Продолжаю прогулку по виа Систина – к Испанской лестнице. Подхожу со стороны смотровой площадки. Цветы на лестницу еще не выставили, поэтому она кажется шире и обыденнее. На смотровой площадке художники – рисуют, продают свои картины. И как всегда – замечательный вид на Рим.
На площади Испании – приятные джазовые импровизации на фортепьяно. Исполнитель - Паоло Занарелла, пианист, выступающий на площадях различных городов Италии.
А я ищу Via Margutta, которая проходит параллельно виа дель Бабуино (от пл. Испании до пл. Попполо). Это небольшая улочка, на которой живут художники и другие представители богемы. Улица тихая, очень уютная, стены домов увиты зеленью и цветами.
Именно здесь жил (дом 51) герой Грегори Пека в фильме «Римские каникулы». И здесь же (дом 110) жили Федерико Феллини и Джульетта Мазина.
Очаровательное место! Поражает тишина и камерность улочки буквально в 2-х шагах от шумных туристических мест.
После Пьяца дель Попполо свернула на правую от площади лучевую улицу - на виа ди Рипетта. Где-то в середине ее пересекает виа Антония Канова – небольшая улочка, на которой стоит дом Кановы, выдающегося итальянского скульптора эпохи классицизма (XVIII – XIX вв). К нему я и шла. Дом интересен осколками древнеримских статуй, как бы вырастающих из его стен.
Далее мой путь лежал к Пантеону и Пьяца Навона. В Пантеоне пришлось задержаться – дождь припустил не на шутку. Ну, да я и не в обиде – было на что посмотреть, где посидеть, отдохнуть... Вот, например, могила Рафаэля, возле которой постоянно толпятся туристы.
И все-таки есть что-то в этом храме языческое! Может, дух прежних богов. А может, толпы людей и распахнутость храма создают в нем некую атмосферу дикости, неуправляемости, беспокойства. Мне он больше напомнил рынок, чем усыпальницу… Хотя это не умаляет величия архитектурного решения.
Если от Пантеона идти в сторону пл. Навона, то можно выйти на Piazza di Sant'Eustachio. Ее легко узнать – справа базилика Сант Эустакио с головой оленя на фронтоне.
Прямо (если стоять спиной к Пантеону) – церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца - с закрученным по спирали шпилем, символизирующим пчелиное жало (пчела – геральдический знак семейства Барберини, к которому принадлежал папа Урбан VII, по заказу которого и строилась церковь) (архитектор – Барромини, XIV век.)
Церковь вписана в архитектурный ансамбль университета Ла Сапиенца. Для посещения открыта только в первой половине дня в выходные. Увы, это был не мой день, поэтому полюбовалась только куполом.
А напротив базилики Сант Эустакио, в доме 82 расположена известнейшая кофейня с таким же названием (
http://www.santeustachioilcaffe.it/). Кофейня существует с 1938 года и славится своим эспрессо. Порядок здесь такой - нужно сначала заплатить, а потом уже получать свой напиток. Есть и сладости к кофе. И всегда много народу. Да, здесь кофе пьют прямо у стойки. А и правда, чего рассиживаться с двумя глотками кофе?
Приободрившись, прогулялась к многолюдной Пьяца Навона. Увы, она снова оставила меня равнодушной. Далее, вдоль южной стороны площади пошла вправо, по виа ди Пасквино, к одноименной площади. На площади, на углу дома, стоит обрубок античной статуи. Ничего особенного, кроме того, что эта статуя оказалась причастна к рождению слова «пасквиль». В XV или XVI веке на площади жил человек по имени Пасквино. То ли портной, то ли цирюльник, то ли учитель. Он не боялся писать сатирические стихи в адрес властей и вывешивал их на античном торсе. Так античный торс стал «говорящей статуей», а от имени Пасквино сатирические, оскорбительные и компрометирующие опусы стали называть пасквилями.
На юг от площади Навона, на vicolo della Cuccagna 13 (узкий, темный переулочек) стоит палаццо Массими-алле-Колонне, резиденция древнейшего римского рода. Родоначальником своим они считают Квинта Фабия Максима Кунктатора (3й век до н.э.). Говорят, Наполеон спросил у одного из Массими, правда ли, что его род восходит к древним римлянам. "Доказательств у меня нет, - отвечал князь, - но разговоры об этом идут у нас в семье уже тысячу лет". Здание было возведено в 1530 г. К сожалению, фотоаппарат у меня разрядился, и заснять палаццо я не смогла.
Пересекла Corso Vittorio Emmanuele II и по Via dei Baullari – к Кампо дель Фьори. Площадь знаменита тем, что на ней был сожжен Джордано Бруно, чей памятник стоит на площади.
А кроме этого – здесь по утрам разворачивается большой фруктово-цветочный рынок, а к вечеру расставляются столики кафе и площадь превращается в веселое, тусовочное место. К сожалению, я попала как раз в перерыв между двумя этими ипостасями площади, когда хозяева лотков сворачивались и вид у площади, мягко говоря, был неприглядный. Заглянула на Пьяца Фарнези, к одноименному Палаццо. Палаццо строил Антонио да Сангалло Младшим, а в 1556 году его строительство продолжил Микеланджело, который спроектировал карниз и балкон над парадным входом, а также третий ярус внутреннего двора. Дворец считается лучшим образцом ренессансного стиля в Риме. Сейчас в нем находится Французское посольство. Поэтому доступ во дворец закрыт. Правда, встречается информация о том, что можно посетить дворец по предварительному запросу.
На площади перед дворцом – 2 фонтана в виде ванн. И это действительно ванны, позаимствованные из терм Каракаллы (снимок двухлетней давности. Дворец на фото не виден):
А я направляюсь по улице Джумбанари (магазины, туристы) дальше – к Капитолийскому холму и площади Венеции. Иногда я просто выбираю направление и иду к выбранной цели, петляя в понравившихся улочках, переулках, заглядывая в симпатичные дворики. Так и на этот раз, свернув с Виа Джумбанари, я прошла вдоль трамвайных путей по Виа Аренула и вышла на площадь Торре Арджентина. И – увидела площадку в древнеримскими развалинами. Такой вот неожиданный сюрприз. Позже в интернете прочитала, что это раскопки гигантского комплекса Театра Помпея (55 год до н.э.). Театр был первым римским амфитеатром. И именно здесь, у входа на арену (где в то время заседал Сенат) был убит Гай Юлий Цезарь. Снимок взят здесь:
http://shi-ra.livejournal.com/337504.html Здесь же расположен Театр Арджентино, открытый в 1732 г. на деньги семейства Сфорца-Чезарини. Кстати, к Аргентине площадь и театр отношения не имеют. Эту площадь назвали по имени башни, расположенной на одном из ее углов. Владел башней некто Йоханнес Буркхардт, бывший родом из Страсбурга, который на латыни назывался Аргенторатумом.
И наконец, Виа Флорида привела меня на Капитолийский холм. В Санта Мария ин Арачели, расположенной на холме, шла служба. Поэтому я там надолго не задержалась. Выйдя из церкви через боковую дверь, свернула налево и, поднявшись по небольшой лестнице, прошла на обзорную площадку. Там же рядом находится кафе и, чуть дальше, в сторону к главной лестнице, ведущей к базилике – лифт на смотровую площадку Алтаря Отечества. Накрапывал дождь, и очень интересно было наблюдать Рим, окутанный питерско-лондонской моросью. Еще раз пожалела о том, что вечером не проверила зарядку фотоаппарата. Немного отдохнув и насладившись родной погодой, отправилась к фонтану Треви – по виа дель Корсо и затем направо, по Via dell'Umiltà.
Ну что сказать о фонтане Треви? - это место как раз из разряда must see. Пожалуй, самое мое любимое место в Риме. Люди приходят сюда с радостью, веселые, счастливые – и все эти чувства витают над площадью, заряжая ее посетителей. Обожаю сидеть перед фонтаном, любоваться игрой света на скульптурной композиции, смотреть на потоки воды, наблюдать за людьми. Потрясающая энергетика и позитив!
Вот так и закончился мой первый день в Риме.
А на завтра запланирован самый сложный маршрут. Понимая всю его рискованность, все же решила втиснуть в один день посещение 3х небольших городков: Витербо (древний папский город), Чивита ди Баньореджо (город-призрак, расположенный на разрушающейся туфовой скале), Орвието (древний этрусский город, тоже одно время бывший папской резиденцией, красивый Кафедральный собор).
Почему такой маршрут? Собираясь в поездку, я сначала планировала съездить из Рима в Витербо и этим ограничиться. Ну, может еще посетить виллу Ланте рядом с Витербо. Но потом попалась на глаза статья о Чивите ди Баньореджо – городе, стоящем на горе из туфа, из которого выселили всех жителей в связи с тем, что гора разрушается. Я загорелась посмотреть этот городок. И кстати выяснила, что туда как раз можно доехать из Витербо. Потом, читая отзывы на форуме, я узнала об Орвието, который рекомендовали гораздо больше, чем Витербо, и который тоже связан с Баньореджо автобусными маршрутами. Таким образом, от Витербо я решила отказаться и принялась планировать маршрут.
Однако, изучая расписание автобусов в / из Баньореджо (в него нужно приехать, чтобы затем добраться до Чивиты), обнаружила, что удобнее всего ехать из Рима в Баньореджо через Витербо, а обратно – через Орвието. С помощью сайта компании COTRAL:
http://www.cotralspa.it/TrovaPercorso.asp сложилась такая картинка:
Выезд из Остиенсе 07:45 или 8-52
Приезд в Витербо 09:44 или 10-44
Отправление из Витербо 10-50 или 12-10
Прибытие в Баньореджо 11-30 или 12-55
Дойти до Чивиты к 12-00 или 13-00 (видимо, бегом)
Погулять по Чивите 2 час или 1 час
Выезд из Баньореджо 14-25 или 14-25 и т.д.
Прибытие в Орвието 15-35
Прогулка по Орвието 4 часа
Отъезд из Из Орвието в Рим 19-36
Вторая колонка – это на тот случай, если опоздаю на электричку по первому варианту. И – повод стараться успеть, т.к. время на Чивиту сокращается до одного часа, даже меньше. Был еще автобус в из Чивиты в Орвието в 17-25, но тогда я бы не увидела Орвието… Из Орвието же в Баньореджо не поехала потому, что при аналогичном выезде из Рима я попадала только на автобус в 12-45 из Орвието в Баньреджо. И тогда из Баньореджо можно было уехать либо в Орвието в 17-25 (последний автобус), либо в Витербо в это же время, но с 2мя пересадками. А начитавшись о недисциплинированности итальянских водителей автобусов, я решила не рисковать и успеть уехать из Баньореджо на предпоследнем автобусе. Вот такие наполеоновские планы. И что из этого получилось…
День второй. Рим – Витербо - Орвието.
Эпиграф. "Не знаю, куда летит этот самолет, но я на нем лечу в Париж..."На запланированную электричку я успела. Правда, второпях вышла из метро на площадь Остиенсе, а на вокзал нужно было идти в противоположную сторону. Но добрые люди помогли разобраться, и я вернулась через метро к вокзалу. Заодно убедилась, что по разовому билету можно повторно заходить в метро в течение разрешенного времени.
Билет на электричку купила в автомате, причем перед распечаткой билета автомат выдал сообщение о том, что билет нужно обязательно закомпостировать. Почему такие предупреждения выдавались не всегда, не знаю. Но на всякий случай я все жд билеты (и маленькие картонки с указанием только направления, и длинные, с указанием времени отправления поезда) компостировала. Кроме купленных через интернет. Там вообще достаточно контролеру назвать PNR-код своего билета.
Приехав в Витербо, решила, что пройду через город, ненадолго загляну в старую его часть и – на автобус. Для начала нужно было найти карту города, т.к. распечатать ее я забыла.
Что меня удивляет в некоторых городках Италии, так это то, что карту города можно получить не на вокзале, а в информационном туристическом центре, предварительно поплутав по городу. Так и в Витербо – с помощью компании студентов я вышла на центральную площадь и в информационном центре получила карту. На карте, правда, была только старая часть города, расположенная внутри крепостной стены. Понятно – для туристов. А где найти автостанцию, от которой доехать до Баньореджо? – сотрудница центра порылась в интернете, а потом нарисовала на карте, непосредственно над северной стеной, жирную точку.
Замечательно – есть время немножко прогуляться хотя бы до площади Сан Лоренцо, к бывшей папской резиденции. Немного покружила в происках правильного выхода к площади и – вот она.
Палаццо Фарнезе у входа на площадь сан Лоренце
Мрачную архитектуру площади уравновешивает ажурная лоджия со смотровой площадкой.
А со стороны лоджии и площадь кажется не такой суровой.
Иду дальше, решая, что до точки, отмеченной на карте, не так уж и далеко и я успею еще «вильнуть» к кварталу Пилигримов (San Pellegrino). Вот только одного не учла – здесь, в узких петляющих улочках, гулять так, как я привыкла, «по направлению», не получится.
Короче, когда через 10 минут я соотнесла карту с местностью, оказалось, что квартал я уже «пролетела». Старый город – маленький. А многие улочки – это такие узенькие проходы между домами, что с непривычки и улицами их не назовешь. Ну вот – и время поджимает, и азарт возник – все-таки увидеть этот квартал, раз уж рядом. Нашла.
Очень понравилось стремление жителей разбавить серость и мрачность средневековых стен зеленью и цветами.
Как всегда, захватило желание запечатлеть вот это, а еще – вот это, а еще…
В общем, времени на то, чтобы добраться до автостанции я оставила себе минимум. Но опять, не осознавая опасности петляющих улочек, двинулась по направлению к воротам на выход из старого города, не особо вглядываясь в карту. И, что называется, заблудилась в 3х соснах. «Паника, паника…» (вспомнилась сцена из «Бриллиантовой руки», когда герой Миронова мечется по Стамбулу в поисках выхода.) С помощью местных жителей я кое-как вышла на Via San Lorenzo, и по ней – на Piazza Plebiscito (здесь же находится информационный туристический центр).
А дальше двинулась по направлению к Порто Фиорентина, чтобы дойти до той точки на карте, которую отметила мне сотрудница информационного центра в качестве автостанции... И вот тут оказалось, что точка расположена совсем не там! Т.е. автостанция оказалась правее этой точки и шла я гораздо дальше, чем эта точка была нарисована. Т.е., как вы понимаете, на свой автобус я опоздала.
Мораль сей басни такова – нельзя игнорировать карту, если есть ограничения по времени. Да и вообще при таких жестких ограничениях маршрут нужно планировать довольно подробно и плана придерживаться.
Ну что ж, остается ждать следующего автобуса. Есть время попить кофе в торговом центре рядом с автостанцией и осмотреться. Билеты взяла до Баньореджо (на 2 зоны) в кассе, а потом еще решила взять на обратную дорогу до Орвието – те же 2 зоны. Служащие автостанции охотно помогли купить билет в автомате (для разнообразия).
За 10 минут до отправления автобуса вышла на платформу, на которой было написано Баньореджо и уже стояли несколько пассажиров. Подошел автобус, мы в него сели , закомпостировали билеты… И автобус тронулся. – Вот это да! На целых 10 минут раньше! Вот уж не думала, что недисциплинированность итальянских водителей распространяется и в сторону более раннего отправления. Кстати, улочки Витербо, по которым мы ехали, оказались весьма симпатичными, хоть и не такими древними, как квартал Пилигримов, но тоже со следами времени и особым шармом маленьких городков.
Еду, радуюсь жизни. Вокруг потрясающие пейзажи (жаль, не сфотографировать было – водитель попался лихой) – дымка зелени на деревьях, аккуратно подстриженные ряды виноградников, серебристые оливковые рощи, бело-розовые облака цветущих садов. И так все это великолепно смотрится на холмистом рельефе! И вдруг, эту идиллию нарушает указатель – Bagnaia. Здесь рядом – вилла Ланте. Но эта дорога градусов на 90 отклоняется от той, которая ведет к Баньореджо!
И тут сомнения начали меня одолевать – и название маршрута на автобусе я не посмотрела, и отправился он раньше времени. А было ли еще что-то кроме Баньореджо написано на платформе – не обратила внимания. Главное – я увидела название, интересующее меня, и - все! Включила IGO- да, действительно едем в другую сторону. Ну, что делать? Без знания языка и хоть какой-то ориентации на местности что-либо выяснять проблематично. Но ведь будет у этого маршрута конечная остановка. Значит, как приеду, так оттуда и уеду. А может, и что-то интересное увижу.
И правда, по пути попался симпатичный старинный город на горе. Потом по карте посмотрела, наверное – Бомарцо (знаменит своим садом чудовищ). Но не рискнула выйти, поскольку автобус остановился просто где-то в городе, на обычной остановке, на автостанцию не заезжал. Ну, я и побоялась, что потом ее не найду.
Еду дальше, и вдруг, за поворотом – город, вырастающий прямо из скалы! Заезд в него был похож на кавалерийскую атаку – промчались по центральной улице города, остановились, развернулись – и назад. А через несколько минут - конечная остановка, прямо у железнодорожной станции Орте. А оттуда – и в Рим, и в Орвието можно доехать. Уфффф!
Вот так благополучно закончилась моя неожиданная поездка в неизвестность. Интересно, что город на скале – тот же Орте, но стоит он в стороне от станции. А возле станции – буквально пара улочек. Фото отсюда:
http://yandex.ru/images/search?source=w ... 2Forte.jpg