Краткие сведения о маршруте:
Туда:
СПб - Вильнюс (Литва) - Варшава (Польша) - Братислава (Словакия) - Вена (Австрия) - Марибор (Словения) - Загреб (Хорватия) - Сараево (Босния и Герцеговина) - Ужице (Сербия) - Солнечный Берег (Болгария).
4 дня, 3860 км. Экипаж - я один.
Обратно:
Солнечный Берег - София (Болгария) - Белград (Сербия) - Будапешт (Венгрия) - Люблин (Польша) - Минск (Беларусь) - СПб.
5 дней, 3380 км. Экипаж - я, жена, двое детей (11 лет и 4 года).
Итого: 7240 км через 12 стран за 9 дней.
Автомобиль - минивэн Citroen Grand C4 Picasso, 2011 г.в.
Схема маршрута:
Закончив в пятницу рабочие дела пораньше, я выдвинулся из центра Санкт-Петербурга по ЗСД в сторону Пскова, успев проскочить перед основными "дачными" пробками на выездах из города. Таким образом, наш питерский Диаметр (ЗСД) стал первой платной дорогой на моём пути, коих потом ещё было много-много. Спокойно миновав Ленинградскую и бОльшую часть Псковской областей, ненадолго остановился на заправке в городе Себеж (кстати, очень симпатичный городок, расположенный между двух озёр). Цена бензина - 37.2 рубля за литр 95-го. Далее поехал в сторону Верхнедвинска. В России на этом участке дорога грунтовая (грейдер), тянется километров 20, но состояние хорошее, скорость порядка 90 км/ч можно держать спокойно. Где-то в начале этой грунтовки наткнулся на ржавый шлагбаум российской погранзоны. Скучающий солдатик вышел из своего УАЗика, представился по форме, мельком глянул загранпаспорт, пожелал счастливого пути и открыл шлагбаум.
Незадолго до белорусской границы появился грунт сменился асфальтом. Проехал мимо заброшенного КПП, и въехал в братскую республику:
Стоит пояснить, почему поехал именно этой дорогой: очень хотелось совместить два условия, во-первых, побольше проехать дорогам РФ и РБ дабы немного сэкономить на бензине, а во-вторых пересечь шенгенскую границу в первый же день поездки, чтобы второй день был более предсказуем по времени. К тому же литовские пограничники как правило менее дотошные, чем их латвийские и польские коллеги, граница получается более приятная. Именно поэтому местом первой ночёвки был выбран Вильнюс, ехать до которого от Питера указанным маршрутом чуть более 800 км.
Ехал-ехал я белорусскими дорогами, и потихоньку стал приближаться к литовской границе. Километров за 10 до неё дозаправился на Белоруснефти по цене 1.19 новых белорусских рублей (38.2 рос.руб. или 11900 старых бел.руб. - деноминация началась буквально за 10 дней до поездки, белорусы сами пока в шоке от новых цен). К погранпереходу Котловка-Лаворишкес (Lavoriskes) подъехал уже за полночь. Кроме меня на КПП была только одна литовская машина. И не смотря на такую "дикую загрузку" переход занял 30 минут, служивые люди уже никуда не торопились, по обе стороны границы. Вопросов задавали минимум, осмотр поверхностный.
Домчался до Вильнюса, поехал на ночёвку в кемпинге Vilnius City camping. Подъехав, открыл вручную ворота, заехал на территорию. Нашёл случайно неспящего администратора (он беседовал "за жизнь" на кухне с другими постояльцами), заплатил ему полагающиеся 8 евро (5 за машину и 3 за человека), встал на стоянку. Поскольку ехал один в большой машине, решено было ночевать в кемпингах прямо в машине: сложенные сиденья второго и третьего рядов образуют ровный пол багажника, переднее сиденье сдвигается вперёд, в ноги пассажира второго ряда ставится чемоданчик ручной клади, и в итоге я со своим ростом 1.82 прекрасно разместился на спальном месте, полностью вытянув ноги.
Но хотя Пикассо и большой автомобиль по легковым меркам, рядом с серьёзными ребятами он кажется малявкой :
В кемпинге было всё необходимое, чтобы привести себя в порядок: туалет, умывальники, душ, кухня. Вышеупомянутые серьёзные ребята могут также подключиться к электричеству и водопроводу.
Утром выдвинулся в сторону Польши, и вскоре подъехал к бывшей границе СССР, а ныне граница панства Польского и Литовской республики:
Позади осталась Литва:
Как раз в эти дни в Польше проходил саммит НАТО и ещё какая-то движуха, поэтому поляки временно ввели (и заранее предупреждали об этом) контроль на внутришенгенских границах. Поэтому, как видно фото выше, основной ход шоссе перекрыли, и абсолютно все машины пускали по боковому карману, и некоторые из них тормозили для проверки. Тормознули и меня. Посмотрели паспорт, что-то там по компу пробивали, много раз переспрашивали, везу ли я бухло и сигареты. Салон осмотрели мельком, но долго простукивали крылья и изучали днище на предмет сигарет под обшивкой. В общем, не найдя ничего (ибо ничего и не было), отпустили с миром. Всего проверка заняла минут 10, не более. За всю поездку это был единственный раз, когда остановили на границе внутри Шенгена.
Итак, въехал в Польшу. В Польше самое большое разнообразие ограничений скорости, аж 7 градаций. Причём на дорогах знаки ограничений не ставятся, как в некоторых странах, все эти вариации с одной-двумя проезжими частями надо либо запоминать, либо подсматривать на фотике время от времени, либо полагаться на подсказки навигатора:
Тихими польскими дорогами покатился в сторону Варшавы. Проехал через Августов, потолкался в небольшой пробке на светофоре в Ломже, и выехал на окружную Острува-Мазовецкого. А вот дальше пошёл адок: шоссе №8 активно реконструируется под автобан, поэтому до Вышкува (а может и далее, не помню) ехал с ограничением 50-60, с периодической толкотнёй и остановками в местах выезда строительной техники.
Варшаву миновал севером по S8, и после Варшавы жизнь наладилась, дорога стала стабильно по две полосы в каждую сторону с разделительной, т.е. с ограничением не меньше 100 км/ч, чаще 120, и один кусок был 140 км/ч.
Все проезжаемые дороги в Польше были бесплатными, польские платные автобаны лежали в стороне от моего маршрута. Где-то по дороге заправился бензинчиком по цене 4.39 злотых (0.99 евро, 70.7 руб).
Наконец, казавшаяся бесконечной Польша закончилась, и это, наверное, была самая скучная часть пути за всю поездку. Дальше пошло веселее. Подъехал я к чешской границе.
Граница проходит через город, разделённый поровну между Польшей и Чехией: на одном берегу реки находится польский Цешин, а на другом - чешский Чески-Тешин. Тут даже уличные указатели зачастую дублируются на двух языках (фотка с Гугл-мапс):
В Чехии я уже бывал до этого, поэтому направился сразу же в сторону новой для себя Словакии. По этой же причине не стал покупать чешскую винетку (оплата чешских автобанов), т.к. автобанов по Чехии не предвиделось, за исключением короткого участка окружной Тешина. А поэтому сразу после пограничного моста съехал в сторону города, проехал его насквозь, и двинул по указателям на словацкий город Жилина. Всего по Чехии предстояло проехать 30 км. На этом коротком чешском участке пути произошёл забавный случай: ехал на хвосте у какого-то внедорожника, гляжу, у него на моих глазах отлетает один болтик крепления заднего номера, и номер болтается на оставшемся болте, и вот-вот оторвётся совсем. Моргаю, бибикаю, мол остановись. Не останавливается. Обгоняю, пытаюсь жестами тёте за рулём объяснить, что сзади у неё проблемы. Смотрит испуганным взглядом, не понимает. В общем, обогнал, высунул руку из окна, остановились на обочине. Тётка на внедорожнике встала в метрах 30 позади меня, перепугалась, видимо, не на шутку. Похожу к ней, говорю на английском и русском, мол, задний номер потеряешь. Она вышла, посмотрела на номер, поняла в чём дело, пробормотала "дЕкую-дЕкую", и на том и разъехались, от дальнейшей помощи она вежливо отказалась.
Чехия закончилась довольно быстро, и началась Словакия.
По Словакии сначала ехал извилистыми дорожками, километров 40, до города Жилина. Сейчас словаки активно строят автобан на этом участке, параллельно обычной дороге. А вот после Жилины начался автобан со скоростью 130 км/ч, и тянулся он чуть менее 200 км до самой Братиславы, столицы Словакии. Автобаны в Словакии платные, оплачиваются покупкой электронной винетки на сайте https://www.eznamka.sk или оформляется на большинстве АЗС. Я перед поездкой купил винетку на месяц за 14 евро. Можно взять на 10 дней за 10 евро, но я взял месячную с учётом обратной дороги. На трассе камеры считывают твой номер и сверяют, оплачена ли дорога. С собой на всякий случай брал распечатку о подтверждении оплаты, не пригодилась.
Поздним вечером приехал я в Братиславу.
В поисках парковки покружил немного у Старого города, и вдруг позади меня замигали мигалки полицейской машины с надписью "stop" на люстре. Останавливаюсь. Подходит "гаишник", на неважном английском просит документы и вроде как объясняет, что проехал я по полосе общественного транспорта. Он ушёл в свою машину, видимо, пробивать мои доки, а я остался ждать на улице. Выходит, интересуется "трохи по-словенски розумеешь?" Не, говорю, ни трохи ни розумею. Дал дунуть мне в трубочку, приборчик показал ровно 0 промилле, и отпустил меня с миром. Больше за всю поездку разговаривать с дорожными полицейскими не приходилось.
Я нашёл-таки парковку за 2 евро в час, и пошёл гулять по Старому городу.
Братислава красивая:
Осмотрев центр Братиславы, поехал я в Вену, столицу Австрии. Стоит отметить, что Вена и Братислава - две наиболее близко расположенные европейские столицы, по автобану между ними около 80 км, а сельскими дорогами и того меньше. Австрия началась практически сразу после выезда из Братиславы:
Уже в ночи приехал к месту ночёвки в Вене - кемпинг Wien Neue Donau camping, практически в центре города, на берегу Дуная. Дневной пробег получился 1200 км - самый длинный переход за всю поездку.
Утром заправился по цене 1.13 евро/л (80.60 руб/л), и поехал в исторический центр, осматривать достопримечательности. Могу сказать одно: Вена - обалденна!
Венская опера:
Вена:
Погуляв по городу, помчался дальше на юг, по живописному автобану А2 среди предгорий Альп, в сторону города Грац. Для оплаты скоростных дорог в Австрии я заранее приобрёл винетку и наклеил её на лобовое стекло. Винетку заказывал на немецком сайте https://tolltickets.com/ - стоила она 8.80 евро (на 10 дней) плюс 2.40 евро доставка почтой, письмо с винеткой шло из Германии месяц.
Промчавшись мимо Граца, поехал я в сторону Словении. По Словении предстояло проехать порядка 60 км, из которых лишь 45 км можно проехать по автобанам. А за автобаны словенцы требуют купить недельную винетку аж за 15 евро. Меня немножко придушила жаба платить 15 евро за 45 км пути, тем более всё равно собирался заехать в город Марибор, т.е. съезжать с трассы, и поэтому именно в Словении решил проехать только бесплатными дорогами. Поэтому ещё на территории Австрии я съехал с трассы, выехал на сельскую параллельную дорогу, и уже по ней направился в Словению:
Сразу после границы стоит множество табачных лавок (одну из них видно на фото), видимо сказывается большая разница в цене на курево по разные стороны прозрачной границы. Слава богу, я не курю, поэтому мне как-то пофиг на эти заморочки.
Поехал я в город Марибор - второй по величине город Словении. Правда незадолго до города на круговой развязке перепутал знаки платной и бесплатной дорог до города, поэтому небольшой кусочек платной трассы проехал нахаляву.
Марибор:
Далее, где-то после города Птуй, платная и бесплатная дорога соединяются в одну извилистую бесплатную дорожку - автобан тут только строится, из-за чего время от времени возникают небольшие заторы, но не критичные. Впереди была граница с Хорватией. Хорватия уже в Евросоюзе, но пока что не в Шенгене (хотя и пускает к себе по шенгенской визе), так что граница тут полноценная, с паспортным контролем. Когда я подъехал к хвосту очереди, навигатор показал, что до границы ещё 5 км, что по началу немного повергло в уныние. Однако очередь двигалась очень бодро, почти без остановок, и уже через полчаса я был на КПП Грушковье-Горный Мацел (Gruskovje-Gornji Macelj). На границе выходить из машины не надо, документы на машину тоже никого не интересуют, просто сначала протягиваешь паспорт словенскому пограничнику, а потом, через сотню метров, хорватскому. Хорваты даже печать не стали ставить, поставили только словенцы, причём пограничнику пришлось прогуляться за печатью до соседней будки, т.к. печати есть не у каждого пограничника (в паспорта граждан ЕС печати не ставят).
В Хорватии я взял курс на столицу, город Загреб:
Поехал по платному автобану, оплата производится в пунктах оплаты на трассе. Здесь и далее все дороги оплачивал карточкой, к оплате также принимают евро наряду с национальной валютой. От границы до Загреба проезд стоит 48 хорватских кун (6.40 евро, 460 рублей). Забавно, что машин с хорватскими номерами тут минимум, в основном разного рода европейцы, мигрирующие на юг и обратно. Дорога шикарная:
На Хорватских дорогах температура за бортом стабильно перевалила за 30 градусов, и я наконец осознал, что добрался-таки до Юга.
Подтвердилось осознание Юга, когда припарковался в центре Загреба, открыл дверь и меня окатил поток горячего, типично южного воздуха с ароматом южных растений.
Загреб, красивый город:
А ещё практически во всём историческом центре Загреба ловится халявный вай-фай Grad Zagreb
После Загреба я взял курс на автобан на восток. Заправился на трассе по цене 9.18 кун/л (1.23 евро/л, 87.67 руб/л - самая дорогая заправка за всю поездку), и, не доезжая Сербии, в городе Славноский Брод повернул к границе Боснии и Герцеговины. За дорогу от Загреба до Брода заплатил 77 кун (10.30 евро, 740 рублей). Брод - город, разделённый речкой Сава на хорватскую и боснийскую части, Славонский Брод и просто Брод соответственно.
На границе было машин 10-15, вся граница пройдена за 10 минут, не вылезая из машины. Хорваты поставили штамп о выезде, боснийцы нет. Единственный вопрос боснийского пограничника: "Куда путуешь?". "В Болгарию путую", ответил я.
Босния и Герцеговина - одно из беднейших государств Европы, где всё ещё тлеет межнациональный конфликт. Состоит из Республики Серпской, населённой православными этническими сербами, и Федерации Боснии и Герцеговины, населённой боснийскими мусульманами. Следует понимать, "мусульмане" здесь означает скорее национальность, нежели вероисповедание, т.к. боснийцы в большинстве своём не сильно религиозны в обоих регионах страны. Для меня Босния началась с Републики Српской:
Потом уже незаметно оказался в мусульманской Федерации:
В Боснии с автобанами туго, почти всю дорогу ехал узкими извилистыми дорожками между гор и возвышенностей. Лишь небольшой участок пути между Зеницей и Сараево был скоростным и немного платным по цене 6 боснийских марок (3 евро, 220 рублей). Кстати, бошняки очень активно моргают фарами перед полицейскими засадами, а засад там много.
И приехал я в столицу, город Сараево. Ещё недавно этот город ассоциировался только с новостями о боевых действиях в нём. Сейчас это тихое и уютное место в центре Балканского полуострова, и лишь изредка на стенах зданий встречаются отметины минувшей войны.
Сараево, Латинский мост. За мостом - перекрёсток, на котором Гаврило Принцип в 1914 году застрелил австро-венгерского престолонаследника эрцгерцога Франца Фердинанда и его жену Софию, что послужило поводом к началу Первой мировой войны. Сейчас на этом месте расположен мемориал и музей, посвящённый этому печальному событию:
Центр города:
Следы войны:
Царская мечеть:
В Сараево также ловится бесплатный вай-фай Stari Grad.
Поехал я дальше, в сторону Сербии. Боснийцы любят погонять по горным дорогам, и иногда это заканчивается плачевно:
В какой-то момент я промахнулся мимо нужного поворота (с дороги М5 на М19), и навигатор тут же перепроложил немного иной маршрут, причём даже чуть меньше по расстоянию. Я продолжил ехать по новому маршруту, и чуть позже понял, почему изначально навигатор этот путь игнорировал. Около деревни с говорящим названием Хреновица (Hrenovica) дорога стала вот такой:
Далее потянулась удивительная грунтовка вдоль реки Прача (Praca), со множеством живописных тоннелей:
Тоннели очень узкие, чуть шире легковой машины, и многие из них довольно длинные, с поворотами:
Грунтовка эта длилась 15 км, и потом всё же выехал на асфальт.
Проехал через город Вишеград с мостом 16-го века:
И поздним вечером въехал в Сербию:
Границу Боснии и Сербии (КПП Вардиште/Vardiste-Котроман) прошёл за 10 минут, боснийцы снова не поставили штамп (в итоге у меня в паспорте ни одного боснийского штампа), сербы осмотрели машину через открытое окно и шлёпнули штампик. Сразу после границы стоит шлагбаум, и требуют 100 динар или 1 евро экологического сбора. Мужики у шлагбаума явно удивились российским номера, слышал голоса "Русия, Русия". Дал им одноевровую монету, они мне пробили чек, из которого я узнал, что это въезд в парк Мокра Гора, и именно из-за этого парка тут взымают экологический сбор.
В Сербии доехал до города Ужице, где встал на ночёвку небольшой гостинице Little 15. За день проехал без малого 1000 км.
Хозяин гостиницы был очень приветливым, встретил, показал где что, утром бесплатно накормил простеньким завтраком. За трапезой поговорили о жизни, о туризме, о политической ситуации в Европе и т.п. Потом попрощались, и я погнал дальше на восток.
Ехал я в сторону автобана Белград-Ниш. В городке Крагуевац случайно поддержал отечественного производителя (бенз по 132.7 динар/л, т.е. 1.08 евро/л или 77 руб/л):
Затем выехал на автобан, и поехал на юго-восток, в сторону Ниша. Автобан платный, от выезда в районе городка Баточина до съезда в Нише взяли 390 динар (3.20 евро, 230 рублей). В конце автобана вот такая вот международная развилка: греческие Салоники и македонское Скопье - прямо, болгарская София и сербский Ниш - направо. Решил проехать через город Ниш, а не по объездной, просто так, на город посмотреть.
Ниш - небольшой городок, смотреть особо не на что:
Удивило взаимоотношение водителей и пешеходов: пешеходов тут вообще не принято пропускать на зебре, и пешеходы даже не пытаются как-то намекнуть, что они тут главные, а терпеливо ждут, когда все машины проедут. Прямо как у нас лет 10 назад. А когда останавливаешься у перехода, пешеход сначала пару секунд удивлённо на тебя смотрит, и лишь потом осторожно ступает на зебру. Чувствуешь себя прям европейцем каким-то
После Ниша поехал в сторону болгарской границы. Дорога преимущественно сельская, автобан там только строится, есть участки, проходящие по недоделанному автобану. При этом движение тут очень напоминает дороги на выезд из Питера в пятницу вечером: машин много, все друг друга пытаются обогнать, иногда организовывая "вторую полосу" из встречной полосы.
Вот такой мне запомнилась Сербия по пути на Юг:
И приехал я на сербско-болгарскую границу, КПП Градина-Калотина. А там какой-то ад: машин куча, где какая очередь не ясно, разметки и указателей практически никаких, какие будки работают, а какие закрыты - неясно, все снуют из ряда в ряд. При этом машин с сербскими и болгарскими номерами там меньшинство, в основном европейцы всякие, также штук семь российских номеров заметил. Потихонечку добрался-таки до пограничной будки. Сербские пограничники вопросов не задают, из машины выходить не надо, смотрят паспорт, и пропускают, не ставя штампик.
На болгарской стороне границы уже чуть более цивилизовано. Но при этом левый ряд - самый быстрый, т.к. в конце вот этого розового здания слева открывается ещё несколько будок паспортного контроля:
Из машины тут также выходить не надо. Болгарский пограничник только попросил опустить стекло на задней двери, т.к. оно у меня тонированное и не видно, что внутри. Говорит, "машина большая, а един едешь", усмехнулся и шлёпнул въездной штампик. Далее подъехал к таможенникам, которые у некоторых машин просили открыть багажник, у меня лишь заглянули в открытое окно, спросили "на море едешь? а куда именно?", и пропустили. Всё прохождение границы заняло 1 час 20 минут.
И вот я, наконец, в Болгарии! Встречает меня указатель до трёх столиц:
Затем надо приобрести болгарскую винетку для оплаты дорог. Она нужна для проезда не только по автобанам, а практически по всей дорожной сети Болгарии. Перед поездкой я искал и так и не нашёл как её приобрести онлайн через инет (даже tolltickets.com ею не барыжит), но и необходимости в онлайне нет: сразу после границы есть несколько ларьков по продаже винеток, а также на заправке их продают прямо на кассе. Я купил в ларьке как на фото, цена везде одинаковая: на месяц - 30 левов (15 евро, 1080 рублей), или на неделю ровно в два раза дешевле. В ларьке банковские карты к оплате не принимали, за то можно оплатить наличными евро и получить сдачу ими же. На заправке можно оплатить картой. Вообще, как потом оказалось, в Болгарии очень много мест, где оплата только наличными, карты там недолюбливают.
На приграничной заправке дозаправился, чтоб уже до моря не останавливаться, цена бензина 2.02 лева/л, т.е. 1.03 евро/л или 73.7 руб/л.
Едем дальше, финиш уже не за горами:
После границы поехал в сторону Софии, столицы Болгарии. Дорога по одной полосе в каждую сторону, ехать можно. В Софию заезжать не планировал, хотел просто объехать её по окружной. И тут случился небольшой фейл с навигацией: основным навигатором (на телефоне с Андроидом) был Сиджик (Sygic), а карты в нём были не самые свежие (мой косяк). И повёл он меня объезжать Софию с юга, по дороге №18. А дорога эта большей частью обычная городская улица, со светофорами и перекрёстками. В общем, потерял немного времени на этом. И только потом, заглянув в Навител (который по Европе как-то не очень), увидел, что у Софии с недавних пор есть "Северна скоростна тангента" - нормальная скоростная объездная по северной окраине города (в Гуглокартах она тоже есть).
Миновав Софию, я выехал на шикарный автобан А1 "Автомагистрала Тракия", соединяющий столицу и побережье. Поставил скорость 135 на круизе, и погнал без остановок до Бургаса:
В Бургасе повернул налево, и, проехав немного вдоль побережья, доехал до Солнечного Берега, где меня встретили мои родные.
Всё, финиш. Дневной пробег 840 км, всего от Питера 3860 км за 4 дня.
Продолжение следует...