В этом году я в октябре делала операцию на колено и полгода не работала, поэтому о НГ даже не думала. Но к концу ноября я начала работать и меньше хромать и поняла, что оставаться в такой ситуации дома на 8 дней каникул как-то глупо, и я срочно озаботилась куда бы поехать. Но недорогих билетов не было, а мои возможности в плане кручения педалей мне самой были непонятны, поэтому я решила вернуться к когда-то традиционному для нас формату новогодних каникул - поехать в Европу по земле, без велика, с передвижением на общественном транспорте и ночевками в хостелах.
Выбор пал на Польшу.
Польша подходила почти идеально. Во-первых, достаточно близко и варианты заброски мне известны. Во-вторых, относительно других стран и заброска подешевле и внутри цены на транспорт не как в Швейцарии, а хостелы так вообще ценами порадовали. В-третьих, я хоть ее и проезжала транзитом много раз, но кроме центра Варшавы не видела ничего. При более подробном изучении маршрутов по Польше всплыли два момента.
Первый положительный - интересных городов и мест оказалось больше, чем я думала. Причем они в основном концентрируются в двух регионах - на самом севере в районе Гданьска ( давно хочу). И очень интересным оказался юг. В Краков-то я давно занесла в хотелки, но про остальные города как-то не интересовалась раньше и не знала. Посмотреть за неделю всю Польшу, это "галопом по Европам", это не мой вариант, поэтому я решила сосредоточиться на юге, а на север когда-нибудь все же надеюсь доехать на велике из Калинграда.
Начала разрабатывать маршрут и вот тут всплыл отрицательный момент - городки эти многие такие маленькие, что на многие хватит часа на осмотр. На велике это не проблема - приехал, посмотр, поехал дальше. Но транспорт - это не малые потери времени, дополнительная стоимость и за короткий зимний световой день посмотришь немного, зато все время будешь спешить или, наоборот,зависать где-то. Потому что оказалось, что с транспортом здесь не так чтобы очень хорошо - по многим маршрутам поезда и автобусы ходят 2-3 раза в день. А некоторые расписания ( например, маршруток) найти в сети не удалось.
Была у меня уже мысль все- таки взять велосипед, тем более нога радовала, но, во-первых, в некоторых поездах с великом могут быть проблемы ( и немалые доп.расходы). А главное - южная Польша, хоть и южная, но может лежать снег. И может идти дождь со снегом.Это все-таки не Средиземноморье. Забегая вперед скажу, что с погодой повезло. Осадков почти не было, снег видела только на перевале из окна автобуса, но температура была в основном в районе 0, для велопохода это не комфортно совсем, руки и лицо мерзли и без велосипеда, а на нем бы замерзали еще и ноги :-(
Обдумав все это, я решила сосредоточиться на относительно крупных городах и свести переезды на транспорте в течении светового дня к минимуму. В результате получалось, что за неделю я смогу посмотреть не более 5 польских городов. В списке однозначно стоял Краков и желателен был Вроцлав. В обоих я была еще в 90-х, но так получилось, что не видела вообще. На Краков и окрестности я вначале выделила 3 дня, потом сократила до двух, решив оставить Освенцем на другой раз. Так как заброска-выброска в любом случае проходила через Варшаву, то я уделила ей тоже время, хотя в центре мы бывали дважды, и я хорошо его помнила. У меня оставалось еще пару дней. Я перебрала кучу вариантов. Это были и польские города и Дрезден и Берлин, и словацкие Кошице и Братислава ( везде есть рейсы Flexbus), но все же я остановилась на Праге. Да, я в ней была уже раза 3, но всегда по 1 дню, и у меня не было ощущения, что я ее хорошо знаю. На Прагу я решила выделить не менее 2 дней, иначе нет смысла ехать туда. Было желание посмотреть еще что-то на севере Чехии, но возникла та же проблема , что и в южной Польше - расстояния не совсем близкие, а города небольшие, время на подъезды жалко. Я решила, что надо как-нибудь сюда съездить на велосипеде, посмотреть все интересное, но мелкое по обе стороны границы. После поездки, правда, моё мнение несколько изменилось, но об этом позже.
Я всегда страралась при заброске "по земле" посмотреть что-то по пути, даже если это требует дополнительного времени. Так на пересадке в Бресте я хотела посетить Крепость и прогуляться по городу. После очень долгих копаний в чужих отчетах и расписаниях решила добавить к Праге один небольшой чешский город Кутна Гора, а к Вроцлаву Елену Гору и Свидницу. Ну, а шахты в Величке у меня с самого начала стояли в must see. Уже при покупки билетов на поезд я решила сделать остановку в Смоленске на 3 часа.
Итак маршрут нарисовался такой.
30.12 - выезд из Москвы вечерним поездом в Минск
31.12.- поездом Минск-Брест, далее прогулка ( в темпе) по Крепости и по городу. Выезд после обеда поездом в Варшаву. Там пересадка на краковский поезд. Прибытие в Краков в 9 вечера, заселение в хостел, новый год на Рыночной площади.
01.01 - осмотр Кракова
02.01 - осмотр Кракова до обеда, далее поездка Величку в соляную шахту. Ночной переезд на автобусе в Прагу
03.01.- Прибытие в Прагу в 6 утра, заселение в хостел и осмотр Праги
04.01.- Осмотр Праги до обеда, поездка в Кутну гору
05.01- Выезд на автобусе в сторону Вроцлова до Еленя Гора. Осмотр городка, электричкой до замка Ксёнз. Далее маршруткой или электричкой в Вроцлав.
06.01. -Осмотр Вроцлава и поездка в Свидницу на электричке или маршрутке
07.01 - Утром выезд в Варшаву поездом, днем осмотр Варшавы, вечерний поезд в Брест.
08.01 - Брест- Минск -Смоленск поездами. Прогулка по Смоленску, выезд Ласточкой в Москву.
Карта и треки были залиты в навигатор. Я впервые даже для прогулкам по городам нарисовала треки, но на месте ими не пользовалась почти. Все расписание списаны и маршрут продуман буквально по часам. Билет в шахту в Величку с русскоговорящим гидом купила заранее по интернету.
Все билеты, кроме совсем пригородных поездов и маршрутки в Чехии и Польше были куплены мною заранее. В этом есть большая экономия - в Польше, если это не совсем региональные поезда, продажа начинается за месяц , и где-то через 5 дней цена обычно поднимается. В кассе перед отправлением такой билет может стоит в несколько раз дороже, как оказалось. В общем, надо ловить момент. Еще фишка - два поезда, похожих, с разницей в отправлении в полчаса могут иметь большую разницу в стоимости. В общем, если смотреть расписание внимательно и покупать билеты по первой низкой цене, то можно прилично сэкономить.
Автобусами пользовалась Flexbus. Фактически они монополизировали этот рынок в регионе. Цены неплохие, сервис нормальный, но вот что плохо - маршрутная сеть не порадовала. Напоминает авиционную - через хабы, добраться из таких больших городов как Краков в другой большой не проблема, несколько рейсов в день. А город чуть поменьше, если он в стороне, уже автобусов нет. А те что по трассе могут высадить, но вот оттуда билет не всегда продают. У американского Greyhound подобная схема, но там хоть это оправдываеттся расстояниями и порой малонаселенными территориями, а тут многие относительно крупные города не охвачены или охвачены весьма криво.
Железнодорожная сеть тоже на карте выглядит солидно, а по факту местами фиг доберешься, особенно днем. На небольшие расстояния от больших городов в пригороды имеются маршрутки, а кое-где и местные автобусы. Но как они ходят и где останавливаются найти весьма непросто. Не люблю транспортных сюрпризов и зависаний , поэтому все передвижения запланировала и рассчитала заранее.
Хостелов у меня получилось 3 ( Краков, Прага, Вроцлав). Все забронировала заранее, вроцлавский даже оплатила (так было дешевле). Критерий выбора был - недорого и в центре.