Заблудиться невозможно - везде есть необходимые указатели, навигатор (у меня Garmin) по дороге ведет абсолютно адекватно, знает все объездные и т.п. Дорога по сравнению с М-10 пустая. То есть вообще пустая - единичные фуры, редкие локальные грузовики и автобусы, очень небольшой легковой трафик не в счет. Особенно это касается М-20. На М-9 трафик фур, в основном прибалтийских, несколько побольше, но с М-10 даже сравнивать нечего. К тому же фурщики здесь ведут себя весьма адекватно - показывают, когда можно обгонять, подвигаются в сторону, чтобы облегчить обгон на узких участках, позволяют встроиться, если не успеваешь обогнать несколько машин сразу и т.п. О кошмаре на М-10, где они откровенно хамят, не дают себя обогнать, занимают два ряда сразу и т.п. - даже речи нет.
Дорога на 85-90% двухполосная, однако ехать несложно - как благодаря небольшому трафику и адекватности большинства участников движения, так и благодаря отсутствию горячо любимых гаишниками близстоличных регионов длинных прямых участков со сплошной линией. Практически везде, где можно обгонять согласно здравому смыслу, будет нанесена прерывистая разметка. Радует и то, что подавляющее большинство мелких населенных пунктов обозначены синими табличками, что позволяет проследовать через них, не сбрасывая скорости. Кстати, камер контроля скорости и гаишных засад по маршруту практически нет. Ехал практически везде 110 кмч по круиз-контролю.
С бензином на М-20 все в порядке: есть заправки ПТК, Лукойл, Газпромнефть, Neste, в Псковской области появляется Statoil. Засада может ожидать на М-9: на 400-километровом участке от Пустошки до Волоколамска практически нет брендовых заправок, только какие-то конторы по розливу топлива непонятного происхождения и качества На стыке М-20 и М-9 в Пустошке есть Statoil, как и в Великих Луках (но там придется съехать с трассы).
Дорога хорошо расчищена. На участке Луга - Псков полное ощущение, что находишься в Финляндии, т.к. покрытие - хорошо расчищенный и укатанный снег без примеси реагентов. Однако далее везде щедро поливают трассу реагентами, поэтому расход омывающей жидкости высокий - у меня полностью ушла 4-литровая канистра. Качество покрытия на М-20 достойное практически везде, запомнился разве что подубитый мост через какую-то речку в Пустошке. На М-9 в районе Нелидово идет масштабный ремонт километров на 25-30. На внедорожнике можно ехать 80-90 кмч, но осторожно, попадаются внезапные ямы и рытвины. На пузотерках держать выше 50-60 кмч я бы не рекомендовал. Ну и ремонт на подступах к Москве вроде бы еще не закончился. Освещения на трассе нет практически нигде, за исключением объездных вокруг крупных населенных пунктов. Ну, и редкие фонари при заправках или в маленьких населенных пунктах.
Точное расстояние от Питера до Москвы не скажу, т.к. в Волоколамске я свернул на Рузу, чтобы далее объехать Москву по Большому бетонному кольцу и выйти с юга на Калужское шоссе. Этот маневр занял около трех часов при расстоянии километров в 150. На подмосковных кольцах, как обычно, плотный трафик из фур, которые и сами не едут, и другим не дают, плюс многокилометровые участки сплошных линий, обгонять через которые, несмотря на хорошую видимость, крайне чревато, плюс железнодорожные переезды
Примерная раскладка по маршруту выглядела так:
07.00 - выехал из Петербурга (Озерки)
08.05 - Гатчина
09.20 - Луга
10.30 - Псков
11.40 - Остров (здесь поспал 40 минут, припарковавшись на заправке Statoil)
13.00 - Опочка
13.50 - Пустошка (507 км от точки старта)
14.35 - Великие Луки
15.20 - Торопец
18.20 - Волоколамск (920 км от точки старта)
Резюме.
При малейших подозрениях на возможные проблемы на М-10 это - достойный вариант для объезда пробок. Для тех, кто направляется в западную часть Финляндии, скорее всего, имеет смысл пересечь границу с Латвией или Эстонией и пересечь залив на пароме из Таллина, нежели выстаивать очереди на погранпереходах с Финляндией. Если вы все-таки направитесь по этому маршруту на Торфяновку/Брусничное/Светогорск, с М-20 на КАД следует съезжать в сторону Таллинского шоссе и далее пересекать залив через Кронштадт, уходя сразу после дамбы на "Скандинавию" к Сестрорецку (там следует повернуть в сторону Петербурга и практически сразу развернуться по указателю на Выборг). Этим можно избегнуть как частых в дневное время пробок в восточной части КАД, так и необходимости проезда через Сертолово по сильно перегруженному Выборгскому шоссе. Но дорога существенно длиннее - километров на 200-250, и конечно, в два водителя ехать будет приятнее - провести почти 14 часов за рулем было все-таки довольно утомительно. Хотя в целом я предпочитаю хорошо ехать, чем плохо стоять
Ну и на закуску - несколько местных топонимов, которые немало развлекали в дороге.
На маршруте попадались Новое Колено, Мараморочка, Цапелька, Крюки, Барабаны, Гривы, Звоны, Кисели, Пожары... Но вне конкуренции - Лядино со старательно выписанной перед названием буквой Б и Лобок (так называется погранпереход с Белоруссией, на который во множестве расставлены указатели на М-20).
Да, и для ценителей прекрасного - совсем рядом с М-20 Пушкинские Горы, Михайловское, Тригорское. Я обозревал пейзажи и вспоминал Довлатова, который работал там экскурсоводом. "Скажите, пожалуйста, это - дали?"