Я не знаю, о чем я думал в тот момент, но факт остается фактом: в этом году в Таиланд я полетел Катарскими авиалиниями транзитом через Доху. Ведь собирался же лететь, как и в прошлом году, Туркменами. И из-за особенностей расписания отдых при полете Туркменскими авиалиниями получался дольше. Но вот нет же. Зачем-то понесло меня на берега Персидского залива, где я никогда раньше не был.
После долгих, мучительных раздумий перед экраном монитора, перебирая различные варианты дат и рейсов, я остановился на 3-х часовом транзите в аэропорту Дохи по дороге в Бангкок и на прогулке по столице Катара с утра до поздней ночи на обратном пути в Москву. Стоп-Овер оформлять не стал - посчитал, что это необоснованно дорого. Все же отдыхать я собрался на берегу Сиама, а не в краю нефтяных платформ.
Назвать Катарские авиалинии пятизвездочной авиакомпанией недостижимого уровня сервиса – это значит покривить душой. Мелкие косяки сопровождали меня на всем протяжении общения с этой ближневосточной авиакомпанией. Многие могут мне возразить, что в Аэрофлоте все гораздо хуже, а про сервис какого-нибудь чартерного оператора вроде авиалиний Татарстана и говорить не приходится, но я все равно считаю, что могло бы быть и получше в части сервисного обслуживания.
Выбор рейса и оплата билетов на сайте прошли без сбоя. Копия электронного билета не пришла по е-мейлу – ну, так про это на всех форумах пишут. Сами катарцы об этом косяке прекрасно знают. Говорят, что их сервер не справляется с нагрузкой, и еще многие спаморезки не пропускают подозрительные письма. В базе авиакомпании данные о вашем билете есть, вот и довольствуйтесь этой информацией.
Дозвон в Катарские авиалинии – отдельная песня. Я по наивности своей думал, что у этой авиакомпании есть нормальная служба поддержки по телефону. Наберешь их номер, слышишь милый голос автоответчика, нажимаешь какие-то кнопки в тональном режиме и… «Ваш звонок очень важен для нас. Оставайтесь на линии. Вам ответит специалист». Ага. На все звонки отвечают специалисты московского офиса, которые работают строго: понедельник – пятница с 09:00 до 17:30. Во внерабочее время до Катарских авиалиний дозвониться невозможно.
Для того чтобы выйти в Доху при транзите, российским гражданам нужна виза. Заявление на визу оформляется офисом Катарских авиалиний при условии покупки у них билета и бронирования одной из немногих гостиниц – партнеров авиакомпании. Без брони гостиницы визу получить нельзя. По телефону заявку на визу оформить тоже нельзя. Нужно лично с загранпаспортом прийти в офис: первый раз, чтобы с паспорта сняли ксерокопию, второй раз после их звонка, чтобы оплатить визовый сбор и гостиницу. Только после такой сложной процедуры тебе по телефону скажут, что в некой базе данных таможенной службы Катара есть информация о твоей поездки. Ваучер с гордым названием «visa application», который дают в московском офисе авиакомпании, - это не более бумажка, говорящая о твоем обращении за визой, а не гарантия беспроблемного прохода таможенного контроля в Катаре. Проверено Занусси.
Ну, предыдущий абзац – это все детали, если бы непробиваемая тупость менеджеров в офисе Катарских авиалиний в Москве. Хорошо, что офис на Космодамианской набережной находится недалеко от моей работы. Плохо то, что девушки, работающие в офисе, непробиваемо тупы. Сидит эдакая блондинка (простите за скупость речи) за столом, сморит на тебя, как на помеху ее разложенному пасьянсу, и лениво что-то печатает в компьютере одним пальцем, непрерывно сверяясь со своей записной книжкой. Два раза я у них был. И два раза я опаздывал с обеда, хотя посетителей в офисе было всего один-два. В общем, летайте лучше Аэрофлотом, господа.
Добавлено спустя 3 минуты 12 секунд:
2. Полет туда
Это была, как говорится, пространная преамбула. Просто хотелось поделиться. Не принимайте близко к сердцу. На самом деле, если отвлечься от рекламного лозунга «5*», то все не так уж плохо. Например, мой полет на первом сегменте из Москвы в Доху был на 5 баллов из 5. Рейс ночной, вылет из Домодедово в 01.15. Вопреки своему обыкновению, я не опоздал в аэропорт. Без задержек прошел регистрацию и паспортный контроль. В дьюти-фри купил маленькую бутылку виски (сокращение объема - это для меня большой прогресс) и очень быстро оказался на борту нового аэробуса вместе с остальными 15 пассажирами ночного рейса в Катар. Вылетели строго по расписанию. Любезная стюардесса предложила занимать любые места в салоне. Потом очень оперативно принесли ужин, предварительно спросив, какой алкогольный напиток я предпочитаю в столь позднее время суток. На выбор было предложено вино белое и красное, пиво, виски, джин, безалкогольные содовые и сок. Я попросил джин, назвав при этом заветные слова «double» и «without tonic please», и получил полный стакан импортного напитка. Жизнь началась налаживаться.
Ужин был далек от 5*, но все качественно, удобно и без изысков. Главное быстро. Сразу же после ужина в салоне выключили основное освещение. Уставшие стюардессы скрылись в хвостовой части самолета, предоставив немногочисленным пассажирам полную свободу либо спать, либо тихо употреблять принесенные из дьюти-фри спиртные напитки. Я предпочел пока не спать.
Развлекательная система с монитором в списке впередистоящего кресла предлагала среди прочего последние новинки кинопроката на разных языках. Я остановил свой выбор на «Гран Торино» Клинта Иствуда на английском. Правда, мало что понял из утомительных диалогов. Но даже грустный, предсказуемый финал фильма после выпитой половины бутылки виски не смог испортить мне отпускное настроение. Закончилось все тем, что я улегся на четырех креслах в середине салона, положил под голову пару подушек, закутался в одеяло и прекрасно проспал всю оставшуюся дорогу. Разбудила меня взволнованная стюардесса, немилосердно тряся меня за плечо и причитая: «Wake up, mister, wake up. We are descending in Doha».
Добавлено спустя 3 минуты 48 секунд:
3. Международный аэропорт в Дохе
Либо легкое похмелье тому виной, либо виновато депрессивное творчество мэтра американского кинематографа Клинта Иствуда, но от фактов никуда не деться: в столице Катара находится посредственный аэропорт средней руки. Представьте огромное, пустынное взлетно-посадочное поле и небольшое двухэтажное здание аэропорта.
*) первая фотография в Дохе
*) транзитный зал
*) комната отдыха транзитных пассажиров
Все прибывающие пассажиры должны пройти личный досмотр с металодетектором и просвечивание ручной клади перед проходом в транзитный зал. Затем выбор у вас небольшой: либо шататься до посинения в дьюти-фри на первом этаже, либо пойти спать на сидячих креслах в темной маленькой комнатке отдыха транзитных пассажиров, либо пройти в зал ожидания на втором этаже и сидеть там, либо попытаться найти, где можно чем-нибудь перекусить. Я предпочел последнее. На весь транзитный зал есть всего две зоны фуд-корта. Можете представить себе размеры очереди. Я заказал себе какой-то куриный сэндвич и бутылку пива. Пиво оказалось местным, слабоалкогольным, с добавление риса. Какая гадость, однако, это местное пиво. Не повторяйте моей ошибки и не покупайте пиво в Дохе. Сэндвич по вкусу не далеко ушел от местного слабоалкогольного солодосодержащего напитка. В кассе можно расплачиваться банковской карточкой, местными деньгами и всеми основными валютами. Но сдачу все равно дают местными деньгами. Причем на территории аэропорта нет обменного пункта. Будьте внимательны.
Дьюти-фри не произвел на меня никакого впечатления. Есть основной алкоголь, какая-то средняя электроника и все остальное тоже присутствует. Цены не показались мне ни низкими, ни заманчивыми. Так и пролетели три часа транзита.
Добавлено спустя 2 минуты 4 секунды:
4. Паттая
Про свой недельный отдых в Паттае здесь ничего писать не буду. Отчетов о времени, проведенном на благословенной Сиамской земле, на этом сайте и без меня выше крыши. Мой же отдых принципиально ничем не отличался от общепринятой схемы. Все свое свободное дневное время я проводил на центральном пляже Ко Лана, один раз ездил на дайвинг на скоростном катере с группой американцев (забавно получилось) и ни на каких экскурсиях не был. Ну, а Том Ям, так он в Таиланде везде Том Ям.
Добавлено спустя 3 минуты 56 секунд:
5. Обратный путь из Бангкока в Доху
Обычно я хорошо переношу интенсивное солнце и всегда пользуюсь средствами от загара с умеренной защитой. Но, то ли я расслабился в последний день в Таиланде, то ли второй дайкири в цельном ананасе, выпитый на пляже, тому виной. Но факт остается фактом: я безбожно обгорел. Нет... Не так. Просто кожа на груди сначала покраснела, потом местами покрылась некрупными волдырями, а через неделю кожа облезла такими крутыми кусками. Потом в Москве врач посмотрела на меня, сказала умное слово «фотодерматит», прописала Пантенол-спрей и выгнала меня нафиг.
Зачем я все это рассказываю? В большей степени для того, чтобы показать всю субъективность моих дальнейших заметок про Катар. Свой единственный день в Дохе я встретил аэропорту в 12 утра трезвым, с сильным солнечным ожогом и легким ознобом. Излишне говорить, что особо хорошим настроением я тогда похвастаться не мог.
Холл аэропорта, куда прибывают все пассажиры, разбит на две части. Вперед – на досмотр и в транзитный зал с дьюти-фри. Направо – на паспортный контроль и в город. Я, как белый человек, сразу повернул направо. Ха, наивный албанец. Сначала меня остановил охранник. Безапелляционным голосом он заявил, что транзит – это прямо. Ага, но мне нужно в город. Затем закутанная во все черное девушка за паспортной стойкой лениво пролистала мой паспорт. Потыкала одним пальчиком в клавиатуру компьютера. Скорчила свое арабское личико и на ломаном английском заявила: «No visa, mister». Мое настроение от этого не улучшилось. Включив все свое красноречие, я попытался объяснить про Катарские авиалинии, бронь гостиницы, ваучер на визу и подтверждение существования моей визы в электроном виде в базе данных иммиграционной службы одного гордого арабского государства. Не помогло. Девушка меня не поняла. Нет визы – нет прохода в город. В конце нашего бесплодного разговора, девушка за стойкой порекомендовала мне обратиться к представителям Катарских авиалиний. Ну, типа, возможно, мой запрос где-то затерялся в бездонных базах данных.
Между тем настроение лучше не становилось. Представитель авиакомпании внимательно выслушал мой монолог, который я уже произносил на паспортном контроле. Памятуя трудности перевода, я постарался максимально упростить свои речь, снабдив ее минимумом непереводимых идиоматических оборотов. Не помогло. Молодой человек в униформе 5* авиаперевозчика порекомендовал мне самостоятельно позвонить в московское представительство Катарских авиалиний и узнать там судьбу моей визы. Ага, щас. Я не мог дозвониться до их офиса на Космодамианской набережной, находясь в Москве. И уж точно я не собирался тратить деньги на бесполезные звонки, находясь в роуминге.
Между тем настроение лучше не становилось (повторить два раза). Я настаивал, чтобы представители авиакомпании сами связались со своим основным офисом, решили мою проблему и выпустили меня в город. В конце концов гостиница оплачена, виза отплачена, ваучер на руках есть. Что вы от меня еще хотите. Молодой человек за стойкой уверял меня, что решение подобных вопросов выходит за рамки его компетенции. Я, употребляя все интенсивнее непереводимые обороты, чаще на русском языке, пытался объяснить, что мне по барабану его компетенция. Мне в город надо. Я в душ хочу. У меня солнечный ожог и плохое настроение.
Вскоре на шум из своей каморки вышел большой начальник. Я не зря употребил слово «большой». Эта жирная арабская обезьяна флегматично выслушала мой рассказ про визу, ваучер и отель. Затем эта толстая задница лениво пролистала мой паспорт и своей короткой ручкой махнула в сторону зала транзитных пассажиров. Ага, щас. Мне в Париж (зачеркнуто) Доху по делу срочно.
Чувствую я, эта обезьяна как-то недружелюбно на меня смотрит и все больше к кнопке вызова охраны тянется. Решил не доводить дело до греха (читай до общения со службой безопасности аэропорта), снизил накал риторики и пошел обратно на паспортный контроль. Народу на выходе в город не было, и мне удалось выбрать стойку с самой симпатичной, наименее закутанной девушкой. Морду кирпичом, уверенным шагом, как ни в чем не бывало, вперед к цели. Подхожу к пограничнице, говорю: «Девушка, будь человеком. Ты в свою шайтан-машину посмотри. Имя мое в поиске набери. Авось и найдется моя пропавшая виза. Я тебя как белый человек белого человека прошу. У меня настроение плохое. Мне в транзитный зал никак нельзя. Я вообще самолетов боюсь». Симпатяжка глазки сразу потупила. Двумя пальчиками в компьютер потыкала. Свободную страничку в моем паспорте отыскала. Накарябала там что-то по-арабски. И так ручкой легонько показывает мне в сторону выхода в город. Идите, мол, молодой человек с богом. Не отрывайте, мол, бедную арабочку от медитации в гордом одиночестве. Ну, и пошел я в город.
Добавлено спустя 3 минуты 21 секунду:
6. Отель в Дохе
Первым приятным событием на святой арабской земли был смиренный абориген, стойко державший в руках табличку с моим именем. Это отель, в котором я собирался остановиться, прислал за мной трансфер в город. Причем 5* авиакомпания мне ни словом не обмолвилась о трансфере, включенном в стоимость гостиницы. Так бы я и прошел мимо шофера широким шагом, по своему обыкновению ни на кого не глядя.
Отель Doha Seef Hotel 4* представляет собой среднестатистический, чуть выше среднего класса бизнес-отель. Длинные, запутанные коридоры. Просторный, прокуренный номер с двумя односпальными кроватями. Телевизор, спрятанный в шкафу. Вот вроде и все. Остановиться в отеле на пару дней вполне можно, а вот отдыхать там две недели – это удовольствие для мазохистов.
*) Doha Seef Hotel 4*
*) Doha Seef Hotel 4*
Добавлено спустя 11 минут 25 секунд:
7. Доха, чтоб я сдох
Раз уж я оказался в Катаре, то не стал терять даром времени. Первая насущная необходимость – это поменять нормальные деньги на местную валюту. Банки в Дохе по пятницам традиционно не работают, но к счастью ближайший банкомат находился за углом отеля. И тут то ли солнце мне нагрело голову, то ли просто я расслабился, но я зачем-то снял с банковской карточки 300 катарских денежек (около 3 тыс. рублей). За весь день в городе мне удалось потратить из них только чуть больше 100 местных денег. Не повторяйте мою ошибку. Обратно деньги можно обменять только в банках, которых в городе я нигде не встречал.
Доха очень похож на какой-нибудь далекий от берега моря район Шарм-эль-Шейха. Такие же пыльные, грязные улочки, обшарпанные здания, маленькие магазинчики и страшная жара свыше 40 градусов С в тени. Ну, откровенно захудалый арабский городишко, которому еще развиваться и развиваться. Говорят, что через 10 лет Доха по своему развитию догонит Дубай, но в столице Арабских эмиратов я не был.
*) улицы в Дохе
*) улицы в Дохе
Первое, что меня поразило в городе – это автомобили. Такого обилия огромных внедорожников я никогда в жизни не видел. К своему стыду, некоторые модели известных марок я встретил впервые. Бытует мнение, что мужчина, ездящий на большом автомобиле, подсознательно пытается компенсировать свои физические небольшие «достоинства». Наверное, это правда, и арабы действительно комплектуют из-за своей неполноценности.
*) машины в Дохе
*) машины в Дохе
Второе – это, безусловно, музей Исламского искусства. Представьте себе: бетонный куб, размером с хорошую пятиэтажку, огромную территорию, заросшую зеленой травой, и рукотворную речку с прохладной водой по дороге к музею. И все это великолепие на фоне пыльного арабского городишки. Воистину велика в Катаре идея пропаганды ислама.
*) музей исламского искусства
*) музей исламского искусства
А вот само наполнение музея меня разочаровало. Такое впечатление, что сначала музей построили, а потом стали судорожно искать, чем бы его заполнить. Получилось огромное трехъярусное здание и немного редких экспонатов. Заходишь в очередную комнату, в углу сидит по мусульманским обычаям закутанная в паранджу охранница и пустота. Лишь пара протертых ковров, тройка истлевших манускриптов и старая посуда. Разумнее было бы назвать музей «музеем истории ближнего востока», но никак не «музеем исламского искусства». Лично мне не удалось проследить никаких аналогий между экспонатами музея и историей мусульманства. Но на безрыбье и раки - рыба. Выбирать не из чего. В Дохе всего два музея. И второй из них – это музей истории Дохи.
*) внутри музея
Вдоволь нагулявший в бесплатном, кондиционированном музее исламского искусства, я решил добраться до виднеющегося вдали района высоток. Еще в гостинице мне удалось найти карту, в которой было написано, что до City Center можно добраться от музея на рейсовом автобусе. Как последний наивный албанец я пошел вдоль набережной залива искать остановку заветного автобуса.
*) это набережная в Дохе
Как ни странно, но остановку я нашел. Затем долго-долго (ну, минут 20 как минимум) стоял на обочине под палящим солнцем с поднятой рукой в надежде, если не дождаться автобуса, то хотя бы частника на такси поймать. Не вышло. Не один арабский водитель, стремительно проносящийся мимо меня вдоль по набережной, не посчитал нужным спасти одинокого белого туриста от теплового удара. Я уже отчаялся ждать автобус, когда неожиданно рядом остановился новый BMW седьмой серии с тонированными в ноль стеклами. Наверное, в другой ситуации я бы поопасался садиться в такой автомобиль, но смерть под полуденным солнцем на пути из Бангкока в Москву не входила в мои планы. К моему большому удивлению водителем оказался средних лет мужчина почти европейской внешности и в цивильном деловом костюме. Он любезно согласился довезти меня до City Center, сказав, что и сам туда направляется поиграть с друзьями в бильярд (sic!) в свой законный выходной. Кстати, водитель мне так же сказал, что ждать автобус в моем случае было бесперспективным занятием. Рейсовые автобусы в Дохе, безусловно, существуют, но вот хотят они без расписания и с интервалом не чаще, чем через час.
Добавлено спустя 7 минут 29 секунд:
8. City Center
City Center вопреки моим ожиданиям оказался не центом города (центр города – это как раз там, где я автобус пытался становить), а центральным (а возможно и единственным) городским торговым центром, наподобие нашей Меги.
*) центральный торговый центр – City Center
Либо так совпало, либо это происходит каждую неделю по пятницам, но мой единственный день в Дохе случился в День семьи в Катаре. Family day – это когда благословенные отцы семейств выгуливают своих многочисленных жен и не менее многочисленных детей вне дома. На входе в торговый центр так и написано: мол, извините, одинокие молодые люди, но сегодня вход в магазин возможен только в сопровождении собственной семьи. Этакая дискриминация по семейному признаку. Пришлось сделать лицо кирпичом, прикинуться, что я не читаю ни по-арабски, ни по-английски, и тихонько просочиться мимо охранника в City Center.
Я, как последний албанский юноша, ожидал увидеть в центральном магазине Катара широкие мраморные лестницы, просторные павильоны, заполненные дешевой электроникой, одеждой люксовых марок по бросовым ценам, и прочие, и прочие атрибуты маленького шопинг-рая на берегу Персидского залива. Действительность оказалась плачевнее: продуктовый магазин вроде нашей «Пятерочки», закутки с электроникой неизвестных марок и лохматых годов выпуска, отделы с одеждой, на которую без слез не взглянешь, грязный food court и жуткая пародия на зону развлечений с игровыми автоматами. И между всем этим вальяжно разгуливаю благородные арабы в белых халатах с выводком жен, в своих национальных одеждах похожих на черных вдов, и галдящих детей. Такое впечатление, что для арабов поход в пятницу в торговый цент – это такой национальный обычай, преследующий своей целью не купить что-нибудь полезное для дома, а помериться количеством жен и, как следствие, собственным благополучием. Бррр…
*) ледовый каток в торговом центре
Еще одно разочарование от Дохи – это невозможность в городе нормально поесть. Например, все немногочисленные точки общепита в торговом центре – это сетевые забегаловки вроде King burger, Patio pizza и иже с ними. Если бы не чувство голода (последний раз я ел вчера вечером на бич роад), то я никогда бы не согласился попробовать местную пасту (sic!), которую при тебе же готовит на открытом огне пакистанец в грязном халате. Всего за 300 рублей я получил стакан кока-колы и большую тарелку макарон с непонятными морепродуктами и сливочным соусом. Сыра в катарской пасте не было. Да и блюдо оказалось редкостной гадостью.