Все в мире относительно, что голландцу гора, немцу – низина.
Если историкам верить, то в этих низинных землях, от Рейна до Эльбы, исстари люди жили дикие и жестокие – древние германцы: вестфалы, саксы, фризы. В совершенно незапамятные времена Карл Великий, легендарный император франков, обратил их мечом в подданство и христианство, как-то цивилизовал и основал главные местные города. Вот энергичный же был мужчина.
Где-то на просторах Интернета попадалось точка зрения, что голландцы – это такие немцы, сильно мутировавшие в условиях тысячелетней непрерывной борьбы с наводнениями, постоянного рытья каналов, возведения дамб и откачивания воды из польдеров в страшно болотистой дельте Рейна. Соседи жили повыше, с водной стихией не боролись и не мутировали, или мутировали, но как-то иначе. С другой стороны, уж если и искать следы идентичности и взаимовлияния, то где, как ни в Нидерландах и Нидерзаксене, даже названия так похожи? Интересно посмотреть, сравнить, бросить такой быстрый, как бы голландский, взгляд на местных бошей…
Такие вот мысли меня посещали в поезде по дороге из Амстердама в Мюнстерланд. Надо же было придумать некий Интерес для скучного зимнего путешествия, кроме планов серьезно пробовать местное пиво.
Вообще-то сюда, в Нижнюю Саксонию, нормальные русские люди массово путешествовать не едут. Не туристические это места, не Бавария. Разве что детям бременских музыкантов показать, ну, или по делу.
Мы ехали по делу. Жена к подруге в город Оснабрюк дружить, я - за компанию и убивать новогодние каникулы.
На самом деле это и не самостоятельное путешествие вовсе, а продолжение голландской поездки. Рассказик о ее начале - на бенилюксовской ветке, вдруг кому интересно будет, называется «Королевство Нидерланды. Все не как у людей».
Итак, Мюнстер.
Он почти на голландской границе, до нее по прямой - меньше пятидесяти километров.
Город, конечно же, основал Карл Великий. Точнее Карл основал монастырь, город рядом вырос, попозже. И название его отсюда, от «monasterium».
Мюнстер получился тогда действительно «монастырским», насквозь католическим, церковным, намоленным: старейшее епископство Вестфалии, кафедральный собор могучий и тяжеловесный, гигантская соборная площадь, в небо колокольни и купола готических соборов упираются. Никаких там легкомысленных каналов, только узенькая речка с лаконичным названием Аа центр пересекает, да рвы по периметру крепостных укреплений . Укрепления давно уже срыли, там теперь променад и граждане спортом занимаются…
Смирение и порядок. Так долго было.
Однако, в начале XVI века в Европе началась перестройка, называлась «Реформация». Вот в это- то непростое время Мюнстер и пересекся с голландским трендом впервые, по-взрослому. Все было, как пописанному: Разврат пришел с Запада, из Лейдена, есть такой городок у соседей на побережье Северного моря.
Занятный городок, университетский. Почему его местные студенты называют «Бляйден», догадаться нетрудно. Но тогда, в XVI веке, история не со студентками была связана, да и Университета в Лейдене еще не было…
Ранней зимой 1533 года в Мюнстер, возбужденный уже протестанскими смутами, въехал через Западные ворота на 17 повозках передвижной бордель. Гости из соседней Голландии. Мамку, фру Дивару, сопровождали двое ее любовников, Иоанн Маттис (пророк Енох) и Иоанн Бокельсон (пророк Илия, «Лейденский»). Оба были анабаптистами-перекрещенцами, считали себя святыми людьми и подвижниками. Ходили в длинных ветхозаветных одеяниях и держались странных обрядов. Лейденский был ярко рыжим.
Люди местные к ним сразу потянулись, за переменами и верой реформированной. И начался шабаш.
Бюргеров, не желавших обращаться и перекрещиваться, кого казнили, кого из города изгоняли, а имущество обобществляли. Деньги отменили, учредили многоженство, позднее женщин вовсе обобществили. Мюнстер объявлен был царствием Истинного Сиона и Новым Иерусалимом.
А вот Виргилий Солис, художник и современник мюнстерских анабаптистов, видел тогдашние оргии как то так, романтически:
Музыка экстрареформации и сексуальной революции играла громко, но не долго. Меньше года. Под ударами войск Архиепископа пал Мюнстер. Главных зачинщиков люто пытали, казнили, а тела выставили на обозрение в специальных клетках. Клетки до сих пор под куполом Собора святого Ламберта висят. А тело Лейденского, как и положено старшему, было в самой верхней. Бокельсону исполнилось тогда всего-то 24 года. Настоящую революцию всегда молодые делают.
Я, когда в Мюнстер приехал, этой истории не знал. Мне ее отчасти поведал герр Йоган, водитель этого вот замечательного самодвижущегося транспортного средства, пока по городу за бесценок катал. Тогда я деталей всех до конца не понял, потом уже, Интернету спасибо, кругозор расширил.
Герр Йоган клетки показал на соборе, над часами. А у Кафедрального собора – памятник современный с распятием. Рядом с крестом стоят местные святые, а чуть поодаль сидит в одиночестве Иоанн Лейденский. Точно: чужой среди своих.
Вообще герр Йоган отзывался о нем с гордостью, почти как о местном герое, или достопримечательности, точно как амстердамцы о районе Красных Фонарей. Может быть, Иоанн Лейденский и есть местный Гениус Лоцци?
Лицо Мюнстера – Prinzipalmarct, толи это такая короткая широкая улица, или же длинная узкая площадь. Как раз в северной ее оконечности и высится собор святого Ламберта. У собора, на небольшой площади – фонтан и скульптурная группа небогатых людей. Кто они такие, я не понял, может иммигранты, или наоборот. А летом на площади массово молодежь студенческая собирается и в фонтане купается почти голяком. Но не сейчас, хоть и солнце, однако январь.
Собор замечательно красивый, готический.
Prinzipalmarct – вереница аккуратненьких домов с аркадами. Среди них не очень то и выделяется здание местной Ратуши, также места абсолютно исторически сакрального. Здесь именно подписали Вестфальский мир после окончания 30-летней войны. Голландцы это событие особо ценят, их самостоятельность тогда была признана реально, де-юре.
Рядом с Ратушей – занятный пивной ресторан «Stuhlmacher» в обед буднего дня был почти пуст. Для студентов дорого, туристов – не густо. Зато свинина «по-вестфальски» - восхитительна, а пиво из Мюнстерланда «Rolinck» - достойно.
Официантка молодая, симпатичная, русоволосая: « русская я немка с Украины, в Мюнстере с детства, но язык еще помню, так приятно встретить кто по-нашему говорит…»
В общем, обед удался.
В Мюнстере еще две особенности впечатление произвели: велосипеды и Университет.
Велосипеды здесь, как и в соседней Голландии на каждом шагу и все на них ездят. Нигде я больше в Германии такого их количества не видел.
Наверное, такую абсолютную велосипедизацию можно было бы списать на простое влияние соседей, однако сами голландцы усмотрят в этом ту старинную обиду похищения велосипедов при отступления Вермахта из Амстердама в сорок пятом, сформулированную в футбольной кричалке оранжевых фанатов: «Ik wil mijn fiest terug!!!», в смысле: верните велосипеды...
Университет Мюнстера. Мне он чем-то родной питерский напомнил, Главное здание. А прямо перед входом дерево все в цвету. А на улице - январь. Чудо, да?
Дальше прокатимся в Бремен и Оснабрюк.