и лучше сразу спрашивать чек.

Пишут, на границе симку брать дорого. Дешевле в Кунграде или Нукусе.
Если брать страховку на границе, то лучше в последнем ларьке справа (зазывалы берут свою долю, надо отказываться).
Валюту по хорошему курсу можно поменять там же.

При прохождении таможни автомобиль надо декларировать (там не совсем так). В очереди стоит заранее взять бланк. Ввозить можно до 1000$ (или 2000$ ??) на человека без декларации.

Телефоном можно пользоваться до месяца без регистрации IMEI.

Штраф за превышение скорости от 20.
В городе: 60 км/ч.
За городом и в пунктах с синей табличкой(?): 100 км/ч.
На автомагистралях 110 км/ч.
Это всё должно быть написано в п. 10.2 и 10.3 ПДД.

Проезд на красный, встречка или телефон за рулём - большой штраф.


Таджикистан. Информация по стране толком не доступна.

Примерный курс валют: рубль = 0,12 сомони, доллар = 10,95 сомони.

Посольство: 734026, Республика Таджикистан, г. Душанбе, просп. Абуали ибн Сино, д. 29/31

Телефоны:
(992) 37 235-98-27   (992) 37 235-70-65   (992) 37 235-09-06   (992) 37 236-28-24  (992) 37 236-22-53  (992) 37 235-27-33
Телефон для справок - (992) 37 236-24-41
Горячая линия : +992 905-05-18-92

Надо платить за "санобработку" машины при въезде.

Много гор и платных дорог, нужно поменять некоторую часть денег прямо на границе (там сносный курс).

Как минимум часть тоннелей не вентилируется. Лучше отключать приток воздуха при проезде.

Некоторые пункты пропуска работают только в светлое время суток (?).
При въезде машину надо регистрировать на границе. Стоит это 330 сомони / где-то пишут что бесплатно.
При въезде страхову не делают, и вроде как всем пофиг, хотя за это штраф.

За средние нарушения отбирают права до уплаты штрафа, выдают временное удостоверение.

Штраф за превышение 10-30 км/ч -- 5-10$, от 30 -- 10-15$.
В городе, вероятно, 60 км/ч.
Сколько по трассе не ясно.

Сотовая связь с интернетом, как пишут, есть почти во всех посёлках!

В центре Душанбэ с парковкой всё очень плохо.
Пропуск в ОВИРе в Душанбе (и в нек. других городах), по адресу Турсунзаде 5.
Пошлина на пропуск в ГБАО 20 (где-то пишут, и 50 без квитанции, или больше) сомони по квитанции банка.
Там же надо сделать пару-тройку копий пропусков и (особенно) паспортов, чтобы оставить их на постах. Хотя их не везде просят и могут пропустить и так, если нет.

При пребывании более 10 рабочих дней в Таджикистане нужна регистрация там же (или в другом городском ОВИРе). Стоит порядка 118 сомони + 30 заполнение анкеты (?), нужна фотка 3х4 и паспорт местного человека.

В Горном Бадахшане куча стрёмных личностей. Если простые люди останавливают машину, то наверно лучше не тормозить. И тем более никого не пускать в салон -- могут подкинуть наркоту.


Кыргызстан

Примерный курс валют: рубль = 0,97 сом, доллар = 89,51 сом.

Посольство: 720001, Киргизская Республика, г.Бишкек, пр.Манаса, д.55
Телефоны: (+996-312)-61-09-05, 61-14-32, 61-02-94, 61-04-73
электронная почта: rusembkg@mid.ru

Консульский отдел Посольства:
телефоны: (+996-312)-61-26-15, 61-26-17
электронная почта: rusconskg@mid.ru

Без регистрации можно жить 30 дней.

Проезд на красный, встречка - штраф. Про телефон не написано, вроде.

Штраф за превышение от 10 км/ч.
Штраф за езду без ОСАГО 3000 сом.

В городе, 40-50-60 км/ч.
За городом: 90 км/ч.

Пишут, ОСАГО обязательно.


День 1, едем по России

Тут, наверно, ничего интересного. Ночевали в Саратове.


День 2, въезд в Казахстан

Заехали в Казахстан по дороге Саратов-Уральск. На российской границе стояли час, на казахстанской полтора часа. На российский порядок, на казахской пропускают без очереди, но умеренно. Все спокойно и доброжелательно. На полях снега и огромные сугробы, там, куда мы доехали вечером снега уже не было.

Страховку купили за 28 тысяч тенге, симку (кажется, Билайн) с 6 гигабайтами на месяц за 5 тысяч тенге там же.
При покупке страховки состоялся примерно такой диалог:

-Можно почитать договор перед покупкой?
-Можно, но зачем вам это?
-Хотим проверить на наличие подвохов.
-Какие там могут быть подвохи?
-Ну вот вы когда договор с банком подписываете, например, там масса тонкостей и вредных пунктов.
-У нас в банках такого не бывает. А вы наверно из Москвы?
-Почему вы так думаете?
-Крупный город, оттуда все подозрительные.


Подозрительных пунктов в договорах не обнаружилось, а мы как-то подуспокоились.

Не успели проехать нескольких километров от границы, нам навстречу с мигалкой несётся автоинспекция. Останавливают, спрашивают документы и ТО. Вспоминая про конские штрафы за всё подряд и разговор при покупке мы изрядно напряглись. Документы проверили, всё оказалось в порядке и автоинспекция развернулась и поехала назад. Получается, они по пустой дороге с мигалкой неслись именно к нам навстречу. Почему, как, зачем — не понятно.

Кстати, за этот первый день талон ТО у нас проверили трижды. С таким приёмом не понятно, на что рассчитывали вторые и третьи.

Объехав Уральск направились на юг. Въехали в посёлок Чапаев, потом дома закончились, и мы ускорились примерно до 85 км/час. Там нас и остановил экипаж автоинспекции, которые ехал навстречу (на этот раз, без мигалок). Далее диалог:

-Это населённый пункт. Вы знак 40 видели?
-А почему вы говорите про знак? Он был до перекрёстка.


Вероятно, поняв, что по максимуму с нас слупить не выйдет, перешли к разговору по делу. Оказалось, дома закончились, но населённый пункт продолжается. Выписали штраф в 36 тысяч теньге (это, на минуточку, 80 долларов) за превышение в пределах 20..30 км/час. Это был первый и последний раз за поездку, когда нам выписали штраф. Кстати, оплатить его без местного ИНН можно только на почте. И если сделать это быстро, то полагается небольшая скидка.

Не помню, что показывал Навигатор Яндекса (кто не знает, это программа от одного казахстанского бизнесмена :) ), но в целом в Казахстане он работает плохо. Границы населённых пунктов в нём все время были меньше, чем в действительности. Кстати, неоднократно во время путешествия замечали, что знаков о выезде из посёлков на дороге просто нет (украли, или забыли поставить). Как в таких случаях спорить с автоинспекцией не совсем ясно.

Обедали в дороге запасами из дома, остановились на ночёвку у посёлка Индерборгский в придорожном конакуе (гостиница это "конакуй" по казахски) за 2700 теньге. Там же и поужинали.

День 3

Собирались утром посмотреть пещеры к северу от солёного озера Индер, а именно, ледяную пещеру и Утелис-Кстау, потом добычу соли на озере и поехать дальше.
Надёжных координат вышеназванных пещер мы не нашли, поехали в предполагаемые места, но там ничего не оказалось. Если хотите найти пещеры, надо узнавать у местных. Зато в окрестностях обнаружили заброшенную колонию:

phpBB [media]


Тогда решили посмотреть солевой завод, который расположен на западном берегу озера. Поехали вокруг озера по каким-то грунтовкам (ну не объезжать же по асфальту!, вышли на твёрдое покрытие, увидели ещё одну грунтовую дорогу, которая шла вдоль ЛЭП. Очевидно, эта ЛЭП ведёт к заводу (это была правильная мысль), а значит, поехав вдоль неё мы тоже приедем к заводу (а вот это оказалось в корне не верно).

Дорога плавно спускалась вниз к озеру, стали появляться влажные участки, которые становились всё длиннее. В какой-то момент машина попала колесом в топь при попытке объехать один из таких участков по "обочине". Было примерно в 9:30 утра по местному времени. Пошёл до кучи с мусором, взял какие-то доски и плиты, чтобы поддомкратить колесо.
Начало раскопок:

Запад Казахстана и весь Узбекистан весной 2024 года.

Потом надели на колёса цепи, но и это не помогло выбраться. Зато вышло солнце:

Запад Казахстана и весь Узбекистан весной 2024 года.

Прокопав 6 часов с перерывом на обед, я понял, что это дело гиблое и пошёл на гравийную дорогу за помощью. Там после некоторого ожидания поймал легковуху с местными, которые ехали с завода домой. Они сразу решили помочь и поехали по грунтовке, хотя я осторожно предлагал дойти пешком. Сильно недоезжая нашей первой машины эта тоже застряла. Начали копать и выталкивать её. Поняв, что это не получается стали звонить коллегам на УАЗике. УАЗик застрял по дороге ещё раньше. Стали выкапывать и выталкивать его, но тоже безрезультатно. Смеркалось:


Запад Казахстана и весь Узбекистан весной 2024 года.

Когда стемнело стали вызванивать третью машину.

Уже наверно часов в 10 вечера приехал полноприводный Hyundai с ребятами в чистой городской одежде и ... тоже застрял ещё раньше УАЗика.

В итоге его мы смогли вытолкать и выкопать, он вытянул УАЗ, а УАЗ всё остальное.

Пара диалогов со мной:
- Братан, кто же ранней весной по степи ездит?
- Ну вот я...


- В степи постоянно кто-то застревает. Осенью машину вездеходом вытягивали.
- Вытянули?
- Да, только вездеход застрял.
- Ну он же выехал потом?
- Как степь замёрзла, так сразу и выехал.


Помимо этого я слышал много разговоров между нашими спасителями, но из всех казахских слов понимал лишь русский мат.

Итоги:
Мы все выехали на грунтовку в первом часу ночи. Порвали несколько тросов, включая грузовой. Суммарные трудозатраты на копание и выталкивание составили порядка 50 человеко-часов очень тяжёлой работы. Всего на помощь пришло 7 человек. Люди на первых двух машинах ехали со смены с завода, а утром им снова на завод работать. При этом, шёл месяц Рамадан, и они не ели и не пили с рассвета. Я предлагал деньги хотя бы на мойку машины, но все отказались.

После этого уважение к казахам взлетело совсем до небес.

Этой же ночью, чтобы мало не показалось, я застрял прямо у трассы, когда остановился спросить ночлег у гостиницы. Точнее, я застрял прямо на парковке, так как она грунтовая, но ещё не высохла после зимы. Немного покопав, пошёл за помощью на АЗС, купил себе новый трос и совсем молодые ребята на жигулях вытянули меня за оплату пары десятков литров бензина. Заночевали в той же гостинице, что и в предыдущую ночь.


Вывод такой: в мокрую степь ни ногой (точнее, ни колесом). Если грунтовка сухая и укатанная, то ехать можно, если есть влажные участки, то лучше не рисковать.

День 4, озеро Индер

Утром решили закрыть гештальт и проехали к озеру Индер и солевому заводу строго по твёрдым дорогам с западной стороны.

phpBB [media]


Дальше на юг, обед в Атырау, ночёвка в городе Кульсары в гостинице Евразия (с хорошим соотношением цена/качество).

Кульсары на вид такой аккуратный советский городок нефтяников (судя по всему). Там мы поменяли валюту. Курсы в разных банках несколько разнятся, но похоже, что самое выгодное это везти с собой рубли.


Продолжение последует когда-нибудь.

Облик Аморале
новичок
 
Сообщения: 2
Регистрация: 09.06.2024
Город: Юбилейный
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Возраст: 35
Отчеты: 1
Пол: Мужской



Список форумовЭкс-СССР форумЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ форумОтзывы о странах Центральной Азии



Включить мобильный стиль