Город молодой и советский, рядком по улицам стоят панельные пятиэтажки с уродливыми черными утепленными швами, но их сейчас укрывают пластиковыми панелями, и все уже не так страшно, и рядом привычные пластиковые сараи - торговые центры с привычными же вывесками.
Город молодой, хоть и с давней историей, потому что долгое время это был просто гарнизон. Далекий-далекий поселок, о котором вспоминали только если на него покушались соседи. К 1900г. поселение составляло всего 383 человека, и город больше напоминал деревню. Вспомнили о нём во времена русско-японской войны (1904 - 1905 гг.) и в 1909г. была образована Камчатская губерния. К 1916г. в Петропавловске проживало уже 1168 человек. Тоже не очень много. Промышленность и городские дома появились здесь в 30-е годы ХХ века, при Советской власти, так что никаких памятников архитектуры тут нет, как и выдающихся творений зодчих любого времени. А есть небольшой по современным меркам город, красивый при хорошей погоде и ясном солнце: здесь по обочинам, как в нормальном провинциальном городе, растут луговые травы, в короткое лето все происходит сразу: летит тополиный пух, цветут одуванчики, розовеет иван-чай и прямо в городе можно увидеть редкий цветок саранки.
И горы, и океанская бухта, и простор, и ветер.
Это город, в котором постоянно будешь вспоминать (или изучать) историю российского мореходства, и не только российского.
"Капитан Беринг
Открыл далёкий берег
Что за чудо - капитан
И в этот берег дикий
Стучит волною Тихий
Ужасно Тихий океан"
- Здесь есть памятник Берингу, улица Беринга и даже университет имени Беринга
Потому что именно для зимней стоянки кораблей готовящейся Второй Камчатской экспедиции Витуса Беринга был построен Петропавловский острог. Своё название острог получил от имен судов экспедиции — пакетботов «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». И происходило это в далёком 1740 году. Сейчас на центральной площади стоит монумент в честь Петра и Павла - апостолов, а не пакетботов.
А дальше история Петропавловской удобной гавани наполнена именами великих мореплавателей тех времен, когда Земля была еще большая и неизведанная.
В 1779 г. в Авачинской губе были шлюпы английской экспедиции Д. Кука «Резолюшн» и «Дискавери» под командованием Ч. Кларка (Клерка? Charles Clerke) . Того самого Кука который дал название Берингову проливу, а сам Джеймс Кук трагически погиб 14 февраля 1779 г. в стычке с аборигенами на Гавайских островах. После гибели Кука Чарльз Кларк принял командование экспедицией, в 1779 году корабль вошёл в Петропавловскую гавань и здесь пополнил запасы продовольствия. Перед Беринговым проливом моряки попали в ледяной затор и новый капитан подхватил лёгочную чахотку, от которой и скончался. Перед смертью от завещал похоронить себя на Камчатке в деревне под названием Паратунка, где его радушно встречали местные жители. В 1804 году корабли под командованием Ивана Фёдоровича Крузенштерна зашли в ту же гавань, находясь в первом кругосветном путешествии. Моряки установили на могиле Чарльза Кларка деревянный памятник, а через 14 лет начальник Камчатки издал указ перенести его в центр города.
В 1787 г. Петропавловскую гавань посетили фрегаты «Буссоль» и «Астролябия» особой французской экспедиции под командованием Ж.-Ф. Лаперуза. которая должна была открыть «все земли, ускользнувшие от зоркого глаза капитана Кука»... Местные жители очень радушно встретили путешественников,
В Петропавловске Лаперуз оставил своего офицера по имени де Лессеп, который говорил по-русски, с заданием пересечь Сибирь и доставить в Европу доклад о достижениях экспедиции. Это и было сделано, а корабли направились дальше, и последние известие от Лаперуза дошло только из Австралии. Спустя годы после исчезновения моряков были найдены останки кораблей на архипелаге Вера-Крус.
А в Петропавловске был установлен памятный знак в честь Жана Франсуа де Лаперуза.
Визит фрегата "Надежда" под командованием И. Ф. Крузенштерна в 1804 году оказался очень полезным для развития города: на судне находился датский доктор медицины, он же российский надворный советник Лангсдорф, его рукописные заметки о пребывании на полуострове передали императору Александру I. Не прошло и 8 лет, как император утвердил положение "О преобразовании в Камчатке воинской и гражданской части, также об улучшении состояния тамошних жителей и вообще тамошнего края". и к началу XIX в. гавань стала главным портом на Дальнем Востоке и административно-хозяйственным центром Камчатки.
Что самое главное - в 1850–1855 гг. в Петропавловске размещалась единственная в то время военно-морская база России на Тихом океане.
"Домов здесь всего 116, - описывал Петропавловск в 1851 году геолог и путешественник Карл фон Дитмар. - Весь Петропавловск построен исключительно из дерева, причем все частные дома крыты тростником и длинной травой, казенные же - железом. В самом конце бухты, непосредственно на берегу, стоят строения морского ведомства: гауптвахта, несколько магазинов, пекарня и несколько небольших мастерских... По переписи 1852 года весь описываемый городок имел всего 1594 жителя (1178 мужского и 416 женского пола). Если считать особо двух священников при православной церкви, несколько американцев, небольшой персонал Российско-Американской компании и русских купцов, то в противоположность этой вольной части населения вся остальная была на казенной службе и составляла из матросов, нескольких казаков, чиновников и офицеров с их семействами".
Эта база военно-морского флота России (на Камчатке) обеспечила победу в сражении Крымской войны (1853-1856)
В августе 1854 г. гарнизон города и прибывшие им на помощь моряки под командованием генерал-губернатора Камчатки В.С.Завойко и капитана крейсера "Аврора" а И.Н.Изыльметьева отразили нападение англо-французской эскадры, разгромив втрое превосходящие силы противника. В честь этого события поставлен памятник Славы героям обороны. Погибших защитников города и англо-французов похоронили в двух братских могилах возле порохового погреба у подножия Никольской сопки: справа — русских воинов, слева — английских и французских. Чуть выше могил стоит "Часовня", а перед двумя небольшими холмами — пушки, обрамленные якорными цепями