Съездить именно в Египет хотелось уже давно. Ещё со школы заинтересовали пирамиды, о которых мы проходили в 5-м классе на уроках истории Древнего мира.
Билеты покупал чуть ранее, чем за неделю, т.к. планы периодически менялись. Тем более, именно тогда правительство запретило полёты в Турцию, а это был один из вариантов транзита, поскольку прямые рейсы стоили бешеных денег. Поэтому изначальный маршрут у меня получился не совсем обычный: Москва - Вена - Каир, обратно: Каир - Франкфурт - Москва. Стоил этот билет почти 35 тыс. + билеты до МСК и обратно - 27 тыс. руб (с учётом милей от S7).
Вылет из МСК должен был быть в 14:30, но из-за необходимости сдачи экспресс ПЦР пришлось ехать в аэропорт пораньше. За анализом на COVID уже стояла весьма большая очередь, которая, впрочем, двигалась довольно быстро. Анализы были готовы менее чем, через два часа. Сертификаты выдали на русском и английском. Такой экспресс-тест стоит 2750 руб.
Ко времени начала регистрации подошёл на стойку авиакомпании Austrian, которой предстояло сначала лететь в Вену для транзита в Каир. Сотрудница за стойкой, пролистав мой паспорт в поиске шенгенской визы, который по идее не нужен для транзита, попросила меня подождать другого специалиста. Минут через 15 подошли другие специалисты и устроили небольшой допрос: "с какой целью и куда летите", "почему без багажа?", "почему выбрали такой маршрут?", "что будете делать 21 час транзита в аэропорту Вены?", "почему нет брони гостиницы" (это я планировал сделать уже в аэропорту, как раз во время долгого транзита в Вене) и т.д. Вопрос с багажом был, конечно, странный, т.к. я всегда путешествую налегке, без багажа, кроме ручной клади. В итоге мне бесплатно поменяли билет на прямой через Аэрофлот в тот же день вечером, мотивировав это тем, что "цель поездки у вас какая-то странная". Сейчас такой прямой маршрут стоит почти 50 тысяч. Но пришлось теперь ехать в Шереметьево (хороший аэропорт кстати, приятнее "Домодедово").
Перед вылетом у всех проверяли ПЦР-тесты именно на английском. Давно "Аэрофлотом" не летал. Airbus "Аэрофлота" оказался приятнее S7 - расстояние между сидениям попросторнее, сидения оборудованы экраном, и еда однозначно лучше. А в S7 убрали даже In-Flight Entertainment, который бывает довольно актуален при длительных перелётах.
В Каир прилетели в час ночи. Международной терминал был почти пустой. Других рейсов в это время не было.
По прилёту ставят визу, т.е. Египет для россиян - не совсем безвизовая страна. Визовый сбор стоит $25 (1800 руб), причём нужно оплачивать наличными, поэтому ещё до вылета именно для визы поменял 100 долларов. Для туристических групп виза по прилёту выдаётся бесплатно. В Интернете можно ещё получить электронную визу, но стоимость сбора такая же.
Первым делом купил себе SIM-карту. Стоила около 1200 рублей (платил российской картой). Правда на 4-й или 5-й день внезапно ушёл в минус и пришлось потом снова пополнять баланс, т.к. без связи никак. Оператор Vodaphone, скорость интернета нормальная, но видимо трафик очень ограниченный.
При выходе с аэропорта даже в час ночи тут как тут подбегают таксисты, предлагая подвести. Зная какие у них могут быть жадные аппетиты, я вызвал такси через приложение Kareem - местный аналог Uber. С аэропорта до моего отеля (почти центр города) вышло 98 египетских фунтов (460 руб). По дороге таксист - молодой парень с хорошим английским - рассказывал о том, что у него больная сестра, которой нужны деньги для операции, видимо пытаясь надавить на жалость, чтобы я оставил побольше чаевых. Также он нелестно отозвался об Израиле и евреях. Я в тот момент подумал, можно ли араба назвать антисемитом, если арабы - это тоже семиты?
Остановился в отеле под "помпезным" названием Hotel Grand Royal Cairo, располагающимся в старом здании, построенном в 1895 году. Двухместная комната в этом отеле стоит около 1000 рублей в сутки. В целом, "дёшево и сердито". Завтраки очень скудные. Постояльцев было мало. В основном, вроде арабы, были какие-то европейцы и немного русских.
Выспавшись утром, первым делом посетил Египетский музей - как раз совсем рядом с отелем. Вход стоит 200 фунтов (950 руб), но фотоаппарат пришлось оставить, т.к. за неё предполагалась дополнительная оплата - такое практикуется во многих музеях Египта.
Лайфхак: если будете в Египте - обязательно возьмите с собой студенческий билет, даже свой старый или может даже поддельный - можно получить скидку 50% в музеях.
Музей оказался довольно внушительным - очень много больших залов с различными экспозициями - статуи, саркофаги, мумии, надгробные рисунки. Вот только расставлены они как-то хаотично. В некоторых недостаточно информации.
Культ смерти. Memento mori.
Золотую маску Тутанхамона, к сожалению, не разрешили фотографировать.
В Каире есть метро. Всего 3 линии и 64 станции. Проезд стоит 5 фунтов (23 рубля).
Для женщин имеются отдельные вагоны. Как-то в спешке случайно зашёл в один из таких и думал сейчас начнётся традиционное "улюлюканье" и "побивание камнями". Но всё обошлось. Такие вагоны, как правило, обозначены специальными табличками.
Причём женщина может также проехаться и в мужском вагоне.
Большинство женщин в Египте носит хиджаб или никаб, некоторые - паранджу.
Оформление одной из станций метро.
Для прохода через турникет выдают такие пластины вместо привычных нам жетонов или карточек.
Унылые детские рисунки в метро.
Каир - очень шумный, пыльный, не очень ухоженный и местами грязный город.
Население при этом составляет 10 миллионов. По египетским меркам это сравнительно новый город - основан в 969 году арабской династией Фатимидов. Название на арабском - әл-Қāhираһ.
Город находится на обоих берегах знаменитой реки Нил.
ПДД здесь почти никто не соблюдает, движение по дорогам крайне хаотичное. Египтяне постоянно невпопад сигналят, многие не включают поворотники, не останавливаются на пешеходных переходах. А самая бесполезная вещь - это светофор. Поэтому пешеходам приходится непросто - водители уже привыкли к тому, что пешеход при виде машины должен обязательно успеть проскочить через дорогу, и они вовсе не обязаны останавливаться и снижать скорость. Переход через дорогу в городе, где так мало светофоров и зебр - это очень утомительное занятие. А мотоциклисты видимо считают своим священным долгом проезжать с как можно громким и долгим сигналом. В дневное время в городе стоит такой шум (какофония сигналов машин, криков людей, азана с мечетей), что хочется поскорее найти тихое место. Один таксист рассказал, что права получить довольно просто и даже можно водить без них, т.к. на дорогах нет ГАИшников.
Как я уже сказал, для такси в городе в основном пользуются Uber и Careem, причём тарифы последнего считаются дешевле, хотя я особой разницы не ощутил и почти всё время пользовался Uber'ом. В обычные такси со спидометром я так и не сел.
Возможно не лишним будет до поездки выучить традиционные арабские цифры - хотя бы для того, чтобы суметь в толпе машин отыскать свой Uber, т.к. на номерном знаке большинства ТС используются арабские цифры. Например, здесь мы видим цифру ١٨٩٦ - это 1896. Цифры, в отличие от букв арабского языка, почему-то пишутся в привычном нам порядке - слева направо.
Визуально эти цифры очень простые: ٠-0 ١-1 ٢-2 ٣-3 ٤-4 ٥-5 ٦-6 ٧-7 ٨-8 ٩-9.
Пирамиды Гизы находятся совсем рядом с Каиром - на расстояние около 20 км. Можно недорого доехать на такси. Гиза - это левобережный пригород Каира.
Вход в пирамиды стоит 200 фунтов (для студентов - 100). Будьте готовы к тому, что к вам тут же подбегут люди на верблюдах и лошадях с предложениями покататься или сфотаться. От нас они не отставали почти на протяжении всего осмотра, чем очень сильно портили общее впечатление. Лучше, конечно, их просто игнорировать, но это бывает очень сложно
Сфинкс оказался вовсе не таким величавым и огромным, как его обычно показывают в фильмах и на фотографиях. А миф о том, что его нос был разрушен Наполеоном оказался байкой.
Пирамиде Хеопса (Хуфу) - 4500 лет. Даже спустя 10 000 лет после исчезновения человечества пирамиды в Гизе по-прежнему будут стоять на месте, пока полностью не будут погребены под песком времени.
Сейчас во внутрь пирамид не впускают.
Было бы очень интересно увидеть, как эти пирамиды и Сфинкс выглядели изначально.
Следующим пунктом назначения стала Александрия - город, основанный Александром Македонским, которого арабы называют Аль-Искандар-аль-Акбар, а сам город - соответственно, Аль-Искандария.
Ехать пришлось на довольно старых поездах класса "АС2". Билет туда стоил 55 фунтов, обратный - 100. Поездка составила почти 4 часа.
ЖД вокзал Каира.
Внутри поезда. Кроме этих есть ещё очень старые поезда ужасного вида, без стеклянных окон.
В апреле было два случая аварии с поездами - в них погибло более 40 человек, в конце марта произошло столкновение двух поездов, где погибло 19 человек.
Александрия оказалась весьма приятным городом - поскольку находится возле моря, и было не так жарко.
Город находится на берегу Средиземного моря. Из посещенных городов чем-то напомнил Тель-Авив.
В исторической части города даже было ощущение, что находишься не в арабской стране, а в какой-то европейской.
Достопримечательностей тут немного - вот, например, Citadel of Qaitbay (Крепость Кайт-Бей), построенный на месте Александрийского маяка - ещё одного из 7 чудес света.
Александрийская библиотека, к сожалению, была закрыта.
Зато удалось увидеть Помпееву колонну, вокруг которого простирается современный город.
Высота колонны - 20 м. Свидетельство о былом римском правлении.
За пятитысячную историю Египта кто только не владел этой страной - древние египтяне, греки, римляне, византийцы, персы, арабы, турки, снова арабы, затем - британцы, потом снова арабы. Ныне страна официально называется "Арабская республика Египет" (Джумхурийят Миср аль-Арабийя). Свою страну египтяне называют "Миср" или "Маср" - поэтому турки и казахи называют "Мысыр", евреи - "Мицраим", а копты - потомки древних египтян - "Кеме" (ⲕⲏⲙⲉ, от древнееегипетского "Кемет" - "Чёрная земля").
В шаговой доступности от Помпеевой колонны также располагаются древние катакомбы Ком эль-Шукафа/Kom al-Shoqafa ("Курган черепков") - древнеримские захоронения 1-2 вв. н.э. Это подземный архитектурный комплекс глубиной 30 метров, куда спускаешься по винтовой лестнице.
Место немного жуткое, особенно, когда попадаешь в неосвященный зал. Такое ощущение, что вот-вот и вылезет какое-нибудь древнее зло.
Билет стоит 80 фунтов, для студентов - 40. Опять же, не забывайте взять студенческий, пусть даже российский. На кассе особо даже не смотрят.
А вы бы согласились тут переночевать в одиночку, в полной темноте - скажем, за 30 000 рублей?
Памятник основателю города - Александру Македонскому.
Другие фотографии с Александрии.
Здесь мечети соседствуют с церквями.
А древность соседствует с современностью.
Вид зданий.
Примерно в одном из таких старых зданий располагался отель, где я переночевал - жуткое, бардачное место, напоминающее локацию для съёмок фильмов ужасов. А администратор отеля обсчитал мне оплату. Один из приёмов - заявить, что оплата принимается только наличными, затем притвориться, что сдачи нет, пообещав утром вернуть при выселении, а в назначенное время "забыть" вернуть сдачу или сказать, что сумма была другой.
Попытались обсчитать даже в обычной забегаловке - сдачу пришлось просить почти 3 раза. И то дали не совсем ровно.
Кстати моя поездка пришлась во время священного для мусульман месяца Рамадана - не самое удачное время для путешествий, поскольку большинство кафе и ресторанов открываются только вечером, с заходом солнца, когда разрешается есть только после вечерней молитвы "аср". Поэтому в основном питался в забегаловках типа Mc'Donalds, куда местные жители днём заходят просто посидеть, спастись от жары.
Такой сет стоил 75 фунтов (355 руб).
А такой - 73 фунта (346 руб).
Цены в KFC.
Что ещё удивило - так это местные продуктовые магазины. В огромном мегаполисе не оказалось нормальных универмагов наподобие 7 Eleven, Family Mart или хотя бы "Пятёрочки". В продуктовых продавались лишь какие-то сладости - шоколадные батончики, йогурты, печенье, соки и т.д.
Ещё одна не самая приятная сторона Египта - это повсеместная замусоренность. Урн крайне мало, поэтому во многих местах мусор остаётся лежать вот так на земле, что вызывает соответствующий "аромат".
Ещё одним пунктом поездки стал город Луксор. Только потом я узнал, что это и есть древний город Фивы, который тоже запомнился из уроков истории. Город находится в южной части Египта, в 500 км от Каира. Туда я полетел на самолёте из Каира. Билет стоил около 2700 рублей.
Понравились эти окна в каирском аэропорту.
Аэропорт снова был почти полупустой.
Полёт длится всего час.
Удалось увидеть Каир сверху.
При выходе из самолёта тут же ощутил знойную жару - температура была +42. За время пребывания в Египте местами моя кожа стала почти коричневой - ещё немного, и я стал бы такого цвета, как фараоны на древних рисунках.
Первым делом в аэропорту я зашёл в туалет помыть руки. Там стоял парень типа швейцар, который вежливо открыл дверь, а потом подал мне салфетку для рук. "Надо же какой сервис!" - подумал я, и только при выходе понял, что этот чувак хочет чаевые за свою "услугу". Это был первый знак о том, какие люди тут проживают.
Луксор - чисто туристический город. Тут люди живут на туристах, всё вертится вокруг туризма. Тут уже не работает Uber и другие приложения для такси. Вроде нет даже общественного транспорта. Есть только очень жадное такси без спидометра и кареты с лошадьми, преследующие тебя на каждом шагу.
Собственно, ради этого вида я сюда и приехал - Луксорский храм, построенный в 1400 г. до н.э. фараоном Аменхотепом II в честь бога солнца - Амон-Ра. В те времена Фивы (греч. Thebes или егип. Waset) (современный Луксор) были столицей Верхнего Египта.
Тут же находится мечеть Абу Хаггаг - из древнеегипетского языческого храма в 395 г. он был превращён в христианскую (коптскую) церковь, а после арабского завоевания в 640 г. стал мечетью.
Голова статуи Рамсеса II - он считается одним из величайших фараонов Древнего Египта. Прославился он в основном своими военными победами.
В 1881 году нашли даже его мумию.
(фото из интернета)
В 1976 году его тело отправили в Париж для консервации, и специально для перевозки Рамсесу II был выдан египетский паспорт. В интернете даже есть изображение якобы этого паспорта, где в графе "Профессия" указано "Король (усопший)", однако это, конечно же, был фейк.
В Луксорском храме туристов почти не было и вокруг царила умиротворённая тишина.
Аллея сфинксов, которая соединяет Луксорский храм с другим знаменитым храмом в этом городе - храмом Карнак. Расстояние между ними - 2,5 км.
Карнаский храм похож на Луксорский, но более масштабнее. Входной билет туда дороже - 200 фунтов.
Туристов тут было куда больше, чем в Луксорском храме, хотя многие местные сетовали на то, что до короны их было в разы больше.
Место, несомненно, удивительное и внушительное по своим масштабам, несмотря на то, что на улице стояла такая жара и хотелось поскорее спрятаться в тени за очередной громадной колонной.
Обелиск фараонов Тутмоса I и Хатшепсут.
Статуя Рамзеса II и его дочери Мерит-Амон.
Вообще, в таких местах лучше ходить с хорошим гидом - так будет куда интересней самостоятельного посещения и последующего поиска в интернете на тему "где же я побывал", чем я сейчас и занимаюсь, пока пишу этот пост.
Луксор немного отличается от двух посещенных городов. Во-первых, климат тут ощутимо жарче, поэтому местные жители имеют более тёмный оттенок кожи.
Во-вторых, складывается ощущение, что чем древнее город, тем беспардоннее его жители. Повсеместно в Египте почти каждый преследует цель нажиться на туристе, но луксорцы показались особенно жадными и назойливыми. Вот, например, извозчик, назвавшийся Ахметом, сначала назвал одну сумму, потом попросил добавить побольше, якобы для лошади. Если бы не жара я бы, конечно, эти пары километров вообще прошёл пешком.
Точно такая же ситуация случилась, когда возникла необходимость попасть на тот берег, т.к. мой отель оказался там. По идее есть общественные паромы за 5 фунтов, но я их так и не увидел. Видимо у них какое-то своё расписание.
И тут ко мне снова подбежал некий лодочник, предлагающий перевести на тот берег - тоже сначала называл сумму в 5 фунтов, но по прибытию потребовал 30, т.к. это якобы была индивидуальная перевозка. Я, конечно, был не против заплатить какие-то 30 фунтов за перевозку. Но зачем тогда надо было в начале называть другую сумму? Впечатления от местных жителей весьма неприятные. Хотелось лишь поскорее свалить с этого города.
Благо порадовал отель. Цены на отели тут были ниже каирских, а по качеству куда лучше.
Цена за сутки стоила около 800 рублей, куда также был включён завтрак.
Вид из окна.
Обратно предстояло уже ехать на поезде.
Сначала я подумал, что возможно упустил свой поезд, и попытался расспросить прохожих. Многие кстати не говорят по-английски - даже молодёжь, поэтому в иной раз приходилось набирать на Google Переводчике текст.
Оказывается, мой поезд запаздывал - и прибыл-таки спустя 2 часа. С таким беспорядком и безалаберным отношением ко всему неудивительно, что здесь так часто случаются аварии поездов.
Билет с Луксора до Каира стоил 165 фунтов (780 руб), время в пути - 12 часов, но фактически, с учётом опоздания, ехали очень долго. Кстати в таких поездах работает кондиционер и внутри бывает очень прохладно. Свитера и куртки у меня с собой не было, поэтому я выходил греться в соседние вагоны. Даже внутри поезда не давали нормально отдыхать - на нескольких остановках заходили какие-то женщины в парандже с детьми и настойчиво просили денег. К сожалению, Египет оказался страной попрошаек, причём деньги просят почти все - то же самое было в Каире, когда я просто стоял в ожидании такси и подошёл какой-то человек в белой форме и сказал "Five pounds" - за что и почему? - остаётся загадкой. Разумеется, никому ничего я не давал. Я осознавал, что еду в очень бедную страну, но вот, чтобы настолько, что люди, даже не особо нищенствующие, без зазрения совести попрошайничали - не ожидал.
В свой последний день в Каире сходил в Коптский квартал (Старый город).
Копты (по-арабски "хубт") - это как раз прямые потомки древних египтян, которые ко II-III веку н.э. приняли христианство. Ныне копты составляют 10-20% всего населения страны.
Христиане зачастую становятся объектом нападения со стороны террористов, поэтому их район часто патрулируется полицией.
Коптский язык - это последняя ступень развития египетского языка. Коптский алфавит был заимствован с греческого и визуально на него похож. Ныне большинство коптов перешли на арабский, и лишь 300 человек по-прежнему владеют коптским. Коптский теперь служит лишь языком богослужения, и как латынь считается мёртвым.
Коптский квартал представляет собой множество тесных улочек и закоулков.
Здесь несколько церквей и где-то здесь, по преданию, пряталось "святое семейство" (Иисус Христос и Дева Мария), когда бежало от преследований в Иудее.
В тот день как раз была Пасха, но было не очень оживлённо.
Рядом располагается христианское кладбище.
Есть также Коптский музей, где в основном представлены древние иконы, копии Библий и другие религиозные артефакты.
В Каире насчитывается более 1000 мечетей.
Старейшая мечеть в Египте и во всей Африке - Мечеть Амра ибн аль-Аса.
Люди здесь кажутся довольно религиозными - на улице или даже в метро можно увидеть, как кто-то сидит и читает Коран. В номере моего отеля на полке также лежала копия Корана и коврик для намаза.
То, как люди умудряются в такую жару держать пост, т.е. не только не есть, но и не пить в дневное время - уму непостижимо.
Вид на т.н. "Город мёртвых" (Эль-Карафа) - старое каирское кладбище, где мавзолеи и склепы позже стали использоваться как жильё для беженцев с Суэцкого канала (война с Израилем) и прочих асоциальных элементов.
В каирском аэропорту была очень тщательная проверка перед вылетом - сначала у входа, потом в зоне досмотра, и была ещё одна проверка у выхода на посадку. При этом смотрели всё содержимое сумки, отняли мой кофе.
Я всегда стараюсь выбирать места у окна, но в этот раз меня ожидал неприятный сюрприз - на моё место уселся какой-то усатый египетский мужик, и никак не хотел уступать, делая жалобную гримасу, прикладывая руку к груди и приговаривая "Please, please!" - я просто махнул рукой, т.к. за эти дни понял, что из себя представляет этот народ. Через пару часов, видимо почувствовав свою неправоту, он всё-таки ушёл искать другое место. На моей памяти это был первый раз, когда так нагло занимают моё место в самолёте.
И также я не помню, чтобы в какой-нибудь стране ко мне на улице подошёл рандомный человек с вопросом "Where are you from", а на отказ общаться с ним (а на хуя? Если я тороплюсь в метро и вовсе не обязан отвечать ни на какие вопросы) - получить в ответ "Go to hell" (Иди к чёрту).
8 дней, проведённых в этой стране - хватило с лихвой и не хватило совсем. Всё-таки страна большая, и если планируете активно перемещаться, то нужно хотя бы 12-14 дней. Изначально к своим маршрутам я также хотел добавить восхождение на гору Синай, но в этот раз я как-то не очень умело рассчитал временные рамки своего пребывания в этой стране. Поэтому при планировании маршрутов следует учитывать масштабы этой страны и такие факторы, как опаздывающие поезда и т.д.
Лично для меня Египет показался даже экзотичней Таиланда - за счёт совершенно иного менталитета и понятий у людей. Египет был бы куда приятней, если бы не местные жители вели себя получше. Настолько беспардонные, невежественные, крикливые и отвратительные люди мне ещё не попадались. 5000 лет цивилизации - и всё коту под хвост. Такое ощущение, что современность хоть и пришла в эти края, люди с верблюдов пересели на машины, пользуются смартфонами, но древне-средневековые повадки и поведение никуда не делись. В такой стране я бы однозначно не жил - ни в этой, ни в следующей жизни. После Египта пока больше нет желания посещать арабские страны (возможно разве что только Эмираты).