Javaren » 10 янв 2018, 18:53
О чем надо молчать на границе
Примерно в 7 утра мы вышли из мотеля. Из-под ног выпрыгнуло 2 серых комочка, Ливи завопила и бросилась следом. Мои ноги скользили на льду, я скакала за ней, ни за что не выпуская поводок из руки, и остановилась только ухватившись за столб. Вначале я подумала, что моя собака сошла с ума, так напористо преследовать кошек, да еще с такими воплями. Но то были зайцы!
Когда российский таможенник увидал коробки в багажнике, попросил нас встать между полос и все повытаскивать.
-Мы переезжаем, поэтому так много вещей, - говорю я. Наверняка же он подумал, что мы везем незадекларированный товар, в коробках-то.
-Все переезжают, - буркнул он. – Откройте коробку!
Открываем, показываем, поясняем.
-Там обувь просто и по мелочи всякое.
-У всех все просто. А я нафига тут стою?!
Российскую границу прошли довольно быстро. На финской стороне привычно идем в красный коридор, чтобы объявить о наличии собаки. На паспортном контроле нас не спросили вообще ничего и не проверяли отпечатки. Но, как говорится, «каждый сам звездец своему счастью». Черт нас дернул за язык спросить про декларирование машины! Мы были сонными и уставшими, знания, полученные из отчетов других мигрантов, перепутались в наших головах. Помним, что платить налог мы не должны, и что некоторые заполняли какую-то форму декларации при ввозе автомобиля. Потому что выезжать снова в РФ мы не планировали, а хотели вначале поставить автомобиль на учет в Германии. Мы подумали, что сейчас заполним какую-то там форму и все. Не тут-то было.
Финны давай нам сертификат Т1 выписывать. Транзитная декларация. Про такое мы вообще никогда не слышали. Вы, говорят, не туристы, значит нужен Т1. Платите залог 30% от стоимости автомобиля, а когда в Германию приедете, закроете Т1, залог вернут. Паспорт незаметно изъяли, идите, говорят, пешком 2 км к экспедиторам. Приходим, те звонят на таможню, мол нафига им Т1? А начальство заладило нужен и все тут! Сделали, приходим платить. Если платишь по карте, залог вернут на карту. Если наличкой – только наличкой можно будет забрать и только в Финляндии. Вначале час разбирались с IBAN, ведь в российских банках такого нет. Потом они 2 часа пытались ввести наш номер счета, но их система не пропустила его из-за количества цифр. В итоге пришлось платить наличкой. Хорошо, что была! И да, теперь надо ехать наличкой забирать.
В общем, что могу сказать теперь про этот Т1 и постановке автомобиля на учет в Германии. По закону да, Т1 нужен. Если вы едете навсегда и не планируете возвращать авто в РФ, нужно в первой стране въезда оформить этот самый Т1, затем приехать в Германию на таможню, закрыть Т1, затем оформить необходимые документы в виде таможенной декларации и получить документ для полиции, с которым вы идете и получаете номера. Всей процедурой занимаются экспедиторы, в Финляндии Т1 делается за 75 евро, в Германии вся процедура стоит 150.
Но! Все экспедиторы сказали нам, что по факту Т1 не требуется и мы сделали глупость. Нужно было на границе просто сказать, что едете отвезти вещи, а потом вернетесь в Россию. Если даже не вернетесь, ничего страшного. Все равно можно поставить автомобиль на учет в Германии, без Т1! Как сказал наш экспедитор, может быть, они просто слегка пожурят за его отсутствие.
Когда мы приехали в Берлин, у нас еще не было прописки и не предвиделось ее. Дата закрытия в Т1 стояла 22 декабря, день нашего прибытия в Берлин. Т.е. Т1 должен быть закрыт, иначе мы потеряем деньги. Но когда Т1 закрыт, на автомобиле ехать нельзя, пока не будет сделана растаможка. А она не может быть сделана, пока нет прописки. Поэтому автомобиль должен остаться на таможне посреди леса без охраны, пока мы не найдем квартиру. А квартира в Германии, как известно, ищется несколько месяцев. К счастью, нация, придумавшая гандзийский союз, не может быть такой твердолобой, как некоторые. Поэтому таможенники пошли нам навстречу, отправили нас гулять до 27-го и сказали, что закроют Т1 потом задним числом. Но 27-го мы должны принести прописку! Иначе на машине ехать нельзя.
Ситуация осложняется еще и тем, что не всякий автомобиль можно поставить на учет в Германии. Я уже писала в комментариях, продублирую здесь: бывает так, что люди не могут фольксваген немецкого производства зарегистрировать, потому что он был выпущен на конвеере для российского рынка, и на деталях нет нужной маркировки. Поэтому нужно запрашивать сертификат соответствия у дилера или производителя. Если сертификата нет, проводится полный техосмотр в TÜV, который может стоить 1000 евро и, т.к. могут попросить заменить любые детали, хоть трансмиссию, хоть двигатель, хоть все сразу, лучше этот вопрос пробить заранее, прежде чем делать растаможку.
Мы спросили, а можем ли мы в случае чего отогнать машину обратно в РФ и там продать, не растамаживая здесь? Да, можем. Но для этого надо сначала найти склад (!), который примет автомобиль, закроет старый Т1 и откроет новый Т1. Ну вот объясните мне, при чем здесь простой человек и склад? Где я его найти должна? В общем, Т1 – это бред бредовый, не надо с ним связываться.
Еще некоторое время мы спорили с ними о налоге. Таможенник втирал нам, что залог-то нам вернут, но мы-таки должны заплатить налог 30%, которые не возвращается. Мы ему даже у них на сайте показывали, где написано на английском, что налог не платится, т.к. это личное имущество. Но на немецкой версии сайта мы этого не нашли, поэтому разбирались уже с помощью экспедитора. Разобрались, но некомпетентность таможни просто поражает. Как можно не знать таких вещей? Итак, личным имуществом считаются самолеты, пароходы, автомобили, при условии, что вы въезжаете в страну на длительный срок (больше года) и вещь находится в собственности более 6 месяцев. В таком случае налог 30% платить не надо.
С квартирами в Германии, как известно, беда. Арендодатель выбирает квартиросъемщика, а не наоборот. Несколько человек приходят на просмотр, приносят стопку документов, SHUFA (кредитная история), рекомендации. У понаехавших на испытательном сроке, когда работает только один в семье, да еще с двумя собаками, почти нет шансов. Зато вот выселить квартиросъемщика практически невозможно. Только если хозяин заявит, что он сам лично собрался там проживать. Т.е. снять квартиру – это почти навсегда.
Конечно, за несколько дней найти квартиру таким способом было нереально, и мы последовали совету многих мигрантов, нашли квартиру через .. На 6 месяцев, а далее с помесячным продлением. С двумя собаками. Почти в центре, за не очень безумные деньги. Главное, у нас будет прописка. Но только в феврале.
По приезду в Берлин мы жили 10 дней в хостеле, я опишу его потом подробнее. А далее у нас была квартира на месяц на окраине Берлина, где я нахожусь сейчас. В отеле в прописке отказали, т.к. мы останавливались на слишком маленький срок. Хозяин квартиры находится в Австрии, поэтому прописаться тоже не получится. В общем, мы встретились с владельцем февральской квартиры, получили договор аренды и с этим договором 27 декабря отправились на таможню. Приехали к 8 утра, экспедиторов нет и никто не знает будут ли. Праздники же. Прождали 3 часа, дождались. К счастью, таможенники попались нормальные. Их устроило то, что у нас будет прописка в будущем, попросили только термин на регистрацию сделать. Здесь это просто магическое слово, без которого никто и разговаривать не хочет. Термин – это время, на которое вы записываетесь в ту или иную организацию. Оформили через Интернет, распечатали, прокатило!
Удивительно, но, несмотря на всю сложность ситуации, никто ни разу не повысил голос, не вышел из себя, не нахамил. На финской таможне мы провели 8 часов. Хорошо, что они еще машину на осмотр не загнали! Он по идее нужен для Т1. Они честно, дружно, всей таможней пытались разобраться в нашей ситуации. Советовались друг с другом, спрашивали начальство, раз за разом пытались вбить циферки счета в свою систему. Раз за разом терпеливо объясняли нам, что да как, зачем и почему. Финны такие, всегда действуют строго по инструкции. Про них даже фильм был, где 2 дорожки с указателями: одна короткая на пляж, вторая длинная к магазину. По сути обе дорожки ведут и туда, и туда, но финны мучаются и в магазин ходят по длинной. Потому что инструкция такая. Это не немцы, конечно. У немцев хоть и порядок, и на каждый чих инструкция есть, они все же более гибкие.
Итак, вы приехали на авто в Германию, что делать:
1. Вы имеете право 6 месяцев ездить без растаможки на российских номерах. Но все же, рекомендую сделать пункт 2:
2. Съездить в TÜV, получить наклейку на лобовое стекло с указанием экологического класса. Класс смотрят по СТС, у нас Eco-4, зеленая наклейка. Значит, мы можем въезжать в центр и в природоохранные зоны. Без наклейки могут оштрафовать.
3. Выяснить, возможно ли в принципе поставить ваш авто на учет и сколько это будет стоить. Это делается через TÜV. Может потребоваться сертификат соответствия, если него нет – попросят провести полный техосмотр.
4. Получить прописку и открыть конто (счет) в банке на автомобиль, для уплаты налогов. В принципе, конто можно открыть потом.
5. Поехать на таможню в своем городе, чтобы растаможить автомобиль. И первым делом пойти не к таможенникам, а к экспедиторам! Чтобы не наговорить и не наслушаться каких-нибудь глупостей. Нужен документ, где указаны выбросы CO2 (это есть в сертификате соответствия). По этим выбросам расчитывается годовой налог на автомобиль, если эти цифры неизвестны, берут по максимуму. У нас документа не было, с нас взяли 240 евро, потом можно пересчитать и вернуть налог.
6. В течение 6 месяцев можно ездить с российскими правами, далее ездить нельзя, но можно в течение 3-х лет пересдать экзамен, не проходя обучение, и получить немецкие права.