вечерком отрпавилась я дальше в городок Хама, что по-арабски означает «крепость». город стоит на берегу реки Оронт. Население примерно с полмиллиона.
Город славится своими нориями (сегодня в хорошем состоянии находятся 22 нории, работает сейчас одна и то только днем), их использовали для полива садов с 12 века до н. э. Другая достопримечательность — дворец Азема (Каср Азем) — основанный ставшим впоследствии губернатором Дамаска Аземом.
добралась я сюда затемно, те часам к пяти вечера. на автобусе ехать часа 2 или 3, точно уже не помню.
Посещение замка бесплатно, но если дать служителю денежку. то выдаст план и краткое орисание. больше в этом городишке делать нечего.
Замок в Масяфе в конце 11-12 веков это был центр мусульманской секты ассасинов, прославившейся своей жестокостью. Ассасины наводили ужас и на местное арабское население, и на крестоносцев. Свое же название получили от арабского слова гашиш, т.к. употребляли гашиш во время военных действий и церемоний. Мрачный замок с многочисленными ходами и переходами поднимается уступами по горе.
Кто построил замок точно не известно, но в 1103г. его захватили крестоносцы, а в 1140 они передали его ассассинам. Говорят, что когда Саладин осадил замок, то в один прекрасный момент проснулся ночью от какого-то шороха и заметил тень, покидающую его палатку, а возле своих ног обнаружил кинжал и записку. Содержание записки никому не известно, но на следующий день Саладин снял осаду замка. И в течение последующих 100 лет нападений на ассассинов больше не было. Разобраться с ассассинами удалось только мамлюкскому султану Бейбарсу.
Внешне замок совсем небольшой, но многие его помещения находятся внутри горы.
Это крепость госпитальеров, расположенная на вершине утёса высотой 650 метров.
Из арабских хроник известно, что в 1031 г. крепость занимал курдский гарнизон эмира Алеппо. В те времена крепость называлась Хасн аль-Акрад («Замок курдов»). В 1099 г. во время Первого крестового похода она была захвачена Раймундом IV, графом Тулузским, однако вскоре крестоносцы оставили крепость, чтобы продолжить поход к Иерусалиму.
В 1110 г. крепость была повторно занята Танкредом, князем Галилеи, а в 1142 г. Раймунд II, граф Триполи, передал Крак де Шевалье ордену госпитальеров, чтобы они охраняли рубежи от возможных набегов Занги ибн Ак-Сонкура, начальника тюркского гарнизона в Мосуле и Алеппо.
Госпитальеры восстановили крепость и построили множество дополнительных помещений, превратив её в самый большой оплот крестоносцев в Святой земле. Вокруг крепости была выстроена стена толщиной от 3 до 30 метров с дозорными башнями, одну из которых занимал Великий Магистр госпитальеров. За кольцом внешней стены был двор, минуя который можно было попасть во внутренние помещения — зал, часовню (которую позже мусульмане превратили в мечеть) и хранилище длиной 120 метров. Другие складские помещения были спрятаны внутри скалы, на которой стояла крепость, благодаря чему Крак де Шевалье мог выдержать длительные осады. В конце XII — начале XIII вв. череда землетрясений повредила некоторые постройки, и крепость снова пришлось восстанавливать.
Крак де Шевалье был поистине неприступен. Его не раз осаждали, но всегда безуспешно. В 1188 г. у стен крепости стояла армия самого Саладина. Во время той осады арабам удалось пленить кастеляна. Воины Саладина подвели его к стенам крепости и потребовали, чтобы он приказал гарнизону открыть ворота. Кастелян сначала отдал по-арабски приказ сдать крепость, но потом уже по-французски приказал сражаться до последнего человека.
Крак де Шевалье удалось взять только обманным путём, когда Бейбарс, султан Сирии и Египта, направил в крепость фальшивое письмо, в котором граф Триполи якобы приказывал крепости сдаться. В результате 8 апреля 1271 г. Крак де Шевалье пал.
ну, и неподалеку находится монастырь святого Георгия в так называемой «Аллее христиан» в районе Тал-калах, что в 65-ти километрах от Хомса, на древней римской дороге, соединяющей прибрежные города с востоком.
история монастыря восходит к шестому веку, времени правления римского императора Иустиниана. Обитель была освящена в честь великомученика Георгия, которого арабы называют Аль-Ходр аль Аббас. Название монастыря Хумайра, возможно, связано с древней деревней, которая носила это имя в честь языческого бога дождя. По другой версии, монастырь был построен на руинах языческого храма, посвященного богу Хумайра.
Второй этаж был построен в XII веке, во времена Крестовых походов. Вход построен из черных каменных плит и направлен на запад. Над входом находится скульптурное изображение креста. Ворота называются «лошадиными», так как, несмотря на свою узость, служили для входа лошадей.
Первоначально монастырь представлял собой пещеру с кельями, в которых жили монахи. Рядом с воротами было окошко, которое использовалось для раздачи хлеба и пищи нуждающимся. Через это окошко один из образованных монахов также поучал людей основам православной веры.
На первом этаже находится церковь, называемая «старой» — по аналогии с «новой» церковью на третьем этаже. В старой церкви полукруглые своды и резной деревянный иконостас с иконами XVIII века византийского письма с местным колоритом.
На третьем этаже монастыря находится еще одна церковь XIX в. Ее деревянный иконостас считается одним из самых красивых в Сирии и Ливане. Изготовление его заняло 22 года, а иконы были написаны иерусалимским иконописцем в XIX веке.