Расписывать восторги не буду, здесь так много прекраснейших фотоотчетов, что мой уж точно их не переплюнет. Попробую изложить некоторые детали, быть может, не очень важные для автомобилистов, но крайне существенные для «пешеходных» туристов. Добавлю только несколько фоток, чтобы разбавить скучный текст
Первым делом хочется сказать тысячи раз спасибо и браво всем и каждому, кто хоть раз здесь на Форуме упомянул в своей речи слово «Норвегия» - всё это прочитано, намотано на ус и использовано!
Исходные: я + мама. Любовь к путешествиям в крови, трекингом прежде особо не увлекались (впрочем, я все же в горах была дважды, в отличие от мамы), физическая подготовка средняя. Прав, так случилось, у обеих нет. Но увидеть своими глазами те самые ФЬОРДЫ хотелось слишком.
Маршрут получился такой: перелет Москва – Осло. Пересадка на внутренний рейс до Олесунна. Далее автобус до Хеллесилта, пересадка на паром до Гейрангера. Из Гейрангера на автобусе по дороге Орлов и дороге Троллей в Ондалснес. Из Ондалснеса по железной дороге Раума в Осло. Далее в Копенгаген на пароме, но это уже совсем другая история... Количество дней в каждом пункте не уточняю, теперь это не имеет значения. Всего катались 9 дней. Для затравки и полного выноса духа из тела от восторга - вполне хватило!
Общественный транспорт.
Аэрофлот прилетел минута в минуту, у нас дальше было полтора часа на пересадку (не густо), поэтому я немного нервничала, как пройдет паспортный контроль. Сначала весь наш борт собрали в две длинные очереди, что радости не навевало, но потом открыли сразу несколько окон, и дело пошло. Зато процесс прохождения контроля получился самым строгим и длительным за всю историю моих въездов в Шенген: визы у нас стояли однократные, наверное, поэтому нас подробно опросили, куда мы собираемся в Норвегии и, главное, когда планируем назад в Россию. Даже обратные билеты потребовали предъявить. Но все это было очень дружелюбно, с улыбкой и в целом совершенно не напрягло.
Наш внутренний рейс, как мы выяснили, пройдя в зону внутренних вылетов (идти дотуда минут 10), задерживался на 50 минут, так что времени было достаточно. К слову, впервые (не слишком я опытный путешественник) столкнулась с полностью автоматической системой регистрации на рейс. В интернете функции регистрации у Norwegian нет, так что пришлось осваивать новый навык. В зоне вылетов стоят специальные брендированные автоматические стойки, где, введя свои данные, получаешь не только посадочные, но и длинную такую ленту, которую надо самостоятельно прикрепить к ручке багажа (как это обычно делает человек, сидящий за стойкой регистрации). Затем нужно отправиться к терминалу приема багажа (выглядит как обычная стойка регистрации, только без людей), поставить сумку на ленту, поднести считывающее устройство к штрих-коду распечатанной багажной бумажки – и всё. Чемодан автоматически уезжает туда, куда следует. Затем нужно пройти на контроль, здесь впервые появляются люди, и в нашем случае была немаленькая очередь. В общей сложности вся процедура регистрации и прохода контроля заняла не меньше получаса. Но, поскольку рейс задержали, у нас даже осталось время, чтобы прогуляться по местному duty-free и, поглядев на цены, морально подготовиться к предстоящим тратам в стране. Впрочем, Форум меня к этому и так хорошо подготовил
Из аэропорта в центр Олесунна доехали на обычном рейсовом автобусе. Согласно расписанию, ходят примерно каждые полчаса. В нашем случае автобус стоял прямо у выхода из здания аэропорта. Купила билеты (80 NOK с человека) прямо у водителя с помощью кредитной карты, в городе были через 20-25 минут.
Автобус+паром Олесунн – Хеллесилт – Гейрангер я бронировала и выкупала заранее на сайте http://www.visitalesund-geiranger.com/en/ Стоило это 350 NOK с человека. На месте выяснилось, что с покупкой билетов на транспорт в Норвегии проблем ноль, и можно было примерно за те же деньги купить все на месте. Расстояние там небольшое, порядка 100км, но ехали три часа из-за того, что дорога горная и, видимо, ограничение скорости. Всё чётко, минута в минуту. По пути автобус останавливается в небольших городках, всё размеренно и фантастически красиво.
Подъезжаем к Хеллесилту – паром как раз причаливает. На пересадку было всего 10 минут (что меня немного волновало ДО), но этого оказалось предостаточно и чтобы сфотографировать красивейший водопад, и дойти до парома, и загрузиться, и обосноваться на палубе. Часовой путь до Гейрангера потряс. Это такая красота, что… поймет, наверное, только тот, кто видел.
Поиск расписания автобусов из Гейрангера при подготовке к поездке отнял немало времени, пока я наконец не набрела на прекрасный сайт http://www.177mr.no/. Купить онлайн не получилось, но волноваться было не о чем: ровно по расписанию автобус подкатил к станции в Гейрангере, билеты были легко куплены у водителя, и мы отправились в путь. Недешевый путь, опять-таки: что-то около 250 NOK на человека. А ехать-то около 80км. Но дорога Орлов и дорога Троллей стоят любых денег! Меня совершенно свела с ума первая, а маму – вторая. Очевидное невероятное
Из Ондалснеса в Осло мы собирались ехать на поезде. Билеты были заранее куплены на http://www.nsb.no/. И все бы ничего, если бы я случайно не перепутала дату и не купила билет на предыдущий день. Дядечка, к которому мы, пока не знавшие о такой незадаче, обратились на ж/д-станции, чтобы распечатать билеты (те, что приходят на почту после бронирования на сайте, для проезда не действительны), растерялся не меньше нас, когда понял, что наш поезд уже как бы ушел. Купить новые билеты посоветовал опять же в интернете, т.к. там еще остались билеты по веб-тарифу (в два раза дешевле, чем если покупать на станции). Не без скрипа (система кое-как приняла только третью карточку из трех имеющихся – на бреющем, так сказать) билеты были куплены, и на следующее утро мы отправились в путь по самой красивой (как о ней пишут) железной дороге Европы. По достоинству оценить ее красоты нам помешали сильный дождь и низкая облачность – почти ничего видно не было. Но что дорога действительно потрясающе живописна, понятно было даже при такой погоде. Горы-долины-водопады-река. Я даже оленей из окна видела ) Лесных, настоящих! Пересаживались в Лиллехаммере, куда прибыли с 5-минутным опозданием (позже заметили, что легкие опоздания поездов для Норвегии почему-то в норме). На пересадку было 12 минут, но поезд оказался с другой стороны той же платформы, так что волноваться не пришлось. В Осло тоже приехали с опозданием минут на 5-7. Очевидных причин задержки не было, видимо, это просто норма.
Отдельно расскажу про наш опыт поездки в метро Осло. Своеобразный такой опыт Метро нам потребовалось, чтобы съездить на Холменколлен (по наводке форумчан, конечно же!). Билет на одну поездку действует 60 минут и стоит 30 крон. Легко покупается в автомате с помощью карты. Правда, с направлениями движения поездов случилась прямо-таки путаница: обычно на указателях значится конечная станция того или иного маршрута, и ориентироваться легко. Здесь же в подземном переходе везде и всюду были совершенно одинаковые указатели, которые вели к нескольким лестницам вниз сразу. Пришлось спрашивать у местных, иначе бы плутали долго. Уже внизу у путей висит электронное табло, где указывается, через сколько минут придет поезд до такой-то конечной станции (в центре на одну и ту же станцию приходят поезда разных веток, как я поняла, а дальше они уже разъезжаются каждый в свой конец города). Как выглядят билеты, я так и не поняла, честно говоря, потому что, т.к. купить сразу два система не дала и я сначала купила один, выпал такой продолговатый чек, где было написано время покупки, название станции покупки, сумма и что-то там еще неважное. Когда я вставила ту же карточку, чтобы оплатить второй такой же билет за 30 крон, система написала что-то типа «та же карточка» и выплюнула еще один чек, но (!) уже почему-то проездной на 24 часа за 80 крон. Деньги при этом у меня так и не сняли: ни вторые 30 (я так и не поняла, купила я или нет), ни эти 80. Сочтя это подарком от Тролля , так и отправились в путь. На обратной дороге на станции Холменколлен был неисправен автомат – не работали несколько цифр в поле, где надо набирать пин-код, и ни одна из моих карточек не подошла – в пин-кодах оказались именно цифры с неработающих кнопок. Поехали зайцами (точнее, один билет на 24 часа был, хоть и «подарочный»). Совесть замучила, вышли через пару станций и купили второй билет за 30 крон, так вот тут вместе с этим продолговатым чеком выпала цветная карточка. Загадка какая-то, в общем, это метро Осло. Контролеры, на наше счастье, нам не попались ни разу.
В Копенгаген плыли паромом DFDS. Стоит прям в 5 минутах ходьбы от крепости Акерсхус. Близко, удобно, сложностей с регистрацией и посадкой ноль.
Деньги.
Начитавшись отзывов и комментариев форумчан, решила наличных брать по минимуму. И не ошиблась. Даже те 1500 крон, что мы взяли, ближе к концу путешествия просто-таки придумывали, куда бы потратить. Настолько удобно и легко везде платить картой, что о наличных просто забываешь! Единственное, в Ондалснесе останавливались в апартаментах, где карты не принимали, тут как раз наличные пригодились. Еще пригодились в Гейранере в палатке «Мороженое». И в Осло карту не принимали на кораблике до п-ва Бюгдой (но там рядом на набережной есть автомат по продаже билетов, т.е. альтернатива возможна). ВСЁ. Везде, всюду, всюду и везде берут карты – чипованные. У меня основная Мастер-Кард Альфы. Ни разу не отказали в приёме.
Покупала наличные, кстати, заранее в Москве (заказала, на следующий день привезли). Решила с обменниками не связываться. Позже в Дании наличных, к слову, на оплату обеда в кафе Хельсингора не хватило, пришлось идти снимать в банкомат – взяли какой-то дикий процент (курс в целом получился не 5,9, а с 7,1). Порадовалась, что это единичный случай. Но в Данию я вообще всего 200 крон поменяла заранее, и мы их быстро потратили просто так, чтоб не залёживались, помня опыт Норвегии. Не угадаешь
Еда и цены.
Дорого. Всё и везде ) Но об этом и так все предупреждают, так что я ничего нового не скажу. Булка хлеба – от 30 крон; килограмм огурцов-помидор (при чем таких, знаете, как у нас зимой продаются, почти пластилиновых) – от 30 крон; яйца – от 30 крон; бутылка воды 0,5 – порядка 13-16 крон. Вода, правда, вкуснейшая и из-под крана. Пачка печенья – от 18 крон.
Да и вообще с едой ну просто беда какая-то ) Я не гурман, но совсем не ожидала такого бедствия. Это ничуть не испортило общего восторженного впечатления от страны, но по нормальному питанию мы соскучились дико, тем не менее! Главное разочарование мамы: нигде не найти свежей рыбы. Если ты ее не выловил сам. Ни в магазинах, ни даже в ресторанах – максимум копченый лосось, такой же, как у нас в магазинах (да даже и солонее, чем у нас, так что «наш», на мой вкус, даже выигрывает!). Впрочем, это только наш опыт. В это самое время мои знакомые путешествуют чуть севернее, в районе Тромсё, и пишут о том, как они объедаются рыбой. Так что утверждать не берусь ) Но чего чересчур много, так это хлеба и булок. Видимо, национальная еда такова, что ж поделать.
Ресторанов с местной кухней не сыскать днем с огнем (быть может, мы не там искали, опять-таки не претендую на 100%ную истину!), в Осло в перерывах между едой из супермаркета спасались кухней итальянской – уж чего-чего, а этого в избытке (да к тому же люблю я ее, что уж там))).
Средняя цена блюда – от 100 крон. Это в забегаловках и кафе. В ресторанах – приближается к 200 NOK. Собственно, в настоящий рЭсторан зайти мы так и не рискнули, т.к. в меню ничего достойного таких денег ни разу не узрели (может, виновато моё нулевое знание норвежского, не знаю ). На фьорде один раз брали ужин в отеле – 275 NOK на человека. Шведский стол, почти такой же, как на завтрак, только чуть больше горячего и салатов. Сносно, но без восторгов (опять-таки дело вкуса).
В общем, ничуть не пугаю, но очень рекомендую запасаться основной едой из дома – хоть несколько первых дней будет более-менее комфортный «переходный период».
Проживание.
Знаю, что автомобилисты чаще всего ночуют в кемпингах или вовсе в палатке где-нибудь в горах (встречали таких, общались) – варианты по-настоящему норвежские, однозначно. Там будто именно для этого всё и создано. Но нам приходилось искать иные варианты, а потому на весь маршрут были забронированы отели. Плохого уровня отелей там, по-моему, не встречается вовсе, но и цены – выше среднеевропейских. От 100 евро за ночь за двухместный стандарт. На фьорде цена приближается к 200 евро за ночь. Это 3-4*. В Ондалснесе ночевали в "апартаментах", найденных на http://www.visitandalsnes.com. Получилось дешевле (550 крон за ночь), но это, пожалуй, была худшая ночевка за всё путешествие. При наличии машины вопрос проживания решается в разы легче, тут не поспоришь – фермы сдаются тут и там, даже в сезон где-нибудь на окраине какой-никакой домишко да найдется (видела объявления «ledig» по пути).
Покупки.
Не купили толком ничего. Даже консервов, которые я сама себе почему-то напридумывала перед поездкой Нету там никаких консервов. Есть всякие местные сувенирчики с троллями, есть посуда, есть хорошая одежда, но она сильно дорогая. Кое-что по мелочи таки купили благодаря сезону распродаж. Читала еще перед поездкой, что качество одежды в Норвегии очень хорошее - это правда.
Прагматическая и математическая часть закончена. Хочется все-таки немного восторженно-восхищенных отзывов об этой волшебнейшей стране добавить, но это уж чуть позже. Надеюсь, информация окажется полезной Извините за объем, меньше не получилось.