VietNamKa » 13 мар 2011, 20:33
Решила написать здесь, поскольку моя тема - что хочу, то и высказываю.
Ресторан... Вообще-то моя ресторанная жизнь началась именно во Вьетнаме, как и и во многом - первый опыт определяет отношение и в дальнейшем. И во многом я перекладываю (сравниваю то бишь) свой ресторанный опыт во Вьетнаме с Россией (не сравнимо, хотя.... если откинуть вопрос цены за последние визиты в Россию не могу не отметить явно лучших изменений) и с другими странами (что уже интереснее).
Что такое ресторанная жизнь? А это значит, что 80% всех моих приемов пищи происходит именно в ресторанах. Сейчас не обсуждается почему. ПОтому. Но сравнение идет не одного-двух ресторанов, а сотен. Иногда мне самой интересно - почему мы постоянно ходим в одни, но ограничиваемся однократным походом в другие. Больше будет идти речь о ресторанах САйгона. И не только потому, что я здесь бываю в них чаще, но еще и потому, что Муине (к сожалению) все-таки не идет ни в какое сравнение.
А вообще все чисто по обывтельски...
1) Хорош ресторан тот, где много народа. Самый лучший - где надо бронировать столик заранее, потому что просто так ты в него не попадешь.
2) Если ты хочешь японской кухни - иди в японский квартал, в ресторан с японцами владельцами и японским же шеф-поваром. Вдиш стойку с большими бутылками японского вина, саке - с именными этикетками, оставленными для постоянных посетителей-японцев - хороший ресторан. То же касается итальянского, испанского, вьетнамского и т.д. Русский ресторан, позиционирующий себя как суши-ресторан, да еще намекающий, что у них офигительные спагетти и суп фо - странно, как минимум.
3) как театр начинается с вешалки, так ресторан начинается со встречающей тебя физиономии. В хорошем ресторане тебя обязательно встретят при входе, тут же узнаю сколько человек собирается кушать, и обязательно помогу выбрать столик (при условии что есть места и есть выбор). Поэтому в Сайгоне (без предварительного заказа конкретного столика) мы ходим чуть раньше, чем начинается время динны у большинства. Так достаточно прийти в половину седьмого, а не в семь. Выбор столика - это не хухры-мухры. Выбор столика - это чтобы кондей не дул тебе в спину, а если это открытая зона, то чтобы был нормальный вариант вентилятора. Грамотный стафф в грамотный ресторанах знает все эти моменты. А ты понимаешь достаточно быстро - понимает ли стафф. Ресторан, в который ты заходишь, а тебя не сопровождают и не помогают выбрать стол - 90% что я туда не вернусь.
4) На самом деле рестораны бывают нескольких типов - пафосные (Шератон, ИНтерконтиненталь, Парк хойат), семейные ( Помадоро, стейк-хаус, Ван мо), тусовочные, которые больше бары, чем рестораны (Таверна, Ля габана)
В зависимости от ситуации, ты выбираешь определенный стиль. И если ты идешь с компанией и подразумевается, что вы будете говорить - в этом ресторане никогда ни с того ни с сего не предложат громкую музыку только что выписанного оркестра тайцев-трансвеститов. Позиционирование - дело принципа. Но при этом если ты идешь потусоваться, то никогда не будет такого, что трансвеститы вдруг не доехали.
5) Стафф. Да, я привыкла что у моего столика как правило стоит официант и ждет моего кивка. Да, я делаю скидки, что в некоторых ресторанах при очень сильной загруженности он не стоит, но мне стоит помахать рукой в никуда - он придет. В лучших ресторанах он не то, что стоит, он незаметно подливает вино, меняет приборы и тарелки. НЕЗАМЕТНО! В нормальном ресторане всегда будет менеджер. В европейских - менеджер-европеец (даже странно). ПОчти всех шеф-поваров я знаю в лицо (и они меня). Но при этом они не должны тусоваться и играть в бильярд, или ты не должен знакомиться с ними в соседнем баре во время его рабочего дня. Или он не должен вооседать посреди зала с миской селедки под шубой для себя и совего дружбана, который только что приехал. И естественно он не должен на вопрос - а что есть еще из салатов говорит - надо спросить, что есть на кухне. Европейские шефы - это трудяги, которые выходят в зал только проверить еду (если это буфет) или поинтересоваться у посетителей насчет качества. Для меня всегда показатель, если я что-то не доедаю (часто просто очень большие порции), но при этом прошу счет - ко мне тут же выбегает шеф-повар с вопросом - что было невкусно и почему я не доела.
Менеджер (или руководитель зала) это человек, которого никогда не застанешь занимающимся чем-то своим. Это такие люди с нюхом собаки и взглядом орла. Менеджер = который оценивает тебя как потенциального постоянного посетителя, при твоем втором приходе узнает, улыбается, и спрашивает "Хау а ю", а при третьем - обязательно выучивает пару слов на твоем родном языке. И мне совершенно все равно, как теоретически он относиться к русским. Он относиться хорошо именно к тебе. ПЕрвый приход - ты дорогой гость. Второй - ты его брат, а третий - ты старший брат.
Менеджер - человек, который тебя обслуживает, а не делает одолжение. Вообще-то, одолжение делаешь ты, голосуя свои рублем (извините, донгом) за это ресторан, его зарплату и за то дело, которое он любит.
Возникают ли дружеские отношения? Далеко не сразу. И их не заводят именно сами владельцы, менеджеры. ПОтому что если уж они завели, или не дай бог! ты что-то сделал по его личной просьбе - тогда пипец! - тебе не то, что дадут большие скидки и начнут постоянно давать бесплатные напитки (так на мой ДР напоили не то , что меня - но и всех присутствующих в зале за счет заведения), но и держать постоянный резервный столик (не важно, что ты приходишь раз в неделю. Вдруг решишь придти раньше?). Естетственно, если ты постоянный посетитель ресторана - ты и владельцев и менеджеров знаешь лично.
6) Конфликтные ситуации. Они действительно бывают практически везде. Вопрос частоты. И еще больший вопрос - их решения. Наверно я не могу назвать ни одного ресторана (может за исключением Шератона, который буфет) где бы у нас не было этих самых конфликтов. То слишком долго несут (больше 10 минут), а ты как назло опаздываешь на самолет или еще куда-нибудь, то забудут принести что-то (особенно если большая компания), то обсчитают ( иногда не в свою пользу).
Никогда не забуду, когда муж по дороге с работы заехал в иралндский ресторан, в котором мы часто бываем и заказал еды на вынос. ДОма оказалось, что из 3х блюд положили всего 2 и только одно соответствовало заказу.
- Ни фига себе? Подумали мы, хотя это был первый случай их ошибки за последние 3 года.
Где-то дня через 4 мы просто на мотобайке проезжали мимо этого ресторана. Встали на светофоре. Какого было наше удивление, когда мы увидели менеджера, выбегающего из ресторана - растопырив руки, бросаясь под колеса машин он мчался к нам. Ситуация была сюр - на проезжей части, на глазах у любопытной вьетнамской публики он начал кланяться, что-то бормотать и пытаться затащить нас вместе с мотобайком в ресторан. Заметьте - не мы озвучили ошибку ( в конце-концов - сами не проверили вовремя, сами виноваты), а они заметили ее и выглядывали нас, со страхом, что мы больше к ним не вернемся. Не надо говорить, что последующий ужин был совершенно бесплатен.
И это не вопрос денег (в таких ситуациях мы оставляем чаевые практически в размере ужина), вопрос в отношении к тебе.
Разве я могу обижаться на этот ресторан? Разве я могу сказать плохое слово? Нет, только полный респект
ГРамотный менеджер разруливает ситуацию до ее перехода в конфликт. А собственно он для этого и существует. Все те рестораны, в которых нам приходилось вызывать менеджера - мы больше никогда не ходили.
ДЛя меня вопрос - что, это мы такие снобы? Я думаю - нет. В конце-концов такое отношение ко всем. Да и выросла я, извините, еще при Советском союзе, когда 13 пельменей со сметоаной, немного подветренных - казалдись кайфом студенческой жизни. Не было у меня школы. Ни хорошей - ни плохой.
Это борьба за постоянного клиента. Если не брать совершенно туристические места, то борьба за постоянного экспата идет жесткая. И, почему-то оказывается, что именно в таких ресторанах еда вкуснее, травишься реже и цены ниже.
Это касается и вьетнамских простых ресторанов то же.
И я вас уверяю, что те рестораны про которые я сейчас пишу, это не запредельные цены. Это гораздо дешевле, чем большинство ресторанов в том же Муине. И если я заказываю мюнхенскую свиную ногу, то я точно знаю - больше ничего заказывать не надо, потому что помимо ноги там будет и гарнир, и овощи, и квашенная капуста (и кисель) + напиток (пиво или сок или чай) - 10-12 долларов. Стейк-хаус - свиная отбивная на тарелке, размером с блюдо (вся тарелка завалена едой) - 6,5 долларов.
У нас тоже был период посещения дешевых ресторанов типо мяу, арники в том же Муине. И что в итоге? Глядя на общий счет, ты понимаешь, что платишь столько же, а то и дороже. Потому что порции маленькие, комбинированных порций нет и ты вынужден заказывать в итоге и салат, и горячее и еще каких-нибудь креветок к пиву. Ну да, почувствовал вьетнамской экзотики. А качество продукта? МОрепродукты может и свежие, как и положено им быть только что из моря. А те овощи или листья салата (или трава) которые подаются к ним в виде украшения или гарнира? Вы видели когда-ниубдь как их моют?
ПОтому что главное в ресторане во Вьетнаме - безопасность. Ну есть тут безопасные рестораны, есть такие, в которых играешь в русскую рулетку - выстрелит или не выстрелит из прямой кишки парой часов позже? Ну а есть явно стремные. Когда не траванулся - значит повезло.
А безопасность - опять таки - во многом зависит от шеф-повара и менджемента. Для вьетнамцев типично склоняться к своим корням и к более простому образу жизни, они гораздо проще смотрят на некоторые вопросы (да и понос для них нормальное состояние). Вот как их контролируют? ПОстоянно, из часа в час, изо дня в день, на протяжении месяцев и лет илди в строго рабочие часы менеджера или шефа.
Потому что украденные пампушки к борщу, спрятанные на полу под плитой, а потом найденные менеджером и возвращенные в общую корзину ко всем остальным пампушкам (свежая ли курица? Да только что бегала!) это недостаток управления, а не проблема пампушек или посетителей.
Да, я зажравшаяся, избалованная снобка. И что с того? ПРедложение рождает спрос. И это не моя проблема, если чьи-то предложения ниже уровнем. Тем более, что есть сотни мест, удовлетворяющие даже мои требования.