И вот сейчас, когда варианты поездок резко сократились, а я в очередной раз задумалась, где бы провести свой день рождения 7 мая, который я привыкла справлять в поездках, Калининград опять всплыл. После беглого перебора немногочисленных вариантов я поняла, что меня зацепил только калининградский. К 4 дням официальных праздников я отпросилась на работе еще на 2 рабочих дня, и мне казалось, что этого с головой хватит, чтобы посмотреть Калининград, Светлогорск и Куршскую косу. Так оно и есть, если ограничиться только этими местами, но по ходу разработки маршрута мне очень захотелось добавить «глубинку», так про себя я называла ту часть области, что не выходит к морю, и о которой вспоминают далеко не все туристы. Черняховск, Гусев почти сразу стали обязательными точками на моем маршруте, другие города я еще долго обдумывала. Балтийском я вначале готова была пренебречь, но потом и он меня зацепил. Все усугублялось тем, что путешествовать я собиралась на велике, а значит, перегоны более 100 км в день я не могла планировать. Небольшая на карте Калиниградская область оказалась не такой уж и маленькой при детальном рассмотрении, а многие интересности разбросаны. Надо было как-то все хотелки засунуть в 6 дней.
Встал вопрос, чем добираться. Поезд из Москвы останавливается в Черняховске, но идет дольше. Обратно совсем рано уходит из Калининграда, жалко было тратить ценные часы. У Аэрофлота рейсов много, можно вылететь вечером, хорошая экономия времени. К тому же в калининградских поездах нет багажного купе, а значит, могут быть проблемы с велосипедом при посадке. По цене разница была незначительная. С местными электричками на всех ветках кроме Светлогорска-Зеленоградска оказалось плохо – ходят 1-2 раза в сутки, как правило, рано утром в сторону областного центра, вечером обратно. Правда, на праздники и лето добавили еще несколько рейсов, но мне они не помогли. С автобусным сообщением заметно лучше. Рейсов много, расписание и цены в интернете, там и билет можно купить. Остался только вопрос, посадят ли меня с велосипедом. Пока думала, с авиабилетами на 5-9 мая стало совсем плохо, хотя это было еще в начале марта. В результате купила на вечер 4 мая «туда» и на вечер 10 мая «обратно». Обошлось в 10 тыс с небольшим.
Цель у меня была посмотреть все интересное так, чтобы не было необходимости еще возвращаться. Но это не говорит, что я зареклась и никогда туда не поеду, но посмотреть я хотела по-максимуму, поэтому решила первые два дня потратить на маршрут Гусев-Черняховск-Калининград, день рождения провести в бывшем Кенигсберге, а потом за 3 дня проехать от Балтийска до Куршской косы. Генеральный план был такой, а мелочи я обдумывала до последнего дня. Маршрут напоминал незастегивающийся чемодан – я туда все время пыталась что-то добавить, он не закрывался, я с сожалением что-то доставала, но его все равно распирало и закрыть молнию не получалось Массу полезных советов мне дали тут на форуме в теме Калининград и Калининградская область что интересного увидеть , что-то я нашла сама на картах и в интернете.
Забегая вперед скажу, что «чемодан» мне все-таки удалось закрыть, и я все успела, хотя по ходу порой мне казалось, что это нереально. Очень повезло с погодой в смысле осадков – их не было вообще. Почти не было даже облаков все 6 дней, что я там была, поэтому я так расслабилась, что не упаковывала вещи и спальник в непромокаемые мешки, хотя обычно я так не делаю даже в ясную погоду. Но было холоднее, чем я ожидала. По ночам заморозки, днем почти все дни холодный ветерок, поэтому даже на солнце было не жарко. Ветер к счастью, дул почти все время с востока, что очень удачно сочеталось с моим маршрутом, но лучше бы его не было совсем, хотелось побольше тепла. Только один день 10 мая я проехала по косе в шортах.
Я попала в момент, когда все цвело, запахи стояли потрясающие, комары еще не появились, а вот клещи как раз повылезали. Я с ними столкнулась только один раз – еще на первой ночевке в Храброво, но их было много и потом все время мысль о них мешала мне расслабиться.
Что понравилось больше всего? В первую очередь жилые дома, оставшиеся от бывшей Восточной Пруссии. Костелы зацепили меньше, они в разных странах похожи. Замки в основном в руинах, причем многие разрушены еще задолго до Советской власти, вообще здесь много было всяких событий, что в принципе неудивительно, ведь регион стоит на перекрестке разных дорог. Поэтому для тех кого важно скорее дыхание истории, чем оставшиеся вещественные памятники, то тут можно посетить и руины тевтонских замков и городища и бывшие усадьбы. Таким как я, кому больше по душе хорошо сохранившиеся исторические памятники и города , здесь порой немного грустно - многое утрачено, причем в последние 50 лет. Но осталось больше, чем я думала и это было пожалуй, главное открытие. Еще потрясающе много фортификационных сооружений и многие из них в приличном состоянии, правда, порой труднодоступны. Кто таким увлекается - тут пожалуй самая большая концентрация военных сооружений разных эпох, что я когда-либо видела. Я правда, с возрастом стала к таким объетам почти равнодушна, поэтому потратила на них минимум времени.
С морем моя первая встреча в этом году состоялась в Балтийске и пожалуй, оно мне там больше понравилось, чем в Светлогорске или Зеленоградске, но не в смысле отдыха на пляже ( в мае это не актуально), а в смысле разнообразия видов. Очень понравились виды с обоих молов. С удивлением только на местности поняла, что в Калиниградской области, во всяком случае в ее центральной части, лесов нет, так небольшие перелески, в основном идут поля. Хотя порой они очень живописны, но все-таки я предпочитаю более северную природу. На Куршской косе почти сплошные сосны, это я люблю, но там сплошные запрещающие таблички, да и если честно пейзаж вдоль дороги быстро наскучил - 50 км хоть и симпатичного, но однообразного леса, а побережье, даже когда оно совсем близко с дороги не видно. Правда, езда по второстепенным дорогам порадовала отсутствием трафика, отличным асфальтом и живописными рядами деревьев вдоль обочины. Ехать там одно удовольствие.
В общем, Калиниградскую область я могу рекомендовать как вариант для семейного велопохода. Летом там много мест для купания, что тоже большой плюс. Если вы собираетесь поехать в бывшую Пруссию , чтобы посмотреть, что от нее осталось на машине или общественным транспортом, то надеюсь мой отчет вам тоже пригодится. Я расскажу, что мне понравилось, что я не успела посетить, но что может быть интересно, в общем, поделюсь всей информацией, что насобирала в ходе подготовке к походу и что узнала на месте.
Маршрут получился такой
1 день. Аэропорт- Калининград
Гусев-Озерск
2 день. Осмотр Черняховска
Черняховск- Знаменск
3 день. Гвардейск-Калининград
Осмотр Калиниграда
4 день. Балтийск, Балтийская коса
Переезд из Балтийска на север
5 день. Светлогорск
Зеленоградск-Куршская коса
6 день. Куршская коса осмотр основных точек
Зеленоградск-аэропорт
За 6 дней на велосипеде проехала 535 км, остальное на автобусах.