Но, случилось так, что один сувенир я всё-таки привёз - крохотный гвоздик, воткнувшийся где-то на строящейся дороге в колесо и, в конце-концов, в самом интересном месте - в деревеньке О и Лофотенс, довершивший своё грязное дело по протыканию моей правой передней покрышки.
Хорошо, усилием воли я заставил-таки себя влезть в шкуру русского водителя-на-все-руки и заменить колесо. Слава Богу, сдутие покрышки произошло ночью, пока машина стояла на стоянке.
На соболезнования местных туристов: "Мей би ит нидз э мастер!", во время процедуры замены колеса, мне пришлось, дабы не уронить честь Родины отвечать: "Ай эм зе мастер! Бат ай хевнот эни тулз."
Но, в конце концов колесо было заменено на запасное, и я готов был к дальнейшему движению. Но страх остаться с двумя пробитыми колёсами(с тремя!!! с четырьмя!!!! ) , где-нибудь в глубине Лофотен или в горах Швеции был необорим и исподволь расшатывал мою нервную систему.
Требовалось найти шиномонтажку, где-нибудь на прилегающих территориях.
Но вот одна, очень интересная и жуткая особенность Скандинавии+Финляндии - там НЕТ ШИНОМОНТАЖЕК в нашем привычном понимании. То-есть, нет такого дедка или молодого человека с испитым лицом, сидящего в маленькой будочке, который имеет бешеную популярность обычно два раза в год - при сезонной смене резины с шиповатой на нешипатую и обратно.
Нет там такого. Зато есть, кое-где, довольно редко встречающиеся, в районах заправок автомастерские. Проехав все Лофотены, я убедился, что подобный сервис существует только в самых крупных городах и то не везде. На той же Шелл в Вогене, за воротами с надписью "Автосервис" царили залежи хлама и пустых бутылок. Эта услуга там явно не процветает.
Зато, когда мы, с девушками и юношами из Шелл, начали раскидывать мозгами, где бы мне "репейр май флоод уилл", они с большим трудом вспомнили, что где-то, районе другой заправки, в километре от них есть такая мастерская.
И я поехал туда.
Там оказался именно автосервис. Кучи старых покрышек подтверждали, что здесь занимаются и ремонтом колёс. НО! В этот момент, мастер изволил ремонтировать микрик какого-то индуса. Не обращая на меня никакого внимания, он с царственным видом втолковывал индусу, что в этой эпохе Кали-юги отремонтировать его микроавтобус времён Крита-юги вряд ли возможно. Сорок тысяч лет для машины не срок, но где достать запчасти, если последний их производитель вымер вместе с динозаврами?
Я было подумал по началу, что коренной норвежец-автомеханик демонстрирует нам, с индусом (кстати, тоже коренным норвежцем) полнейшее бездушие и неуважение, как к представителям низших рас с юга. Но, через некоторое время до мастерской добрался ещё один представитель норвежского населения - на этот раз родственник мастера. Но и к нему было отношение абсолютно идентичным - полнейшее пренебрежение вперемежку с незамечанием и невидением в упор.
Бедный более коренной норвежец, видимо от безысходности, схватил баллонный ключ, насадил его на колёсную гайку испорченного колеса, и начал этот ключ пинать изо всех сил. Но затягивал гайки именно мастер, так, что ничего из усилий норвежца не увенчалось успехом. Гайка была недвижима, а нога несчастного, видимо получила повреждения, потому, что вскоре с той стороны послышались проклятия на чистом, коренном норвежском.
Я подумал, что эту канитель мне просто не переждать и поехал дальше.
В Бъёрквике встречные пеоны посоветовали ехать куда-то на край города, но без стопроцентного варианта, что на сервисе кто-то дожил до данного дня. На каковое предложение я смог только ответить "О, уелл! Сенк ю!" И поехал дальше без запасного колеса.
Насчёт Швеции не знаю, хоть и предполагаю, что там творится тоже самое.
А уж в Финляндии я встретил точно такое же отношение к своим нуждам, как и в Норвегии. Во всех встреченных автосервисах мастера отказывались со мной говорить, мотивируя это занятостью, незнанием английского, или с просьбой обратиться к Самому Главному на сервисе, который как на грех куда-то запропастился. При этом занимаясь полированием или восстановлением из хлама своих собственных авто.
Так я и приехал в стольный город Питер с пробитым колесом, где решил проблему ровно в пять минут. А по конце операции мне был торжественно вручён "сувенир" из Норвегии - тот самый гвоздик.
Внимание! ВОПРОС!
Что же делать-то, люди? Брать с собой в поездки в Скандинавию два запасных колеса? Три? Запасную автомашину? Что делать-та?