Ниже привожу свой отчет о пешем походе к самой крайней северной точке Европы, которой и является мыс Kinnarodden, Норвегия.
Итак,
место действия - полуостров Нордкин, Норвегия (норв. Nordkyn);
время действия - сентябрь 2015 года;
состав группы - трое русских туристов;
приданные силы -
поисково - спасательный вертолет Сикорский S-61/SH-3 «Си кинг» (англ. Sikorsky S-61/SH-3 Sea King), экипаж 4 чел + 2 спасателя;
погодные условия -
переменная облачность, временами небольшой дождь, температура +8/+10 (днем), +2/+4 (ночью), туман;
общая продолжительность маршрута - 24 км (в одну сторону), время - от 7 часов.
Прежде всего надо отметить, что существует туристический бренд Но́рдкап (англ. North Cape, норв. Nordkapplatået) — мыс на острове Магерё на севере Норвегии, в коммуне Нордкап, который нередко считается самой северной точкой Европы.
Однако данный мыс расположен на острове, а к Европе относят и более северные острова архипелагов Шпицберген, Земля Франца-Иосифа и Новая Земля.
Также соседний мыс Кнившелльодден выступает в море на 1,5 км севернее (оба места находятся на острове).
К сожалению, в эту поездку мне не представилось возможным дойти до последнего мыса, поскольку местные Тролли скрыли его за плотной завесой тумана.
Информация к размышлению или отступление первое:
как-то так повелось у наших норвежских друзей, что по их словам все у них самое северное, и самая северная точка материковой Европы, и самый северный город, и самый северный аквапарк, и т.д.
Вот только взять, к примеру, этот аквапарк, что расположен в г. Алта (Alta), так по-нашему - это обычный бассейн с одной единственной водной горкой, который не стоит даже тех 130 Nok с человека, что были заплачены за вход. И наличие в нем нескольких саун нисколько не улучшают впечатления о нем, поскольку не было в них того парка, на который была надежда в те промозглые дни.
И да, покаюсь, что утром следующего дня мы посетили парк с наскальными надписями, который входит в наследие Юнеско, вот только за вход мы ничего не заплатили, поскольку тропа вполне доступна и с автомобильной дороги.
Что ж, вернемся к цели нашей экспедиции - мысу Киннарудден:
он расположен на полуострове Нордкин (Nordkyn), въезд на которой обозначен памятным знаком.
Как видите, на дворе была уже ночь, когда мы добрались до г. Мехамн, погода в тот день буйствовала (дождь и порывистый ветер), а посему выход утром в рейд немного задержался.
Тут можно отметить то обстоятельство, что в самом городке нет никаких проблем с общением, поскольку большинство его населения - это выходцы из Прибалтийских стран, кто работает в самом г. Мехамне и его окрестностях.
И вот, после добротного завтрака в Mehamn Arctic Hotel было решено, что на маршрут мне стоит выйти одному, а пара моих соучастников по поездке останутся осматривать местные достопримечательности.
Забегая вперед скажу, что это было верное решение, которое позволило благополучно завершить рейд.
Перед выходом на маршрут, как и рекомендуют в брошюре на сайте http://www.visitnorway.com,
заехали отметиться в местную туристическую компанию Nordic Safari, где прикупили карту маршрута (150 Nok) и оставили свои данные.
Как заявил владелец компании, Видар, то он вышлет помощь в случае непредвиденной ситуации, однако:
-во-первых, карта маршрута есть в свободном доступе в местном аэропорту, а значит и брать плату за нее - есть некое мошенничество, тем более наличными без чека;
-во-вторых, ни слова не было сказано о том, что в такую погоду (облачность, небольшой дождь, низкая температура) не рекомендуется выходить на маршрут;
-в-третьих, слова о возможной помощи со стороны этого "достойного" норвежца остались только словами, в нужную минуту на него полагаться не стоит, но об этом ниже.
Тут можно сказать, что это было самым главным огорчением в поездке
Процесс экипировки, сбора рюкзака описывать не стану, это вполне понятные процессы.
Честно говоря, то начало старта маршрута фиксировать на фото не стал (официальные знаки вполне легко ищутся на просторах Интернета), но вот саму тропу заснял.
Здесь надо отметить несколько моментов:
1) тропа достаточно хорошо промаркирована, хотя один знак мною все же был немного передвинут, поскольку скромно притулился к большому камню и не был заметен, да простят меня за эту вольность местные Тролли;
2) в начале тропа достаточно удобна для передвижения, но потом переходит в курумы или ковер из камней (на них приходится значительная, если не большая часть маршрута), что резко повышает опасность прохождение маршрута и снижает скорость передвижения;
3) ограниченность в местах для установки палатки;
4) наличие достаточно большого количества источников воды, хотя на последней 1/4 маршрута их всего несколько (озерцо да пара горных ручьев).
Собственно спуски и подъемы по маршруту не представляют особой проблемы, тут засада идет с другой стороны.
На дальнем плане видите туман?
Так вот он - самый коварный враг в тех местах:
горы там хоть и не высоки, но они прямо притягивают к себе туман, который опускается резко и без всяких предупреждений
В конечном итоге первый день рейда закончился тем, что после половины пути местные Тролли скрыли от меня тропу за завесой тумана, хотя еще и было в запасе пара - тройка часов светлого/ходового времени, но пришлось встать на ночевку.
Под спальником, если присмотреться, лежит самонадувающийся коврик, а в качестве укрытия была использована армейская плащ - палатка, которой нет на фотографии. Понятное дело, что с собой была смена запасной сухой одежды, в которую переодевался на сон грядущий, да глоток доброго вискаря от хвори всякой.
Что ж, потом пришло утро, туман немного рассеялся, тропа отыскалась, и рейд мой продолжился.
И вот она, приветственная надпись "Добро пожаловать", что встречает на подходе к заветной точке
Обратили внимание, что собаки должны быть на привязи:
не иначе, как есть опасения, что начнут они охоту на местных оленей, которые встречаются там постоянно.
И опять туман на заднем плане, который и внес коррективы в размеренный ход событий:
если обратиться к карте, то на маршруте есть вершина с отм. 302 м над уровнем моря, так от нее до самого мыса рукой подать, км 3 или 4 остается.
Вот тут-то местные Тролли и решили закрыть мне путь, дескать Посторонним вход воспрещен, накинув покрывало тумана на округу, да такого плотного, что видимость была не более пары метров, плюс поднялся пронизывающий ветер, когда уже сам пропитался влагой от тумана.
Понятное дело, что вопрос уже стоял не в движении по тропе, а ее ориентиры были потеряны, а во времени прохождения маршрута и возможных вариантах возвращения обратно:
да, есть карта и компас, но продолжать движение в таких условиях по официальному маршруту уже не представлялось возможным, а прогноз погоды на ближайшие дни был примерно тот же, и не стоило надеяться на исчезновение тумана, который только сгущался.
Кроме того, начала давать знать о себе спина после скачек по этим горным тропкам да ковру из камней, а значит пора было приводить в действие план Б.
Информация к размышлению или отступление второе:
в ходе изучения настоящего отчета была высказана мысль, дескать ничего не стоит вернуться по прямой к точке старта, поскольку рельеф не представляет особой сложности.
Увы, нет у меня самого такой горной подготовки, как у местных жителей, то есть оленей северных
Да и ломать ноги как-то не входило в планы, так же как и не хотелось озадачивать норвежских товарищей прочесыванием той пустынной местности, где нет прямых дорог.
Итак, план Б:
сойти с тропы направо, спустившись на восточное побережье от мыса, дойти берегом до самого краешка земли (фактическая крайняя точка находится там, где волны омывают берег, а не на самой горе), найти укрытие от ветра и дождя (в принципе, там есть и небольшой рыбацкий домик, но на западном побережье от мыса) и ждать подхода подкрепления в виде катера.
Поскольку указанная высота господствует над округой, то на ней есть и сотовая связь, посредством которой и было отправлено сообщение об изменении планов группе, оставшейся в городке. Одновременно были сообщены текущие координаты, примерный маршрут, а также район для встречи с подкреплением..
После получения подтверждения об изменениях в планах, собственно, план Б был приведен в исполнении, что позволило достичь цели рейда
Как видите, по мере спуска с горы видимость резко улучшалась, и в конечном итоге стала даже более, чем хорошей.
Вот только фотография папоротников стала последней для моего телефона, он не выдержал таких испытаний и выключился, написав мне прощальное письмо от лица каких-то зеленных человечков, зовущихся Андроидами.
Увы, самое интересное осталось без моего личного документирования, однако когда-нибудь найдутся фото/видео пассажиров круизного лайнера Hurtigruten, что вечером проходил с запада на восток мимо мыса, которые должны были флаги заметить на берегу.
Это те флаги, что прошли в этом году Дорогами Победы от Москвы до Берлина, а после побывали на Нордкапе и в Мурманске
Никто не забыт, Ничто не забыто
Да и мое слово, что-то да значит, а посему скажу:
пройдя восточным берегом по галечному пляжу, мне удалось добраться до крайней северной точки материковой Европы, а значит еще одна мечта сбылась!
И впереди была еще ночь, которую надо было продержаться, а после день простоять в ожидании подкрепления, но все сложилось куда как нельзя лучше:
на берегу мне попался выброшенный на берег шезлонг из моренного дерева, из чего получился хороший костер, на котором удалось обсушиться и разогреть еду, а получившееся угли, засыпанные в котелок с крышкой, пошли на обогрев спального мешка.
В это же время было отмечено активное судоходство в этом районе, а значит росла уверенность в том, что вопрос с вариантом возвращения обратно в город морским путем можно будет решить.
Информация к размышлению или отступление третье:
помимо автоматического маяка, что стоит на самом северном краешке земли (на картах Гугл он отмечен как Nordkinn), в тех местах есть еще и самый северный материковый маяк Европы
Однако вернемся.
Ночь прошла относительно спокойно, удалось даже выспаться, а на утро начались чудеса:
сижу и пью чай, не торопясь, радуясь солнцу, и отсутствию тумана, прикидывая, что за день можно и обратно дойти, как из-за горы, практически мне на голову, свалился вертолет, о котором писал в самом начале.
Как оказалось, не получив помощи от "редиски" в лице владельца туристической компании (он ожидал, видимо, что они наймут у него лодку для поисков), моя группа позвонила в полицию, а там уже и организовали поиски, но не катером, а вертолетом.
Тут так сложилось, что в полиции не совсем поняли, какие у меня проблемы со спиной, и решили выслать именно вертолет, где можно разместить больше оборудования для эвакуации пострадавшего. Они еще с вечера извинялись, дескать сразу не можем выслать вертолет, поскольку в районе поисков низкая облачность и туман, а утром перезвонили, что вертолет вылетел, и далее информировали о ходе поисков.
И к слову сказать, что все в городе проявляли живое участие, интересовались ходом поисков, угостили обедом, вообщем, проявили себя с лучшей стороны.
Что же до меня, то появление вертолета стало выше всех моих ожиданий (ждал патрульный катер к обеду), да и управляла им девушка по имени Helen, что стало еще одной неожиданностью.
В итоге, 10 минут полета, потом карета скорой помощи, местная больница, осмотр у врача, и вот оно - безусловно удачное завершение рейда.
Это потом мы узнаем у местных, что тот маршрут бывает и смертельным (например, совсем недавно там погибло четверо немцев), не зря ведь он отмечен черным цветом.
И все мы прекрасно знаем, если ты уважаешь горы, пусть они и не высоки, то они и скажут тебе "Добро пожаловать", и напротив, если ты не готов ко встречи с ними, они не простят тебе ошибок, и будешь ты для них посторонним, кому вход на них воспрещен со всеми вытекающими из этого последствиями...
P.s.: огромное спасибо всем тем, благодаря кому эта поездка состоялась, а так же Ольге и Павлу, кто принял непосредственное участие в ней
P.s.s.: несколько зарисовок по дороге на Родину