Содержание серий:
2016 - Camino Central
- Пролог и Порту
- День первый: Vila do Conde - Barcelos
- День второй: Barcelos - Ponte de Lima
- День третий: Ponte de Lima - Tui
- День четвёртый: Tui - Redondela
- День пятый: Redondela - Pontevedra
- День шестой: Pontevedra - Armenteira
- День седьмой: Armenteira - Vilanova de Arousa
- День восьмой: Vilanova de Arousa - Padrón
- День девятый: Padrón - Santiago de Compostela
2019 - Camino por la costa
- День первый: Порту центр - Матузиньюш
- День второй: Матузиньюш - Вила ду Конде
- День третий: Вила ду Конде - Эшпозенде
- День четвёртый: Эшпозенде - Виана ду Каштелу
- День пятый: Виана ду Каштелу - Каминья
- День шестой: Каминья - Ойя
- День седьмой: Ойя - Байона
- День восьмой: Байона - Виго
- День девятый: Виго - Редондела
- День десятый: Редондела - Понтеведра
- День одиннадцатый: Понтеведра - Арментейра
- День двенадцатый: Арментейра - Виланова де Ароса
- День тринадцатый: Виланова де Ароса - Падрон
- День четырнадцатый: Падрон - Сантьяго де Компостела
Идея пройти Camino de Santiago витала давно, наверное с моего самого первого путешествия в Европу и классов испанского. На удивление, оно получилось не в какую-нибудь туристическую Барселону на пляж или парк Гуэль, а в затянутую дождями Галисию, самую северо-западную область Испании, причём даже не в туристический сезон. Виго и Сантьяго запали в душу, Понтеведра вообще ощущается родным городом, Галисия отпечаталась в сердце, заставляя мысленно возвращаться туда снова и снова. В Сантьяго пилигримов я практически не увидел, но оно было понятно, что это целевая точка в пути. К мощам Святого Иакова тогда тоже прикоснулся, но путь не проходил. Было это весной 2013 года, а затем последовал довольно стандартный набор из стран западной Европы, как в один прекрасный день мне попался отчёт Саида на этом форуме. Прочитал взахлёб, потом прочитал отчёт Srbobran, идею перехватил, но всё тот же стандартный набор из стран западной Европы не отпускал до тех пор, пока не купил билеты в Португалию. Тогда казалось, что это был крик души, т.к. ситуация с непониманием, что я делаю, была какая-то неопределённая и прокрастинация показала себя во всей своей ужасной красе.
Билеты, конечно, появились-то, а вот что с ними делать - ясно не было. Тут ещё отчет Машки Бу понравился про Азорские острова и сёрфинг, было решено сначала попробовать либо то, либо другое. Но прокрастинация начала делать своё дело, и никуда дальше визы и страховки с соответствующим покрытием идея с сёрфингом не дошла. Да и для Азор октябрь - не самый лучший сезон. А план В всё оставался на самый крайний случай.
Иногда так получается, что самый крайний случай становится самым очевидным. Примерно за месяц я начал ясно понимать, что Камино зовёт. И всё сходится. Только билеты - в Лиссабон, на две недели, и, конечно, можно уложиться, но хочется как-то неспешно и продуманно. Да и Лиссабон посмотреть. Сопоставив всё, спланировав предварительно свой маршрут с разными вариантами, оказалось очевидно, что девять дней ходу - то, что надо. И были приобретены билеты из Лиссабона в Порту и обратно, из Ла-Коруньи в Лиссабон. А до Ла-Коруньи доехать из Сантьяго труда не составляет, каждый час Renfe бегает.
Поездка наметилась на конец сентября - начало октября, и, на мой взгляд, это оказалось самым замечательным временем. 23 сентября в Европе начинается осень и вместе с ней сбор урожая. По дороге - спелый виноград, до него дотянуться несложно, гроздья прямо перед твоим носом проносятся. Наверное, самый вкусный виноград, какой я пробовал, я пробовал именно в Португалии на Камино.
Получился такой план:
22 сентября из Москвы в Порту через Париж и Лиссабон;
24 сентярбя - старт из Порту;
2 октября - прибытие в Сантьяго де Компостела;
4 октября - переезд в Ла-Корунью;
5 октября - перелёт в Лиссабон;
9 октября - назад в Москву.
Лиссабонскую часть опустим, не место ей здесь, а главный город Галисии достоин отдельного отчёта.
В планировании путешествия очень полезным оказался ресурс urcamino.com, который показывает чисто практическую информацию: сколько км, какие заведения, какие альберги есть в каждом городе пути, позволяет составить оптимальный маршрут с выгрузкой в какой-нибудь pdf. Однако мой маршрут был не совсем оптимальным и иногда даже на авось. Также довольно много информации подчерпнул из небезызвестного форума Ивара caminodesantiago.me, откуда, в частности, узнал про довольно малоизвестный альтернативный участок пути под названием Variante Espiritual, который взял опять же в качестве плана В. План Б был Camino Central, а план А - Camino da Costa по берегу океана. Как я уже писал, план А совершенно не сработал, а план В - наоборот, оказался самым очевидным решением. Кроме всего прочего на телефон было загружено приложение maps.me и скачан трек, который товарищи из caminoguide.ru подготовили.
По снаряжению: в Декатлоне были приобретены первые попавшиеся трекинговые ботинки Quechua, полностью водонепроницаемые (которые активно разнашивались две с половиной недели до поездки), взяты дождевик, простынка, четыре пары носков, быстросохнущие полотенце и рубашка. Также был приобретён 33х литровый рюкзак Osprey, очень лёгкий и удобный. Решил не заморачиваться со спальниками, начитавшись отзывов, а тупо взял плед. Кроме того в рюкзак залезли ещё тапочки для альберге, мои повседневные и очень удобные ботинки, почти разбитые за пару сезонов активного пользования в Москве, трико и несколько футболок для смены, верёвка с прищепками, мини-аптечка, ванные принадлежности, пластырь, фонарик, зонтик. Потом уже в аэропорту в рюкзак залезли шарфик и кофта, т.к. в Москве всё-таки холодно. В Порту в сумку также залезла бутылка 0.375 винтажного портвейна. В отдельной сумке были документы и фотоаппарат. На себе практиески всегда оставались джинсы, и джинсовая рыжая куртка, по утрам надетая на себя, а в остальное время - на рюкзак. В общем, не самый лучший вариант подготовки, но т.к. опыта не было, и так сойдёт. Вес рюкзака оказался 6,5 кг. Плюс портвейн - 7.
Приключения начались сразу, не выходя из дома. Я проспал свой рейс в Париж, а вместе с ним ещё четыре, в т.ч. и из Лиссабона в Порту. Ну, т.е. как проспал? Проснулся за полчаса до вылета в полшестого. В панике выбежав на абсолютно пустую улицу, пытался соображать что же делать-то. Вариантов немного было, т.к. ловить машину было бессмысленно, всё равно бы не успел. Разрываемый муками отчаяния, бросился в интернет искать билеты. Готов был даже к самым радикальным вариантам. Первый - попытка перенести вылет - ни к чему не привел, на том конце Air France автоответчик ответил, что поднять кто-либо трубку сможет только в 8:30. Билеты в Лиссабон тоже какие-то неудобные. Я почти готов был уже согласиться на альтернативные варианты проведения отпуска, но в небесной канцелярии почему-то решили пресечь мои сомнения и помочь, и сообщение наподобие “посмотри Люфтганзу” я получил. Надо сказать, что они не славятся адекватными ценами в Португалию, и это была одна из причин, почему я взял билеты другой авиакомпании. Но на тот момент цены вполне устраивали (т.е. почти любой вариант подошёл бы), однако сомнения остались. Да и рейс, вроде подходящий, нашёл. Но на рейс Лиссабон-Порту не успевал в принципе.
Следующее сообщение сверху было типа: “Посмотри за мили”. Да, я участник программы и мили были, однако на стандартный набор их явно не хватало. Ну ладно, думаю, гляну. И действительно, прямо на сегодня рейс через Женеву в Лиссабон и обратно на нужные мне даты почти бесплатно за мили со скидкой такой, что мне реально хватало. Но задача стояла опять же добраться из Лиссабона в Порту, т.к. на рейс я тоже не успевал.
Третье сообщение сверху получил внезапно: “А может, сразу в Порту, а обратно - из Лиссабона?” А почему бы и нет? Глянул и офигел. За ту же самую цену (мили и только сборы) - то, что надо. Тут же были приобретены билеты, тут же пройдена регистрация. Всё, проблема решена, можно спокойно досыпать и не торопиться, вылет в 13:30 в Женеву, а оттуда сразу в Порту.
Где-то читал, камино доказывает, что нет нерешимых задач, т.к. тебе не остаётся никаких других вариантов, кроме как их решать. Думаю, что это была одна из них. Я почти не верил в то, что это всё сработало до тех пор, пока не пересёк границу в Женеве.
—
Порту
Ощущение, что вот оно началось, началось, когда я вышел из метро, недалеко от моего отеля, где должен был остановиться. Я был одновремено утомлённым утренними переживаниями и успокоенным видом на Женевское озеро и Мон-блан сверху, а также влитым в себя вином, которое Swiss предлагает на борту самолёта. Усталось, конечно, чувствовалась, но теплый ветер, дунувший мне в лицо на площади Маркеш де Помбаль унёс её в легкую. Ну и донеслось ощущение, что в Порту только началась осень, несмотря на желтый цвет опадающей листвы с каштанов. Дойдя до отеля, я бросил вещи, и побрёл в самом очевидном направлении, к месту, где сосредоточено всё внимание и бьёт жизнь ключом этим вечером. Конечно, это мост Luis I. По пути, правда, решено было чем-то перекусить, а лучше поужинать нормально, т.к. голод тоже чувствовался. Не могу сказать, что мне всё понравилось, однако этого места, как всякий уважающий себя программер, пройти не смог. Конечно, название заимствовано от индонезийского острова, но чем чёрт не шутит?
Прослонявшись туда-сюда по мосту и мимо моста, насладившись видами и звуками, которые доносились снизу, где, наверное, собрался весь город этим вечером, побрёл искать Се, главный собор, в который мне на следующее утро стоит заявиться, а затем отправился в самую гущу народа, на набережную. Надо сказать, что народ подрастянулся к тому моменту, и место в приглянувшемся мне заведении обнаружилось с лёгкостью. Этим заведением оказалась Azetoneira do Porto и оставило самые приятные впечатления. Что может быть лучше, чем пить выдержанный портвейн на берегу Дору, с видом на мост Луиса I и сияющие вывески всех производителей этого самого напитка, с ласкающими слух песнями из репертуара Queen, доносящимися из соседнего кафе, где музыкант их исполнял. Наверное, лучшее начало моего путешествия.
Следующий день ушел на то, чтобы познакомиться с городом поближе. Первым делом надо было получить креденсиаль и пожелать встречным пилигримам Bon caminho.
Вторым делом - найти желтые стрелки, которые бегут от собора и немного пройти по ним, в заданном направлении, петляя по узким улочкам центра города.
Третьим делом оказалось перейти по мосту в Вила Нова де Гайя и попасть на экскурсию с дегустацией портвейна в дом Ferreira. Четвёртым делом - пообедать на берегу Дору, т.к. погода позволяла.
Ну, и пятым - прогуляться до района Матузиньюш, откуда, собственно и стартует Caminho da costa, путь по берегу Атлантического океана.
После того, как вернулся в центр, поступил заказ из Москвы на портвейн. Пообещав, что смогу взять только маленькую бутылку, а остальное найти в Лиссабоне, бросился обратно в Виланова де Гайя, в гору, в штаб-квартиру запрошенного производителя. В общем, день прошел в подготовке к большим расстояниям, т.к. всё, кроме возвращения из Матузиньюш, было проделано пешком.
Вечер закончился в том же баре, употребляя дегустационный набор португальского вина с запечёным пряным сыром. Надо сказать, что предпочитаемый мной Douro оказался самым простым из предложенных вариантов.