И как всегда вдруг, Португалия обещавшаяся было приютить на своей земле очередное сборище "тигров" - натовское учение "Tiger meet 2012" (на которые я всегда стараюсь попадать), в силу экономических проблем взяла самоотвод. Выпадающий из португальских рук флаг подхватили крепкие руки потомков викингов, учения решено было проводить в Норвегии, на аэродроме Ørland. Данный факт и стал катализатором наших планов.
Экипаж собрался сугубо мужской, я, Илья, Антон и Дима, все фотографы, все любители военного железа и дюраля. Так как среди нас три водителя, было принято решение ехать в данный тур на машине, что позволяло нам добираться до всех интересных мест с максимальными удобствами и минимальными затратами. Немаловажным фактором была возможность посмотреть пересекаемые страны в не самых туристических местах. Первоначально планировали максимально бюджетный тур, с проживанием в палатках и самостоятельной готовкой, но когда пробукали стоимость жилья по маршруту и промониторили метеоусловия, то от проживания в палатке было решено отказаться в пользу комфортного проживания в кемпингах.
После того как было получено подтверждение об аккредитации на "Tiger meet 2012" стало известно об авиационном форуме в честь 100-летия ВВС Швеции, проводимом на аэродроме Malmen на следующий день после дня открытых дверей устраиваемого в Öрландо тоже в честь 100-летия ВВС Норвегии. Мы прикинули, что если очень постараться, мы успеваем и туда. После того как нас аккредитовали и там, маршрут сформировался окончательно:
День1. 27.05.12
Старт из Москвы с приземлением в Выборге. Осмотр города, замка, парка Монрепо при наличии времени.
День 2. 28.05.12
Ранний подъём, переход границы. Главная цель - Finnish Aviation Museum в Vantaa. Если останется время после осмотра музея спотим часик в Вантаа отправляемся в Jyväskylä.
День 3. 29.05.12
Посещение музея Aviation Museum of Central Finland (Finnish Air Force Museum) который расположен в Tikkakoski. Перегон к месту ночлега в городке с дивным названием Öjebyn.
День 4. 30.05.12
Прибываем в Bodø, посещение Norsk Luftfartsmuseum (The National Norwegian Aviation Museum).
День 5. 31.05.12
Добираемся по живописной прибрежной дороге до Gullberget Camping, расположенного недалеко(160км) от Trondheim и и аэродрома Ørland. Такое размещение бусловлено тем что, вблизи Ørland за полгода до мероприятия не нашлось свободных мест в кемпингах, а цены на двухместные номера в гостинице были не гуманны.
День 6. 01.06.12
Отмечаем День защиты детей на "Tiger meet 2012".
День 7. 02.06.12
День открытых дверей на авиабазе Ørland. Отмечаем 100 летие Норвежских ВВС, фотаем что недофотали вчера. После чего срываемся в Швецию.
День 8. 03.06.12
Прибытие в окрестности Linköping, посещение Авиафорума и музея ВВС Швеции.
День 9. 04.06.12
Прибытие в Štokholm, полдня на разграбление города, в 17.00 паром в Ригу
День 10. 05.06.12
Прибытие в Ригу, осмотр города и авиационного музея. Главная задача до 24.00 выехать с территории Шенгена, т.к. у меня истекал срок действия визы. С целью минимизировать потери времени на границе, решили ехать через Белоруссию, с ночёвкой в Новополоцке.
День 11. 06.06.12
Перегон Новополоцк - Москва.
На карте маршрут выглядел так
Все кемпинги букали на букинге, Hotel Omena в Jyväskylä на сайте этой сети, как и паромную переправу на сайте TallinkSilja Line. Мотель "Медведь" за Выборгом и гостиницу "Нафтан" в Новополоцке бронировали по телефону. Предоплату произвели за паром и Hotel Omena.
Шенгенская виза была только у меня, всем остальным пришлось её получать самостоятельно (впервые) используя рекомендации форума. Визы были получены в норвежском визовом центре без каких либо проблем. Помимо обычного набора документов у нас были аккредитации на "Tiger meet 2012" и Aerospace Forum Sweden 2012. Маршрут слепили в экселевской табличке (в аттаче), показывали его в ВЦ и на границе, всюду изучался с интересом и вопросов "куда-зачем" никто не задавал.
Навигационная обеспечение осуществлялось Навителом по территории России и Белоруссии, IGo по странам Шенгена, софт был установлен на HTC HD2. Всё функионировало безупречно, проблем с навигацией не имели. Автомобиль Opel "Zafira-B", за время поездки сгорела лампа ближнего света.
День первый.
Ездить по утренней воскресной Москве одно загляденье, менее часа ушло на подбор друзей в разных точках Москвы и в 6 утра мы устремились к приключениям по Ленинградке. Правда полёт был недолог - был наказан за нарушение скоростного режима. Дальше не нарушал)) До Твери проехали спокойно, а на объездной попали в мощную пробку и это в 9-том часе утра! Потолкавшись минут десять и оценив среднюю скорость, развернулись и поехали через город.
Достаточно быстро миновали Вышний Волочёк, а на въезде в Валдай снова уткнулись в плотные ряды фур, и уже не раздумывая свернули в город. В Валдае городские дороги ужасны, но вариантов объезда нет. В 16 часов миновали северную столицу по окружной дороге и в 17 часов прибыли в Выборг. Совершили небольшую автоэкскурсию по центру города и поспешили к Выборгскому замку, надеясь успеть на смотровую площадку башни.
Запарковались вблизи и поспешили к замку.
Замок уже закрывался, но милые и находчивые тётушки продали нам два билета на четверых без вручения самих билетов и посоветовали сразу бежать на башню, мол через 5 минут на неё перестанут запускать. Что делать, помчались.. и успели. Между нами вход в крепость платный до 18 часов))
С башни открывается хороший вид на город, залив. Поглазели, пофотали виды, себя и других посетителей башни
Только отдышались, ка квнизу заголосила тётушка, обещая нас закрыть в башне на ночь и мы поспешили вниз. Музеи и магазинчики были уже закрыты и мы ограничились небольшой прогулкой по двору замка.
запечатлелись на фоне замка и поспешили пока не стемнело в парк Монрепо. Живописное место, к сожалению мы прошли лишь половину парка.
На выходе из парка разговорились с местной тётушкой. Она рассказала что в парке есть гостевой домик в котором можно остановиться и спокойно осмотреть парк. К сожалению у нас были другие планы и мы поспешили к границе. К 21 часу мы уже разместились в мотеле "Медведь". Вполне приличный отель, на твёрдую 4. Мы разместились в двухместных номерах, обошлись нам в 1600 рублей за номер. Правда в нашем номере стены имели пулевые пробоины, на что администратор сказала что это строители случайно просверлили.. ага, ага.. А у ребят в номере долго не могли включить батарею отопления и отваливался кран в душе)))
Ресторанчик при мотеле хорош, еда вкусная, порции нежлобские. Обслуживала нас забавная официантка, которая постоянно путала заказы и была какая то вся несимметричная, отчего после пары бокалов пива я себя чувствовал себя пьянее чем был.
Наевшись и договорившись о раннем завтраке (входит в стоимость номера) побрели отдыхать.
День второй.
Мы рассчитывали прибыть в музей к открытию (10.00), границу прикидывал пройти за пару часов, поэтому в 6 утра всех погнал на завтрак, а уже через полчаса мы въехали на ТП "Торфяновка". Нашу границу прошли быстро. Очередь была из 4-5 машин. В багажник заглянули, удивились что и во втором рюкзаке фотоаппараты и оптика, ещё больше удивились увидев примерно такой же набор и в третьем, четвёртый и баулы с вещами и продуктами уже не смотрели. Заскочили в "дьютик" пополнить запасы необходимого. Ограничились литром текилы и вискаря, т.к. с собой было, боялись перевеса и проблем ввоза. Въехали в Финляндию. Пограничный контроль прошли за 20 минут, таможня на мой вопрос махнула рукой сказав "велкам" и мы погнали в сторону Хельсинки. Прохождение границы заняло у нас меньше часа.
В первом же населённом пункте нас встретила рота мотострелков на велосипедах, которые неслись в сторону границы - "не успели", подумал я))) А команде объявил выговор за отсутствие фотоаппаратов - такие кадры пропали. Тем более, что за стрелками неслись на великах две тётки с авоськами набитыми продуктами, видать мамки бутерброды солдатикам везут.
Как я старался не спешить, в музей мы приехали за час до открытия (просто я неверно перевёл время). Пришлось немного погулять по дворику перед музеем.
Музей авиации был основан 4 декабря 1969 года. Первая постоянная экспозиция открылась в помещении аэропорта Хельсинки-Вантаа 12 июня 1972 года. Строительство отдельного здания музея началось 8 мая 1980 года. Первый выставочный зал был готов осенью следующего года и был открыт для общественности 24 сентября 1981 года. Сейчас Музей авиации представляет собой два ангара, с очень плотно уставленными экспонатами. Часть экспонатов находятся на открытых площадках перед и за музейными ангарами.
В экспозиции около 70 гражданских и военных самолетов и вертолетов, эксплуатировавшихся в Финляндии. Кроме того, около 9000 экспонатов (таких как двигатели, бортовая электроника и другие части летательных аппаратов, учебные тренажеры и макеты, радиолокационное оборудование, коллекции моделей, фотографий, карт и других архивных материалов) иллюстрируют становление и развитие авиации в Финляндии.
В музее имеется библиотека со свободным доступом, магазин сувениров (не особо впечатлил выбор) и моделей. Есть и кафешка.
Я ожидал от музея большего. В последние годы часть экспонатов переехала в другие музеи и коллекция стала более "гражданской". Хуже всего это плотность установки экспонатов. Сфотографировать какой либо самолёт в целом практически нереально. Поэтому на осмотр музея у нас ушло меньше запланировнного времени. Но тем не менее, музей интересный, побывать в нём стоит, но не то, чтобы специально туда ехать.
После недолгого совета решили потратить пару часиков на фотографирование трафика аэродрома Вантта. Примерные места фотосъёмки были изучены заранее, определились с направлением взлётов-посадок и поехали под глиссаду.
Место съемки - гранитная глыба прямо по курсу ВПП, вид с неё на аэродром офигенный, всё как на ладони. Вот только идущие на посадку самолёты летят на тебя и проходят в 30-50 над головой. Виды в пузо нас не устраивают и мы отправляемся искать открытое место вдали от глиссады.
Первое место нашли в лесу, на большой куче камней, но сектор обзора перекрывался деревьями.
Еще через час мы нашли практически идеальное место, но после посадки пары бортов возникла странная пауза. Один из коллег прогулялся выше по склону и сообщил что начала работать другая полоса и соответственно изменился курс посадки. Было решено проверить и тот курс.
Удивительно, что оптимальное место мы нашли практически с первой попытки. Правда пришлось въехать под "кирпич", по дороге к карьеру. Оптимальность точки подтверждала стоящая машинка местных споттеров. Очень скоро выяснилось что они ожидали посадку Pilatus PC-12/47E ВВС Финляндии. Он очень хорошо разбавил вал гражданских бортов отфотографированных за день.
Погода окончательно испортилась, заморосил дождь, небо затянуло свинцовыми тучами и мы решили двигать в сторону славного городка Ювяскюля, где собирались ночевать. Навигатор нас повёл какими то местными дорогами забитыми плотным потоком машин - кончился рабочий день. Перед выездом на трассу Е-74, памятуя, что в Финляндии после 18.00 найти работающий магазин не просто, заскочили в придорожный магазинчик, затарились помидорами-огурцами на ужин. Цены не сильно разнились от московских.
К гостинице Omena подъехали около 21 часа, рядом есть парковка. Разгрузились, пошли заселяться. В автоматической гостинице жили впервые. Прикольно. Процесс отлажен, чётко приходили подтверждения на емейл о номере комнаты, на телефон смс с паролем на вход.
Номер достаточно большой. Две больших кровати. Холодильничек, микроволновка, электрочайник, кучка пакетиков чая и кофе, есть сахар и сливки. Хороший WiFi. По информации с сайта отеля в номере возможно проживание 4 человек и мы доказали что это так. Но тем кому довелось спать на раздвижном диванчике, утром дружно высказали мысль, что при такой цене номера можно было бы и не экономить, а взять два номера. Ещё одним развлечением в номере стал квест "найди два комплета белья - будешь спать как белый человек". Все возникающие вопросы администрация просила передавать посредством отправки сообщений с помощью ТВ, но все наши сообщения остались без ответа. Ещё одним минусом мы сочли запрет на открытие окон. В комнате достаточно тепло, а после того как мы сварганили простецкий ужин с использованием двух электрочайников (один был захвачен Антоном из дома) стало жарко. А после торжественного ужина, посвящённому первому успешному дню пребывания в ЕС, в ходе которого была уничтожен литр текилы стало нестерпимо жарко и душно. Я вспомнил, что недалеко от гостиницы набережная и вид на озеро, Илья изнывал от невозможности покурить в номере, поэтому было решено пройтись, проветриться, полюбоваться ночной Ювяскюля. А так как белья мы не нашли, было решено зайти на парковку, вытащить из багажа своё бельё.
Добрели мы только до вокзала. Там столько всякого железа и ни одной живой души кругом.. Облазили рядом стоящие локомотивы, обсудили ширину железнодорожной колеи, показали насколько наша шире, сфотались на память и побрели к гостинице.
Неожиданно наткнулись на работающий супермаркет (круглосуточный!), где тусили групки неформалов. Так был развеян миф о отсутствии ночной жизни в финской провинции
Затарились необходимым, забрали необходимое из машины и потопали в гостишку. Кстати, бельё нашлось, оно было в спинке (!) раскладного диванчика.