Сразу хочу сказать, что вопрос образования для нас остается одним из самых острых до сих пор...
Выдергивали мы дитятко посреди учебного года. В 7 классе. В те самые прекрасные 13 лет, когда повеситься хочется от того, насколько милый ребенок у тебя вырос. Годом раньше или годом позже - намного легче.
С чего мы уезжали...
1) середина второй четверти 7 класса достаточно престижной школы ( без фанатизма престижной, но вступительный взнос был ощутимый) с углубленным изучением английского (по крайней мере ежемесячно за этот самый английский мы платили). А... сразу хочу сказать, учили английский мы с 6ти лет - сначала в лицее, потом уже в этой самой школе.
2) На тот момент мы имели стойкие конфликты с 2мя учителями и 3 созревающих. Т.е. ребенок уже был "натренирован" вести, как оборонительную, так и наступательную войну.
3) С круглой отличницы мы уже скатились до нескольких четверок в четверти (только не подумайте, что остальные были пятерки).
4) Про прогулы - молчу. Надеюсь, я знала про все. Что вряд ли
5) И еще - дитятко серьезно занималось спортом, а именно фехтованием - в школе олимпийского резерва, по 2 тренировки в день. Слезы лелись именно по фехтованию.
Почему считаю, что 13 лет самый неудачный возраст? Потому что у нее еще были живы остатки старой "десткой" дружбы, еще ТАМ не окрепли гадкие подростковые отношения, а приехав СЮДА - уже требования к новым друзьям были именно подростковыми. ПРоизошел эмоциональный разрыв. Чем нас очень сильно попрекали достаточно долго. Брррр (иметь бы мне такой же размер бюста, как этот комплекс вины)
К чему мы приехали - да к полной неизвестности!
Еще на период подготовки мы уже знали
1) Русская школа в Сайгоне при консульстве только начальная, т.е. нам не подходит. Есть русская школа в Ханое, но жить мы собирались в Сайгоне. И, как вариант, намечалась русская школа в Вунгтау (часа 2 езды от Сайгона) - при закрытом городке наших нефтяников. Естественно, в планах было продолжение углубленного изучения английского. Хотя на все письма, которые мы пытались писать по инету - нам не отвечали.
Про русскую школу.Как-то вариант Ханоя нами не рассматривался (а может и зря). Решили "пробиться" в Вунгтау. Еще в Москве поднабрались "нужных" связей - типо первой учительницы первого заместителя председателя Вьетсовпетро с вьетнамской стороны. Надо сказать, что никакие связи нам не понадобились. Муж написал слезное письмо на имя руководства Вьетсовпетро - " мы оторваны от любимой Родины, но хотим сохранить и дать нашему ребенку лучшее в этом мире образование, и только вы можете нам в этом помочь". Помогли. Потому что очень быстро пришел ответ с резолюций - принять в школу, причем бесплатно! Как потом оказалось в этой школе можно обучаться как платно, так и бесплатно. Не очень поняла почему, но к платным отношение несколько хуже.
Созвонились с директором, он подтвердил, что есть приказ о зачислении нас в школу, назначил день, когда мы должны были прибыть.
Ну мы и прибыли. С первым же катером, с которым смогли. А нас не пускают. Не пускают на территорию самого городка. Причем добротная тетя в кудельках объясняет нам, что зачисление в школу ничего не значит, мы должны были пройти все тот же этап переписки с руководством на предмет свободного входа на территорию самого микрорайона. Кто бы нам заранее об этом сказал? При этом на улице шел дождь (дождь - это мягко сказано), но нас выперли даже из под крыши проходной - потому как не положено. И предложили подождать часов... 6. Потому что у директора сейчас совещание, а потом обед - с 12 до 16. Он видите ли работает в тяжелой тропической стране. Вообще-то, в нормальной жизни я матом не ругаюсь((((
С какой-то попытки мы таки прорвались на строго охраняемую территорию. Побеседовали с учителями, нам объяснили, что обучение будет проходить по типу экстерната, т.е. нам даются задания, а мы потом приезжаем дня на 3-4 и сдаем все предметы. Для получения следующего задания.
ОК, сказано - сделано. Нагруженные чемоданом учебников мы голодные, мокрые, но довольные вернулись в Сайгон. И тут началось.....
Вот скажите честно, кто-нибудь из вас давно читал учебники за 7ой класс??? А нам пришлось. Потому что чадо тут же заявило со всем своим нигилистским апломбом, что ЕЙ это совершенно не надо, а надо НАМ. Поэтому те предметы, которые интересны ЕЙ она выучит, а остальные мы должны ей разжевывать и в рот класть. Понятно, что в этот список вошли все те предметы, по которым у нас были конфликты в России, такие как биология, география, история. Благо математику, физику, информатику она решила нам не доверять.
Биология, ХА - подумала я. Врач по специальности, подрабатывающая репетиторством как раз по биологии и химии в далекое голодное прошлое, я с улыбкой (чтоб подать пример мужу, на долю которого выпали география с историей) я открыла учебник... Не поверите, только о воспоминании о нем у меня до сих пор физиономию сводит кривой гримасой. Проходили они тогда зоологию... Вы в курсе, что тип кольчецов, имеющий определенные сходные черты строения на личиночной стадии с типом свободноживущих плоских червей, имеющие параподии для передвижения, а в качестве выделительной системы - метанефридии иногда ведет сидячий образ жизни, например спирорбис и серпула ????
А я теперь в курсе.
В чем состояла засада, если отвлечься от рассуждений о тяжелой жизни личиночных кольчецов, а в том, что система экстерната не подразумевает сдачи экзаменов, например, по определенным темам (т.е. есть ряд вопросов, которые ты прорабатываешь, а потом тянешь билет). Нет! По каждому предмету ты должен выучить ВЕСЬ материал и учитель имеет право задать вопрос по ЛЮБОМУ слову, которое упомянуто в учебнике. Т.е. тебе недостаточно знать принцип строения, тебе надо знать конкретно и про спирорбиса, и про серпула. Понятное дело, что какие-то учителя подходят к этому более разумно, но есть ведь и такие, которые со всем рвением! А предметов 10. Т.е. на момент приезда в школу ты должен держать в голове материал всех 10ти учебников. Мы не задумываемся, насколько проще учиться постоянно - выучил один параграф - забыл. Учишь второй. Уже не говоря о том, какая нагрузка легла на нас с мужем. Прежде же чем все это озвучить ребенку надо же было самим прочитать((( (а то нам поговорит больше не о чем) Короче - мы сдались. Да, наверно, у нас не хватило стойкости оловянного солдата. Да, наверно, мы смалодушничали. Но поверьте - душевное спокойствие в семье того стоило, особенно после того, как я осознала, что последние 3 дня в семье мы общались исключительно на темы реформ Петра 1.((( Тем более, что была же еще и вторая школа - английская...
В свое оправдание только скажу, что единицы выдерживают этот марафон. Матерям этих детей надо памятник ставить еще при жизни!!! Ну и я пошла работать, так что еще и отпала возможность ездить в другой город на несколько дней в удобное для школы время. Т.е. в самые что ни на есть рабочие дни.
Про школу английскую. Учитывая, что русская школа это экстернат, нам было придельно ясно, что этот вулкан разбушевавшихся гормонов дома держать нельзя. Поэтому мы начали искать альтернативные варианты чего-нибудь, но чтобы куда-нибудь надо было ходить каждый день. Ну и иметь возможность знакомств и общения. Ну и "продолжить" учить английский.
Погуглили, поспрашивали у знакомых и отправились с обходом по интернациональным школам. Мне, в принципе, понравилась ближайшая к дому - австралийская. Дщерь недвусмысленно заявила, что ИХ ШКОЛЬНУЮ ФОРМУ она не оденет ни при каких обстоятельствах - лучше повторит судьбу Анны Карениной. Так что школу в итоге мы выбирали по внешнему виду школьной формы((( Конечно, не совсем так... Определяющим моментом оказалось наличие кружка фехтования. И этой школой стала BIS (British International School)
http://www.bisvietnam.com/home.php Как мы поступали? Посреди учебного года. Причем здесь триместры, а не четверти. Так что посередине второго триместра как раз. Сначала она должна была сдать экзамены - математику и, конечно, английский. Тут-то мы и поняли, что несмотря на все выкинутые деньги в Москве, английского она не знает практически совершенно.
- Ну и что? Кому это мешает? - удивился директор. - Научим. Правда вам придется за это заплатить "немного".
- Начинается - подумали мы, но деваться было особо некуда. Тем более, что если она не знает английского, так уж не знает. И платить придется в любой школе. Хотя тут же наняли еще и репетитора - техасца. А платить, как оказалось, было за что. Дело в том, что не англоговорящий ребенок сначала попадает в систему ESL (English Second language - это те самые британские экзамены, наподобие toefl, которые так тяжело сдать в России. toefl гораздо проще) В чем это заключается? Некоторые предметы (такие как литература и история, например, заменены на дополнительный английский), хотя ребенок учиться в обыкновенном классе. Зато на других предметах присутствует преподаватель, который потом разбирает все еще раз, но не с точки зрения предмета, а сточки зрения английского языка. Так учатся термины, понятия и т.д.) В конце года сдается экзамен - в зависимости от количества набранных балов решается, прошел ребенок уровень ESL или нет. В принципе, на нем можно находиться по нескольку лет. Мы же уже после первых экзаменов через 6 месяцев перешли на уровень native speaker. К чести директора надо отметить, что он сразу предупредил - славянские дети изучают английский по их программе гораздо быстрее среднестатистических.
Забыла сказать - практически в каждой престижной интернациональной школе существует национальная квота. Корейских детей не может быть больше определенного процента. Поэтому корейские дети иногда стоят в очереди по нескольку лет, чтобы попасть в ту или иную школу. Русскими мы были первыми - поэтому нас готовы были взять и вообще без экзаменов (а им-то что? Будет свой русский дурачок, главное, чтоб родители платили.)
Мне достаточно много приходится спорить и ругаться (с той же дочерью, например) о превосходстве одного образования над другим. Если честно - я не могу ответить однозначно на этот вопрос Они просто очень разные....
1) Отношение. Как к ученикам, так и к родителям. Это не описать Но уже после первого дня, я увидела с каким лицом вышла моя подростковая дочь из школы.
- Ну все, нам капец - подумала я
- Мама, а почему такого не бывает в России? - спросила она.
Из этого следует - мне все равно, что в России самое академическое образование в мире, если вся обстановка построена так, что дети к определенному моменту начинают ненавидеть школу. По мне так лучше, что она рвется на менее интеллектуальные уроки, чем прогуливает более.
2) Уровень предметов. Каждый предмет разделен на несколько уровней сложности преподавания. Те предметы, которые нравятся и даются - ты можешь обучаться на хай левеле (и это круче, чем в России), если не очень интересно - можешь обучаться на среднем уровне (и это несколько слабее, чем в России). Уже с 8го класса ты можешь отказываться от некоторых предметов и выбирать другие. Хотя, конечно, есть обязательные.
3) Принцип преподавания. В России - конкретно и глубоко, по очереди - вспомните как мы изучали физику. Здесь - от общего к частному. Мне это тоже нравится, потому что сначала формируется общее мироощущение, а потом - детально прорабатывается. Так до 10 класса нет физики, химии, биологии. Есть science. Нет разделения на геометрию и алгебру. Зато когда они проходили дыхательную систему (по той же биологии) им принесли овцу, всех одели в операционные костюмы с очками (очень прикольно смотрится), вырезали из овцы легкие, раздали насосы и они эти легкие то надували, то сдували. Зато, уверяю вас, понятие ацинус у нее в мозгах навечно,а вот кто такой спирорбис - она уже даже в кошмарном сне не вспомнит.
4) Просто огромное внимание уделяется разносторонности - физкультура, искусство. До 10 класса обязательный предмет - драма. Даже уже в бакалавриате (не говоря о хай скул), когда идет специализация по предметам - ты все равно должен выбрать один из творческих предметов. Нам это, кстати, немного подпортило жизнь((( Потому что если до этого она строго хотела быть программистом, то теперь рисование и литература ее захватили настолько, что она начала колебаться в выборе профессии.
5) Экзамены. Экзамены сдаются не только по итогам года. Там какая-то очень сложная система оценки знаний, я до сих пор разобраться не могу, тем более, что их оценивают по нескольким системам - и европейской и американской. Экзамены легко могут быть и в начале года, и в середине. В конце - так обязательно. Сама оценка тоже очень сложная, например по математике у нас 8star. Это круче чем 8A. (оценка будет состоять из буквы от Е до А по возрастающей - это основной уровень знания. С - это ожидаемый уровень знаний от ребенка данной возрастной категории, обучающегося в определенном классе) и из цифры от 1 до 8 (это подуровень в уровне). Для учителя важно, чтобы за год была прогрессия - например из В2 до В7. Или В7 в А2. Но при этом - третий язык у нас китайский, учит она его 3 года. Это значит, что выше уровня В у нее быть не может никак! Потому что уровень А - это свободное владение. Соответственно к этому можно придти только к окончанию всего курса обучения (если повезет).
Так как в следующем году мы заканчиваем школу, то не могу не проехаться по поводу российского ЕГЭ. Правда все знания по поводу ЕГЭ у меня исключительно от друзей и из СМИ. Но я четко понимаю - это БРЕД! Понятно, что идею содрали с европейско-американского образца. НО!!!! тест тесту рознь. То что делают у нас - это дебилизм. В английской системе образования никто на такие тупые вопросы отвечать в тесте не будет. Зато пунктом одного теста может быть вопрос (по английскому, например) - сочинение-рассуждение на 1000 слов. А вторым пунктом - сочинение-описание на 2000 слов. При этом по каждому предмету, даже в рамках одной сессии, сдается далеко не один экзамен - минимум 2, а то и 3. И не один раз - после окончания школы (а вдруг у меня ПМС именно в этот день?), а на протяжении многих лет минимум 2 раза в год. Так что оценка гораздо более объективная. Она просто "читается" потом по всему миру.
Смешно... нам предложили сдать экзамен по русскому языку. Мы, естественно согласились (всего 85 долларов). Дело в том, что к окончанию школу ученик должен владеть как минимум 2мя языками свободно. Ну, первый - ангийский, вторым мы думали сделать китайский, но не были уверены (не смотря на организуемый школой языковые практики), а тут такое предложение - русский! В школе русского языка, понятное дело нет. Зато школа под патронажем Кембриджа. А там есть отделение русского языка. В определенный день пришел запечатанный под гербовой печатью конверт, в определенное время (в это время ВСЕ в Британии садятся и пишут этот экзамен, так что у нас из-за разницы во времени это происходило вечером) его торжественно вскрывают перед нашей единственной дочерью. Она пишет экзамен, при ней все это запечатывают, штампуют и отправляют в Кембридж.
А как же русское самосознание?
А очень хорошо! Так, например, в английской школе естественно проходят, что вторую мировую войну выиграли американцы с британцами (что так и есть на самом деле). Неприятно слышать? Ей тоже. Поэтому она начинает гуглить, читать, рассуждать, доказывать... Благо учителя не то, что придираются к "отклонению от общепринятой политики", а очень поощряют все это. Дают возможность выступить, сделать доклад, устраивают брифинги. Я уверена, что в России у нее все бы закончилось главой из учебника, в лучшем случае. То же происходит с русской литературой, да и вообще мировой классической. Возможно мы не читаем все произведения школьной программы (точно не читаем), но зато какие домашние споры у нас бывают по поводу Булгакова, Толстого, Чехова! И не потому что надо, а потому что оказывается - интересно.
Что-то я расписалась(((
ПыСы 1: уверена - хорошо организованная система образования может научить любого ребенка.
ПыСы 2: В России свой британский диплом, в том числе Интернешнл бакалавр мы можем, разве что, только в туалете повесить. Потому что Россия - не принимает. Стремясь интегрироваться в европейскую систему Россия совершенно забывает об обратном процессе.
ПыСы3: Дочка периодически на своем свободном британском английском помогает своим московским друзьям делать уроки по английскому. Вернее помогала. Потому что в достаточно престижной школе с углубленным английским за это ставят 2 балла. И не потому что ошибок много, а потому что так никто не говорит!