Вернулись с женой из Исландии и спешу поделиться с вами не сколько впечатлениями и фотками (они как у всех потрясающие), а более техническими моментами, которые я вынес из этой поездки. Это наше второе путешествие такого плана - 2 недели, арендное авто, палатки, северная страна. Первая была в Норвегию, поэтому невольно все сравниваю именно с ней. Поехали.
1. Маршрут, достопримечательности.
В ночь с 21.07 на 22.07 туда, днем 03.08 обратно.
Все планировали исходя из "The best" отчетов данной ветки форума - Исландия, классификатор отчетов. Авторам - огромный респект.
Вкратце:
1) Проехали всего лишь 2600 км
2) Стандартный круг против часовой стрелки без полуостровов на Западе. Изначально туда не планировали и в процессе поездки убедились в правильности этого решения. Там все примерно то же самое, что в основной части Исландии. Не зря полуостров Снаефель (или как его там) называют "Исландией в миниатюре". Зачем миниатюра, если видел все в полном масштабе? К тому же за время путешествия по "основной" части Исландии всего обсмотрелись так, что переться на самый запад ради очередного водопада не было никакого желания. Да и времени не было.
3) Центр - Кедлингарфьёдль, ЛМЛ, Лаки.
Торсморк - хотели поехать, но не позволила погода.
Аскья - изначально рассматривали как запасной вариант и в итоге не поехали, поскольку не было ни желания, ни времени. Если вобьете в гугл "Аскья" и откроете картинки, то увидите фотку с одного и того же ракурса. Как показывает наш опыт в таком случае достопримечательность не особо достопримечательна и ради одной фотки пилить 100 км по разбитой грунтовке с бродами не захотелось + в кемпингах висят рекламы туров в Аскью с фотками, так они тоже не особо примечательны после Лаки. Лавовые поля и все. Жду каментов о том как я сильно ошибаюсь)).
4) Ловите карту с маршрутом, по которому мы ездили - https://drive.google.com/open?id=1mrCiO ... sp=sharing.
Точки вне маршрута - как дополнительные, куда-то заезжали, куда-то нет. И Аскью объехали кругом, заезжали в Stuðlagil Canyon. И половину последнего дня провели в Рейкьявике.
Ловите карту-свалку со всеми достопримечательностями (мы сначала сделали ее, а потом отсеивали и составляли на ее основе первую карту). Может быть выберите на ее основе другие для посещения достопримечательности - https://drive.google.com/open?id=1t5rn6 ... sp=sharing
Отдельное подробное нормальное описание делать лень, так что выкладываю свою путевые заметки, где вкратце описываю каждый день:
1. Прилетели в 9 утра. Разлом между континентами. Геотермальная зона Gunnuhver. Lava rock pool - там две заводи, можно при оооочень большом желании спуститься. Хотели заехать в hot springs thermal river, но не поехали потому что все вещи были запакованы. Кратер керид - имеет смысл заезжать только поскольку он прям рядом с дорогой. Формально он платный, но там в будке сидит чувак, который втыкает в телефоне и ему пофигу, просто мимо проходишь. Водопад бруарфосс. Туда хайк, туда обратно порядка 2-2.5 часов. Есть парковка и указатели. Там река и по дороге к основному водопаду идут ещё 2. Очень прикольный лёгкий трек.
2. Испортилась немного погода. Поехали в Долину гейзеров. Гульфос. Там с разных сторон на него можно посмотреть. Термальная зона в центре Керлингарфьедль. Дорога Ф. Очень сильная трещотка. Почти вся дорога как стиральная доска. Бродов нет. Приехали, заселились в кемпинг, и пошли на трек. Трек идёт по нагорью. Порядка 5 км. На него можно смело не ходить. Там ничего интересного, а к самой термальной зоне можно подъехать на машине от кемпинга. Сама термальная зона - космос. Переночевали. Был очень холодный и сильный ветер. Там рядом есть какая-то термальная ванна, но мы туда не пошли.
3. Поехали в секрет лагун. Очень прикольное место. Народ есть, но немного. Там пооткисали. Поехали на водопад хайфосс. Очень ветрено. Там же рядом расположен гьян. К нему Ф дорога. Гьян - это офигительный оазис. Очень туда стоит съездить. Заехали в музей под открытым небом. Туда можно не ездить. Потом двойной водопад Хьяулпарфосс. Очень прикольный прям рядом с хорошей дорогой. Странный кемпинг только с туалетом. Без кухни, душа, прачечной. Все время дождь. Там получается, что сделали круг - это из-за кемпинга, чтобы в лмл не ночевать.
4. Едем в лмл. Вполне хорошая дорога. Без бродов, только у самого кемпинга. Брод не стали переезжать, но при нас же проезжали дастеры и витара. Очень много народу. Там же кемпинг, соответственно туалеты переполнены и в целом народа очень много, поскольку это единственный кемпинг в округе. Там много треков. Про все треки надо спрашивать и там очень много маршрутов и тебе скажут в зависимости от твоего времени. Мы пошли по комбинированному маршруту. Ходили порядка 3х часов. На обратном пути по дороге заехали на пару озёр, по дороге небольшой водопад
5. Сельяндофос (под ним можно пройти). Потом поехали в центр в направлении торсморка. Рядом с сельяндофосом ещё парочка водопадов, один из которых в ущелье, но очень много людей. По дороге в торсморк заехали на 2 безлюдных водопада. Один расположен в ущелье, по которому идёт лёгкий трек. Его видно с дороги, рядом с ним место для отдыха. Другой увидели просто вдалеке справа на горе и автомобильную дорожку к нему, но по дорожке не поехали, поскольку она очень убитая. Водопад очень классный, похож на сельяндофос, за него можно зайти. Трек туда обратно порядка 1.5-2 часов. Так за один день посмотрели 2 популярных водопада и 2 примерно таких же, где никого нет. Едем дальше в торсморк, но зарядил дождь и стало понятно, что даже если и доедем до торсморка, то ничего там не увидим. На той дороге достаточно глубокие броды. В итоге вернулись на первую дорогу. Скогафосс. Там есть площадка наверху. Туда можно подняться и прогуляться вдоль реки скога, которая и оканчивается водопадом.Там очень длинный трек, так что имеет смысл просто прогуляться пока не надоест и есть время. Там живописно и много водопадов. Потом поехали на рукав Solheimajokull ледника мирдальсйекюдль. Туда подъезжаешь, как обычно бросаешь тачку, идёшь минут 10-15 и подходишь вплотную к леднику и даже по нему немного походить можно. Там есть ещё своя небольшая ледниковая лагуна. Почти весь видимый ледник (было туманно, так что видели не так много) присыпан чёрным пеплом. Переночевали в Вике. Была ужасная погода, которая не закончилась и с утра.
6. Поскольку была ужасная погода, то очень долго тупили в кемпинге, стирались, сушились. В этот день мы планировали пойти на трек вдоль ледника, который стартует из кемпинга пакгил. Но погода не позволяла, так что сразу поехали на чёрный пляж вика, дюрхалей (там же посмотрели на тупиков). Все это посмотрели. Поехали в сторону лаки. Проехали лавовое поле с пирамидами. Посмотрели каньон, который рядом со съездом к Лаки. Очень крутой каньон. Дело уже было близко к вечеру, так что в лаки не успевали. Остановились в кемпинге неподалеку. К самому лаки поехали на следующий день.
7. Лаки. Проехали каньон, который вчера смотрели посмотрели фаргифосс. Дорога на лаки была отличная. Пара средних бродов и все. Приехали, там инструктируют рейнджеры. Поднимаешься на вулкан, все смотришь, а потом можно спуститься и погулять в жерле вулкана, который внизу. Обратно не только можно, но и нужно возвращаться через 207 дорогу, поскольку 206 очень узкая, и чтобы разъехаться надо будет заезжать на обочину, что строго запрещено. По 207 заехали на озёра. Вернулись на первую дорогу. Посмотрели на какой-то водопад по дороге. Едем на восток к леднику ватнаекюдль. Доехали до кемпинга свинфелл и там заночевали
8. Скафтафетль. С утра двинули в информационный центр скафтафетль. Там опять много разных треков. Нам предложили маршрут кольцевой, но мы прошли его туда обратно поскольку мы пропустили один поворот. Хреново размечен. Трек идёт по лесу, нагорью и вдоль реки. Приводит к смотровой сьюнарнипа. Оттуда классный вид на рукав ледника. Обратно трекаешь до свартифосса и опять же в зависимости от времени и желания там море тропинок. Ходили где-то 2-3 часа. После двинули в сторону ледниковых лагун. Их идёт 3 подряд. Первая классная. Туда стоит заехать, а вторая это просто озеро. Потом приехали в общеизвестную ледниковую лагуну. Сначала остановились на самой первой парковке считая по дороге на восток. Там тоже можно пройтись по берегу лагуны, там тоже глыбы льда, правда не такие большие, но нет народа. Можно спокойно погулять. Потом зарулили на бриллиантовый пляж. Он очень крутой, а только потом в саму ледниковую лагуну. Доехали до хофна и там заночевали
9. Едем по востоку. Сначала по фьордам вдоль побережья, потом сворачиваем в горы. Заехали в термальную ванну djupavogskorin. Она очень крутая и горячая, и бесплатная и там никого нет. Поехали в горы. Все время (не только этот день) пока мы были в горах был адский туман. Видимость была в районе 20 метров. Заехали в базальтовый каньон studlagil. Мы подъезжали с 923 дороги, с северной стороны. С нее в каньон очень трудно спуститься и до самого крутого места где он сужается ещё труднее дойти. Народ как-то оказывался на другой стороне каньона, с которой намного проще спуститься вниз, но как - хз. Там по всей видимости очень длинный хайк. Поехали через адовый туман дальше на восток через горы. Доехали до кемпинга modrudalur. Очень прикольный аутентичный кемпинг с козой и кухней-землянкой.
10. Детифосс. Самый крутой водопад. Ради него одного стоит ехать на восток. Мы поехали по кругу по периметру каньона с восточной стороны и возвращались по западной. Детифосс также с двух сторон посмотрели. От детифосса идёт небольшой трек до селфосса. Туда тоже стоит сходить. На него лучше только с восточной стороны. До третьего водопада нужно проехать. Это Хафрагилфосс. Приехали в сам каньон. Странное место, потому что внутри там небольшие пешие маршруты чисто по лесу. Не разобрались на подняться наверх, чтобы увидеть саму подкову. Если есть время, то в каньон стоит заехать - прикольно, когда стоишь, а вокруг тебя с трёх сторон высоченные очень ровные стены. Потом заехали на западную сторону детифосса. Потом в ванны миватн. Прикольно, но много народа и не очень горячие ванны. Вход в районе 5000 крон с человека
11. Осматривали все достопримечательности района миватн. Вити, лавовое поле leirhnjukur, крафла, хверир, затопленная пещера grjotaja, кратер хверфьядль, озеро по дороге, диммуборгир, псевдократеры. Едем дальше уже по северу. Годафосс. Kolugljufur, гора слон. Убогий кемпинг где нас разбудили в 11 ночи и потребовали перепарковать тачку от палатки на парковку
12. Двинули на юг. Долго ехали в тумане. Достаточно однотипные пейзажи. Распогодилось. Заехали на вулкан граброк. Термальная зона Дейльдартунгюхвер - там речка из кипятка. Самая горячая зона в мире. Отапливает весь запад. Долгий перегон. Приезжаем в тингвелир. Заехали на Р1. Там просто чутка прогуляться по парку. Платная парковка. Рейкьявик. Музей фаллосов. Бар Islenski barinn.
13. Вылет домой.
2. Симка
Покупали в аэропорту в магазинчике справа после выхода из зоны прилета. Симка на 10 Гб стоила 2900 крон. Оператор Siminn. Ловила всегда и практически везде
3. Машина и дороги
Очень долго думали, что бронировать - 4х4 или обычную легковушку и если 4х4, то на сколько хардовую (в Исландии на каждом шагу дефендеры, крузаки и микроавтобусы на огроооомных колесах). В итоге забронили самую дешевую (85 т.р.) 4х4 в Interrent через Rentalcars. По прилету выяснилось, что оператором этой компании является Europcar, так что машину получали именно там. Досталась Suzuki Vitara (не Grand Vitara, а именно Vitara) в очень необычной комплектации - полный фарш с адаптивным круизом (опция мечты), но на палке. Также долго маялись со страховкой - полное покрытие (стекла, колеса, гравий) у прокатчика стоит каких-то космических денег. В итоге застраховались в Rentalcover - фул пак страховка 4х4 стоила 15 т.р. Она нам к счастью не потребовалась. Видимо лето 2019 в Исландии достаточно холодное, поэтому страшных бродов не было. Очень много сухих русел рек. F-дороги - полная фигня. Они представляют собой гравийку с трещеткой. Все бездорожье заключается в том, что едешь как по стиральной доске и тебя адски трясет. Самая сильная тряска была на пути в Керлингарфьедль и то, может быть нам так показалось, поскольку это была наша первая F-дорога. Единственная опасность - проколоть колесо и словить камень в лобовое. Неожиданностью было то, что в исландии в принципе дофига дорог - это грунтовки/гравийки. Не F-дороги, а обычные с номерами. У нас я ни разу не встречал грунтовую дорогу в десятки км, а там по сути, как только съезжаешь с кольца то через несколько км попадаешь на грунтовку. Стоимость бензина – в районе 100 р за литр. Все заправки автоматические.
В целом рекомендовать следующее:
1. 4х4 - обязательно. В центре острова самые крутые места, куда обязательно надо ехать
2. Хардовый 4х4 - не нужен. Дастера, витары и т.п. хватает за глаза. Даже реально глубокий и стремный брод перед кемпингом в ЛМЛ эти машинки проезжали.
3. Желательно полную страховку.
4. Перелет
Летели AirBaltic Москва-Рига-Рейкьявик и так же обратно. Докупали багаж. Было 8 кг ручки и 20 кг багажа на человека. Думали лететь прямым, но он прилетает где-то ночью и не совсем понятно, что делать ночью в Исландии. По деньгам в итоге получилось одинаково (в районе 60 т.р. за двоих туда-обратно), но прилетали с утра и сразу после прилета поехали кататься.
5. Сам формат путешествия и хайкинг
Вот здесь все сравниваю с Норвегией (viewtopic.php?f=1089&t=323849).
В Исландии на любую достопримечательность уходит от 40 минут (чаще 1 часа), когда она рядом с дорогой до 3 часов, когда это хайкинг. В Норвегии - либо достопримечательность прям на дороге, где ты вышел из тачки, повтыкал, зафоткал, потратив 15 минут, либо топаешь до нее минимум 2 часа в один конец.
В Исландии большая часть достопримечательностей (кроме водопадов) - это пейзажи, а в Норвегии - конкретные точки. Поэтому в Норвегии есть один маршрут до какого-нибудь языка тролля, до которого ты топаешь 11 км, а в Исландии ты приезжаешь в инфоцентр какой-нибудь области, например, в кемпинг ЛМЛ, где есть карта и девочка, которая тебе советует конкретный маршрут исходя из твоего времени. Во всех этих областях есть миллион тропинок, комбинируя которые, составляешь свой маршрут. Все основные хайкинг маршруты, пройдя по которым вы увидите все главные красоты - в районе 2-3 часов. Все они достаточно легкие и безопасные. Здесь не как в Норвегии, где "хочешь на одну из главных достопримечательностей Норвегии кьерагболтен? ну лезь по отвесной стене. ладно, слабак, держи одну цепь, где стена совсем отвесная".
На ключевых достопримечательностях все везде огорожено, тропинки ограничены веревочками, дикие тропинки закрыты отдельными веревочками, везде "не наступай на уникальный мох", "осторожно! туда не ходи, а то упадешь!". Дикие зануды.
Сами треки по сравнению с Норвегией очень плохо размечены и их в принципе мало. В Норвегии ты едешь и постоянно видишь таблички с указателями на треки. В Исландии такого нет. Плюс какая-то идиотская система с обозначением треков. В Норвегии на всех табличках - цвет, название, протяженность. Благодаря этому ты сразу понимаешь на сколько сложный трек. В Исландии на карте в инфоцентрах все маршруты разных цветов, без связи с их сложностью, а на самом маршруте (например, в районе ледника скафтафетля) все столбики желтые.
В целом юг Исландии с центром – это безумно насыщенное достопримечательностями место. Там есть абсолютно все – ледники, водопады, гейзеры, вулканы, лавовые поля, геотермальные зоны и т.д., и т.п. На восток стоит ехать исключительно ради Детифосса – он просто нереальный и на севере гора-слон тоже прикольная. Т.е. делать полный круг по Исландии, тем более с заездом на западные полуострова нужно только для галочки «я объехал всю Исландию»
6. Кемпинги и удобства
В Норвегии на каждом шагу места отдыха со столами и идеальными туалетами. В Исландии такого намного меньше и только вдоль кольца и только на юге. В целом найти туалет не в кемпинге - целая история. Их нет даже на большинстве самых топовых достопримечательностей. А за деревца не сходишь, потому что их просто нет. Места для отдыха зачастую - это просто небольшой карман/парковка вдоль дороги.
Кемпинги в Исландии хуже, чем в Норвегии. Далеко не всегда есть душ, правда зачастую он бесплатный, а уж найти кемпинг с прачечной, это вообще надо постараться. Кемпингов в целом намного меньше, чем в Норвегии. Под конец путешествия по Норвегии, мы даже картой не пользовались для поиска кемпинга, а ехали просто по знакам, потому что знали, что в любом кемпинге есть душ и прачечная. Здесь с этим сложнее. Поскольку кемпингов мало, они часто перенаселены. В плохую погоду на кухню не пробьешься. В Исландских кемпингах нормальная практика, когда на здоровый кемпинг - 2 душевых кабины М и 2 Ж, поэтому приходиться ловить момент. В Норвегии мы о том, чтобы помыться и постираться стало проблемой даже не задумывались. В Исландии кемпинг без проблем может представлять собой просто поле с туалетом и раковиной. В Норвегии все санузлы в кемпингах, как в гостиницах, а в Исландии зачастую они колхозные. Чистые, но колхозные. Плохо спланированы душевые, зачастую некуда деть вещи. Вы когда-нибудь мылись в одной кабинке с кем-то незнакомым? Я вот да, поскольку в кемпинге Керлингарфьедля душевая - это единая душевая кабинка с двумя душами. И в целом общие душевые в Исландии - это нормальная практика. В Норвегии практически везде душевая - это не только отдельная кабинка, но и с небольшим предбанником, чтобы раздеться и оставить вещи.
Да, если бы я до этого не видел норвежские кемпинги, то мне бы исландские показались абсолютно нормальными, но я уже видел, что может быть лучше.
7. Палатка?
Из предыдущего пункта вытекает то, что с палаткой ты задолбаешься в плохую погоду. У нас с погодой было терпимо - часто, но не всегда, было холодно, дождливо, ветрено. Все равно все осмотрели и остались в диком восторге. Но, в кемпинге нам приходилось готовить на улице под дождем и ледяным ветром (кухня забита), а постирать и высушить грязные/мокрые вещи ты не можешь (либо нет стиралки и сушилки, либо на них очередь).
Это я все к чему. Для меня с женой 6 и 7 пункты не были чем-то критичным, но если вы не особо привычные к таким условиям, то вы будете напрягаться. С нами хотела поехать подруга, которая в палатке никогда не жила, и мы с женой были рады, что она в итоге отказалась. Конечно все очень сильно зависит от погоды. В хорошую погоду и кухня будет свободна и вам туда не нужно будет, кайфовее на улице посидеть. Я лишь описываю свой опыт и впечатления.
В итоге, если средства позволяют, то самое классное на мой взгляд - это брать кемпер в пикапе. И в центр исландии доедете, и непогода в кемпингах вас напрягать не будет. А вот домики на мой взгляд – это полное днище. Их мало, они дорогие, их надо бронировать заранее, и ты становишься привязанным к определенным точкам в определенное время. Например, остается у тебя время поехать дальше, а ты не можешь, ведь у тебя домик забронен или наоборот приходится туда-сюда мотаться.
8. Еда
Как и в Норвегию мы брали всю еду с собой. Да, в Исландии не такие уж дорогие продукты, но, во-первых, из Москвы везти все равно дешевле и во-вторых тебе не надо тратить время на походы по магазинам, париться, что ты не можешь остановиться в удаленном кемпинге, потому что у тебя нет ужина с собой и пр. Мы брали с собой разные крупы, наборы yelli, сублимированное мясо и ягоды (в кашу на завтрак - божественно) Гала-Гала + всякие перекусы в виде орехов, сухофруктов, протеиновых батончиков + мелочь вроде сгущенки, чая, кофе и пр.
И, да, я не попробовал стейк из баранины.
Как-то так. С радостью расскажу что-нибудь еще, спрашивайте. Надеюсь кому-нибудь это словоблудие будет полезно