Ну что ж... (чертыхнулся, переключил раскладку на русский, начал снова). Попробую написать небольшой отчет о том, как мы с женой попутешествовали своим ходом по западной Бретани и островам в конце апреля этого (2017-го) года. Маршрут наш был приблизительно вот такой (не удалось заставить google maps нарисовать именно то, что я хотел, так что эта картинка — гибрид маршрута, нарисованного движком google maps и линий, добавленных руками):
Не льщу себя надеждой, что мне удастся написать что-то новое. Про прекрасную Бретань написано на этом форуме очень много. Написано и замечательным языком, и с прекрасными фотографиями. В какой-то степени, мой рассказ — это дань благодарности любимым авторам, написавшим о своих бретонских маршрутах: monkey_puzzle (Бретань: океан, скалы, маяки..., Бретань: секретные места, дорожки и тропинки) и luchar (От Морбиана до Финистера..., Легкий бретонский бриз, или по берегу моря на край земли...). То есть «трибьют», как нынче говорят. Спасибо вам. Многое в нашем маршруте появилось только благодаря вашим вдохновляющим рассказам. Да и в наших более ранних поездках по другим местам часто именно ваши отчеты были для меня путеводной звездой. Так что спасибо, оптом, и за Зальцкаммергут (Обертраун чудесен) и за Эльзас (Барр — очень славный).
Но сегодня давайте снова про "нашу" Бретань.
Наверное, сначала надо сказать пару слов про background рассказчика, то бишь, мой. Мне нравится Франция. Очень. Больше всех других мест, где побывал и где, надеюсь, еще побываю. Возможно, в большой степени потому, что я очень люблю французский язык. В свое время начал осваивать его самостоятельно, затем с преподавателем, когда работал во французской компании. И по-прежнему язык поддерживаю. Бретонский департамент Morbihan, так сложилось, был моим первым французским департаментом, который я близко увидел. А первая любовь — она такая! И нынешняя поездка в Бретань была для меня уже, как оказалось, четвертой. Правда, это если считать и месяц стажировки, когда я толком ничего не смог посмотреть, кроме Ванна (Vannes), ибо работал по все дни, и даже в выходные, чтобы выкроить время на несколько дней на свой «первый раз в Париже». И если считать последующий полуторадневный марш-бросок туда же, «по местам боевой славы», из ностальгических побуждений, ну и просто чтобы показать Ванн жене. Но так, чтобы вдвоем проехаться основательно по многим местам, спокойно, с ночевками — это всего лишь наш второй раз в Бретани. Предыдущий «вояж» у нас случился три года назад, в 2014 году; тоже где-то дней на десять, как и в этом году. В тот раз это был, в основном, север Бретани: Сен-Мало (Saint-Malo), Канкаль (Cancale), Динан (Dinan), Мон-сен-Мишель (Le Mont-Saint-Michel), Фужер (Fougères); с Ренном (Rennes) в качестве базы для радиальных вылазок. Но все же заскочили мы тогда и на западное побережье, в Ванн, и даже съездили с моим другом и его семейством, живущими недалеко от Ванна, в Рошфор-ан-Терр (Rochefort-en-Terre).
Вообще, очень рекомендую следующий способ путешествия по Бретани: лет за десять до планируемой поездки вы прилагаете все усилия (ну, или хотя бы просто не мешаете), чтобы ваши хорошие друзья уехали в Бретань надолго и обосновались там основательно. Et voilà, через десять лет вам таки есть, где остановиться на пару ночей. Очень удобно! Попробуйте. Это, в сущности, не так трудно :-P.
План путешествия
Ну а в этот раз, спустя три года, снова соскучившись по Бретани и соблазненный рассказами предшественниц, после долгих прикидок и перестановок, решил я, наконец, что наш план будет следующим:
- В субботу, около часов одиннадцати, вылетаем из Москвы (SVO) в Париж (CDG), Аэрофлотом. В тот же день в 19:38 поезд TGV Paris-Montparnasse — Vannes.
- Ночь с субботы на воскресенье, весь следующий день, и ночь на понедельник мы у друзей (см. выше «рекомендованный способ»). Особых планов мы на этот единственный день с друзьями не строили («как пойдет»). На деле мы погуляли все вместе по тропам вдоль побережья недалеко от Сарзо (Sarzeau), плюс съездили с ними в Орэ (Auray) и в Сент-Анна-д'Орэ (Saint-Anna-d’Auray). Ниже я про это рассказываю очень и очень коротко, поскольку рассказ предполагается о самостоятельном путешествии «на своих двоих». А это воскресенье слегка выбивается из темы… Но только оно. В дальнейшем все было по-честному, «своим ходом».
В понедельник, к 9:30 утра, отвезя по дороге детей в школу, друзья забросили нас в Порт-Навало (Port-Navalo), маленький порт в Арзоне (Arzon) в устье залива Morbihan; ну, а там уже мы сели на кораблик, идущий из Vannes в Belle-Ile и заходящий по пути в Port-Navalo, и поплыли дальше вдвоем. О чем, в основном, и будет рассказ.
С этого момента, наш маршрут, крупными мазками, был таков:
- Кораблик Port-Navalo — Le Palais (Belle-Ile).
- Полтора дня на Belle-Ile, c ночевкой.
- На пароме из Le Palais в Quiberon. Переезд через Auray в Quimper (автобус + TGV) и ночевка там.
- Где-то две трети дня в Quimper. Вечером переезд на автобусе в Камаре-сюр-Мер (Camaret-sur-Mer). И да, мы успели к закату на мысе Pen-Hir, мы молодцы.
- День неспешных прогулок в окрестностях Camaret-sur-Mer. Вечером переезд на автобусе в Brest.
- Рано утром на следующий день плывем на кораблике на остров Уэссан (Ouessant).
- День, ночь и еще полдня на Ouessant. Вечером на корабле обратно в Brest.
- На следующий день, утром, TGV Brest – Paris-Montparnasse.
- Полтора дня, с ночевкой, в Париже. Как же без Парижа-то.
- И, наконец, назад: Париж (CDG) – Москва (SVO).
Собственно, вот такую маленькую сверхкраткую шпаргалку с ключевыми временными отметками я распечатал и положил себе в поясную сумку рядом с кредитками. В любой момент можно быстро свериться и успокоиться, что не опаздываем. Или, наоборот, поторопиться:
Делал такую шпаргалку первый раз, раньше как-то обходился. Но понравилось. Когда транспорт не то чтобы часто ходит, опаздывать не хочется – можно и встрять.
Сразу скажу – удалось все, что запланировал. Никаких сбоев в логистике не произошло. Транспорт работал как часы. Нигде не пришлось ни нервничать, ни нестись сломя голову и высунув язык. Ну, кроме одного места, где было неспокойно, но волнения были напрасны (это было на Уэссане; я еще расскажу).
Пора, наверное, разбавить скучные технические подробности несколькими фотографиями из разных точек маршрута, для затравки (дальше фотографий будет немало):
Бель-Иль:
Камаре-сюр-Мер:
Уэссан:
Вообще, с погодой, с точки зрения фотолюбителя, мне повезло. С одной стороны, какой-то уж сильной непогоды практически не было, а, с другой стороны, почти всегда небо было "нескучным", даже в пару пасмурных дней, которые мы застали (один на Бель-Иле и один на Уэссане).
Подготовка
Для начала, повторю, на всякий случай, известный факт: самый удобный способ готовить поездку по материковой части Бретани — воспользоваться планировщиком http://www.breizhgo.com/fr/. Очень удобный. Есть и французский, и английский интерфейс. Ни разу не подвел. Но насчет переездов между материком и островами он пока слаб.
Помимо авиабилетов, заранее были куплены по интернету билеты на:
TGV Paris – Vannes и TGV Brest – Paris:
Сайт SNCF https://www.voyages-sncf.com/. Я пользовался французской версией – там продажи билетов открывались почему-то раньше. По-крайней мере, пару раз я такое замечал. В момент, когда я занимался покупкой и бронированием билетов, «обратный» рейс TGV Brest – Paris на нужную мне дату и предпочтительное время еще не был открыт для продажи. Но на сайте можно было подписаться на уведомление об открытии продаж, указав свой e-mail, что я и сделал. В результате, когда оповещение пришло, я купил билеты чуть ли не в первый час продаж, очень дешево, за 20 евро с человека. Пока оплачивал, распечатывал и прочее, билеты уже подорожали почти в полтора раза (до 55 за двоих). Да и потом продолжали дорожать… Так что вышло удачно.
Корабль Port-Navalo – Le Palais (Belle-Ile), который на самом деле Vannes – Le Palais:
http://www.compagnie-du-golfe.fr/bateau-belle-ile-en-mer/depart-vannes-et-port-navalo/#horaires-belle-ile
В кассе в Port-Navalo обменял распечатку на билет.
Паром Le Palais – Quiberon
http://www.compagnie-oceane.fr/reservation/?rub_code=53
Распечатку обменяли на билет в порту Le Palais сразу по прибытии на Belle-Ile, чтобы на следующий день не тратить на это время.
TGV Auray – Quimper.
Снова сайт SNCF https://www.voyages-sncf.com/. После оплаты сайт предложил воспользоваться их сервисом подбора гостиниц в Quimper. У меня к этому моменту была забронирована гостиница через Booking, с бесплатной отменой. Но я решил попробовать, посмотреть на предложения. И увидел ту же гостиницу, но с дополнительной скидкой, даже по сравнению с аналогичной безвозвратной покупкой через Booking. Так что я купил бронь на SNCF, а на Booking отменил. Что-то около евро 20 удержал в своих дрожащих от жадности цепких лапках таким образом :-P . «…И был известный эконом» (С). Но, вообще-то, это не про меня. У меня не слишком хорошо получается выгадывать на таких вещах…. Но приятно, когда получается.
Корабль Brest – Ouessant и Ouessant – Brest:
http://www.pennarbed.fr/horaires-et-tarifs/
Тоже с обменом на билеты в порту перед посадкой. Очередь была один или два человека, и офис располагается метрах в 50-ти от трапа, так что все удобно.
Ну и о проживании (не считая дня у друзей!):
Все ночевки были забронированы на Booking.com, которым я пользуюсь все же пока чаще, чем другими, особенно, когда нужно переночевать всего одну ночь и не хочется мороки с закупкой продуктов, завтраком и т.п. Кроме ночевки на острове Ouessant: там Booking не предлагал ничего. Так что в этом случае я воспользовался их собственным «островным» сервисом по подбору крыши над головой:
http://www.ot-ouessant.fr/location-ouessant.html
Проблема была в том, что, с одной стороны, жилья, где можно остановиться на острове, вполне достаточно, но, с другой стороны, подавляющее большинство сдает на срок, начиная с двух ночей, а мы ехали всего на одну. В результате, только маленькая гостиница Le Fromveur в центре "поселка городского типа" Lampole - он же столица Уэссана - оказалась подходящей:
http://www.ot-ouessant.fr/location-ouessant/hotel/173-hotel-restaurant-bar-le-fromveur.html
Я с ними списался (вот их собственный сайт: http://www.hotel-fromveur.fr/); они попросили, как водится, задаток. Что обычно печально, поскольку при традиционном банковском переводе банки в обеих странах отъедают себе свою долю, делая эту операцию весьма болезненной. Можно было бы попробовать упросить их забронировать нам номер без предоплаты. Но (см. выше «рекомендованный способ») у нас были «засланные казачки», которых мы и попросили перевести за нас требуемый задаток, а им отдали потом наличными.
Все остальные транспортные расходы («островные» автобусы на Belle-Ile, «материковые» автобусы Quiberon – Auray, Quimper – Camaret-sur-Mer, Camaret-sur-Mer – Brest) оплачивались на месте, в основном у водителя. Если рядом была специальная касса (как на автовокзале в Quimper) – то в кассе. Хотя, наверняка, и в этом случае водитель бы нас «обилетил», но как-то нехорошо было его напрягать при наличии десятка минут свободного времени до отправления автобуса и кассы в пятидесяти метрах безо всякой очереди.
Ну вот, с технической стороной покончили. Пора в путь!
Содержание
Paris - Vannes - Auray - Belle-Ile-en-Mer
Quimper
Camaret-sur-Mer
Ouessant - день первый
Ouessant - день второй
Brest - Paris. Послесловие