Сразу хочу сказать спасибо жителям этого форума за советы и помощь в составлении маршрута по Норвегии. Без этого у нас получилось бы гораздо хуже. Материалы форума послужили основой поездки и подсказали множество разных тонкостей, облегчив планирование путешествия, и сам его процесс. Именно это сподвигло меня на написание отчета – может он окажется для кого-то полезным.
Обсуждение маршрута тут:https://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=1086&t=224994
Во время поездки я ничего не записывал, протокол пишу только благодаря съемкам на камеру GoPro (монтировать видео еще предстоит). Просто не было сил писать бортовой журнал. Днем рулежка и походы, вечером – установка палатки и готовка ужина, потом крепкий детский сон до 7-8 часов. И снова по кругу.
Путешествовали мы вчетвером:
- Я, за рулем
- Жена Оля
- Дочка Марина
- и сын Денис
Список главных вещей:
- Палатка, спальники, коврики
- Автомобильный холодильник
- Горелка под бензин и газ (очень помогла)
- Еда: тушенка (не пригодилась), макароны, печенье, огурцы/помидоры
- Куча одежды на случай дождливой и холодной погоды
- Трекинговые ботинки, без них было бы ой как плохо
Немного общих заметок:
Погода была отличная на всем протяжении отпуска. Видимо это – аномалия для Скандинавии. Мы готовились к худшему. Правда без сюрприза не обошлось, но об этом позже.
Еда в Норвегии и Финляндии очень вкусная (то что мы покупали, конечно). Особенно молоко - мы его пили без всякой меры, рыба - жарили и пару раз делали рыбный суп, паштеты, хлеб, мясо - свинину и говядину делали на одноразовом гриле. Тащить что-либо с собой стоит только для подстраховки на выходные дни. В воскресенье вечером купить еду почти нереально. Заметка для прожорливых, как мы – гриль быстро тухнет, если положить много мяса. Много это 4 куска. Тухнет бесповоротно.
Дороги в Скандинавии отличные, даже в самых узких и труднодоступных местах. Разметка супер. Это дает возможность смотреть по сторонам и любоваться красотами без риска потерять колесо. Не на серпантине, конечно, любоваться, но все-же. Бордюров, кроме городов, нигде нет. Но кромка асфальта аккуратно «завальцована» и сразу за ней начинает расти травка. То есть, никто по обочине не ездит!
День 1 (17 июля, четверг)
Дорога
Встали в 4 утра, сегодня у нас самый длинный переезд – 950 км. На сборы 1 час, вещи уложены в машину еще вчера. В 5 утра выехали.
Вышний Волочек объезжали сворачивая перед Холохоленкой уже в 8:45. Километров 5 ехали практически по полю, по еле видимой колее на траве. Если бы была плохая погода, вряд ли было бы видно что-нибудь. Один раз дорогу перегородила корова из пасущегося рядом на поле стада. Посмотрела на нас подозрительно, и ушла на поле. В итоге Волочек проехали уже в 9:30, во второй раз убедившись в целесообразности такого маневра.
На кольцо вокруг Питера вышли в 16:15.
Выборг в 18:54. Проехали по центру справа от площади. Очень красивый вид, решили на обратном пути остановиться здесь и прогуляться по городу. Забегая вперед скажу, что времени и сил на обратном пути не осталось. На выезде из Выборга на заправке обнаружил что заднее правое колесо стравливает. Было 1.5 атмосферы. Накачал и решил периодически проверять. Уже после возвращения домой на шиномонтаже нашли две дыры в покрышке.
К Торфяновке подъехали в 19:40. Обе границы прошли в 20:40 по Москве.
50 км.ч. в Финляндии после 110 в России показались задним ходом. ☺ Отсюда я везде пользовался круиз-контролем. В основном для того, чтобы случайно не разогнаться. Навигатор в телефоне – iGo Primo Western Europe. Всем хорош, но почти никаких магазинов меньше Призмы не знает. Это касается Норвегии и Швеции.
Santalahti Holiday Resort
В кемпинг приехали в 21 по местному времени. Заплатили 45 евро за палатку и электричество. Очень помогла катушка удлинитель на 25 метров. Стандартная вилка подошла. Она не подошла только один раз за поездку в Прекестулен Кемпинге, там просто поставили холодильник на веранду ресепшина.
Адрес:
- Santalahdentie 150, 48310 Kotka/Kymenlaakso (Southern), Finland
- N 60° 26' 15,5" E 26° 51' 52,1"
- Tel: +358 (0)5-2605055
- e-mail: info@santalahti.fi
В первый раз за поездку поставили палатку и пошли на берег купаться.
После дороги – очень хорошо расслабиться. Вода – супер. Кэмпинг очень понравился. Территория большая. Сосны, большой пряж (мелкий до ужаса, далеко идти надо) с переодевалками. Классная детская площадка подходит для детей до 13 лет точно, проверено ☺
Настроение немного подпортили какие-то русские субъекты быдловатого типа, решившие громко пообсуждать нас, видимо приняли за иноземцев. Пришлось поставить на место, затратив немного нервов.
День 2 (18 июля, пятница)
Подъем в 8:00. Я встал в 7 и начал обследовать кемпинг на предмет пофотографировать.
Сауна входит в оплату кемпинга. Посещение с 8 до 10 утра. Силы пойти туда были только у меня. Остальных от спальников было не оторвать. Пощадил их и ушел один. Оно того стоило.
Собираем чернику возле палатки.
Переезд в Турку
В 20:10 у нас паром из Турку в Стокгольм. Выезжаем в 10 утра.
По пути заезжаем в Intersport в Котке, покупаем треккинговые палки по 23 евро за пару и наколенники столько же за штуку. Палки очень пригодились впоследствии. Наколенники – не пригодились совсем.
Музей Heureka
Konungsvägen 7, Vanda, Финляндия. Открыто: 10:00-17:00.
Я нашел его в каком то отчете. Он был по пути и мы решили его посетить, благо время позволяло. Очень похож на Экспериментариум, и тем кто в нем был не очень интересен. Мы были. Поэтому 70 евро на четверых потрачено почти что вхолостую. Но все-таки это - отдых от дороги и какое-никакое развлечение.
После музея заехали в Призму и затоварились продуктами на день.
Паром Турку – Стокгольм
Silja Line: Baltic Princess
На паром приехали за 2 часа до отправления. Прошли регистрацию и ждали погрузки примерно час. На пароме мы были впервые, и его размеры впечатлили. Наблюдать выгрузку транспорта было весело.
Мы решили посчитать выезжающих, и когда их количество перевалило за 200, слегка устали это делать. Когда из недр парома появились велосипедисты, стало немного смешно, и я пошутил, мол сейчас пойдут лошади, потом – цирковые медведи и цыганский табор. Но тут и правда поехали машины с перевозками для лошадей. В общем, в каждой шутке есть доля правды.
Всего с парома выехало ~250 единиц разнокалиберной техники, не считая велосипедистов. Организованность процедуры загрузки/погрузки потрясает. Паром пришел, сразу началась выгрузка, которая длилась около 40 минут. Потом 30 минут погрузки. За это время были убраны каюты, вывезены отходы, загружена еда/вода. Эстонцы молодцы.
Загрузились на паром за 5 минут до отплытия, поселились в 4х местной каюте с круглым иллюминатором, поскакали ужинать. Как и советовали на форуме, оплачивать питание при бронировании билетов совершенно не целесообразно. Все доступно и так. Тем более мы в результате поели в ресторане Grill House, а не на шведском столе.
День 3 (19 июля, суббота)
С парома по Швеции
Просыпаемся в 5:30 по Шведскому времени. Я, видимо от эйфории, встаю легко, за 10 минут до будильника. Семью отдираю от подушек с великим трудом. Да, я – изверг, но отпуск короток, а увидеть и вдохнуть хочется очень много. Так теперь будет каждый день.
Выезжаем с парома в 6:00. Завтракать будем по дороге. Стокгольм пролетаем пулей, даже краем глаза посмотреть на него времени нет. Впереди у нас переезд длиной в 816 км.
По дороге заезжаем в Coop Extra – малюсенький магазинчик. Покупаем молоко, (один пакет оказывается кефиром ☺, вот он – звериный оскал языкового барьера), фрикадельки в банке (бякой оказались, доели одну банку, вторая домой приехала), хлеб, ветчину. Перекусываем по дороге на площадке, оборудованной столиками и туалетом. Даже детская площадка была с качелями и веревочными лестницами. Такие стоянки нас очень приятно удивили в Скандинавии. Их много, и на многих есть приличный туалет. По России можно несколько часов ехать, и кроме кустов культурно сходить некуда. Ну не будем о грустном.
Переезд границы с Норвегией
Границу с Норвегией проезжаем в 10:40. Никаких остановок. Прелесть.
Высокогорная дорога
В 17:15 проезжаем Лиллехаммер. Оля вспоминает, что тут проходила зимняя олимпиада. Тогда я замечаю вдалеке на склоне горы прыжковый трамплин. Наверняка на нем били рекорды олимпийцы. За Lillehammer`ом , примерно через 70 километров, дорога уходит вверх на гору. На горных дорогах я за рулем впервые. В принципе все оказалось не так страшно, как я думал. Конечно в помощь мне была сухая солнечная погода и коробка автомат. Узость дорог тоже вполне терпимая. Я думал, будет хуже.
Здесь высокогорная дорога впервые потрясла нас «марсианскими» пейзажами – мхи, лишайники, камни, карликовые деревца, можжевельник. Овцы, позвякивающие колокольчиками. Крыши домиков с травой и мелкими кустиками. Впереди у нас еще парочка таких, но об этом позже ☺
Тут я чуть не зашиб овцу которая внезапно заспешила по делам на другой стороне дороги. Впредь я очень внимательно следил за этими животными, если они околачивались около проезжей части.
Я вот обалдевал от красоты. Периодически мы останавливаемся и я выбегаю, чтобы снять очередной кадр. Вопреки всем ожиданиям, эти удивительные «гладкие» пейзажи, такие завораживающие, плохо выходят на фото. Наверное опыта такого маловато.
На часах уже 7 вечера, впереди еще одна смотровая площадка и дорога до первого кемпинга. Приходится наступить на горло собственной песне, отложить фотик и перестать выпрыгивать из машины на каждом шагу.
Обзорная площадка Sohlbergplassen
(N 61° 52' 49" E 10° 11' 6")
На смотровой мы в 19:20. Красивая площадка и вид потрясающий. Правда мы тут оказались уже на закате и солнце светит прямо «в лоб», так что фотографии получились не ахти какие. Живьем все конечно выглядело лучше. Мои все устали в дороге, поэтому по тропинкам с фотоаппаратом скачу я один.
Пролетает 30 минут и мы снова «рвем когти». Удивительный факт – все архитектурные объекты, где мы были, удивительно красивы и гармонируют с окружающим ландшафтом.
Кемпинг Smegarden Camping & hitter
Контакты:
• 7340 Oppdal
• http://smegarden.no
• Tel: +47 916 74 750
• e-mail: megarden@oppdal.com
В кемпинге мы в 10:24. Вопреки моим опасениям на ресепшине сидит дяденька и мы заселяемся. Опасался я в большей степени за жетончики для душа, начитавшись об этом в отчетах. Вместо жетончиков тут работают 10-ти кроновые монетки, которые мы и вымениваем у норвежца.
Раскладываем палатку, подключаем холодильник к розетке, ужинаем. Не можем нарадоваться на горелку. В половину двенадцатого ложимся спать.
Здесь и далее, мы не замечаем момента засыпания, просто ложимся и моргаем полраза. Детей не надо уговаривать ни идти есть, ни идти спать. Лепота! Вставать детям, конечно, труднее.
День 4 (20 июля, воскресенье)
Встал в 7:15. Поскакал обозревать окрестности.
Разговорился с дедушкой норвежцем из соседнего кэмпера. Приехал с внуками отдыхать в Oppdal. Сам он из Kristiansund`а. Я сказал, что мы как раз через его городок будем проезжать по пути к атлантической дороге. Дедушка поудивлялся тому, насколько издалека мы приехали. Сказал: у вас же в России «много природы». Я не стал ему объяснять в чем разница, хотя за месяц до этого ощутил ее, пожив в палатке на Валдае 4 дня. Но это уже совсем другая история ☺
На завтрак, умывание и сборы палатки и вещей у нас уходит 2 часа. Пару раз мы ставили рекорд – 1.5 часа от пробуждения до отъезда, но это от острой необходимости. Денис прыгает на местном батуте. Я тоже пробую вспомнить молодость и сделать сальто. Делаю несколько попыток, но никак не могу докрутить самую малость. Ну да ладно. Пора ехать. Сегодня мы едем в Alesund, через Атлантическую дорогу.
Долина Amotan
Нам нужна точка N 62° 30' 30" E 9° 4' 6". Снова спасибо местным отчетам.
Не доезжая несколько километров останавливаемся у горной речки и фотографируем.
Доезжаем до парковки. Платим карточкой 20 крон, кладем билетик под лобовое стекло. Я хожу вокруг и туплю, не понимая куда же идти. Потом беру карту из почтового ящика на информационном щите перед парковкой. И мы идем смотреть на первый водопад.
Водопад Reppdalsfossen
До обрыва с видом на водопад от парковки идти минут 15. Тропа сильно заросла травой и туристические колышки ищутся с трудом. Но скоро мы приходим. К водопаду можно подойти совсем близко, но сегодня мы к нему не пойдем. Я рассчитываю пройти до Lindalsfossen и обратно примерно за 3 часа. Фото получилось ужасное, но все-равно покажу.
Водопад Lindalsfossen, и еще кое-что
В 11:40 отправляемся по красному маршруту к Lindalsfossen. В этот момент я совсем не понимаю карту. И это хорошо. Лучше никому не знать, что круговой маршрут займет больше 4х часов непростой ходьбы. Палки, воду, перекус, и лезем в гору.
Первые несколько сотен метров подъем крутой. Кажется, что долго такой марш не выдержать. Но это только так кажется. Крутим головой вокруг разглядывая красоты, и время летит незаметно. Довольно часто делаем небольшие передышки, чтобы восстановить дыхание.
Цвета вокруг сумасшедшие. Ради этого стоит брать поляризационный фильтр. Я свой успел купить за пару дней до поездки. Заодно прихватил и нейтральный, без которого не смог бы сделать «шелковые» водопады.
А вот и Lindalsfossen. Снимаю его с разных ракурсов. Оля отгоняет меня от обрыва.
Собираю мозги в кулак, и начинаю понимать, что показано на карте. Решаю идти не назад, а вперед, дальше по красной тропе. Через 30 минут доходим до мостика с домиком.
Фотографируемся, отдыхаем, пьем воду из реки. Вкусная! Заполняем фляги водой, и идем дальше. По дороге едим чернику. Еще через 50 минут подходим к мосту, уже через другую реку.
Снова пьем, идем дальше, и через 10 минут проходим горную ферму. Здесь пасутся пугливые овцы, которых Денис безуспешно пытается погладить. Овцы здесь повсюду и в поле, и в лесу.
Потом начинается затяжной крутой спуск, на котором без палок было бы очень некомфортно. Внизу открывается вид на еще один водопад. Переходим через мост, и мы у его подножия. Отдыхаем. До конца пути остается совсем немного, и это очень кстати – силы уже на исходе.
Атлантическая дорога и горбатый мост
Да, да, да. Сколько бы вы не улыбались, мы туда поехали. От усталости и тормознутости навигатора я остановился возле одного из колец на дороге. Но не стал терять время и сфотографировал вот такой мост. По моему, не зря тупил ☺
Час пути, и мы возле «горбатого моста». Не самое впечатляющее место, конечно. Но дорога до него, и дорога после него удачно дополняют приятные впечатления от самого моста.
Проводим тут около 40 минут и рвем до города Alesund. Мы целенаправленно едем в Volsdalen Camping, поскольку более удачного места для ночлега я не нашел. В кэмпинг приезжаем в 23:45. С некоторым трудом будим дяденьку на ресепшине. На наше счастье у него есть 3х местный домик, который был забронирован, но посетитель не приехал и не позвонил. Мы селимся в него, радостные, что не надо посреди ночи ставить палатку. Все падают спать, а я иду обозревать окрестности, однако уже темно и сфотографировать ничего не удается. Падаю спать и я.
Продолжение следует...