День одиннадцатый, 23.07С утра погода именно такая, как обещал прогноз – солнце и минимум облаков. Это неожиданно, так как обычно прогнозы yr.no в этой поездке сбывались с точностью до наоборот.
Едем обратно в
Tresfjord чтобы начать проверять на практике советы небезызвестного среди любителей норвежских гор Арнта Флатмо. Именно благодаря его сайту я узнал про этот трек:
http://www.westcoastpeaks.com/Peaks/brudefolget.htmlИдти до самой сложной вершины из трех,
Brudefolget, я изначально не собирался, а вот какую-нибудь из оставшихся вполне мог осилить.
Вот там, где дорога упирается в отвесную стену и долина заканчивается, начинается сегодняшний маршрут.
Асфальтовая дорога 164 по
Øvstedalen превращается в грунтовую (30 нок), а последние 200 метров до самой близкой к началу тропы парковки потребовали включения полного привода и перевода вариатора в положение L. На легковом автомобиле туда заехать сложновато – очень крутой подъем и много кочек, даже местные, совершающие daily hike до озера, оставляют машины чуть ниже. От верхней парковки (со столиком!) начало тропы очевидно. Сначала она зигзагами взбирается по каменной стене до озера
Kleivvatnet наверху, подъем занимает примерно полчаса. Есть участки с цепями, причем многие металлические стойки загнуты в сторону от горы под углом почти 90 градусов – такое ощущение, что когда-то прошла лавина или сель. Тропа грязная, местами идет среди высокой травы, к этому надо быть готовым. Берите с собой воду – наверху, кроме озера и небольшого ручейка около начала тропы, ее больше не будет, а к озеру надо будет спускаться и терять высоту.
Уже отсюда открывается неплохой вид.
Тут стоит домик и, конечно же, есть туалет чуть позади него – как в горах без туалета?
Отсюда вправо отходят маркированные тропы на две вершины. Я решил, что сегодняшняя моя гора –
Litleskorka.
Rollsbotnskorka выше и, соответственно, сложнее, а виды предлагает практически те же.
Хоть тропа на «Маленькую Корку» и маркирована, я умудрился с нее уйти правее и некоторое время карабкался по мокрым покрытым мхом камням на самом краю обрыва, используя все конечности чтобы продвинуться выше. Поэтому совет – держитесь по центру гребня, а лучше не теряйте тропу, она там точно есть, я на спуске проверил!
Поднимаюсь выше, виды все лучше
Гребень выводит на
Sandfjellet, гора с плоской вершиной справа –
Storbua. Туда тоже есть тропа (
http://www.westcoastpeaks.com/Peaks/storbua.html).
Еще выше
Чем ближе к вершине, тем сложнее становится тропа. Если в начале пути она идет по мягкой земле, то здесь это уже сплошные живые мелкие камни, часть энергии уходит на пробуксовку :) Но по крайней мере опасности никакой нет, требуется только внимательность и аккуратность (и, по возможности, дополнительные точки опоры в виде палок).
Финишная прямая – уже видна пирамидка на вершине.
Последняя часть пути до вершины выглядит сложной – кажется, что нужно идти по гребню, но на самом деле тропа проходит чуть ниже гребня по левой стороне. Нужно про это помнить и идти именно там.
Наконец, вершина. Еле развернулся там, с трудом пристроил рюкзак, чтобы достать камеру – очень тесно, с трех сторон обрывы высотой сотни метров.
Прямо по центру фото вытарчивается
Storskorka, спуск до нее без снаряжения преодолеть вряд ли можно, да и не нужно.
Машину на парковке отсюда не разглядеть
Только через телевик удается разглядеть машину и скалы, по которым проходит первая часть пути (к озеру)
Вид на
Rollsbotnskorka (острая вершина на переднем плане справа),
Øverøystolen (слева) и
Askjeret (еще одна острая вершина между ними)
Lauparen и
Brudefølget Storbotnshornet и
Grytavasstinden А это вид назад, на гребень
Острая вершина справа -
Øverøystolen, в долине расположился город Пушкин (Pusken)
Перед уходом еще раз бросил взгляд на
Brudefølget. Внушает…
До машины дошел по тропе, остановившись лишь на 5 минут поговорив с местной жительницей, которая совершала ежедневную пробежку по тропе к озеру. Весь поход занял чуть больше 3 часов туда-обратно. К этому горному массиву я постараюсь вернуться в будущих поездках – вершин вокруг много, и я уже сидя на вершине строил планы новых восхождений.
На обратном пути в
Tresfjord нам преградили дорогу и проверили квитанцию об оплате проезда – она как раз под лобовым стеклом лежала.
Движемся по E39 от
Tresfjord в
Alesund. Отсюда горный массив тоже неплохо смотрится.
В городке
Sjohølt заметил какую-то старую паровую машину
и старый отель.
В полчетвертого мы уже ехали по улицам Олесунна. Это единственный город Норвегии, который мне хотелось посетить, но в предыдущих двух поездках, когда я оказывался рядом с ним, всегда была более интересная альтернатива. В этот раз ему никуда было от меня не деться – женская часть экипажа уж очень хотела погулять где-нибудь вместе со мной и в этом городе есть достаточно вариантов. В этот город в обязательном порядке завозят «автобусных» туристов, да и самостоятельные путешественники не обходят его вниманием. Сам город небольшой (а представляющая интерес центральная часть и того меньше), поэтому мне казалось, что каждый его уголок мне знаком по фотографиям из чужих отчетов. Но одну довольно интересную достопримечательность я чуть не упустил…
Тут я должен сказать спасибо
Rudankort. Именно он рассказал мне про
Sukkertoppen, гору высотой 314 метров, с которой открывается вид в сторону города. Уже потом я нашел ее и на сайте Арнта
http://www.westcoastpeaks.com/Peaks/sukkertoppen.htmlСюда мы изначально планировали сходить втроем. Учитывая мои предыдущие походы, я не думал что тропа на гору высотой 314 метров может представлять какие-то трудности, поэтому мы выдвинулись в сторону предполагаемого начала тропы по улице
Sukkertoppvegen. Я знал, что гора популярна среди местных и ожидал, что с улицы в сторону тропы будет какой-то указатель. Но его не было, мы прошли по улице дальше, чем надо и пришлось возвращаться, просить помощи у местных жителей. Повезло, что дом норвежца, к которому я обратился за помощью, оказался в двух шагах от нужного прохода с улицы в сторону леса. И указатель там тоже был, установлен прямо на уровне глаз…
Вышли на тропу. Сначала она идет по лесу, ширина ее впечатляет – сразу видно, что в день тут проходит несколько сотен человек. Пока Соня идет сама, тропа сухая, уклон небольшой. Но когда лес закончился и началось открытое осадкам пространство, я вспомнил строчку из описания маршрута у Арнта: «Тропа может быть ОЧЕНЬ топкой после дождей». Самого дождя уже не было, но морось висела в воздухе и скрывала виды вокруг. Ну и, конечно, оставалась на тропе.
Через некоторое время начались настоящие болота из грязи в которых были видны десятки следов – путей обхода не было. К тому моменту я уже нес ребенка на руках, поэтому приходилось с особой осторожностью выбирать, куда наступать. Попалось место, куда я с ребенком в руках просто не мог забраться – пришлось сначала залезть наверх самому, а потом при помощи жены затащить Соню. При этом если бы на руках не было ребенка, я уже сбегал бы наверх и вернулся. К тому же погода может окончательно испортиться в любой момент и никаких видов я не увижу. В итоге решили, что жена с ребенком останется рядом с восхитившей Соню антенной высотой с пятиэтажный дом примерно на полпути до вершины, а я быстро иду дальше.
За те 10-15 минут, которые у меня занял путь до самого верха, погода менялась несколько раз. То город вместе с лайнером
Queen Mary 2 скрывался в пелене, то внезапно появлялся.
Вид на остров
Godøya Несколько минут назад вместо скалы на другом берегу была сплошная белая пелена
Уже на спуске пелена практически рассеялась и оказалось, что в город пожаловал
Trollfjord круизной компании
Hurtigruten Почти весь центр города уместился на одной фотографии
А лайнер, похоже, превосходит его по размерам
С этой невысокой вершины открывается вид не только на город, но и на окружающие его горы. Видимости во время моего визита не хватило, чтобы даже разглядеть их очертания. Но я знаю как минимум одного человека на форуме, который тоже на этой горе был. Может быть ему повезло больше и он поделится своим результатом ;)
Потом поехали на смотровую
Aksla, чтобы сделать стандартные фотографии
Погода как раз окончательно наладилась и можно было ехать гулять в центр города. Без проблем нашли свободное место для машины рядом с мостом, от которого можно было начинать прогулку. Но первым делом, конечно же, пошли на детскую площадку, а потом уже весь этот ар-нуво :)
Город понравился – тихий и спокойный, но центральная улица быстро закончилась и начались типовые здания, круговой маршрут сделать не получилось (мост-то в городе один), вернулись обратно и поехали к первому норвежскому парому
Magerholm-Ørsneset. И что же обнаружили на пристани? Идеально отреставрированный
Bentley 1951 года!
За ним мы и въехали на паром. Знали бы, куда мы в итоге приедем – остались бы на пристани ночевать…
Но вид гор на той стороне манил быстрее перебраться к ним поближе…
Паром вез нас в
Sykkylven, я знал, что там есть кемпинг и это чуть ли не единственная возможность переночевать в округе – в Олесунне единственный кемпинг закрылся пару лет назад, для диких ночевок мест нет совсем. В итоге приехали в
Sjobaken Camping примерно в 22.30. Еле нашли – если бы не навигатор, никогда бы не догадался, что узенькая дорожка между домов ведет в кемпинг. Расположение "шикарное", прямо рядом с трассой. Вместо детской площадки – качели. На ресепшн – никого. Сколько стоит, где душ и прочее? Непонятно. Комната с крупной надписью Damen обнаружилась рядом с ресепшн, а рядом с ней… еще одна комната с изображением женщины! А мужская-то где? В замешательстве вернулся в машину, на разведку пошла жена. Она-то и разглядела, что вторая комната как раз и есть мужская, просто уж очень женственный дядя там изображен. А кухня где? А вот рядом, раковина под навесом, продуваемая всеми ветрами. В раковинах, конечно же, только холодная вода, да и возраст сооружений заставляет осторожно обращаться с дверью: хлопнешь – развалиться.
Но альтернативы нет, выбрали место и встали на ночевку, решив заплатить утром, если кемпинг вообще не заброшен. При этом мы не были единственными посетителями – рядом с двумя домиками стояли машины, но свет нигде не горел. Если бы не это, наверняка стали бы вспоминаться фильмы ужасов со стандартными сюжетами: туристы свернули не на ту дорогу, остановились на ночь в подозрительном отеле со скрипучими полами и странным хозяином…