Это и была основная цель нашей прекрасной прогулки.
Мальский Спасо-Рождественский монастырь.Вниз в долину спускалась симпатичная дорога, мы решили - нам туда.
Пока спускались, где-то вдали, высоко на холме увидели шпиль.
А иначе зачем нам современная техника? ))) Вот такая симпатичная церковь там стоит. Слева - деревянная звонница.
Мы поразглядывали церковь. И пошли дальше. Тогда мы еще не знали... Ой, все.
Ключей в этих краях просто видимо-невидимо! Вот очередной прямо под деревом пробился.
Чуть не проскочили дорожку, уводящую вправо под деревья.
Но ведь есть указатель.
Память услужливо подсунула кадры из фильма "Покаяние" Тенгиза Абуладзе.
"Эта дорога ведет к храму?"
Рядом с дорогой в овраге журчал какой-то бойкий ручей. И я углядела мостик. Полезла смотреть.
А в след мне неслось: "Только не вздумай!!! Я тебя оттуда не вытащу!!!"
Начался небольшой погост. Есть и вполне современные могилы.
Много эстонских имен.
В 1920-1940 г.г. эта территория входила в состав Эстонии.
Ну вот и дошли.
А началось все с преподобного Онуфрия,
ученика преподобного Ефросина Псковского, «начальника псковского пустынножительства».
Онуфрий пришел в эти уединенные места в далеком XV веке, поселился в долине на берегу лесного озера, укрытой от глаз людских (да сколько их там было, этих глаз?).
Получается, был Онуфрий одним из основоположников ухода от мира. В народе это место называют Онуфриева пустынь.
Но, как часто это случается, люди узнав о ските и подвижнике стали к нему приходить, что бы тоже жить в удалении от мирской суеты в трудах и молитве. Со временем скит разросся до монастыря.
Церковь.
А еще прямо под алтарем этой церкви бьет ключ. Надо ли объяснять, насколько чудодейственной считается эта вода?
Несмотря на то, что обитель находилась в довольно глухом, отдаленном от дорог-путей месте, в низине у озера, ей все же не удалось избежать войн и разорений. В 1581 году монастырь был полностью разрушен войсками Стефана Батория, а все обитатели были убиты. Как долго после этой трагедии восстанавливался монастырь не известно, но есть сообщение о том, что в 1675 году он уже был действующим.
Потом во время Северной войны в 1710 году обитель сильно пострадала от шведов. Но уже в 1730 году по повелению императрицы Анны Иоанновны монастырские храмы и постройки были восстановлены. Правда, на этот счет есть альтернативная точка зрения, а именно, дошедшая до наших дней легенда, рассказывающая о том, что святую обитель восстановил некий мужичок аж из под города Тамбова и помогли ему в этом его пчёлы.
Предание гласит, что жил в Тамбовской губернии один человек, имя которого история не сохранила. Был он набожным и вел благочестивый образ жизни. Кормился сей муж от своей пасеки, доходы от которой были хоть и не велики, но ему на скромную жизнь хватало. И вот в один прекрасный день пчелиная матка заговорила с ним человеческим голосом и сообщила, что он должен пойти в далекие земли и восстановить там святую обитель, разрушенную врагами.
Надо думать, какое потрясение испытал наш мужичок! Второе потрясение испытал он, когда до него дошел смысл пчелкиных слов. А пчелка ни много ни мало передала мужичку Господню волю, чтобы отправился он далеко на запад, в неведомы псковские края и восстановил там монастырь, разрушенный врагами веры и отечества.
Мужичок перечить такому чуду не стал, собрался в путь и пошел за пчелиным роем, который указывал ему дорогу. Мужичок уже и счет дням потерял, а они все идут и идут, лесом, степью, через болота и бурные реки. И вот в один прекрасный день пчелы вывели его в красивейшую долину, на берег Мальского озера. И развалины монастыря, который ему предстояло возродить, тут же.
А еще до мужичка дошло - а как же он будет все это восстанавливать? В одиночку? И на какие, простите, шиши???
От долгого, утомительного пути мужичка буквально сморило, и он заснул крепким сном на самом берегу озера. Спит он и во сне слышит чей-то голос: «Как проснешься утром, так сразу принимайся за работу: копай под разрушенной монастырской стеной – и там найдешь все, что тебе понадобится для восстановления Мальской обители».
Мужик в точности так и поступил. Стал копать под стеной, пока его заступ не ударился о что-то твердое. Это был огромный сундук, а в нем иконы, церковная утварь, книги, золото, серебро, деньги. Монастырская братия, когда враги подступили к стенам монастыря, собрала все ценное и спрятала в надежном месте до лучших времен.
С помощью этих сокровищ и восстановил обыкновенный тамбовский мужик Мальской монастырь. Конечно, не за один год, но волю Божию исполнил в точности.
И вновь под алтарем храма Рождества Христова забил святой источник.
И вновь в первое воскресенье после Петрова дня здесь стали устраивать заветный праздник под названием Мальское воскресение. В память о чуде, сотворенном преподобным Онуфрием. При его жизни в этот летний день вдруг выпал обильный снег, грозя погубить весь урожай. Преподобный стал усердно молиться, и снег растаял, не причинив крестьянам никакого вреда, а урожай, напротив, был в два раза больше обычного.
А мальской мед до сих пор считается самым вкусным и самым целебным. Должно быть, потому что его производят пчелы, которые ведут свою родословную от того знаменитого пчелиного роя, что прилетел на берег Мальского озера из далекой Тамбовской земли.
По большому счету история не сохранила для нас сведений об Онуфрии. Только известно достоверно, что умер он в 1492 г.