Наступило время очередного моего виза-рана. В силу нашей общей с Айлинкой черты - лени, мы изначально, только переехав в Тай, решили не делать себе длительные визы, а ездить в виза-раны. Это гарантировало нам что как минимум раз в месяц мы бы куда-то выбирались. Особенно, конечно, это было актуально пока мы снимали виллу, сейчас-то проблемы "куда-то выбраться" нет, скорее даже наоборот.
Из Пу Чи Фа (ПЧФ) до границы с Лаосом ехать меньше 100 км. Красивейшая горная дорога номер 1093, переходящая впоследствии в 1155.
Можно было бы ехать и по автостраде AH3, но, как и любой автабан, она неинтересна, хоть и намного быстрее.
А за виды, открывающиеся за каждым поворотом 1093, можно простить некоторую неторопливость...
Была сильная дымка из-за жары, поэтому по дороге практически не снимал.
Через 3 часа и 95км приехал в пограничный Chiang Khong, бросил табуретку неподалеку от выезда на мост Дружбы (в Лаос) и пошел проходить стандартную (32ю за последние 3.5 года) процедуру виза-рана.
Мост Дружбы реально впечатляет!
Ширина Меконга в этом месте пару сотен метров, но мост длинной больше километра. Да и остльные габариты этого перехода - циклопические. Как с тайской, так и с лаосской стороны.
Видимо, подразумевалось, что народ пойдет "железным потоком" в обе стороны...
Пока же приходится ждать по полчаса, пока наберется 10-15 человек для того, чтобы отправился автобус, перевозящий на другую стороны реки.
Причем автобус какой-то неравноценный получается. За перевоз из Тая в Лаос берут 20 бат. А обратный путь на том же баиске - уже 25 бат. Дорогая жизнь в Лаосе
Быстро пробежав лаосские формальности (въезд и сразу выезд), отметил только очень неплохой курс обмена на границе:
8024 кипа за доллар при покупке и 8030 кипов при продаже. То есть обменяв тысячу долларов, прибыль обменника - 0.6 доллара... Коммунизм!
Там же меняют и тайские баты, курс тоже хороший - 248 покупка и 250 продажа.
Ну и остальные цивильные валюты (кроме рубля, конечно).
Так как автобус собирается долго, обратно успел выехать на том же, на котором и приехал в Лаос.
А вот на тайской стороне началась веселушка.
Погранец спросил меня, не работаю ли я, часом, в Таиланде?
Мой ответ был стандартный (не раз говоренный) - "Нет. Тай отличная страна для жизни, но для заработков Гонконг мне нравится намного больше."
Затем меня попросили телефон отеля, где я остановился в ПЧФ (разумеется, я его не знал, как и название отеля, кстати).
Пригласили старшего смены, пообщались с ним - в результате вердикт - "мы не можем пустить вас в Таиланд. Езжайте обратно в Лаос и получайте визу. С визой - welcome".
Сначала я решил, что это шутка, ибо никогда раньше вопросов со въездом не было. Максимум, просили показать наличие достаточной суммы денег.
Но не в этот раз.
Мужик (который главный) был настроен серьезно и предложил альтернативу - либо я ставлю визу во Вьентьяне, либо попадаю в черный список "оголтелых визаранщиков" и вообще теряю право на вьезд в Тай.
Я все еще пытался обратить все в шутку, но видимо им пришло строгое предписание об ограничении таких безвизовых виза-ранов с 1 марта, и, в итоге мне все же не дали разрешение на въезд и отправили обратно в Лаос.
Можно (и даже нужно) было бы с самого начала позвонить нашим друзьям на Пхукет, но поначалу не думал, что все так серьезно и не хотелось дергать людей по пустякам. А потом было уже поздно.
Да и Лаос мы по-любому собирались посмотреть, т.ч., по большому счету, напрягало только отстутствие зарядок для фото и телефонов. Ну и то, конечно, что придется 1000 км добираться до Вьентьяна и потом столько же - обратно, чтобы забрать байк...
Вернувшись в Лаос и придя как старый знакомый к тому же погранцу, что час назад поставил мне штамп о выезде, попрсил его аннулировать оный. Что без звука и было сделано.
Дальше, на тук-туке доехал до ближайшего городка с лаосской стороны с многозначительным названием Хуяся (на самом деле - Хуэйсай, Huayxai - но на тот момент моя транскрипция показалась более близкой к истине).
Городок небольшой, по разным сведениям - от 800 до 2500 человек.
Но просто наводненный качественным автопромом.
Что ждешь увидеть в глухой деревне в стране, годовой ВВП которой равен дневному бюджету штата Калифорния? В лучшем случае - тайские пикапы и мотоциклы.
Собственно, практически так оно и было - пикапов много, табуреток (как Хонда, так и китайских) - тоже. Но вот каждая 4-5 машина была либо новым джипом Lexus, либо соплатформенным Land Cruiser 200. А если не этими, то Range Rover либо Hummer!
У меня был шок ровно до того момента, когда вспомнил, что я все еще нахожусь в Золотом Треугольнике. И что у Лаоса намного меньше, чем у соседнего Тая, возможностей по борьбе с наркотраффиком.
Может я и не прав, и уважаемые владельцы транспортных средств повышенной стоимости заработали капитал обрабатывая с утра до вечера рисовые поля, но ...
С другой стороны - они не мешали мне (а даже оживляли городской пейзаж своей техникой), а в целом городок был не самым плохим.
Отелей много, проблемы выбора не стоит.
Магазинчиков-ресторанов - тоже.
В итоге выбрал дорогой Sabaidee Resort (или гестхаус, не помню) аж за 11$!
За эту умопомрачительную сумму (были гесты с завтраком за 5 долларов) мне достался номер с видом на реку, огромной террасой на втором этаже и шутрым вайфаем.
сорри, далее все фото пойдут сделанные на телефон, т.к. батарейка в камере благополучно сдохла. Так что Лаос будет отфотографирован с телефонным качеством
это все шикарные виды, открывающиеся из окон моего номера и с террассы.
Ну и завтрак туриста до кучи
В первый день в Хуясе я выбрал два практически соседних ресторана с панорамным видом на Меконг и в одном из них пообедал, в другом - поужинал.
Первое что удивило - это то, что в обоих случаях я был какое-то время единственным клинетом (и это на 20-30 столиков), чуть позже занимали еще 1-2 столика.
В общем, народу мало, фарангов еще меньше, а желающих поесть с видом на Меконг - еще меньше.
Ценники в этих ресторанах были практически на уровне уличных забегаловок, может быть на доллар-другой повыше.
Так что я не понял, какой смысл сидеть на улице, наслажаясь выхлопными газами машин и смотря на убогие домики, когда есть пусть не шикарный, но все же явно лучше вид на реку.
После Таиланда, где на наш вкус пиво по вкусовым качествам ниже среднего, Лаос порадовал чуть более съедобным светлым и вполне себе неплохим темным Lao.
Ценообразование же на них понять, имхо, невозможно. По крайней мере я не смог.
ЧТо я имею в виду.
В местных сельпо 0.64 светлого стоит 9 000 кип (35 бат), 0.33 темного - 8 000 кип (30 бат). Ок - это понятно. Чуть дешевле Тая.
В ресторанах же наценка всего 1000 кип (4 бата!!!), причем в одном с меня за ведро льда взяли экстра 5 000 кип (20 бат), в другом - ведро было включено в цену пива.
То есть за 4 бата "сверху" получаешь отличный вид, Вай Фай, чистый стакан и ведро льда к пиву...
Что-то я , наверное, не понимаю в экономике...
С другой стороны - я не против
Стоимость еды (конкретно в этих двух заведениях) - от 10 000 кип до 60 000 кип (40-240 бат). Более чем демократично.
Хотя забегая вперед, и в столице все очень дешево. так что удивляться деревенским ценам не стоит.
Помимо еды в сегодняшнее меню вошел еще и закат.
Не супер, но почему бы и нет?
Лодченки шныряли где-то внизу, перевозя тайцев в Лаос и лаосцев в Таиланд.
Для фарангов все не так просто. То есть переправится на лодках можно, но нужно предварительно в Тае пройти таможню\погранцов) в 10км от переправы, у моста. Затем проехать на тук-туке эти 10км, переправится на лодке на другой берег и опять же на тук-туке приехать и добровольно сдаться уже лаосским погранцам. Имхо, оно того не стоит.
Кроме небольших местных лодченок-паромов, прошли пару побольше - slow boats, как те, что возят туриков из Хуяси в Луанг Прабанг и обратно.
Эти лодченки и были одним из способов, которым я собирался добраться до Вьентьяна.
Собственно, способов четыре:
1. Медленная лодка до ЛП, далее на автобусе или минибасе. Две ночевки в дороге, т.е. 1000км (даже меньше) за три дня. Спасибо, но это не наш метод.
2. Быстрая лодка (обычный тайский лонг-тейл) до того же ЛП. Далее также. Двое суток. Лодка ревет и брызжется. Тоже не наш метод.
3. Автобуст Хуясе-Вьентьян, идущий раз в день. Либо автобус Хуясе-ЛП и далее пересадка на ЛП-Вьентьян. Минимум 22, максимум 30 часов. В топку!
4. Самолет. Прямой. Быстрый (50 минут). Дешевый (100 баксов) - Вот это и есть НАШ МЕТОД!
Как потом выяснилось, я был 100% прав. Пообщавшись с голландкой и француженкой, в разные дни испытавшие счастье как лодок, так и автобусов и выбравших в качестве обратного пути самолет, я понял, что первые три пути - это вешалка.
Самолет же оказался вполне свежим ATR-72, причем заполнен он был дай бог наполовину. То есть все кто хотел сидели поодиночке на двух сиденьях.
Взлетел очень мягко, в полете также не колбасило (чего я немного опасался, ибо жара стояла хорошо за 40 в тени и потоки от земли должны были быть нехилые), посадку я просто не заметил. Вернее не заметил сам момент касания.
Но зато аэропорт Хуясе - полностью оправдывает название города!
Это самый мелкий из всех а\п, к-е я видел (а видел я их сотню, если не больше).
Здание а\п вместе со всеми службами занимает пару сотен кв метров
Есть также ВИП-ворота для въезда на территорию ВПП
С другой стороны, мне ж не жить там.
Если кому-то инетерсно - ценники на перелет.
Ну и торг, конечно
Во Вьентьяне (столице) аэропорт уже намного солиднее. Даже залов прилета как минимум два - International & Domestic.
Увидев во мне иностранца, тут же подбежали таксисты с предложением довезти до города (совсем рядом).
Выбирал по степени владения английским. Обошлось удовольствие в 50 тысяч местных денег (200 бат) и 10-15 минут езды.
Отель выбирал заранее по букингу, с самыми хорошими оценками и в центре. В итоге остановился на Manorom Boutique.
Заранее ничего не бронировал, все равно на месте всегда доторговываюсь до более низких цен.
Так и в этот раз - съеэкономил аж 5 долларов
Вид из номера
Место отеля шикарное - самый центр. Интерьеры такие, как я люблю - много темного дерева. А вот площадь подкачала -всего 20 метров. С другой стороны - я один, умещусь как-нить.
Завтраки тоже более чем обильные. В зависимости от заполняемости отеля - либо шведский стол, либо по меню.
Мой микрономер.
C верхних этажей (а я попросил самый верхний, 6й - на 7м только завтраки) вид на любимый Таиланд через речку.
Кстати, в этой части города, у реки, работают тайские симки. Так что Лаос был первой, пожалуй, страной, где я не покупал местные сим карты.
А если (вроде я уже где-то писал это - тогда сорри) 35 долларов кому-то покажутся неподъемной суммой, то есть - и не в единственном числе - такие гесты, где за 5 долларов и free WiFi и завтрак и НУ ВАЩЕ рай на земле!
Если просто провести ночь перед получением визы - почему бы и нет?
По машинам.
Этим меня Лаос, честно говоря, очень удивил.
Бедная, в целом, страна. А количество дорогих машин едва ли не больше, чем в Гонконге или центре Москвы...
C одной стороны - много тук-туков и сонгтэо, как и везде в Азии.
С другой стороны - 200 Крузеров и Лексусов едва ли не больше чем дешевых тайских пикапов. То есть 200\LX570 стали чуть ли не местным народным автомобилем
Что еще удивило - дважды видел русские ЗиЛы. Тяжелое наследие социалистического прошлого. Как и пару русских МИ-8 на аэродроме.
Сейчас в качестве грузовиков только японцев исполльзуют - научили считать деньги.
Долго (ну как долго, пока шел в кафешку, все смотрел) шел мимо такой машинки. Эмблема незнакомая, решил, грешным делом, что китайцы взяли именитого дизайнера и сделали красивую машинку.
Дойдя до задницы машины, оказалось что это Тесла. Тоже далеко не самая очевидная машинка, которую ждешь увидеть в Лаосе.
На фоне Теслы, стоящая напротив Панамера как-то терялась.
Хотя в таких полутрущебах все равно дорогие машины смотрятся оригинально.
Были и винтажные Яги. Причем стоял постоянно у одного и того же довольно раскрученного ресторана. Видимо, хозяйский.
тоже винтаж
Почему-то крайне популярны там купешки от Hyundai. Особенно в районе баров и ночных клубов. Видимо - молодежная машинка.
Ну и тяжелое военной наследие. Куда ж без него ...
Передвижение по Вьентьяну.
Уже упомянуьые тук-туки и сонгтэо.
В приницпе, во всех из них висят таблицы с ценами. Типа таких.
Напомню курс: 1 доллар - 8024 кипа, проще считать его равным 8 тысячам.
Но ведь эти цены - это только руководство к действию, чтобы было с чего начать разговор
Раза в 1.5-2 все можно опустить. Главное - улыбайтесь!
Такси тоже есть и по цене они равны тук-тукам, но найти на улицах их проблематично. Проще взять у водителя визитку и звонить, когда он нужен. Городок небольшой - приедет быстро.
А если вы не столь привычны к жаре как мы, то кондей не помешает. Машины новые (по крайней мере те, что я видел, были совсем свежие). В основном - Hyundai и Kia.
Заодно, если интересуют достопримечательности города, и, особенно Будда парк, который в 26км от центра Вьентьяна - ездить по ним на такси удобнее. Есть где оставить шмотки. Стандартная цена таксистов - 10$ в час. За 50$ на весь световой день каждый второй поедет.
По самому городу можно и пешком походить, как мы сделали. Почти все интересные места - президентский дворец, храмы, арки, пагоды, набережная с барами-ресторанами и ночным маркетом находятся в прямоугольнике 2*4 км, что, опять же при наличии привычке к "теплому" климату - не напрягает при прогулке пешком. Правда мы там оказались в Апреле - самый жаркий месяц, 40-45 в тени, на солнце еще теплее - так что даже нас сломало - после пары-тройки часов пешкодралом, взяли машину и поехали пить теплое пиво
Ночной маркет - на самом деле - маркетЫ, ибо их несколько в городе - место куда как минимум единожды стоит зайти.
Я, по своей лени, выбрал тот, что ближе - на набережной.
Раскладываться народец начинает где-то часов в 5, к 6 неторопясь уже все все выкладывают. Можно начинать бродить.
95%, конечно, откровенного барахла - тряпки за пару долларов с качеством ровно на эту сумму, поддельные монеты начала ХХ века (времен французской колонии). Причем с монетами получилось интересно. Я их давно собираю и практически из каждой страны привожу по полкило, а иногда и больше. Тут у меня глаза загорелись - французские колониальные деньги, пусть и всего вековой давности - ХОЧУ!
И всего за 55 тысяч кип (7 долларов)!
Ага, ЩА!
Оказалась дешевой алюминиевой подделкой
Как только продавцы понимали, что как оригинал мне это не продашь - цены тут же шли вниз - 5$... 4$...3$...2,5$...
Шутки ради я сказал, что возьму 50 монет - согласились отдать по доллару штучка. Был бы на машине - может и взял бы, дома монисто б сделал
Но вот среди тряпок кое-чего нашлось приличного.
В каждом 10м павильоне были вывешены мужские и женские тонкие рубашки Levi's Strausse и т.п. очень неплохого качества. Скорее всего - тут же, в Лаосе, отшивали для брендов и либо это "дошив" по собственной инициативе, либо что-то не прошедшее строгий буржуйский ОТК. Я разницы, по крайней мере, не заметил. Цена тоже везде была одинаковая - и даже написана на рубашках - 40 000 (5$). Скорее всего быстро нужно было слить боьшое количество. Ибо на остальные шмотки написанной цены не было и называли ее в зависимости от внешнего видо вопрошающего. Ну и торговались хорошо, это уж как водится.
Еще понравилась выкладка маек. Как и везде в Азии очень популярна нацисткая символика - свастика, орлы, готический шрифт и т.п.
Тут рядком висели майки с серпом и молотом (эту символику Лаос еще сохранил) и рядом с ними - cо свастикой, именами дивизий SS и т.п.
продолжение следует...