Тренинги B нашей фирме придавалось, придаётся и, скорее всего, в ближайшем будущем будет особенно внимание уделяться образованию и повышению квалификации. Возможно, не во всех подразделениях, не на всех уровнях и не в широких масштабах, но там, где я работала, на повышение квалификации тратились хорошие деньги. Возможно потому, что на руководящие посты выращивали из собственных рядов, а не брали со стороны. В последнее время это изменилось, но основная часть руководящего состава работает в фирме не одно десятилетие.
Да, так можно и заплесневеть, поэтому в последние годы политика немного изменилась и стали брать со стороны, в надежде, что они принесут свежие веяния.
Когда я только начала работать, то система семинаров как раз только вошла в жизнь и через неё пропускали всех сотрудников центрального аппарата фирмы, начиная от самых простых делопроизводителей до самого верха. Я могу рассказать только о системе семинаров двух ступеней: для делопроизводителей и для нижнего руководящего состава.
Делопроизводители - смешное слово, но я не знаю, как это назвать на русском. В эту категорию входили простые товароведы, бухгалтера, секретари, машинистки, аналитики, т.е. все работники центрального аппарата, стоящие на нижней ступеньке, отвечающие только за свою работу. Для этой категории было на начальном этапе всего несколько семинара и их посещение было обязательным раз в год:
• Ведение телефонных разговоров
• Тайм-менеджмент
• Работа в команде
• Конфликтные ситуации, как их предотвратить.
Семинары для делопроизводителей были двухдневными и проходили в отелях недалеко от места работы, ночёвки в отелях были не предусмотрены. Во время семинара были кофейные паузы и обед в ресторане.
Нижний руководящий состав - в него входили не обязательно руководители групп, отделов. Уже ассистент начальника отдела в его отсутствие отвечал за работу отдела и порядок. И скачок от ассистента в начальники был гораздо короче, чем от делопроизводителя в ассистенты. Ассистенты в разное время назывались по-разному (специалист, менеджер процессов, бизнес-консультант), но по сути они всегда имели право загрузить делопроизводителя работой и спросить, как продвигаются дела. В первые два года каждый новичок на одной из ступенек посещал четыре семинара, по два в год. Кроме этого, раз в год каждый из руководящего состава был обязан посещать дни открытых дверей в разных подразделениях, с которыми он в какой-то степени соприкaсался по работе. Основными темами семинаров были:
• Планирование времени на работе и приват
• Работать друг с другом
• Введение новшеств
• Модератор
Первые два семинара были обязательными для всех, следующие два подбирались в соответствии с работой, слабыми местами, будущими целями. Семинары проводились в шикарных отелях, длились три дня и 2-3 ночёвки в отеле оплачивались фирмой. Сначала был олл инклюзив, после одного неприятного случая на вечер можно было взять за счёт фирмы только два напитка. За свой счёт - сколько хочешь.
------------------------------------------
Кроме плановых и обязательных семинаров, для сотрудников фирмы организовывались различные курсы внутри фирмы. Например, каждый новичок в торговом подразделении (примерно 800 человек) проходил обучающий 3-хдневный курс по работе в SAP. По некоторым другим программам были двухдневные, однодневные куры, курсы на полдня. Если было необходимо, то некоторых посылали на курсы в головную фирму SAP и в другие. Но на всех курсах (которые часто назывались семинарами) нужно было думать и концентрироваться, а на семинарах, связанных с общением/коммуникацией, была более лёгкая обстановка. Такие семинары воспринимались почти как отпуск.
В последние 3-4 года семинаров стало меньше, но появились новые формы общения. Иногда организовывались лекции, например на тему, как думают молодые выпускники института, университета, иногда устраивались встречи желающих решить какую-нибудь задачу из области программирования, при этом это организовывалось в соревновательном духе между командами. Некоторые проходили в рабочее время, некоторые после работы. Всё бы хорошо, но мест на такие лекции и встречи явно меньше, чем желающих.
------------------------------------------
Короткое содержание семинаров или что я из них запомнила.
Ведение телефонных разговоровВот вроде бы чего уж такого сложного, по телефону говорить. А нет, оказывается есть свои правила.
Так как у нас было очень активное общение с внешним миром, то надо было имидж фирмы держать на должном уровне. Даже на телефонах у нас напоминалки приклеены были: после второго звонка снять трубку, самое позднее - после третьего. На экране телефона высвечивался номер и при внутренних звонках ещё и имя звонящего.
Если звонок извне, то после снятия трубки:
название фирмы
название отдела
имя, фамилия
Доброе утро / день /вечер
Если звонок внутренний, то отбрасывалось только название фирмы, все остальное по порядочку.
Если звонок от ближнего коллеги, то тут уж как бог на душу положит.
Ничего сложного. Сложности начинались, если кто-то отошёл и позвонивший желал знать, когда он может поговорить с тем, кого не оказалось на месте или просил, чтобы отошедший ему позвонил. В любом случае предстояло выяснить, по какому поводу он вообще звонил. Это можно было узнать, предложив ему помощь. Если звонивший настаивал, чтобы ему обязательно позвонил отошедший, то применялась другая техника.
Ещё несколько интересных вопросов:
- Кто должен заканчивать разговор?
- Кто кладёт первым трубку?
Ответ:
Заканчивает разговор позвонивший. Бывает, что позвонивший болтает и болтает, и не догадывается или не знает, что он должен закончить разговор, то можно его слегка подтолкнуть вопросами:
- У вас есть ещё вопросы?
- Стоит нам ещё раз повторить заключение, к которому мы пришли?
Это был мой первый семинар, и он состоялся в ещё в прошлом веке.
------------------------------------------
Следующие семинары были намного интереснее по содержанию и методике, наша фирма стала сотрудничать с другими институтами.
Тайм-менеджементНу с этим семинаром и так всё ясно. Подсознательно мы все знаем, что важное и срочное, что ещё важнее, а что в корзинку можно скинуть, но сознательно взять и так сделать без всяких угрызений совести удается не всем и не всегда. Установить приоритеты и сказать непосредственному начальнику, что его срочная просьба как раз в этот момент не вписывается в план - без этого не только рабочий день, но и жизнь превращается в хаос.
Как-то так получилось, что на этом семинаре я попала в группу, которая в полном составе участвовала в предыдущем семинаре, и все участницы разбились по группкам и получилось так, что я только одна новенькая. И хотя в группе было несколько дам из нашего большого отдела, но как-то с ними не сложилось, хотя на рабочем месте у нас с ними всё прекрасно складывалось. Интересное явление, которому доцент нашёл объяснение - эффект курятника, когда при появлении новой курицы (т.е. меня) на пробу выходит сначала средняя по рангу, а потом уже или выше или ниже по рангу. Если бы я была для всех одинаково незнакомой, то так бы и произошло, а тут произошёл сбой: дамами из нашего отдела я давно была признана гораздо выше по рангу (ну так получилось), а другие зациклились в ожидании. Мне до всех этих рангов было абсолютно розово, и я ещё раз убедилась, что в одной команде на равных работать получится только с равными себе по подходу к делу. В первых группах все охотно участвовали, а в этой группе многие - потому что обязаны посетить семинар.
------------------------------------------
Работа в команде. На этом семинаре нас познакомили с языком тела, как распознать, насколько правдивы слова собеседника и как самим контролировать свои движения. Как нам только это озвучили, то сразу посыпались вопросы, реплики:
- Если мы научимся распознaвать, то нас уже не обманешь!?
- Ха, а если мы научимся контролировать, то сможем сами обманывать?
- Ну зачем так грубо? Манипулировать.
На этом семинаре были впервые применены ролевые игры, которые снимали на видео и которые потом все вместе разбирали. Было очень интересно, но было бы ещё интереснее, если бы все принимали активное участие. Сделала вывод, что не всякая команда - команда.
------------------------------------------
Конфликтные ситуации, как их предотвратить или как выйти из создавшегося конфликта.Очень актуальная и интересная тема. Ругаться надо уметь, особенно если работать в коллективе, где доля слабого пола зашкаливает за 90%, да и в нормальной жизни очень важно. Ну кто думает об этом, когда ругается? Лично я раньше никогда не задумывалась, а после этого семинара стала ответственнее относиться к сказанным в гневе словам.
Группа подобралась замечательная, мы разбирали различные ситуации, которые иногда нам давал доцент, некоторые должны были придумать сами. Мы воспроизводили некоторые ситуации из рабочей жизни и ржали, когда та или другая персона угадывалась по манере поведения. Имена вслух не назывались - не положено, но угадывались они потому, что этих людей знали практически все. Одна персона была действительно скандальная, но невысокого ранга. А вот другая персона - гений ценового маркентинга.
------------------------------------------
После того, как меня повысили в должности, мне предстояло посетить несколько обязательных семинаров. Некоторые темы семинаров вроде бы и похожи с предыдущими семинарами, но только базовой основой, а вот наполнитель и методы проведения семинаров совсем уже другого уровня, да и атмосфера тоже. Народ более раскованный, более творческий. Надо рисовать - значит будем рисовать, надо петь - споём, надо роль сыграть - запросто. Семинарить начинали в 8:30 и первые два дня до 18:30, а то и до 19:00, зато третий день был немного укороченный. На ночёвки оставались почти все, за все семинары были единичные случаи, что кто-то уезжал домой. Селили нас по одному в дубль-номерах. За всё время только один раз ночевала в одиночном номере. И именно тогда, когда нам ещё и домашнее задание задавали, которое мы делали по ночам после сытного ужина и двух бокалов вина.
------------------------------------------
Планирование времени на работе и приватПервый семинар после моего назначения на новую должность, к которому я шла несколько лет. После достижения цели душа одновременно ликовала и в ней царило опустошение. Ликовала, что наконец-то я добилась своего. Опустошение - одна цель достигнута, другая не появилась. Поэтому, когда нам предложили изобразить графически свою линию жизни, первые 15 лет из будущего были ничем не заполнены, мои планы начинались только с момента выхода на пенсию.
На семинаре доцент ещё раз подчеркнул, если мы не будем озвучивать свои цели, то придётся намного дольше ждать их исполнения, особенно если их исполнение зависит и от других. Это в школе (при СССР) нас учили, что плохо быть карьеристом и что если хорошо работаешь, то тебя заметят, похвалят и повысят. В Германии такое очень редко случается. Хочешь, чтобы повысили - скажи об этом начальству, хочешь получить новые задания - ищи сам или говори на эту тему с начальством. Мысли читать ещё никто не научился, да и кому это надо, читать и исполнять чужие желания. Заодно доцент ещё раз подчеркнул, в правильном ключе излагать свои мысли. Не принято в Германии говорить:
- Я хочу...
Если так излагать свои желания, то они звучат, как приказ и здесь очень легко можно натолкнуться на противовес:
- А я не хочу...
Гораздо приятнее слышать всё в условном наклонении:
- Я хотел бы.
Следующими пунктами, на которых доцент заострил внимание, это:
- Планы на ближайшее время часто очень завышены, длительные планы - слишком скромны
- Планы и цели должны быть конкретными и быть измеряемы
Как часто мы читаем в планах:
- Ещё больше производить
- Заняться спортом
- Похудеть
Это не цели, цели должны выглядeть немного по-другому:
- Производство увеличить на хх% / штук, тонн и т.д.
- Каждые выходные пробегать по хх км / проезжать на велосипеде и т.д.
- Похудеть в течение 3 месяцев на 6 кг.
Некоторые участники семинара были слегка разочарованы в том плане, что это они и так всё знали, что могли бы сами прочитать. Но основная часть осталась очень довольной. Иногда совсем неплохо повторить то, что уже знаешь, тем более каждый доцент преподносит это по-своему.
------------------------------------------
Работать друг с другомЕсли в одном из первых семинаров шёл разговор о работе в команде, то здесь акцент делался на работе с партнерами из других подразделений и извне. Основной мыслью было, что работать друг с другом (вместе) всегда плодотворнее, чем работать друг против друга. Все эти соревнования: наш отдел - ваш отдел абсолютно бессмысленны, так как у нас у всех одна цель: получить как можно большую прибыль при наименьших затратах. И гораздо приятнее делать это вместе в дружеской атмосфере, чем часами дискутировать из-за того, кто первым должен позвонить / положить трубку, если это, конечно, не касается принципиального вопроса.
Тема была очень интересная. Она опиралась на все ранее прослушанные семинары. Здесь был и язык тела, и определение характеров / типов поведения, жонглирование красивыми словами, подстраивание под собеседника.
Мы обсуждали наболевшие темы, для решения одного задания каждая группа / пара вырабатывала своё решение и потом обсуждали эти решения, выискивая слабые и сильные стороны. Но совершенно не для того, чтобы выявить лучших, а чтобы уловить все тонкости и узнать свои слабые и сильные стороны. Хотя были задания и на время, и в этом тоже был смысл - думать быстро и сообща.
------------------------------------------
Введение новшествЭтот семинар у меня, к большому моему сожалению, выпал и про него мне рассказала моя коллега. Для меня эта тема была в то время актуальной, как никогда и советы коллеги мне очень помогли.
------------------------------------------
Модератор Точное название семинара я уже не помню, но он был одним из самых интересных и из серии очень полезных, просто необходимых. На семинаре нас учили вести собрания, совещания, митинги и учили это делать правильно.
Ну и сначала о самой роли модератора или самое главное требование к роли модератора:
Модератор должен, даже просто обязан, всегда оставаться нейтральным.
И потом уже идут другие задачи:
Дать высказаться каждому
Не позволять никому перебивать других
Следить за регламентом
К концу митинга прийти к намеченной цели так, чтобы все участники остались довольны результатами митинга, принятых решений и т.д.
Модераторов от бога очень мало, но этому можно научиться. Не сразу и не всем, но можно. Как и в предыдущих семинарах, в этом семинаре мы опирались на ранее полученные знания, особенно по моделям поведения. Доцент был в некоторой степени знаком со структурой нашей фирмы и поэтому задания в большинстве своём, как обычно, опирались на действительные события.
В группе нас было человек 10-12 и в зависимости от поставленных задач она делилась на подгруппы. Ролевая игра была заключительной частью нашего семинара. Задача стояла такая:
В фирме предстояла перепланировка помещений и переезд в новые бюро - очень обычное явление для нашей фирмы.
Каждый должен был постараться получить бюро, которое ему понравилось и которое, по его мнению, больше всего подходило для выполнения его работы - именно его конкретной работы в фирме, а не вымышленной.
Каждый получил задание, какой характер/тип поведения он должен был играть.
Роли распределялись путём вытягивания счастливых билетиков. Все типы поведения и кому что досталось я не помню, но из основных были:
деятель - решения принимает иногда слишком быстро и опрометчиво
командный игрок - старается, чтобы всем было хорошо, пусть даже за его счёт
творческий - главное, чтобы красиво и справедливо, и иногда забывает о главной цели
аналитик - долго анализирует, потому что принятия неправильного решения очень боится.
И к основным подмешали ещё один тип поведения: пусть лучше у меня сдохнет корова, чем сосед купит вторую - это по сути, перевод с немецкого звучал примерно так: если я не добьюсь того, чего хочу, то постараюсь сделать так, чтобы и у других не получилось.
Модератор должен был угадать наши роли и добиться того, чтобы к концу совещания все кабинеты были распределены и все разошлись без обид на других и довольные полученным кабинетом, ну насколько это возможно.
В своей вступительной речи модератор осветил задачу со всех сторон, т.е. как бы ответил на все W- вопросы, которые каждый задавал про себя:
Was, Wo, Wann, Wer, Wie, Warum - вопросов могло быть больше или меньше, но все они начиналис с W, что очень удобно в немецком языке,
На русском:
Что, Где, Когда, Кто, Как, Почему.
Модели поведения модератор должен был определить по тому, кто как и какие вопросы задавал или как строил предложения - это в основном, ну и по всем остальным, ему известному признакам и в соответствии с этим управлять поведением группы и подводить её к оптимальному решению, которое он тоже ещё не знал.
По чистой случайности никому не досталась роль, где он должен был просто оставаться самим собой. Играть было очень интересно и очень трудно, если кому-то немного не удавалось, то доцент подсказывал игроку, но так, чтобы другие не поняли. Да мы и действительно не поняли, просто так он один раз к кому-то подошёл или что-то подсказал, это нам игрок уже при обсуждении игры рассказал.
Мне досталась самая трудная роль, как раз того типа поведения, где пусть корова сдохнет. Хорошо, что у нас в отделе как раз была одна похожая дама, с неё я и списала образ и так в него вписалась, что зрители между собой уже начали беспокоиться:
- Что это случилось с Варварой? Какой чёрт в нее вселился? Знаю её уже несколько лет, работаю рядом и иногда вместе, но что она такой может быть, даже не подозревал.
Да и игроки, включая модератора, иногда смотрели на меня с изумлением и беспокойством.
То ли доцент сам увидел, то ли кто-то спросил о моём поведении, но когда мы сделали перерыв и пошли на обед, то он сначала раскрыл всем тайну моего поведения.
Выдох общего облегчения и потом хохот, особенно когда я дала понять с кого списала образ. Я была настолько уставшая, что после перерыва перешла в зрители, а одна из зрительниц попробовала играть эту роль дальше. Играла она очень хорошо, но все уже знали, какой характер она играет и не было того напряжённого ожидания: что же будет дальше.
После некоторых семинаров мы делали общее фото, и доцент фотографировал, все результаты нашей совместной работы и высылал нам на е-почту.
------------------------------------------
На одном из семинаров мы всей группой смотрели полуфинал и финал чемпионата Европы по футболу, на другом - финал чемпионата Мира по футболу. В честь таких событий на террасе был установлен большой экран, расставлены дополнительные мягкие диваны. После окончания матча можно было ещё пойти в бассейн и немного поплавать - обычно часов в 9 вечера все бассейны уже закрыты. Ну как не любить такие семинары.
Не помню, на каком из семинаров, но где-то в самом начале, нас познакомили с методом запоминания: Eselbrücke / ослиный мост. Очень интересный метод, которым мы тоже часто пользуемся, даже не подозревая о его существования, особенно при запоминании номеров, телефонных. Когда доцент только начал, я сразу вспомнила, как моя свекровь запомнила номер телефона дочери:
5 - все номера в городе начинались на 5 и это её любимая оценка
78 - дочь купила квартиру
42 - победа в битве под Москвой.
Я понятия не имела, когда её дочь купила квартиру, но благодаря этому методу, я помню это до сих пор.
Если кто-то дочитал до конца, интересно было бы узнать, у кого проводятся подобные семинары и на какие темы. И Ваше отношение к таким семинарам.