Собирался я как всегда по-раздолбайски и в последний момент. В итоге в субботу рано утром выехал, но пока добирался до Ленинградки дачники уже проснулись и начались дикие пробки. Наслушавшись про цены в Норвегии решил тащить еду с собой и чтобы не рисковать закупил все в Ленте - мало ли какие цены и ассортимент на севере. Забегая вперед скажу, что в Петрозоводске есть точно такая же Лента в центре города с такими же ценами, так что лучше купить все там.
Дорога на Питер отвратительная, ну об этом и так все знают. Если кто не знает: сплошные пробки, гаишники, камеры в каждой деревне и "Вышний Волочек". Ехать надо было в ночь и только так.
Где-то километров в пятиста от Москвы при обгоне заехал на встречку и попал на гайцев. Так сильно возмущался, что они тут нарисовали, что вместо того, чтобы отбирать у меня права они не взяли ничего и отпустили, чтобы не мешал им работать.
К вечеру в Карелии началось интересное. На одном из перегонов выяснилось, что расстояние между заправками 150 км. Я высох. На машине в первый раз. Стою на обочине, темнеет, никто не останавливается.
Выглядит это как-то так:
Где-то через час подъезжает убитый лансер восьмидесятых годов выпуска и оттуда вылезают трое гопников с пивом и девушка-водитель. Далее как-то так: Эй-чувак-хаха-высох-хахаха-скучаешь-да-фигово-ноничомытебяспасем.
В недрах багажника ищется пятилитровая баклажка, выливается вода и ребята обещают мне привезти бензин если я дам им денег. Полное ощущение очень дешевого развода. Но поскольку меня никто не пинает и деньги небольшие решаю рискнуть. Гопники уезжают и советуют мне не скучать и поспать. Кукую дальше....
Еще минут через 20 останавливается здоровый рефрижератор и я договариваюсь, что он потащит машину. Привязываем трос к какой-то железке и выясняется, что расстояние между машинами метра три. Тормоза работают без усилителя, а весь обзор полностью загорожен рефом. Темно. Ехать 40 км. Поехали, скорость 80 км/ч. Страшно. Иногда ни с того ни с сего приходится давить тормоз чуть ли не двумя ногами в пол.
Звонят гопники, спрашивают на месте ли я и говорят, что ловят мне дальнобой, чтобы отправить бензин. О как, не нагрели, стыдно стало, что плохо о них подумал. Подарил им бензин, на что мне сказали: "Ты главное не скучай!!" Я тогда подумал, что мне все что угодно, но абсолютно точно не скучно.
Ночью наконец-то добрался в Петрозаводск. Со второго этажа гостиницы пьяная девушка наполовину высунулась из окна и орет: "Привееет!" Ну уж нет, хватит с меня на сегодня.... Пошел спать.
На утро прекрасная погода, пошел на берег озера бегать.
Поел и дальше на Мурманск.
По дороге попадаются знакомые из новостей названия:
Ну ладно, едем дальше. По дороге вижу указатель на водопад Кивач. Где-то в глубинах памяти что-то шевелится и я понимаю, что откуда-то знаю это название. Поворачиваю посмотреть. По дороге подхватываю автостопщиков. Узнав, что я еду в Норвегию они очень долго убиваются, что у них закончился Шенген. На мой вопрос: "А как же работа?" отвечают - "А зачем она, когда можно в Норвегию съездить!".
Сам водопад красивый, но не более, да простят меня любители Карелии.
Немного фото, очередной магнитик на холодильник и двигаюсь дальше. Деревья потихонечку становятся ниже, природа немного меняется. Машин очень мало, но вдруг попадаю в пробку. Все люди выходят из машин и ждут - идет ремонт дороги. Разговариваю с местными, выясняется, что там топи кругом и каждый год на большом участке дорога проседает.
Доезжаю до Полярного круга. Радость от его пересечения омрачается гадостью от того, что место вокруг памятника полностью изгажено. Люди - свиньи.
Природа меняется все заметнее, чувствуется, что находишься на севере, хотя и очень тепло.
На подъезде к Мурманску немного горных дорог - не Грузия конечно, но тоже фан. Мурманск показался мне суровым портовым северным городом с какой-то очень притягательной харизмой. Захотелось побыть здесь пару дней, съездить на рыбалку, посмотреть атомоход, но времени не было...
После долгих поисков заселяюсь в искомый хостел "Причал". Соседний с хостелом этаж набит вопящими бородатыми абреками, которые что-то делят и ругаются. Время полночь, светло как днем. Романтический вид из окна:
Вспоминаю, что у меня нет навигации по Скандинавии и на медленном вайфае качаю Айгоу всю ночь временами пытаясь спать.
Утро в Мурманске. Достопримечательность номер 1 обязательная к посещению - мемориал Алеша. Стоит он на сопке с видом на Мурманск, высотой уступает лишь памятнику в Волгограде.
Замечательное место, можно посидеть-посмотреть на Кольский залив и порт в котором суетятся краны.
Занятно видеть хрущевки на прямо на берегу залива с видом на проплывающие корабли. А я в точно такой же хрущевке вырос....
До границы с Норвегией от Мурманска еще километров 200. Ехал там с большим интересом. Где-то в инете читал, что там экологическая катастрофа, оранжевая земля и невозможно дышать. Может так когда и было, но сейчас ничего такого нет, максимум бывает вот так:
Перед границей попадается много военных зданий, военной техники и т.п., но фотографировать не стал.
На погранпереходе я был один. Т.е. не то, что очереди не было, а вообще переходил один. Привели коккер-спаниэля, который обнюхал всю машину в поисках наркотиков. Погранец подробно спрашивал про лекарства, но вообще нормально все было, вежливо, люди хорошие.
Выяснилось, что на территорию Норвегии нельзя провозить колбасу, сосиски и антирадар. Все это я заныкал в машине. Уже у норгов я вспомнил, что у меня нет гринкарты.... Пришлось отдать в районе 5 000 и купить у них. Посмотрев в мои честные глаза таможенники загнали машину в специальный ангар и принялись ее шмонать. Я мысленно попрощался с колбасой.... В процессе обыска стал с ними болтать, разговор перешел на путешествия и африку. Оказалось норг был там же где и я и знает некоторые неизвестные места. Когда после этого он нашел сумку-холодильник, то посмотрел на меня и ничего не сказал)) После этого еще немного поболтали про африку и вот она Норвегия.
Без заезда в Киркенес сразу двинул на Нордкап.
Итак, едем на Нордкап. Постепенно начинает открываться северная красота Норвегии и начинаешь понимать зачем, собственно, сюда пилить в такую даль. На дорогах очень жестко соблюдают 80 км/ч, но первые пару-тройку дней ехать быстрее и не хочется - много смотришь по сторонам, где-то останавливаешься....
Как я понимаю, самые красивые фьорды расположены на юго-западе страны, то зато на севере мало туристов. Периодически в красивых местах у дороги стоят столики с лавками. Проголодался - останавливаешься и делаешь пикник с видом на фьорд. На одной из таких остановок разговорился с одним финном. После долгой беседы он вдруг меня спрашивает: "А где сейчас ваш певец Михаил Шуфутинский?" Он давно где-то его услышал и теперь его поклонник. Кто-нибудь на форуме знает?? А то я затруднился как-то с ответом...
По мере продвижения к Нордкапу температура падает, а природа беднеет - чувствуется настоящий север несмотря на то, что здесь лето. Запомнился 6-ти километровый тоннель: в тусклом освещении на нейтралке машина несется 3 км вниз - уклон очень большой, тоннель глубокий.
К полуночи добрался до цели путешествия и испытал огромное разочарование - с приплывших кораблей автобусы привозят кучу пенсионеров-туристов, против которых я ничего не имею, но атмосферу они портят жутко.
Выглядит это как-то так:
Погулял, встретил компанию питерцев на жуках 75-го и 81 годов выпуска:
Такие же повернутые на путешествиях, как и я)) Один из них сказал, что обязательно нужно заночевать здесь и осмотреть все утром. Здесь выяснился мой очередной прокол: ветер там сильный, а колышки для палатки поставить нельзя - земля каменистая. Нужно везти с собой арматуру и топор. Ночью температура +4, завывает ветер, а по земле стелются облака. В Москве все изнывали от жары при +30...
От утра на Нордкапе остались совсем другие впечатления. Наконец-то пришло ощущение края земли: холод, плохая видимость, ни одного человека нет. Открыл шампанского и отпраздновал - красота.
Погуляли немного с питерцами. Зашел в музей - там тоже ни одного человека нет. Лазерное шоу работает, полное ощущение эксклюзива.
Померз достаточно, выдвинулся на юг. По мере движения на юг погода сильно меняется. Поначалу приблизительно так:
А в Альте снова +20 градусов и уже вот так:
Погулял немного по городу, сходил в музей наскального рисунка, но особо делать нечего, скучно.
Ночевал в палатке в месте с таким вот видом:
Уверенности, что хватит денег на поездку не было (бензин почти по 100 руб, плачу один), поэтому экономил и старался жить не в кемпингах - как уже неоднократно писали в Норвегии это можно.
На следующий день запланировал переезд до Анденеса и китовое сафари. Ну и про бег не забывал, каждый день 5-6 км. Захотелось срезать 180 км, поэтому решил ехать на пароме.
Ну что могу сказать.... Разок можно прокатиться, но совершенно негуманная цена в почти 6000 р за полтора часа плавания отпугивает. Также непонятки с расписанием и интервалы в 3,5 часа все портят.
Специально для женщин, которые мечтают свалить из страны и выйти замуж за красивого высокого скандинава с голубыми глазами выложу это фото местного жителя в очереди на паром:
Поплыли в Анденес - самый север Лофотенских островов.
Капитан парома смотрит карту на ноутбуке. Может что и видит интересное там (3 раза в день туда-обратно по одинаковому маршруту, можно и заблудиться), а может просто в пасьянс играл, а потом меня увидел...
Погода опять портится...
Приплыв, успеваю только быстро оплатить сафари (около 6000р - бюджетного в этой стране ничего нет), и последним забежать на корабль.
Погода окончательно портится и мы плывем искать китов. На корабле куча народа из Норвегии, Британии, Испании, Франции, Германии и один я русский. Все терпят дождь и занимают лучшие места на палубе. Увидев доброе лицо капитана понимаю, что китов долго не будет и иду пить чай:
Китов искали где-то час. За это время люди на палубе вымокли и некоторые, кто не совсем по погоде был одет, простыли. Так что торопиться не нужно.
Зрелище кита привело меня в восторг - люблю животных. Хотя думаю для многих в этом ничего особенного не будет. Нужно понимать, что кит не будет выпрыгивать из воды через обруч и просить еду у туристов тоже не будет. Видно только спину и как он дышит с минимального расстояния метров 15 если повезет.
Через некоторое время кит прогибается:
затем появляется хвостовой плавник:
и все - кит уплывает охотиться на глубину и 20 минут можно не париться.
А это итоговый отчет сафари:
Ночевал в машине, так как прохладно было и поленился палатку ставить. Дорога проселочная, машин проезжает одна в час:
Ночью проснулся - слышу какие-то шумы. Напрягся. 2 часа ночи. Шум прямо у меня внизу машины.... Резко открываю дверь, орет сигнализация про которую забыл и я слышу "Бэээээээ". Долбанные овцы....
Утром поел и вперед - смотреть Полярный зоопарк. В небе пролетел вертолет - норвежские таджики отправились на стройку:
попадаются песчаные пляжи - все хорошо, только гидрокостюма нет. В следующий раз планирую обзавестись. Дорога на юг, теплеет. Много кто пишет про красивые мосты, они действительно красивые, но типовые:
К обеду добираюсь до зоопарка. Это самый северный зоопарк в мире. Место прикольное, но на пару часов - не больше. Можно покормить с рук волчат и щенков полярной лисицы. Мне же запомнилось, как волки из разных концов зоопарка воют друг другу. С помощью воображения можно представить, как путешествовали раньше: сидишь так ночью у костра и слушаешь, как планируют тебя съесть.
Едем дальше. Неожиданно из леса появляется лиса (это просто дорога, не зоопарк) и бросается мне под колеса. Торможу изо всех сил, полная уверенность, что сбил. Лиса выпрыгивает из-под машины, добегает до куста и оттуда смотрит на меня. Все вещи рабросаны по салону от резкого торможения, фотоаппарат улетел. Медленно его ищу и в момент, когда нащупываю эта сволочь убегает в лес, так что фото нет.
Времени больше нет, последняя ночевка в Норвегии и начинаю двигаться к дому:
Дорогу домой проложил через Швецию, Финляндию и Питер, чтобы побольше посмотреть в одну поездку. После въезда на территорию Швеции народ забывает про 80 км/ч и начинает валить 140, качество дорог ухудшается, а красота природы постепенно сходит на нет. В общем, оказывается, шведы нам гораздо ближе норгов. Фотографировать особо нечего - на севере крупных городов нет, да и вообще никаких нет) 400 км проехал быстрее чем за 4 часа. Большое разочарование - не купил шведский магнитик - может есть у кого лишний??
В Финляндии все вернулось на круги своя: хорошие дороги, ползущие машины.... Планировал заночевать в Оулу. Доехал туда под вечер, погулял часа три - скучно, делать нечего. Памятник сфотографировал, кто догадается кому?:
Еще в первый раз увидел суровый скандинавский серфинг, я бы так тоже смог:
Решил поехать дальше, заночевал в большом кемпинге по дороге. Здесь гораздо веселее, куча всяких активитиз и попадаются соотечественники. Немного побухали, посидели у костра в беседке, с утра небольшая сауна, бег вокруг такого озера:
красота)) Хороший кемпинг, все по уму сделано, жаль название не запомнил. У нас не знаю таких.
Следующий день: граница. Удивили люди на велосипедах с продуктовыми пакетами - за продуктами ездят в ФинЛЯНДИЮ.... Что ж, наверное, выгоднее.... Очередь не очень большая, прошел быстро. После перехода какое-то время ехал по инерции 80 км/ч. В какой-то момент меня обогнала машина с высунувшимся в люк голым по пояс орущим десантником с двумя флагами в руках. Ура, я дома После этого до Питера валил.
В Питере мне очень понравилось, но смысла описывать не вижу - все по сто раз там были. Домой в ночь, полтора часа сна, подъем, привычная дорога и я на работе и как-будто не было ничего.
Итого - 9,5 дней, 6200 км, около 50-60 тыс. денег из них где-то половина - бензин, точно не считал.
На следующий год в планах продолжить направление только уже с другим маршрутом.