Тунис. Бизерта. Последняя стоянка. В круизе MSC Splendida 7 января 2015

Отзывы туристов о круизах. Морские круизы. Речные круизы. Круизы по островам, карибские круизы. Отзывы морские круизы

Сейчас этот форум просматривают: Joe_Alex, mroutman, Tatiana13 и гости: 8

Форум Винского рекомендует
Отели: Бронирование отелей по умным ценам без предоплаты горящие предложения с отзывами туристов
Аренда авто : Поиск и бронирование автомобилей в Rent Car агентствах по выгодной цене горящие предложения, скидки, различные виды страхования.
Авиабилеты : Поиск и покупка авиабилетов по самым низким ценам
Страховой полис онлайн : расчет и покупка страховки через интернет страховки для шенгенской визы, страховки для горнолыжников, альпинистов, дайверов и отдыхающих в круизелетов по самым низким ценам[/b][/url]
Расчет и оформление страхового полиса онлайн страховки для шенгенской визы, страховка для горнолыжников, альпинистов, дайверов, отдыхающих в круизе

Тунис. Бизерта. Последняя стоянка. В круизе MSC Splendida 7 января 2015

Сообщение: #1

Сообщение Ольга Бородкина » 21 янв 2015, 19:48

Рано утром 23 декабря 1920 года «Великий князь Константин» вошел в Бизертский порт. Обогнув волнорез, поврежденный немецкой миной, он шел вдоль канала…
Мы стояли на палубе и смотрели на маленький, чистенький, живописный и спокойный город, европейской части которого было только 25 лет. Некоторые из нас состарятся с этим городом…


Так начинается очередная глава книги А. Ширинской «Последняя стоянка». http://www.e-reading.link/chapter.php/1 ... yanka.html

В нашем круизе с MSC Splendida (круг от 2 января 2015 из Барселоны) стоянка в Тунисе также была последней. И это был единственный порт, в котором я (аж за год) заказала экскурсию. В остальных портах мы осуществляли лишь «антикризисные» пешие прогулки.




Надо сказать, что эти «антикризисные» прогулки (а до круиза были еще 2 новогодних дня в Париже) не прошли для нас даром. Не в смысле валюты, а в смысле здоровья.

Мы вырвались в зимний отпуск из хмурого и мрачного С.-Петербурга, в котором уже несколько недель не выглядывало солнце. А в Париже, Барселоне, Марселе, Генуе, Риме и Палермо солнце светило так ярко! Мы открылись навстречу этому солнцу, ну и заодно навстречу коварному январскому ветру портовых городов (а сын еще и до открытых бассейнов дорвался!). Простыли. Все.
Но так получилось, что женская половина нашей семьи (я и дочь) пострадали как-то незначительно, а вот мужчины простыли серьезно. У сына в утро прибытия в порт Ла-Гулетт температура была 39'.
Я напичкала сына жаропонижающими, на лоб – ледяное полотенце, дала мужу необходимые инструкции по уходу (а у него самого – температура 38'.). И мы с дочкой отправились навстречу с самым русским городом Северной Африки…

Не могла я подвести нашего гида Александру. Я списалась с ней еще за год до круиза (когда этот круиз был только в проекте). Александра договорилась с хранительницей музея, протестировала весь наш путь из Ла-Гулетт до Бизерты и обратно.
Буквально за пару недель до старта круиза, получив документы, мы узнали, что нам на 2 часа удлинили стоянку в Тунисе, что также добавило оптимизма. Александра звонила и писала нам, когда мы были уже на корабле. Дело в том, что спрос на частную русскую экскурсию 7 января в Тунисе оказался колоссальным – на Сплендиде было огромное количество русских круизеров (надо же, в разгар кризиса! – но ведь многие бронировали и оплачивали путешествие чуть ли не за год, как, например, наши соседи по столу в ресторане).

Итак, утром 7 января мы с дочкой, как и договаривались, втсретились с Александрой на выходе из порта Ла – Гулетт (у памятника Хабибу Бургибе – очень такой внушительный памятник дяденьки на коне). Надо сказать, я памятник заметила не сразу. И местные предприимчивые таксисты этим, конечно, воспользовались, начав зазывать меня в свои такси («цигель – цигель – ай –лю – лю», прямо). Но я все-таки отделалась от них и мы удачно сели в машину к Александре. Она была удивлена, встретив лишь нас двоих. Я объяснила ей, что на корабле в нашей каюте – лазарет, и мне очень жаль, что мужская половина семьи не смогла поехать с нами в Бизерту.
«Ну что ж, бывает,» - отвечает Александра и мы начинаем наш путь на Север Туниса.

Дорога была очень комфортной (мы ехали по платной автостраде) и заняла не более 1 часа. По пути Александра начинает свой рассказ об истории ухода "белых" кораблей из Севастополя в 1920 - 1921г.г., историю самой Анастасии Ширинской (о которой я узнала только в рамках подготовки к этому круизу).
И еще Александра сообщает, что музей нам будет показывать хранительница - энтузиаст, основная профессия которой - врач.
"Врач? Ну надо же, как мне повезло!", - думаю я. Можно будет получить у нее консультацию и попросить совета в покупке лекарств для быстрого излечения от простуды!
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 23 мар 2015, 09:31, всего редактировалось 3 раз(а).
Если Вам понравилась эта тема - поделитесь ссылкой на нее с друзьями в соцсетях. Кнопки ниже:
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский
круиз по островам отзывы

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #2

Сообщение Ольга Бородкина » 21 янв 2015, 20:47

Технические детали нашего варианта круиза на MSC Splendida от 2 января 2015: круиз бронировался в мае; как обычно, через Ненси Помогаю искать и бронировать круизы, отели, курорты «всё включено», авиабилеты, каюта с балконом (2+2) обошлась в 1400 евро. Бронировали круг именно из Барселоны, так как из этого города удобно продолжить отпуск на испанских пляжах (зимой это, конечно, канарские пляжи). Именно начитавшись круизерских отчетов, на этот раз очень захотели посмотреть Лансароте. Путешествие полностью удалось!

А я продолжу рассказ о Бизерте. Надо сказать, что Бизерта произвела на меня самое большое впечатление в этом отпуске, на втором месте – Лансароте и и Париж.

Первая наша остановка в Бизерте – дом – музей А. Ширинской. Дом снаружи настолько обычный (для Туниса, конечно), что я его не сфотографировала.
К тому же, это именно музей. Сама Анастасия Александровна проживала в Бизерте по другому адресу (всю жизнь – в съемной квартире!), но все-таки обстановка музея проектировалась таким образом, чтобы вдохновительница музея могла там проживать.
Жаль, не получилось. Открыв и презентовав музей, Анастасия Александровна, дочь легендарного русского морского офицера А. Манштейна, командира миноносца «Жаркий», тихо скончалась…

В музее нас встречает хранительница Лариса Васильевна (врач!). Она широко открывает двери, пропускает меня с дочерью и ждет еще гостей! Как жаль, что мы приехали лишь вдвоем. Дело не только в моем муже и сыне. В музее Ширинской туристы из России бывают не часто, а в эту поездку мне, впервые, даже не удалось набрать попутчиков на экскурсию в Бизерту.

В конце экскурсии Лариса Васильевна посетует: «Русские туристы приезжают отдыхать на Средиземное море в Тунис, и совсем не хотят ехать в Бизерту! А если и приезжают (с курортов сейчас можно заказать экскурсию у местных гидов), то некоторые даже из автобуса не хотят выходить! Представляете?»

Дело в том, что музей в Бизерте держится на голом энтузиазме его основателей. Официального статуса пока не получил. Соответственно, посещение музея – бесплатно, но при желании можно купить книгу в музее и оставить пожертвование.

С разрешения Ларисы Васильевны (надо сказать, я просила разрешение опубликовать информацию и фотографии на форуме Винского, а получила прямо увещевание: «Пишите, Ольга, снимайте, пусть как можно больше русских людей приезжает к нам!»), я размещаю здесь фотографии музея. Ниже – если правила форума это не запретят, - я размещу контактную информацию Фонда исторического и культурного наследия имени А.А. Ширинской – Манштейн, который курирует данный музей.

Итак, музей создавался руками энтузиастов и самой Анастасии Ширинской, которая прибыла с семьей в Бизерту в возрасте 8 лет в 1920 году и прожила там всю жизнь, до 2009 года…. Она стала главной хранительницей истории исхода русских кораблей из Севастополя (который снова стал частью России!), написав свою легендарную книгу "Бизерта. Последняя стоянка"

Обстановка музея – «а-ля рус» 19 века. Подлинных вещей совсем мало, больше имитации. Но, по-моему, главное сокровище музея – это не обстановка, а фотографии, книги, копии документов, которым уже почти 100 лет…
На мой взгляд, фотографиям не хватает подписей. Страшно представить, что Лариса Васильевна вдруг не сможет их комментировать. Как прочитать историю по старинным черно - белым фотографиям?

Итак, любители морских путешествий, наслаждайтесь изображениями русских кораблей и доблестных моряков начала прошлого бурного века (за качество снимков, конечно, прошу меня извинить, но, возможно, оно сподвигнет Вас самостоятельно отправиться в Бизерту и все увидеть своими глазами):
Сама главная героиня музея Анастасия в возрасте 16 лет

Семья

Внуки во Франции

Отец в Кадетском корпусе

Виды 1 этажа музея


Обложка французского фильма об Анастасии (русского перевода нет?)

Лариса Васильевна демонтсрирует коллаж родственников моряков Бизерты:
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 08 фев 2015, 23:20, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #3

Сообщение Yury-Shef » 21 янв 2015, 20:54

Ольга Бородкина
Вы заново открыли для нас круизный Тунис.
Были в Ла-Гулетт два круизных раза, посмотрели всё вокруг: и столицу и музей мозаик Бордо, и Сибу ди Саид и развалины Карфагена.
На маршруты с Тунисом даже не заглядываюсь,
так вот появилась новая зацепка - куда можно съездить из тунисского порта...
Аватара пользователя
Yury-Shef
абсолютный путешественник
 
Сообщения: 6996
Фото: 14504
Регистрация: 11.05.2011
Город: Москва
Благодарил (а): 1779 раз.
Поблагодарили: 1361 раз.
Возраст: 48
Страны: 37
Отчеты: 8
Пол: Мужской

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #4

Сообщение Ольга Бородкина » 21 янв 2015, 21:24

Юрий, меня очень радует Ваш комментарий. Честно, я пишу данный отчет на любимом форуме именно с целью привлечь как можно больше круизеров в Бизерту. Во-первых, это логично: из пассажирского порта Ла-Гулетт всего час комфортной езды – и Вы в живописном портовом городе (Бизерта – действующий грузовой порт), который когда –то имел огромное стратегическое значение для Франции, которая, отпустив Тунис на волю, так не хотела расставаться именно с Бизертой (город расположен ровно посередине Африканского побережья Средиземного моря).

Во-вторых, Бизерта – это русский город, хранящий очень важную частицу нашей, русской истории. Там русское кладбище, русская церковь (обо всем расскажу), ну как такое можно пропустить?

В третьих, возможно, именно наплыв русских посетителей позволит придать официальный статус музею (сейчас для этого, как объяснила мне Александра, не хватает государственной важности места), это поддержит музей, сохранит, а, возможно, и наполнит коллекцию. Кстати, русские эмигранты, их дети и внуки часто навещают и активно спонсируют музей и церковь.

Но продолжим. Меня, как женщину впечатлительную, хватили за живое именно фотографии русских моряков и офицеров. Я очень далека от идеализации белого движения, никакой романтики в Гражданской войне не вижу. Я не за красных, не за белых. Но я - за русских.
34 корабля и 2 подводные лодки (русский флот под управлением русских морских офицеров - цвета нации!) вышли из порта Севастополя в 1920 году.
Порт Севастополя в те годы:

Изначально, пройдя Стамбул, планировалось идти в дружественную Францию. Но, как пишет Анастасия Александровна в своей книге,
...французское правительство, соглашаясь принять русский флот в Бизерте, рекомендовало адмиралтейству принять меры предосторожности против… «большевистского вируса». Адмирал де Бон, зная хорошо топографию местности, указал, что можно избежать всякого «риска заразы», выбрав место стоянки у мыса Мензель-Абдерахман и разрешив русским спускаться на берег только в пределах этого полуострова.

И русские корабли пришли в африканскую Бизерту (тогда - французский портовый город). 4 года жизни на карантине на кораблях, потом, после признания Францией Советской России, офицеры, моряки и их семьи были отпущены со своих кораблей "С Богом", то есть - в никуда. Люди начали устраивать свои жизни, как могли, многие не выдеражали, кто-то кончил жизнь самоубийством, кто-то предпринял трагическую попытку вернуться в Россию.
Но основная масса русских, как пишет Ширинская, долгие годы (очень долгие), жила только мечтой о возвращении на Родину. И с тостами «В этот год будем в России» встречался каждый Новый Год в Тунисе.
Еще фотографии музея (их будет много):




Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #5

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 00:33

На втором этаже музея – еще более обширная выставка фотографий. А еще здесь – модели кораблей, книги и документы.









Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #6

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 00:42




Интерьер 2 этажа музея (правда, очень уютно?):



Занятия в Морском корпусе:




В центре фото - французский военный чин, делающий обход кораблей на стоянке:

Фотография из жизни на земле:
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 01 фев 2015, 01:12, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #7

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 00:49

Уголок музея с личными вещами Анастасии Ширинской:









Меня очень впечатлили фотокопии документов (меню, выдержки из тетрадей):
Как Вам такое корабельное меню?

Приглашение на свадьбу


Стихи
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #8

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 00:58

4 года жизни на кораблях... Предположу, что о таком не мечтают даже самые завзятые круизеры:
Из книги Ширинской
Старый броненосец «Георгий Победоносец», ветеран Средиземноморского флота, превратился в конце 21-го года в плавучий город для семей военных. Его предварительно подготовили для более или менее нормальной жизни нескольких сотен человек, главным образом женщин, детей и пожилых людей. Он стоял в канале у самого города между «Sport Nautique» и лоцманской башней, что позволяло нам свободно спускаться на берег.
Для нас, детей, начиналась фантастическая жизнь. Несмотря на бедность, наше детство состояло из увлекательных приключений. Постоянное общение, общие интересы, дружба, неприязнь — все это была жизнь закрытого учебного заведения, не имеющего в то же время ее отрицательных сторон: мы жили в семьях и при полной свободе.
Впоследствии мне часто снился наш старый броненосец — странные картины запутанных металлических помещений, таинственных коридоров, просторных и пустынных машинных отделений… Это все картины наших запретных похождений, о которых наши родители и не подозревали. Мы знали «Георгий» от глубоких трюмов до верхушек мачт. Поднимаясь по железным поручням внутри мачты, мы устраивались на марсах, чтобы «царить над миром». Мы знали скрытую душу корабля.
На «поверхности» это был городок, полный народа, не имеющий ничего общего с военным судном. Как могло быть на нем такое множество кают?
Надстройки верхней палубы походили на маленькие домики. В одной из них жили Мордвиновы, в другой — Гутаны, в третьей — Потаповы. На мостике, совершенно один, жил Алмазов, который внушал страх ребятам своими резкими манерами, хотя, надо признаться, он никого из нас никогда не обидел — он, скорее, от нас защищался.
Прямой, сухой, с щетинистыми, рыжеватыми усами, он слыл за отшельника у некоторых увлекающихся дам. Высказываемое им пренебрежение к общепринятым правилам вежливости воспринималось как проявление особой святости.
С верхней палубы можно было спуститься на батарейную палубу, где у самого трапа была каюта Рыковых. Здесь я снова встретила Валю, с которой мы мельком познакомились на «Константине».
Ряд кают следовал от бака. В одной из них Ольга Аркадьевна Янцевич часто принимала молодежь; ее сын Жорж учился в корпусе. На корме обширное «адмиральское помещение» было предоставлено школе.
В общей адмиральской каюте с мебелью из красного дерева жила жена начальника штаба Ольга Порфирьевна Тихменева с дочерью Кирой. Семьи адмиралов Остелецкого и Николя помещались на этой же палубе, но с другого борта.
Надо было спуститься еще, чтобы очутиться на «церковной палубе». У самого трапа размещалась наша каюта, а под трапом ютились Махровы. Только на этой палубе был общий зал, где все собирались в обеденные часы за большими, покрытыми линолеумом столами; поэтому я хорошо помню всех ее обитателей.
С правого борта, сразу за нами, следовали каюты Краснопольских, Кожиных, Григоренко, Остолоповых, Ульяниных. В правом отсеке, как в темном закоулке, жили Блохины, Раден, Ксения Ивановна Ланге, Шплет и Зальцбергер. По левому борту, в отсеке, помню только Горбунцовых — вдовец с двумя детьми. В каютах, выходивших в общий зал, помню Максимовичей, Бирилевых, Твердых, Пайдаси, Кораблевых…
Не полагается, может быть, давать такой длинный перечень имен, но я так живо еще всех помню в этом своеобразном мире «церковной палубы».
В субботу вечером и в воскресенье утром столы складывались, чтобы освободить палубу для всенощной литургии. Редко кто пропускал церковную службу.
Только раз или два была я в помещениях на баке — ходили вместе с мамой за Бусей, которую одолжили на ночь Максименкам, чтобы бороться с крысой. Там было мало детей. Главным образом там жили холостяки, и мы слышали, что даже некоторые «пьют вино» — отдаленный квартал, куда не рекомендовалось ходить.
Жизненным центром нашего мира был камбуз. В нем царил толстый кок, прозванный Папашей. Полностью сознавая всю важность своего положения, он священнодействовал с особой торжественностью. Все съестные пайки, выдаваемые французской администрацией, были в его распоряжении. За Папашей числился еще один ценный талант — ему хорошо удавались пироги, которые он пек в праздничные дни. Иногда мы сверху через открытый люк наблюдали, как он, плотный и потный, возился у большой горячей плиты. Я никогда в другом месте его не видела. Он жил, вероятно, в носовом квартале.
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #9

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 01:04

Дальнейшая хронология событий невольно навевает аналогии с современностью. Франция не захотела отдать Молодой Советской России корабли Русской эскадры:
Как только Франция признала в 1924 году СССР, Москва потребовала вернуть корабли Черноморской эскадры. Париж взамен запросил оплаты царских займов и компенсации расходов на проживание русских моряков в Тунисе. Приехавшую в Бизерту советскую комиссию возглавлял бывший главком Красного флота Евгений Беренс.
Почему эта миссия была поручена именно ему, понятно: тунисской эскадрой командовал его родной брат контр-адмирал Михаил Беренс (трагедия Гражданской войны - брат на брата!). Правда, встретиться братьям не удалось – общение с белогвардейцами строжайше запрещалось большевистскими инструкциями. Но даже если бы это свидание случилось, повлиять на исход переговоров оно вряд ли бы смогло. Передача эскадры и возвращение кредитов так и не состоялись и, поскольку согласно условиям Версальского договора ни одна страна не имела права взять себе русские корабли, флот было решено продать на металлолом.

Итак, французы решают пустить русскую эскадру (в том числе подводные лодки) на металлолом. Что будет с современными Мистралями?
...6 мая 2015г. В СМИ появились такие сообщения:
Французская газета Le Figaro сообщила, что французские власти могут затопить или разобрать на части вертолетоносцы класса «Мистраль». По сведениям газеты, это произойдет в случае расторжения контракта с Россией.

Французские власти рассматривают утилизацию или затопление в открытом море двух кораблей класса «Мистраль», построенных для России. Это может произойти в случае разрыва контракта, пишет Le Figaro.

«Среди основных вариантов действий, рассматриваемых официальным Парижем, изучается возможность уничтожения вертолетоносцев. Они будут либо демонтированы и утилизированы, либо затоплены в открытом море», — говорится в материале издания (цитата по ТАСС).

http://top.rbc.ru/politics/06/05/2015/5 ... 5b1d0164d1

Корабли русской эскадры 20 века:
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 06 май 2015, 10:37, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #10

Сообщение Ольга Бородкина » 24 янв 2015, 01:20

А вот и объяснение, почему в музее Ширинской практически нет оригинальных предметов с кораблей Русской эскадры:
После объявления об уничтожении кораблей
«Разрешили забрать все, что нам дорого. Но отец посчитал это мародерством. Мебель красного дерева, дорогая фарфоровая посуда – все пошло под нож. С собой папа взял только корабельную икону Спасителя...»

Вот такое благородство русской души.

Кстати, Александр Манштейн, отец Ширинской, командовавший "Жарким", участвовал в 1908 году в операции спасения жителей Мессины от ужасного землетрясения. О памятнике русским морякам в Мессине уже неоднократно рассказывали на нашем форуме.
28 декабря 2013 года исполнится сто пять лет подвига моряков и гардемаринов Балтийского отряда Военно-морского флота России во время землетрясения в Калабрии и Сицилии (15-16 декабря по старому стилю 1908 года), которое полностью разрушило итальянский город Мессина. Пострадали и другие города Италии.
Спасение жителей Мессины превратилось в крупнейшую международную гуманитарную операцию двадцатого века. В ней первыми приняли участие русские моряки четырех военных кораблей Балтийского отряда, которые тогда оказались у берегов Сицилии.
Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов. В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь пострадавшим итальянцам. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем доставляли в Неаполь. Так русские военные корабли "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Докторов и санитаров не хватало, и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными.
На спасательных работах русские моряки трудились с таким воодушевлением, с таким пренебрежением к опасности, что пострадавшие жители запомнили их навсегда. О самоотверженности русских моряков они рассказывали своим потомкам, которые сохранили эти рассказы и передают их из поколения в поколения.


И вот таких людей молодая Советская Россия просто отпустила, посчитав их, видимо ненужными? Горько.
После того, как моряки окончательно сошли на берег Бизерты, Александр Манштейн зарабатывал для своей семьи тем, что делал домашнюю мебель, мастерил на продажу байдарки
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #11

Сообщение AlexAzarova » 27 янв 2015, 00:37

Ольга, большое спасибо за такой замечательный подробный отчёт!
Исключительно приятно, что экскурсии трогают туристов, это даёт ещё большее вдохновение в работе!
Надеюсь, до встречи в октябре, Полине большой-большой привет.
Аватара пользователя
AlexAzarova
новичок
 
Сообщения: 6
Регистрация: 03.01.2014
Город: Хаммамет
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 6 раз.
Возраст: 35
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #12

Сообщение Ольга Бородкина » 31 янв 2015, 22:29

После признания Францией СССР сошедшим на берег бывшим морякам эскадры и членам их семей было предложено Французское гражданство, переезд во Францию. Согласились не все…. Многие ведь не просто хотели оставаться русскими, а планировали возвращение на Родину.
Сама Ширинская всю жизнь практически прожила с нансеновским паспортом беженца, и только в 90-ые годы она, посетив Россию, получила столь желаемый ею русский паспорт «с орлами».

Я купила в музее очень занимательную книжку: «Тунисские открытки» (40 динар). Эта книжка иллюстрирована открытками 20 века, которые русские жители Северной Африки рассылали своим родственникам и друзьям. Помимо текстов открыток, в книге приводятся и документальные факты о жизни русских в странах Магриба, а также цитаты из книг – воспоминаний.

Жизнь бывших моряков, оставшихся жить в Тунисе, складывалась непросто. Необремененные семьей молодые люди были, как и везде, более мобильны, быстрее находили себе заработок.
Если говорить о профессиях, то больше всего ценились в Африке в те годы врачи и инженеры. Представители этих профессий достаточно быстро наладили свой быт. Музыканты русские также оказались востребованными. А вот остальные…

На рыболовецкие суда русским морякам было устроиться достаточно трудно. Те, кому не посчастливилось быть инженером или врачом, Работали в очень тяжелых условиях землемерами, на фосфатных рудниках, на плантациях и т.д. Женщины – стирали и штопали в домах французских колонистов.
Вот несколько любопытных примеров из книги «Тунисские открытки»:

Генерал майор флота Завалишин устроился классным сторожем в лицей. И, как пишет автор книги, лицеисты так никогда не узнали, что вытиравший за ними доски сторож легко читал их формулы и исправлял ошибки.

Вдова бывшего градоначальника Севастополя Мария Кульстрем ходила по домам видных французских семей штопать белье.

А некая помещица Ольга Новаковская, которая в России до революции жила на широкую ногу, имела огромный штат прислуги и скаковых лошадей, проводившая досуг за игрой в карты, и проигрывавшая тысячи, в Тунисе тоже не растерялась (попала туда по вызову дочери – жены белого офицера). В общем, в Тунисе госпожа Новаковская, изучив покупательский спрос, предложила дочери создать колбасное производство. Семейное дело оказалось очень выгодным, просуществовало до 70-ых годов.

Контр-адмирал Беренс строчил на швейной машинке дамские сумочки, но отказался принять французское подданство. Мать Анастасии говорила: "Мне не стыдно идти в чужой дом работать прислугой, лишь бы мои дети могли учиться". Девочка отлично помнит, как вечерами мать стирала белье в огромном чане, в ледяной воде, напевая: "Эх ты Русь моя, Русь Державная, моя Родина Православная".

О своей семье А. Ширинская пишет так:
Я думала о «достоинстве в нищете», про которое пишут в наших учебниках, и старалась понять, как его достичь? Вероятно, каждый «достойный бедняк» должен иметь много свободного времени и заниматься только сам собой!


Но жизнь продолжалась, все русские дети пошли учиться во французские школы. Анастаси Ширинская проявила способности к математике. Окончив школу, она и сама стала учительницей - и выучила несколько поколений детей Северной Африки.

...Покинув гостеприимный музей, мы идем в русскую церковь Бизерты. Это совсем рядом.

Кстати, обратите внимание - церковь - за железными воротами, и на воротах висит достаточно увесистый замок. То есть свободного доступа в храм нет. Лариса объяснила это тем, что прихожан почти не осталось уже, зато местные вандалы как-то активизировались.

В церкви служит батюшка, который является также настоятелем русской церкви в столице страны - городе Тунисе. И как раз в день нашей экскурсии (чуть позже) планировалась служба в церкви Бизерты.

Мне показалось, что церковь получилась в тунисском стиле (вспомните Сиди бу Саид) - в бело - голубых тонах. Но Лариса уверила меня, что такое оформление - это вполне по-русски. И все-таки внешне церковь прекрасно вписалась в окружающий пейзаж простых домиков Бизерты.
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 01 фев 2015, 00:39, всего редактировалось 2 раз(а).
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #13

Сообщение Ольга Бородкина » 31 янв 2015, 22:45




20 июня 1996 года российские моряки привезли в Бизертский храм Александра Невского горсть земли, взятую у входа во Владимирский собор Севастополя, где в 1920 году получили благословение моряки уходившей от родных берегов Черноморской эскадры. В сентябре 1996-го в Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга состоялась церемония передачи возвращенного в Россию из Бизертского храма Андреевского флага.

Памятные доски в церкви:





Подарок церкви от православной жены Я. Арафата:

Интерьеры церкви (сохранились корабельные иконы):

Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 31 янв 2015, 23:27, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #14

Сообщение Ольга Бородкина » 31 янв 2015, 23:20

Хотела еще написать, что перед тем, как покинуть музей, я, по настоянию Ларисы, оставила там запись в книге посетителей. Благодарственную запись я подписала своим именем и именем форума Винского. Надеюсь, что основатель форума не будет против.
И скромное пожертвование мое было также от меня и от форума.

Перед тем, как попрощаться, гостеприимная врач - хранитель музея Лариса выписала мне рецепт средств от простуды с рекомендациями, как принимать лекарства. Она писала на смеси французского и русского языков... И со словами "Зачем Вам лишние деньги тратить", дала мне еще упаковку одного лекарства.

А мы с моей дочкой и Александрой направились к следующему пункту нашей экскурсии. Это был печальный пункт - местное христианское кладбище, на котором нашли успокоение русские моряки и члены их семей, а также и Анастасия Ширинская...
Не люблю фотографировать кладбища. Но здесь я сделала несколько снимков.

Католическая (французская) часть, многие склепы заброшены (вход закрывают пальмовые листья):

Памятник русским морякам:

Одна из первых, братская могила русских моряков:

Вот так выглядит большинство русских могил в Бизерте:


Стоя у этих могил, хочется привести две последние строки из стихотворения «Воспоминание» (1827) Василия Андреевича Жуковского, которые так любила Анастасия Ширинская:
О милых спутниках, которые наш свет
Своим сопутствием для нас животворили,
Не говори с тоской: их нет,
Но с благодарностию: были.
Последний раз редактировалось Ольга Бородкина 01 фев 2015, 00:21, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #15

Сообщение Ольга Бородкина » 31 янв 2015, 23:58

Покидала я кладбище с тяжелыми впечатлениями. Мне до сих пор не дает покоя мысль: как могла родная страна выбросить таких людей? И прекрасные корабли тоже впридачу. Я уверена, что, если бы русская эскадра стала частью новой жизни в уже Советской России, эти достойные люди внесли бы существенный вклад в развитие нашей страны. Но это уже мои наивные женские домыслы....

У нас оставалось еще достаточно времени (спасибо компании MSC, которая удлинила стоянку Сплендиды в Ла-Гулетт на 2 часа), и мы поехали гулять в старый порт Бизерты. Но сначала - покупка лекарств в аптеке Бизерты.
На удивление, аптекарь заговорил с нами по-русски (даже почти без акцента).
"Проникновенье наше по планете. Особенно заметно вдалеке!" (В.Высоцкий)

Я купила целый мешок лекарств - и жаропонижающих, и противо-простудных, и антибиотиков, по рекомендации Ларисы. Мешок для лечения 4 человек (мы с дочкой тоже были немного простужены, у дочери к вечеру поднялась температура) обошелся мне в 52 динара (примерно в 26 евро). Инструкции к лекарствам были на французском и арабском, большинство самих лекарств - французского производства. Александра перевела мне правила их приема.

А дальше Александра предложила, по пути в Старый порт Бизерты, заехать купить восточных сладостей. Я отказалась. ВО-первых, в прошлом году в марокканской Касабланке мы уже напробовались восточных африканских сладостей. Во-вторых, если честно, на корабле мы уже объелись всяких разных десертов. А в-третьих, у меня элементарно закончились наличные деньги - оплата экскурсии, пожертвование в музее, оплата лекарств...

Но, возможно, если состоится наш круиз в октябре Готовимся к круизу MSC Divina по Средиземноморью в сентябре-октябре 2015 (а там снова будет длительная стоянка в Ла-Гулетт), мы таки попробуем печенек в каком-нибудь аутентичном магазинчике Северного Туниса!

Чем мне понравилась прогулка по старому порту Бизерту - это совсем не туристическое место. В отличие от Сиди Бу Саида, например, никто нас не хватал за рукав, никто ничего не пытался продать и не преследовал. Лишь один раз я услышала, как местный житель сказал нам вслед что-то вроде: "Руссия"
Вот такая у меня смешная панорама порта получилась:

На одном туристическом ресурсе я прочитала, что Бизерту называют африканским Марселем. Похоже?








Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #16

Сообщение Ольга Бородкина » 01 фев 2015, 00:17

Бизерта - город - порт (действующий грузовой порт). Там есть пляжи и отели, но, видимо, из-за близости порта, эти отели пользуются лишь ограниченным спросом местного населения. Зато в местных ресторанах, по рассказам Александры, готовят изумительные блюда из свежей рыбы. Причем, эту рыбу можно купить у местных рыбаков, принести ее в ресторан, и вам ее приготовят - за сущие копейки.
Еще несколько зарисовок порта:



Плавучий ресторан:




Этой неспешной прогулкой наше посещение Бизерты закончилось. Александра отвезла нас обратно в Ла-Гулетт, к нашей "Сплендиде". Я, честно, осталась под большим впечатлением от увиденного и услышанного. Еще раз: очень рекомендую русским туристам, которые будут в Тунисе, постараться попасть в Бизерту.

Координаты Фонда сохранения исторического и культурного наследия имени А.А.Манштейн-Ширинской: http://www.hccf.ru info@hccf.ru

...Вернувшись на корабль, я с порога каюты начала рассказывать мужу и сыну об увиденном в Бизерте. Показала им купленную в музее книгу. И, конечно, начала лечение, схему которого мне подсказала Лариса.

Через день (день в море!) мы вернулись в Барселону. Все были уже практически здоровы, и наш полет из Барселоны на Канарские острова (мы летели на Фуертевентуру, чтобы оттуда на пароме добраться на Лансароте) прошел вполне благополучно.

Спасибо доброму врачу Ларисе, спасибо креативному гиду Александре, спасибо всем моим читателям! Надеюсь, мне удалось заинтересовать Вас самым русским городом Северной Африки.

Напоследок хочется еще привести цитату Анастасии Ширинской из одного интервью:
«Я ведь всегда и всем говорю: что бы ни случилось, надо крепиться. Не жаловаться и не скулить. Надеяться...»


И еще, если можно, клип Игоря Талькова. Мне кажется, что тема этой песни очень перекликается с темой моей экскурсии в Бизерте:

До встречи!
Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #17

Сообщение IriSt » 01 фев 2015, 14:45

Ольга, большое спасибо за замечательный рассказ о русской Бизерте. Надеюсь тоже побывать в ней в марте.
Только что посмотрела фильм об Анастасии Ширинской, называется "Анастасия. Ангел русской эскадры". Очень меня тронул.
MSC Musica (28.09-05.10.14), MSC Splendida (15-22.03.15), Regal Princess (31.05-10.06.15), MSC Fantasia (01-08.06.16), Royal Princess -2 (20-27.08.16; 10-17.06.17)
Аватара пользователя
IriSt
участник
 
Сообщения: 114
Фото: 1
Регистрация: 07.11.2013
Город: Москва
Благодарил (а): 56 раз.
Поблагодарили: 28 раз.
Возраст: 53
Страны: 22
Отчеты: 2
Пол: Женский

Re: Бизерта. Последняя стоянка. В круизе с MSC Splendida, 7 января 2014.

Сообщение: #18

Сообщение marina bravina » 02 фев 2015, 00:11

Ольга, спасибо огромное! Это так удивительно, посреди множества описаний самого разнообразного отдыха (я и сама в этом участвую) вдруг увидеть такое трогательное описние музея русской эскадры. Спасибо Вам!
marina bravina
путешественник
 
Сообщения: 1774
Фото: 799
Регистрация: 02.06.2013
Город: Ульяновск
Благодарил (а): 335 раз.
Поблагодарили: 308 раз.
Возраст: 52
Страны: 21
Отчеты: 4
Пол: Женский

Re: Тунис. Бизерта. Последняя стоянка. В круизе MSC Splendida 7 января 2015

Сообщение: #19

Сообщение Яр Ирина » 15 апр 2015, 11:09

Здравствуйте, Ольга!
Спасибо за замечательный рассказ и фотографии.
В 2013г я отдыхала в Тунисе. Из всех предложенных экскурсий выбрала поездку в Бизерту. Выбрала по рекламному проспекту ничего заранее не зная об этом месте. Но в виду малого числа желающих моя поездка не состоялась. Уже дома нашла и купила книгу А. Ширинской "Последняя стоянка". А недавно купила ещё одну книгу "Автографы Бизерты".
У меня к вам 2 просьбы.
1. Как можно связаться с Фондом исторического и культурного наследия имени А.А. Ширинской – Манштейн?
2. Меня заинтересовала книга про открытки из Туниса. Не могли бы вы её отсканировать?
Яр Ирина
новичок
 
Сообщения: 1
Регистрация: 15.04.2015
Город: Ярославль
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Возраст: 55

Re: Тунис. Бизерта. Последняя стоянка. В круизе MSC Splendida 7 января 2015

Сообщение: #20

Сообщение Ольга Бородкина » 15 апр 2015, 11:40

Ирина, спасибо за интерес к истории Последней стоянки Русской эскадры в Тунисе в 20-ых годах прошлого века!
В сообщении 16 этой темы я разместила координаты Фонда: http://www.hccf.ru/fund/activities/ Электронная почта: info@hccf.ru

"Тунисские открытки" отсканировать будет очень затруднительно - книга объемная. Но я уверена, что, если Вы свяжетесь с Фондом, то эту книгу Вам с удовольствием перешлют.

Для заинтересованных размещаю здесь еще ссылку на документальный фильм режиссера Виктора Лисаковича "Анастасия. Ангел русской эскадры"

Аватара пользователя
Ольга Бородкина
активный участник
 
Сообщения: 692
Фото: 2715
Регистрация: 28.11.2012
Город: Санкт-Петербург
Благодарил (а): 257 раз.
Поблагодарили: 121 раз.
Возраст: 41
Страны: 28
Отчеты: 6
Пол: Женский

След.



Список форумовВиды туризма: Круизы, Горные лыжи, Дайвинг, Рыбалка и Охота, Тематические поездкиМорские и речные круизыОтзывы о морских и речных круизах





Включить мобильный стиль
Rambler's Top100