Описание достопримечательностей тех или иных мест, а также фото вы тут не увидите. Только те вопросы, которые меня интересовали перед поездкой и ответы на которые значительно упростили бы некоторые моменты)
1. Если не настроены на достаточно большие траты - лучше не ехать сразу.
2. Кредитные карты принимают везде и всюду, даже в сувенирных лавках. Но предпочтение отдается "чипованым", соответственно Виза и Мастеркард, да и желательно дебетовыми.
3. Все отели лучше бронировать заранее, включая поезда из города в город (типа Осло-Берген или Трондхейм-Осло). На месте сложнее будет разобраться, особенно если окошки по продаже билетов уже не работают и надо общаться с бездушным терминалом.
4. Пункты проката машины работают максимально долго только в аэропортах, и то надо смотреть конкретные места заранее при оформлении авто еще до поездки.
5. Если брать машину в одном месте, а отдавать в другом, возможно потребуют доплату, меня пугали 15 тр. но так и не взяли. Пугали большим депозитом, порядка 45 тр, но в итоге на карте "заморозили" порядка 10 тр. На это тоже надо рассчитывать - теоретически могли и больше.
5. Бензин дорогой, почти 75 рублей. Некторые колонки работают от кредитной карты в автоматическом режиме. Чтобы не было вопросов лучше заливаться через "живого оператора". Парковаться даже на короткое время лучше на парковках или где она разрешена и если есть паркоматы - обязательно оплачивать - штрафы огромны.
6. Паромы, про которые идет речь ниже, стоят в среднем 116-161 NK, самый дорогой из Hellesylt в Geiranger - 465 NK.
7. Навигатор использовал Open Street Maps (OSM) - он себя хорошо зарекомендовал по кубинским дорогам, да и сейчас нареканий не возникло.
8. Норвежцы ездят очень аккуратно и практически без обгонов, редко нарушая правила. Остановиться "пописать-пофоткать" на трассе практически невозможно, так как в 90 процентах вообще нет обочины, как у нас) Только в специальных карманах. Очень много туннелей, довольно-таки длинных.
9. Поезда трогаются без привычного нам "осторожно двери закрываются" - а взял и поехал - двери при этом блокируются, так что курение перед самым отправлением поезда может закончиться достаточно плачевно. Друзья наблюдали случай - поезд поехал, а пассажир остался на платформе, бежал за поездом, но сесть в поезд так и не смог. Из пассаждиров никто не дернулся и стопкран не нажал, и машинисту не сообщил. Полный игнор.
10. Почти все норвежцы знают английский, трудностей перевода не возникало) Единожды в Тронхейме, в кафе на набережной при оплате счета, официантка спросила: "и за спутницу тоже платить изволите?" Но это скорее трудости не перевода а менталитета, у них это нормальный вопрос.
11. Все русские, встреченные в Норвегии, оказались прекрасными людьми - огромный привет семье из Выборга, на RAV 4, с которыми мы плыли в Гейрангер на пароме!
И вот, непосредственно, сам маршрут:
1 мая
Прилет в Осло.
Обменять евро или доллары можно сразу в аэропорту. Наличность всё же нужна, на "всякий пожарный")
Из аэропорта на поезде добрались до города и заселились в гостинице.
Замечательная погода, ни намека на дождь, а тем более на снег.
2 мая
Целый день гуляли по Осло, поздно вечером сели в поезд NSB в Берген. Билеты бронировали и оплачивали заранее, еще в Москве.
Вместо билета - проводнику предъявлялась распечатка подтверждения брони. В поезде есть вай фай, чтобы им воспользоваться необходимы логин и пароль от личного кабинета на сайте NSB.
Ночь в поезде, спать сидя, даже в удобных креслах оказалось довольно-таки тяжеловато, даже воспользовавшись тревел набором, выдаваемым в поезде) Сквозь сон на полустанках и рассветных отблесках я с ужасом наблюдал много снега, а иногда и снежную пургу.
3 мая
Под проливным дождем со снегом приехали в Берген, погода в течение двух дней менялась несколько раз. Вокзал находится почти в центре города и до гостиницы оказалось рукой подать, так что с трансфером проблем не возникло. Кстати, большой паркинг находится рядом с вокзалом. В отеле заселение с 12-ти дня, а поезд прибыл довольно-таки рано и номера не были готовы - пришлось ждать.
Чемоданы были сложены в комнате за ресепшеном и не омрачали и без того плохое настроение созданное погодой. В Бергене по круговому маршруту ходит двухэтажный туристический автобус, билет на который действует в течение всего дня. Можно гулять, а потом садиться на следющий автобус и так далее по кругу.
Вечером прокатился в аэропорт, на автобусе, за прокатной машиной. Оформление заняло пол часа, не более. На "всякий пожарный" предъявил международное в.у. вместе с обычными национальными правами, на что сотрудник проката удивился и сказал - "паспорт не нужен")
Зачем международные права? - скажете вы. А затем) Несмотря на траспортную конвенцию, в которую входит Норвегия, отдельно взятые прокатчики могут запросить международное в.у. и чтобы не ставить под угрозу часть путешествия я заранее их получил. Вся процедура получения заняла не более двух часов и порядка 2,5 т.р. - за медсправку и госпошлину в гаи.
Машину после получения отогнал, на самую большую, наверное, парковку в Бергене, рядом с вокзалом и оставил до утра.
Парковка оплачивается при выезде. Парковочный талон, кредитка и вы на свободе) Я с первого раза сам не смог выехать - просил помочь норвежку.
4 мая
Была запланирована экскурсия по фломской железной дороге и далее на пароме по фьердам (http://www.norwaynutshell.com/ Round trip from Voss - Price: NOK 740 - на человека). На машине доехали до города Восс (Vossevangen), там ее запарковали на платной парковке и пересели на поезд до Флома.
Из Флома на пароме поплыли до Гудвангена (Gudvangen), далее на автобусе нас вернули в Восс. Маршрут круговой - откуда взяли туда и вернули) Покупался из Москвы, билет получили при предъявлении распечатки брони на вокзале в Воссе за 40 минут до отправки. Билет действовал на поезд, паром и автобус - очень удобно. Насколько я знаю, в такой тур можно отправиться из Бергена или Осло.
5 мая
Рано утром, отзавтракав в гостинице стартовали в Гейрангер. Первый паром Oppedal-Lawik - все как часы, ходит часто. Затем "эпик фейл" в горах с закрытой на зиму дорогой RV63, когда навигатор показыает - есть дорога, а из сугробов только верхушки дорожных знаков торчат. Летом эта дорога "маст хэв" - зимой и весной она закрыта. Нам пришлось делать крюк почти в 50 км до парома в городе Хелесульт (Hellesylt), который отвез нас в гейрангерфьерд. Паром ходит редко, раз в три часа, так что расписание лучше уточнять заранее, благо оно есть в интернете. Сказочные виды, конечно же предстанут во всей красе летом, в туристический сезон - водопады наберут полную силу, скалы покроятся свежей травой. Но и количество туристов, машин и суматохи вырастет в геометрической прогрессии.
Заселение в кемпинге Гейрангера и судорожные поиски ужина, которые увенчались только в единственном месте - отеле на вершине "что-то там Bad&SPA".
6 мая
Погуляв по Гейрангерфьерду, мы дорогой Орла направились на север. Перебравшись через очередной фьерд на пароме Eidsdal-Linge, можно повернуть направо и ехать на Одалснес (Andalsnes) - дорогой Троллей и потом на Тронхейм (Trondheim) или, например, заехать в Алесунд (Alesund). Но по сезонным причинам дорога троллей тоже оказалась закрыта и пришлось ехать налево до E39. До Трондхейма пара паромой Molde-Vestnes и Halsa-Kanestraum.Однако же, часов в 7 мы заселились в гостиницу уже в Трондхейме, и метнувшись в аэропорт я сдал машину, проехав чуть более 1000 км.
7 мая
Осмотр Тронхейма и ночной поезд в Осло, прямо в аэропорт. Полет до Таллина... но это уже другая история=)