Первый раз оказался в круизе по средиземке, плюс через неамериканскую круизную компанию (MSC). Есть достаточно интересные мысли, сравнения, если кому-то будет интересно, welcome!
Брал круиз через cruisedirect.com, все супер быстро и четко забронировали, все доки прислали без напоминаний быстро.
судно MSC Splendida (2009 год постройки, одно из самых свежих у них в флоте), 4000 пассажиров, часто на общих палубах чувствовалась перегруженность так как все были в одном и том же месте...
маршрут плавания - Барселона-Тунис-Мальта-Мессина(Сицилия)-Чивитавеккья(Рим)-Генуя-Марсель-Барселона, без пустых дней в море
в основном на европейских сайтах и у росийских агенств данный круиз продают со стартом в Генуе, однако для меня это было неудобно так как надо было использовать имеющуюся испанскую визу... в ходе круиза выяснилось что во всех портах кроме Туниса люди загружаются на корабль, и соотв-но сходят с него. Учебную тревогу проводят лишь в Генуе, так что у нас она пришлась на предпоследний вечер круиза...
сразу из плюсов - цены на каюты с балконом всего долларов на 100 на человека были дороже чем outside, ну а outside долларов на 200 дороже inside. поскольку с балконом еще не брал, воспользовался возможностью оценить данную категорию и не разочаровался. Не сразу понял (на следующий раз учту) что не все каюты с балконом нависают над морем, в центральной части нашего (да и некоторых других судов которые я видел у NCL, HAL) они нависают над променадной палубой, рядом с которой (со стороны моря) висят спасательные лодки. я люблю чтобы балкон нависал именно над морем, а не над палубой, но возможно это были каюты другой категории цены и стоили дороже.
Питание - в отличие от американских компаний за завтраком напитки разливают официанты из термосов (чай, кофе), сок тоже подносят уже налитым в маленьком стаканчике. За обедом нет даже простой воды бесплатно, все по заказу, равно как и на ужин. Единственное что спасало, нам как забронировавшим через америку дали 7 купонов на минералку (по 1 л бутылке каждый), так что за ужином их активно использовали.
На судне был очень большой выбор хороших по вкусу вин, различных регионов Италии + других стран, что особенно важно с приемлемой ценой (20-30 евро за бутылку), в отличие от той же Holland America где вин было мало и стоили они достаточно дорого (кроме самого дешевого типа).
Сама еда - не плохо но все таки мне понравилось меньше чем у американцев. В порядок ужина добавляется еще одно блюдо - паста или ризотто, каждый вечер по новому рецепту. Те ужины что не являлись гала-ужинами шли как тематические. каждый вечер был посвещен определенному региону Италии, соотв-но и блюда различные, но глобально разница была не сильно заметная.
Обслуживающий персонал в ресторанах - в основном из Гондураса (видимо изза того что испаноязычная страна а туристов на этом корабле больше всего из Испании и Италии), в барах много официанток из Украины, Болгарии, хотя конечно в housekeeping много индонезийцев.
Основное место где люди проводят время на этом судне - аквапарк. Забиты практически все лежаки коих очень много... распространена практика занять лежак полотенцем и уйти надолго, чтобы затем вернуться когда захочешь...
Бассейн в котором мы купались на палубе в хвосте судна был с морской водой. Возможно и остальные бассейны тоже, на Карибах не купался в бассейне а здесь пришлось так как очень хотелось иногда освежиться.
Чаевые - MSC теперь называет их как service charge и это безусловная сумма которую списывают ежедневно, 7 евро на человека в день.
На check-in можно не давать карточку а сказать что сделаешь cash deposit, при этом никто не напрягает какую сумму класть на депозит (это делается даже не сразу, а в первый вечер надо самому подойти на accounting), можно таким образом уйти в минус... но естественно при check-out заставят заплатить.
На судне из развлечений есть классный симулятор формулы-1. это настоящий автомобиль Феррари формулы-1, но все рекламные логотипы перекрашены в логотипы MSC. трасса проецируется на экран натянутый перед машиной, специальный механизм трясет и наклоняет машину, создавая эффект гонки. Управление (газ, тормоз) находятся внутри корпуса машины там где будут ваши ноги, все по настоящему, руль тоже отстегивается как в гонках. очень прикольно, особенно для фанатов Ф-1 и, в частности, Феррари, я в первый раз сидел в настоящей гоночной машине формулы-1 и очень рад тому что это сделал. Правда аттракцион не бесплатный, стоит 10 евро проехаться 2 круга по трассе в режиме гонки.
По портам - очень странно, но в Барселоне судно стоит с 7 до 14 часов, учитывая что на берег раньше 8-30 врядли сойти получится, а на судне надо быть в 13-30, то особо посмотреть Барселону за такой период для тех кто _не_ стартует из Барселоны - сложно. Хорошо что мы как раз до круиза все что нужно успели посмотреть. Конечно это обосновано тем что переход через все море в Тунис занимает кучу времени... так как и в Тунисе высадка лишь после обеда и отплытие вечером.
Тунис - судно стоит на круизном терминале Ла Гулетт, это в нескольких километрах от столицы страны и в неск километрах от исторической зоны Карфагена. На выходе в город нужно иметь паспорт и специальную форму заполнить на временный выход в страну. В паспорте никаких штампов не ставят, прсто сначала отрывают одну часть формы, а затем при возврате на судно отдаешь оставшуюся часть. На терминале есть официальные расценки на такси... до 4 человек такси на 4 часа стоит 40 евро, съездить можно в Карфаген (отдельно билеты надо покупать на входе причем в Карфагене несколько зон в разных местах города и на входе в каждую зону делают пометку на билете, чтобы не пользовались многократно) и в город Сиди Бу Саид, где красивые дома на холмистых улочках и большой восточный базар.
Мальта - самые интересные достопримечательности в столице - Ла Валлетте, от судна туда (до старого города) нужно идти пешком минут 10 в основном в гору... либо сесть на автобус который возит по острову (2 этажный, на верхнем этаже очень хорошо обдувает, спасает от жары), с него можно сойти где угодно, в т.ч. и на холме у городских ворот, входа в старый город. Есть и достопримечательности за пределами Валлетты, тут уже нужно решать какие именно посетить, все объехать за один день будет очень сложно...
Мессина - мы брали экскурсию на Этну, так как туда достаточно долго ехать на такси и цена была неплохая, 43 евро на человека за 4 часа экскурсию.
правда по продолжительности поездки они не укладываются, ехать туда не полтора часа а все 2... плюс час дается на Этне. экскурсия не включает подъем на вершину. учитывая что судно уходит из Мессины рано, в 15-00 подняться на вершину Этны (3300 м) крайне сложно за то время, что судно в порту...
с экскурсией с корабля возят к кратерам на высоте 1986 метров... с этой площадки красивый вид на окресности и можно взобраться еще и на кратер извержения 2001 года (это недолго, но утомительно). Сам город посмотрели второпях, так как вернулись в него за полтора часа до отплытия, основные достопримечательности на площади перед собором.
Чивитавеккья, здесь как всегда все едут в Рим на электричке. от судна подвозят до площади в городе. оттуда еще минут 5 пешком до вокзала идти.
до Рима поезд едет час-полтора, лучше всего сходить на станции S.Pietro это очень рядом с Ватиканом и площадью Св.Петра
Генуя - от терминала в основном все ходят пешком до ближайших достопримечательностей идти минут 10-15 (это аквариум). аквариум интересный, много рыб из средиземного моря, но если уже посещали подобные заведения, то лишний раз идти не вижу смысла. Большинство людей с корабля едет на экскурсию в городок Портофино, ради красивых видов. однако, в близлежащих от Генуи городках виды не хуже, а доехать можно быстрее и дешевле на электричке + еще можно искупаться в Лигурийском море.
Марсель - почему то тут трансфер до города платный, чтобы на автобусе доехать до старого порта и обратно стоит 15 евро на человека.
Мы брали такси по тому же маршруту, стоит 20 евро в одну сторону... так что если вас 3-е то уже выгоднее на такси ехать, хотя если не хотите быть привязанным к группе, то можно тоже ехать на такси.
Почему то в день когда мы были в Марселе замок Иф (где якобы сидел граф Монтекристо) был закрыт, об этом нам сообщила единственная компания которая возит туда туристов из порта. хотя с нашего судна продавали туда экскурсии, может быть в данном случае имеет заказывать экскурсию с корабля, т.к. для круизиников делают приоритет и не возят туда обычных туристов в такой день.
Но мы взяли замечательный 3 часовой круиз по местным бухтам (calenques) и не прогадали. Очень красивые виды, обалденные скалы, бирюзовая вода в заливах, рекомендую. Билеты тоже продаются в старом порту, есть 2 компании, стоит у них все одинаково. Единственный минус - все рассказывают про те места что проплываете только на французском... Обращаю внимание что 3 часовая прогулка на лодке по этим бухтам обернулась 4 часами, и мы чуть не опоздали на отходящий наш лайнер, так что будьте аккуратны, лучше сплавайте на короткую прогулку (2 часа 15 минут) или плывите утром, когда полно времени.
В тех портах которые мы посещали, видел суда еще 2 круизных компаний которые ранее не встречал. после ознакомления с программами ихних круизов могу отметить что есть неплохие маршруты, но первая из компаний кажется работает только с англичанами...
Ocean Village - http://www.oceanvillageholidays.co.uk/
Louis Cruises - http://www.louiscruises.com - у этих есть есть интересные маршруты с посещением Марокко что достаточно необычно для крупных круизных компаний. судно Louis Majesty - бывший Norwegian Majesty
Буду рад если информация будет кому-то полезна...