14 мая
В нашем отеле внизу, в малюсенькой комнатке, накрывают завтрак, который входит в стоимость проживания. Это значит, что прекращаем есть вафли. Да и пора уже!
Для трёх звёзд завтрак распрекрасный: апельсиновый сок, прекрасный кофе, нарезка сыра, ветчины, колбасы, масло, джем, очень вкусный хлеб, мюсли, молоко, и даже свежая клубника, нарезанные чищеные киви, ещё какие-то плюшки, кексы. В общем, хозяева не жадничают.
Позавтракав, мы высунули нос на улицу - и нас тут же сдуло. Я не помню такого сильного ветра, как был в этот день в Брюгге. Пошли в номер утепляться.
Начали обход достопримечательностей с рыбного рынка. Рыбку там продают очень красивую, и никакого запаха, по крайней мере, с утра.
На соседнем с дарами моря прилавке расположилась женщина с акварелями. Мы остановились взглянуть, разговорились. Оказалось, что это работы её мужа. Он преподаёт в университете Гента несколько раз в неделю, а остальное время посвящает своему хобби - живописи. Не думали, не гадали, а в итоге оказались счастливыми обладателями четырёх чудесных акварелей. Когда сделаем багет, сфотографирую, выложу. Это все виды Брюгге, но они душевные очень, не открыточные.
От рыбного рынка два шага до площади Бург. Вот только пройти под этой аркой - и мы там.
Именно на этом месте начиналась история Брюгге, как города. Когда-то здесь стоял первый укрепленный графский замок, построенный для защиты фламандского берега от нападений норманнов. Вокруг этого военного ядра в последующие столетия и вырос город. Здесь находились его важнейшие органы: административный, судебный и религиозный.
Наша первая цель - Базилика Святой Крови. Нижняя церковь 12 века в романском стиле является старейшей постройкой в Брюгге. Обратите внимание на расписание служб на двери. Во время мессы туристам заходить в церковь нельзя. Мы как раз пришли во время службы, нас не пустили, но мы выяснили, что служба длится около получаса, и начали осмотр с Верхней церкви.
Она была построена в 19 веке в неоготическом стиле, в ней хранится реликвия Святой Крови, которой каждую пятницу оказываются почести: верующие имеют возможность поцеловать реликвию; за процессом постоянно следит один из церковных служащих, постоянно протирающий цилиндр специальной тканью.
Легендарная святая Кровь хранится в небольшом фиале, сделанном из горного хрусталя в 11 или 12 веке в Константинополе. Его горлышко перевязано золотой нитью, а пробка запечатана красным воском, сам сосуд помещен в золотой цилиндр, украшенный ангелами.
Перед началом церемонии служитель церкви сообщает на нескольких языках, что будет происходить. Подчеркивает, что это не туристический аттракцион, а религиозное действо, и предлагает пожертвовать кто сколько сможет на содержание храма.
О происхождении реликвии: согласно легенде, граф Дидерик Эльзасский, возвращаясь из крестовых походов во Фландрию, получил в день Рождества Христова несколько капель Святой Крови Иисуса Христа, которые по возвращении подарил городу.
Наверху также есть небольшой (одна комната) музей базилики святой крови Христовой, который знакомит с её богатой историей. Здесь выставлены картины и предметы церковного искусства. В отличие от нижней и верхней церквей, сюда вход платный, по-моему, 4 евро.
После музея мы заглядываем в нижнюю церковь. После службы там совсем пусто.
Затем, не покидая площадь, мы идём в ратушу, смотреть знаменитый готический зал.
Ратуша выделяется красивым фасадом 14 века и является самой старинной во Фландрии.
На фасаде в нишах установлены копии статуй библейских персонажей и фигуры фламандских исторических личностей. С балкона графы произносили клятву верности городским властям.
Вестибюль
На втором этаже ратуши можно посетить готический зал. Билет тоже, вроде бы, по 4 евро.
Деревянные подвесные своды возведены еще в 14 веке. Неоготическая настенная роспись создана в период романтического историзма, то есть в конце 19 века. Роспись стен сделана известным Фламандским художником Альбрехтом Девриндтом, тогдашним директором Академии живописи в Антверпене. После его внезапной смерти работу закончил его брат, и он увековечил себя и Альбрехта в сцене открытия гавани Брюгге - два всадника - это их двойной портрет.
Все сюжеты росписи - это средневековая история Брюгге, все важные моменты в жизни города.
Перила в ратуше
Между двумя площадями — Бург и Рыночной, расположен сквер. Ближе к ратуше (ее тыльной стороне) стоит статуя — Целующиеся влюбленные. На нижней части статуи написано «любовь» на нескольких языках. Скорее всего этот бронзовый символ любви поставили перед ратушей, потому что регистрация бракосочетаний происходит именно здесь.
Отсюда наш путь лежит к собору Св.Сальватора, главному храму города.
По пути бесконечно останавливаемся. Хочется сфотографировать каждый игрушечный домик. Здесь, в отличие от других бельгийских городов, практически нет уродливого новодела. Средневековый город бережно сохранен.
А вот и собор.
Изначально, в 10 веке, здание строилось, как приходская церковь и лишь в 19 веке оно приобрело статус собора. В то время собор Св.Донатиана, который был расположен на противоположной от ратуши стороне площади Бург, был центральным религиозным сооружением города. В конце 18 века французские оккупанты прогнали епископа Брюгге и уничтожили церковь святого Донатиана, которая была его резиденцией.
Кафедральный собор святого Сальватора построен из кирпича ещё в XIII или XIV веке, невзрачный снаружи, но зато богато украшенный внутри, с картинами И. ван-Ооста, Квеллина, Мемлинга и др.
В 1834 году, вскоре после обретения Бельгией независимости, был выбран новый епископ, и церковь святого Сальватора получила статус собора. Тем не менее, внешний образ здания не был тогда похож на собор и должен был быть адаптирован к его новой роли. Решили пристроить более высокую и впечатляющую башню.
Крыша собора рухнула во время пожара в 1839 году. Роберту Чантреллу, английскому архитектору, известному своими нео-готическими реставрациями английских церквей, было поручено восстановить былую славу святого Сальватора. Старейшие стены, построенные еще в 12 веке, легли в основу могучей башни. Вместо того, чтобы добавить нео-готический стиль, Чантрелл выбрал романское направление. После завершения строительства было много критики, и королевская комиссия по памятникам без разрешения архитектора установила небольшой пик на вершине башни, т.к. оригинальный дизайн был признан слишком плоским.
Внутри собора Св.Сальватора выставлено большое количество предметов искусства, часть из которых перешла сюда из разрушенной церкви Св.Донатиана, например, гобелены, созданные на ткацкой мануфактуре в Брюсселе в 1730 году. Орган, кафедра - очень красиво внутри.
Совсем рядом - самое высокое сооружение Брюгге - башня собора Девы Марии, где мы были вчера.
Идём по музейному району.
Хотим поближе взглянуть на скульптуры, изображающие всадников Апокалипсиса. Вчера мы один раз промчались мимо на повозке, а вечером шли снова мимо, но было уже темно.
Фонтан лебедь.
А вот и золотая селедка, где мы вчера ужинали. Брюгге такой компактный, что волей-неволей проходишь иногда по одним и тем же местам.
Самый маленький мост в городе, один из самых старых. И вид с него.
Шли мы шли, и набрели на блошиный рынок. Там было огромное количество симпатичных штучек. Ничего из этого нам не нужно, но хочется купить все, ну или хотя бы половину...
Ну да ладно, пора обедать.
По пути к ресторану с непроизносимым названием Huidevettershuis снова проходим точку, откуда открывается самый часто фотографируемый вид Брюгге. И снова замираем, и смотрим, смотрим, ведь так же не бывает, ведь это город, где сейчас, сегодня, живут люди. Они ходят мимо этих видов на работу, водят детей в садик и в школу, и, наверное, не всегда замечают эту красоту.
Как и мы, впрочем. Я вот всю жизнь живу около Исаакиевского собора. А красоту его чаще всего замечаю, если что-то из ряда вон необычное: или он инеем покрыт и белый весь, блестит и переливается, кажется легким, невесомым. Или вот закат красивый, в золотом куполе красное небо отражается.
Ну, это все лирика. А обед - по расписанию. У нас заказан столик, и это правильно, потому что ресторан полон. Едим ланч-меню, наслаждаемся атмосферой. Ресторан находится в живописнейшем месте, на берегу канала, в здании 15 века, принадлежавшем тогда богатой гильдии дубильщиков.
Снова пробуем новые для нас сорта пива. Ну почему же у нас так мало дней!?
После обеда идём в музей изобразительных искусств Гренинге.
Коллекция охватывает период с 14 по 20 век, и особое место в ней отведено произведениям художников, которые жили и работали в Брюгге.
Прежде всего, интересны работы Яна ван Эйка: «Мадонна каноника ван дер Пале» и портрет Маргареты ван Эйк – супруги мастера. Другие средневековые мастера представлены здесь такими шедеврами, как «Успение Богородицы» Хуго ван дер Гуса, алтарь Святого Христофора Ганса Мемлинга, «Суд Камбиса» и «Крещение Христа» Герарда Давида.
Термин «Фламандский примитивизм» вводит в ступор, так как ассоциируется с «наивным искусством» 20 века. Здесь же название относится к стилю живописи 15 века, который зародился на территории Бельгии. Слово «примитивы» относится к латинскому «примус» (primus), что означает «первый». Фламандские мастера первыми стали использовали новые техники и стили живописи, которые произвели настоящую революцию в искусстве в период конца Средневековья.
Вторая часть выставки посвящена мастерам эпохи Барокко и Ренессанса, которые представлена полотнами Яна Провуста, Ланселота Блонделя, Адриана Изенбранта и Петера Пурбуса. В экспозиция XIX в. можно увидеть живопись в стиле классицизма.
Также в музее доступны для осмотра фламандские экспрессионисты и представители послевоенного периода, небольшое количество современного искусства.
Имена для нас совсем незнакомые, в отличие от мастеров Средневековья, но тем и интересен такой визит, смотрим неподготовленным взглядом.
Сначала показалось, что черный квадрат, фламандская версия. Ан нет, вечер в Венеции, если приглядеться!
Последний экспонат заставил прямо отпрянуть в ужасе: сидит на полу такой вот манекен. Называется Кейт и её фотографии.
Музей открыт с 9:30 до 17:00, выходной - понедельник. Билеты по 8 евро.
Получили колоссальное удовольствие. Народу мало. Картины развешены очень удачно, хорошее освещение. В залах есть лавочки "для передохнУть". Одно было расстройство, что Страшный Суд Босха увезли куда-то на выставку.
Внутренний дворик музея
Вовсю цветёт сирень. Правда, когда домой вернулись, тоже застали прямо буйство какое-то сиреневое в городе, до сих пор продолжается. Обожаю сирень, всех видов и оттенков!
После музея решили ещё заглянуть в галерею, которую видели по пути туда. Она нас привлекла очень необычными современными скульптурами, захотелось подойти поближе и рассмотреть поподробнее.
У входа в галерею, и в одной из витрин - кони и коровы.
А вот и они, так заинтересовавшие нас фигуры.
Ещё в галерее на стенах висели забавные артефакты: панно, склеенные из окрашенных в разные цвета бумажных кулёчков. Когда проходишь мимо, цвет панно постепенно меняется. Сначала синий, потом к нему примешивается красный, его становится все больше, и вот панно уже полностью красное.
Следующий объект в нашем плане - Иерусалимская церковь. В масштабах Брюгге она "далеко" от центра, минут 20 до неё идти. И там туристов уже практически нет. Все тусуются буквально на одном пятачке.