Ламбарене известен тем, что здесь жил и работал нобелевский лауреат доктор Альбер-Швейцер.
Изначально Альбер-Швейцер был философом и богословом, потом уже в зрелом возрасте выучился на врача и в 1913 году, прямо перед самым началом 1-й мировой войны, уехал в Ламбарене, который тогда входил в состав Французской Экваториальной Африки, где на свои деньги основал больницу. Я так и не понял почему вдруг немец едет во французскую колонию, хотя рядом находился немецкий Камерун? Да еще и прямо накануне войны.
Долго проработать ему не удалось, и как только в 1914 году началась война, его вместе с женой, как немецких подданных, арестовали и продержали в лагере вплоть до окончания войны в 1918 году.
В 1924 году он вернулся в Ламбарене, где и проработал с небольшими перерывами на поездки в Европу и Америку до конца жизни. Умер он в 1965 году в Ламбарене, здесь же и похоронен.
Сейчас здесь расположена вполне современная больница, а больница, в которой работал Альбер-Швейцер превращена в музей. Сюда мы прямо с утра и направились.
Был бы такой сайт где-нибудь в Европе, его можно было бы и пропустить, но в Габоне – довольно прикольно. Походили, посмотрели как он жил, где работал, как выглядели медицинские кабинеты и инструменты почти 100 лет назад. Фото больных с редкими болезнями, а также подарки от вылеченных пациентов. Среди подарков выделялась огромная засушенная рыба, водившаяся раньше в местных реках. Церемониальная маска в виде этой рыбы сейчас является символом Западно-Африканского валютного союза и украшает все западноафриканские деньги.
Когда вышли из музея, обнаружили, что вокруг машины лежат нападавшие спелые манго. Кто-то поднял с земли, я побрезговал, так как валяющиеся на земле уже активно ели какие-то насекомые. И сколько они уже лежат – непонятно. И тут прямо мне под ноги свалился еще один плод. Вот его я поднял. Вкуснейшее. Я в шутку сказал дереву спасибо… и тут же с него свалилось еще одно. В общем, манговый полдник удался.
Но это была только разминка перед сегодняшним длинным днем. Нам предстояла дорога в Чибангу, где у нас будет ночная церемония габонского варианта бвити. Габонская дорога – это своеобразное знакомство с местной фауной. Почему своеобразное? Да потому что фауна представлена в гастрономическом виде. Вдоль дороги, как у нас продают осенью яблоки и кабачки, так здесь продают дары габонского леса. Вот подстреленная антилопа, а вот обезьяна. Можно купить крокодила, змею или любую другую живность, которая все еще водится в габонских лесах. Кстати, насчет змеи вышел спор. Мы хотели попробовать змею, но победила осторожность – неизвестно сколько она провисела на жаре, да и у нас в машине ей лежать еще долго.
Потом остановились перед хорошо сделанным храмом бвити. Если в Камеруне был под церемонию приспособлен какой-то сарай, то здесь вполне себе прилично сделанное и украшенное здание. Мы попросили разрешение войти, нам разрешили. Благожелательное отношение к иностранцам со стороны бвитистов во многом объясняется тем, что бвити – религия прозелитическая. То есть можно пройти обряд посвящения и тоже стать бвитистом. Как мне удалось в последствии узнать, в Москве тоже есть несколько посвященных белых. Мои спутники на полном серьезе обсуждали возможность пройти церемонию посвящения. Цена вопроса им была озвучена в 400 евро с каждого.
Строение храма оказалось похоже на камерунский: алтарь, мужская и женская сторона, столб, символизирующий связь живых и духов. Только оформлен более красочно. Посмотрели и поехали дальше. Кроме ночного бвити нас ждет еще одна церемония. Танец маски любви народности пуно, одной из самых многочисленных в Габоне. Маска пуно легко узнаваема по 9 точкам на лбу, которые символизируют 9 кланов народа. Но это только у мужской маски. Женские точно такие же, но без точек.
Перед церемонией приехали к главному колдуну, под руководством которого и должна проводиться церемония. Колдун был либо пьян, либо обдолбан чем-то. Ну или просто не совсем адекватный.
Сначала наехал на нас так, что казалось надо побыстрее отсюда уехать на всякий случай, потом неожиданно стал дарить подарки. Кому-то досталась маска (жаль, не мне), кому-то какая-то колдовская требуха. Мне подарил шкурку мусинги. Мусинга – это животное, похожее на кошку, которое помогает осуществлять связь между миром людей и миром духов. Поэтому, наподобие того, как мы повязали пучки «мертвой травы» на церемонии бвити в Камеруне, здесь надо было за пояс заткнуть шкурку мусинги.
Мусинга
Всем раздали шкурки, а у меня уже была своя. После этого загрузились в машины и уехали на какой-то пустырь, где нам рассказали о сути церемонии (если коротко, то танцуй, а потом выбирай себе партнера и двигай в кусты) и провели сам танец. Должно было быть несколько выходов маски, но то ли шаман, совершавший танец получил тепловой удар на жаре, то ли также как и главный колдун был чем-то обдолбан, но маска на ходулях вышла только один раз, на второй раз он свалился, но его подхватили другие участники церемонии, и оттащили в сторону. После этого проведение церемонии по-быстрому свернули. В общем, от этого действа остались весьма смазанные впечатления.