И сразу приведу суть. Лирика после. Итак,
Даты поездки: 09-22 марта 2018 г.
Затраты (итого на одного человека): ~57 600 руб., из них:
*авиабилеты 38 480,5 руб.:
– АК «Победа», маршрут Москва Внуково – Стамбул Ататюрк и обратно: 7 217,5 руб. билеты + 998 руб. багаж туда-обратно 10 кг. = 8 125,5 руб.
- АК «Saudi Arabian Airlines», маршрут Стамбул Ататюрк – Джедда – Маврикий и обратно: 30 355 руб.
*проживание 11 928 руб.:
- адрес (через booking.com): Pereybere, Paradizo Lane, Fleurvilla, 336 евро на две персоны или 168 евро на одного (т.е. 11 928 руб.)
*посещение достопримечательностей 800 руб.:
- входной билет в Pamplemousse Botanical Garden 200 рупий (или ~376 руб.);
- входной билет в Terre de 7 Couleurs Сhamarel 225 рупий (или ~423 руб.)
*общественный транспорт 900 рупий (или ~1690 руб.)
*иные 2500 рупий (или ~ 4 700 руб.)
Пляжи: бесплатно.
Визы: не нужны (в т.ч. при транзите через Стамбул (Турция) и Джедда (Саудовская Аравия).
Нюансы:
*перелёта – 7 ч. пересадка в Стамбуле и 3 ч. в Джедда (туда); 8,5 ч. пересадка в Джедда и 3,5 ч. пересадка в Стамбуле (обратно);
*передвижения на общественном транспорте – «пробки» при въезде/выезде в/из Порт-Луи (Port-Louis); необходимость делать пересадки, не всегда удобная логистика;
*посещения Семицветных песков - территория парка довольно большая, поэтому внутри него мы автостопили;
*сезона- март не считается удачным сезоном из-за дождей, однако, по факту - дожди шли редко, кратковременно и обычно ночью.
Плюсы:
*перелёта – удалось «одним глазком» взглянуть на загадочную Саудовскую Аравию, кроме того, Saudi Arabian Airlines является партнёром Аэрофлота по бонусным милям;
*передвижения на общественном транспорте – почувствовали быт жителей Маврикия изнутри;
*автостопа – познакомились с путешественниками из разных стран (ЮАР, Конго, США);
*сезона – отсутствие толп туристов.
А теперь – эмоции. Понравилось. Понравилось! ПОНРАВИЛОСЬ!!!
Маврикий манил, магнитил и искушал. Однако, одно большое «НО» - стоимость перелёта, даже в период объявления акций авиакомпаний, останавливала. Прокрутив сотни вариантов на momondo, skyscanner, kayak, tickets и проч. ресурсах, нам попался вариант через Стамбул и Джедду. Время в пути – Москва – Стамбул 3 ч. 40 мин., Стамбул – Джедда – 3 ч. 50 мин., Джедда – Маврикий – 7 ч. 30 мин.
Авиабилеты приобретали через сайт kupibilet.ru.
Стамбул встретил 15-градусным теплом и бесплатной дегустацией турецких сладостей в магазинах Duty Free. Время транзита прошло незаметно и вот на табло вылетов появился гейт на Джедду. Когда мы пришли на посадку, то оказалось, что мы единственные из всего рейса не паломники. Как нам позже пояснила стюардесса, паломники следовали в Саудовскую Аравию на Малый Хадж. Нам, двум девушкам, сначала стало немного не по себе среди людей в белых одеждах паломников и покрытых женщин, однако, те нас совершенно не замечали, были заняты чтением молитв, в т.ч. вслух и совместных, поэтому первая оторопь прошла довольно быстро и мы успокоились. В салоне самолета перед взлетом наши попутчики еще раз помолились вслух вместе с капитаном судна и мы благополучно взлетели. Когда настало время сервисного обслуживания, к нам подошла стюардесса, оказалось, что она родом из Казахстана, работает в АК «Saudi Arabian Airlines» девять лет, живёт в Джедда, немного рассказала об особенностях посещения Саудовской Аравии. Для женщин без сопровождения мужчин - родственников (то есть для нас со Светланой), Саудовская Аравия закрыта. Если бы мужчины путешествовали в Саудовскую Аравию, то непременным условием стало бы их повсеместное сопровождение местным туроператором, ответственным за своевременный отъезд туристов. Женщины при въезде в страну должны обязательно надеть халат или длинное платье, закрывающее ноги и руки. Ограничений передвижения по стране практически нет. Исключением являются древние мусульманские города Медина и Мекка, которые закрыты для посещения лицам иного вероисповедания. Местные законы запрещает даже ввозить в эту мусульманскую страну предметы, которые имеют отношение к другим религиям. За употребление алкогольных напитков, наркотических средств, совершение кражи по местным законам грозит серьезное наказание: от отрубания рук и до обезглавливания. Алия (так зовут стюардессу) пояснила, что местные мужчины выезжают расслабляться в соседний Дубай, где порядки в отношении употребления алкоголя довольно лояльные. Саудовская Аравия безопасная страна. Уличная преступность отсутствует полностью. Из особенностей передвижения на транспорте, Алия отметила, что движение в Саудовской Аравии одностороннее, а скорость в населенных пунктах снижена до 40 км/ч. Женщины не водят автомобиль. Но долго разговаривать с нами Алия не могла, работа обязывала.
По прибытию в Джедду, автобус доставил пассажиров в аэропорт, где администратор направил нас двоих на стойку трансфера. Там проверили наши посадочные талоны до Маврикия и выдали транзитные карточки (Transit Pax Card) для заполнения, после чего отправили в зал досмотра. Конечно, раздельный, для мужчин и женщин.
После чего мы попали в зал ожидания. Аэропорт Джедды довольно скромный, есть пара кафе с выпечкой, сидячие места и гейты с эскалаторами на спуск. Следует заметить, что помещение было полностью заполнено паломниками. Их было сотни и расположились они повсюду, в т.ч. на полу, подоконниках и проходах. Мы с трудом нашли два свободных места. Сеть вай фай в аэропорту есть, бесплатна, но для доступа необходимо ввести код, который должен прийти смс-кой, однако, под звёздочкой сноска, что-то типа «Смс с кодом была направлена на указанный вами номер телефона, но ваш оператор блокирует сообщение». В общем, мы просто глазели по сторонам. Время транзита прошло незаметно и вскоре объявили посадку на Маврикий. Перед вылетом мы передали заполненные транзитные карточки человеку в военной форме, который не мог разговаривать с нами, поскольку с незнакомыми женщинами чужие мужчины в Саудовской Аравии не разговаривают, а общался жестами – показывал на необходимость предъявить паспорт и посадочный талон и отдать транзитную карточку, при этом смотрел не на нас, а куда-то сквозь. Так закончилось наше весьма поверхностное знакомство с загадочной страной. Но мы были наполнены радостным ожиданием встречи с долгожданным Маврикием.
На посадке через стекло иллюминатора Маврикий приветствовал нас оттенками неба и моря.
Аэропорт и улицы по всей стране оказались украшены флагами Маврикия, т.к. с 1968 года ежегодно 12 марта страна отмечает День независимости.
Цвета флага символизируют: красный — независимость; синий — цвет Индийского океана; жёлтый - светлое будущее; зелёный - пышную растительность острова. После заполнения формы миграционной карточки (Mauritius arrival card) и получения штампов в паспорта, мы обменяли часть денег на маврикийские рупии (курс в аэропорту к доллару 33,45), запаслись картой Маврикия в инфопункте и пошли искать автобусную остановку.
Из терминала прибытия следует выйти направо, подняться к главной дороге и пройти метров 300. Там и будет автобусная остановка. Ах, да, по пути вы будете отбиваться от назойливых таксистов, которые за свои услуги просят примерно 20 рупий за километр и на английском и французском языках станут уверять вас, что автобусы из аэропорта в Порт Луи не ходят, а если и ходят, то крайне редко, и когда будет следующий, неизвестно, и будет ли он вообще, и что туристам небезопасно передвигаться на общественном транспорте и т.д. и т.п. Проверено: автобусы ходят, регулярно, все дни недели и даже по выходным. Что немаловажно – безопасно.
На лобовом стекле автобусов прикреплены таблички с указанием направлений передвижения и названием городов. Мы ждали свой, с надписью P.Louis, примерно час-полтора. Чаще всего приходил автобус с надписью Mahebourg. Позже мы поняли, что можно было добраться до Mahebourg (населенный пункт рядом с аэропортом), а оттуда до P.Louis. Сэкономили бы массу времени. Но длительный перелёт с пересадками сделал наше мышление менее гибким. Обратно в аэропорт для возвращения в Россию мы именно так и сделали. Стоимость проезда Аэропорт - P.Louis 34 рупии. Обратно мы заплатили P.Louis – Mahebourg 31 рупия и Mahebourg – Аэропорт 12 рупий. Наша вилла была расположена в Pereybere, куда мы добирались из P.Louis (за 34 рупии). Пересадку делали на автовокзале столицы. Общее время в пути Аэропорт – Pereybere заняло примерно 3 часа, т.к. мы проехали сквозь всю страну. Кроме того, автобусы останавливаются на каждой остановке и имеют одну дверь в передней части для высадки и посадки пассажиров, которые, вероятно, в силу менталитета не слишком расторопны и процесс занимает некоторое время. Кондиционирование в салоне естественное, через открытые окна и дверь.
Водитель отгорожен от публики стеклом, обилечиванием и контролем высадки-посадки пассажиров занимается кондуктор. Билеты похожи на наши кассовые чеки.
Автобусные остановки представляют собой либо столбик с табличкой Bus Stop на обочине дороги либо подобие автобусных павильонов либо и то и другое.
Добрались до места затемно, но быстро нашли виллу, т.к. она удобно расположена вблизи автобусной остановки. Хост ждал нас, был приветлив, ознакомил с апартаментами (включающими спальню, кухню, ванную, гостиную и имеющими отдельный вход) и сказал, что пляж Pereybere по другую сторону дороги от автобусной остановки, т.е. в 5 минутах ходьбы. Также рядом супер маркет Winner`s. Вилла включает 6 апартаментов, которые были заняты, помимо нас, пожилыми французами. Территория виллы утопает в зелени и каждое утро мы просыпались под пение разноцветных птичек, которых подкармливали французским багетом.
Наутро оказалось, что Public beach Pereybere действительно в шаговой доступности от нас. Приятным сюрпризом стало также, что величественная гора Coin De Mire тоже близко.
На следующий день мы отправились любоваться Семицветными песками Terre de 7 Couleurs Сhamarel. Сначала добрались автобусом до P.Louis. Далее – на автовокзале столице пересели на автобус 123 с надписью Flic en Flac и через примерно 40 минут вышли в населенном пункте Bambous, откуда на автобусе с табличкой Baie Du Cap примерно через час доехали до пересечения основной дороги с ответвлением на пески Сhamarel. Вышли у таблички на обочине дороги с соответствующей надписью, которая гласила, что до цели нам ещё 5,3 км.
Мы решили попробовать добраться автостопом. Остановилась примерно третья машина и молодая леди любезно согласилась нам помочь. По пути она сделала остановку на View Point Сhamarel, т.к. хотела показать нам прекрасные виды этой части страны.
Оставила нас у шлагбаума на въезд с песками Terre de 7 Couleurs Сhamarel и пожелала прекрасной прогулки. Мы оплатили стоимость входного билета и пошли по указателям. Оказалось, что территория парка огромна и удобнее перемещаться по ней на автомашине. Пока мы размышляли, что делать, около нас остановилась автомашина, откуда ребята спросили, чем могут нам помочь. Мы объяснили ситуацию, и они согласились нас повозить по парку, т.к. у них в машине было два свободных места. Оказалось, что они путешественники из ЮАР (Кейптауна и Йоханнесбурга).
В парке мы увидели прекрасный водопад, гигантских черепах, мирно жующих травку, и Семицветные пески.
Подобного явления больше нет нигде в мире: уникальные по красоте радужные дюны образованы слоями песка красного, синего, зеленого, желтого, фиолетового, коричневого и пурпурного цвета. Главный секрет, который хранят цветные земли Шамарель – это то, что они не смешиваются, несмотря на дожди, ветры и другие погодные факторы.
Обратно ребята довезли нас до автобусной остановки. Вернулись домой уставшими, но счастливыми.
Через окно автобуса мы видели пляж вблизи Grand Baie (рядом с Pereybere) с длинной береговой линией и наутро отправились туда. На автобусе добрались до остановки, следующей за Grand Baie. И прогулялись вдоль берега (примерно до Тру-Окс-Биш, Trou Aux Biches).
При подготовке к поездке, часто попадалась информация о горе Ле Морн Брабант (Le Morne Brabant) на юго-западе страны. Ле Морн Брабант стала символом борьбы рабов за свободу. Гора использовалась в качестве крепости для укрытия беглых рабов, которые были завезены из Африки, Мадагаскара, Индии и Юго-Восточной Азии. Маврикий был важным перевалочным пунктом работорговли. В последние годы 18 в. рабы составляли до 85% населения, а к началу 19 в. на Маврикии насчитывалось около 60-ти тысяч рабов. Жажда свободы заставляла их бежать, укрываясь на горе Ле Морн, которую они считали священной. В 1835 г. на Маврикии англичанами, пришедшими на смену колонизаторам-французам, было отменено рабство. Однако, об отмене рабства не могло было быть известно беглым. Когда полицейские экспедиции и солдаты были разосланы по всему Маврикию с целью информирования беглых рабов об отмене рабства, то добрались и до горы Ле Морн. Рабы, жившие на Ле Морн, вынуждены были снова бежать, скрываться от полиции, а многие из них, не ведая об истинных намерениях полицейских, просто прыгали с Ле Морн вниз в море, предпочитая смерть неволе. Вот такая грустная история, которую хранит гора Ле Морн Брабант.
В той же части страны располагаются пляжи с рекламных картинок про Маврикий. Благодаря форуму, мы узнали, что между отельными пляжами есть общественный бесплатный. Мы отправились на знакомство с этой частью острова.
Из P.Louis на автобус 123 с надписью Flic en Flac примерно за 50 минут добрались до района Cascavelle, откуда на автобусе с табличкой Baie Du Cap примерно через час доехали до Le Morne beach. Наше намерение подняться на гору не осуществилось из-за погодных условий – накануне ночью был дождь и нас предупредили, что на вершину горы мы добраться не сможем из-за размытых тропинок. Что ж, пофоткали Ле Морн Брабант с подножья.
Мы решили воспользоваться тем, что территория отельных пляжей (LUX Le Morne и Dinarobin Golf Resopt&SPA) со стороны воды не огорожена и прошлись вдоль побережья.
На следующий день мы отправились в Ботанический сад Памплемус (Pamplemousses), расположенный в западной части острова. Очень хотелось полюбоваться розовым лотусом и аллеей водяных лилий. Парк открыт каждый день, включая воскресенье и праздничные дни с 08.30 до 17.30.
Обитателями Pamplemousses, помимо растений, являются гигантские черепахи и олени (правда, в загоне и под тканевым покрытием, в котором проделаны отверстия для наблюдения за ними и фотосъемки).
На автобусе мы добрались и до белоснежного пляжа Флик ан Флак (Flic en Flac Beach).
В поездке мы чередовали дни релакса и активного перемещения. На пляжах восхищались закатами, считали звёзды Южного Креста, наслаждались шумом Индийского океана и цветом его темно-голубых и лазоревых вод, наблюдали за яхтами на горизонте. Во время передвижения по стране на автобусах по цвету формы школьников пытались угадать, в каком они классе, по озабоченным лицам хозяюшек с сумками, набитыми продуктами, гадали, что будет на обед или ужин в этой семье, по проплывающим мимо сельскохозяйственным полям прикидывали, насколько урожайным будет сезон.
Сказочный остров Маврикий, как гласит его девиз, ты действительно Stella Clavisque Maris Indici, с лат. «Звезда и ключ Индийского океана»!