Disclaimer. Все написанное ниже не претендует на объективное и исключительное по справедливости мнение, не является показателем уровня наших доходов, а также лени, характера или иных жизненных составляющих. Весь отзыв основан на личных впечатлениях и субъективном мнении обо всем, что с нами приключалось во время поездки. И, разумеется, далеко не факт, что, посещая ровно то же самое и при схожих обстоятельствах вы приобретете такие же впечатления (положительные или отрицательные) – на все воля Хаоса. И да, букв будет немало. Поехали!
Оглавление
Часть 1. Вступление, общий маршрут.
Часть 2. Петрозаводск, Мурманск и граница Финляндия-Норвегия
Часть 3. Граница Финляндия-Норвегия и на подступах к острову Magerøya
Часть 4. Подводный тоннель и сам остров Magerøya
Часть 5. Дорога на мыс Nordkapp
Часть 6. От Magerøya в г. Заполярный через Kirkenes
Часть 7. "Кольская сверхглубокая" и Мурманск
Изначально при планировании целью и точкой притяжения был Кольский полуостров.
Кольский… Это слово, как и само место, для меня всегда означало нечто большее, чем просто полуостров или просто север — я прожил на нем 8 лет. И пусть те 8 лет были моим детством, тем не менее, я уверен, что сердца тех, кто был на севере (здесь и далее подразумеваю Север — Заполярье) на всю жизнь остаются к нему привязанными, так или иначе. Я мечтал вновь вернуться на Кольский с того, наверное, момента, как родители увезли меня оттуда в 1996 году. Туда – это в ЗАТО Снежногорск, всего 65 км от Мурманска.
И вот, моя идея, наконец, совпала с возможностями, во многом благодаря присоединившемуся к ней другу, который как раз выбирал место проведения 10-дневного отпуска – между Таиландом и Кольским. Странный выбор, не правда ли? Теплое ласковое море, горы копеечных морепродуктов и тайские массажистки против февральской вьюги крайнего (крайнее в Европе и не придумаешь) севера и «возможности» провести бОльшую часть времени в позе морского конька в автомобиле. Выбор странный, но только не для нас. Живи пока живется, действуй пока можешь, познавай новое, открывай интересное, пробуй неизвестное – примерно такое кредо моего мироощущения, так что погнали. А другу моему, ЧС, отдельная благодарность – без него я бы не решился, ибо скучно и даже опасно это.
В детализации полуострова немаловажной точкой назначения должна была также стать многим (а особенно китайцам) известная Териберка. Ах Териберка, как много в этом звуке – для тех, кто знаком с фильмом Звягинцева «Левиафан». Интересное, самобытное и немного утопичное место (оказалось, не немного). Сложно сказать почему, но хотелось побывать именно в тех краях, там, где снимался сей шедевр отечественного кинематографа, принесший впоследствии этому месту международную славу и популярность. Хотелось погрузиться в атмосферу этого отдаленного – географически и духовно – места, куда, как оказалось, зимой добираться весьма непросто и порой даже опасно из-за перевала на единственной туда дороге, нещадно заметаемого зимней заполярной метелью. Там, где борьба со стихией или сражение с обстоятельствами – там должен быть я. По крайней мере, я никогда не отказываюсь от таких предложений, даже если они сделаны мной самим, и при этом приходится ждать возможности их реализовать целые годы и даже десятилетия.
Что ж, Териберка в маршруте имеется, а вместе с ней город-герой незамерзающий (на самом деле нет) порт Мурманск, но что еще? Когда появляется вполне себе четкая цель, начинаешь постепенную детализацию – а вот по пути еще одно интересное место, другое, третье. Затем радиус интереса увеличивается и постепенно в маршрут добавляются более отдаленные точки и уголки – и не обязательно в той же стране, тем более, если соседи по странам всего в нескольких сотнях километров.
Здесь было важно вовремя остановиться, поэтому финально в нашем маршруте основную цель потеснил мыс Нордкапп (норв. Nordkapplatået) в Норвегии как «самая северная точка Европы», находящийся на острове Магерёя (норв. Magerøya – «бедный остров»). Если открыть Википедию или другие источники (Google maps хотя бы), то легко выяснить, что на самом деле этот пресловутый Нордкапп – вовсе не самая северная точка Европы, но формально считается таковой [благодаря стараниям маркетологов]. Место очень туристическое и популярное, и даже наличие небольшого обмана не умалаяет его притягательности, суровости и, разумеется, атмосферы. «Бедный» он, кстати, исключительно растительностью и теплом, потому что даже ночь в самом-самом дешевом из дешевых хостелов (ближайшее место для ночлега теоретически – рыбацкая деревушка Skarsvåg, что в 14 км от мыса, но вариантов в сетях бронирования я не нашел, поэтому наш выбор – также рыбацкий поселок Honningsvåg, но он южнее мыса на 34 км) обойдется недоумевающему туристу в 7 сотен норвежских крон (и это с 10%-скидкой Genius на Booking), что в более привычной и стабильной валюте равно 85 USD (пересчет в рубли способен вызвать у некоторых читателей приступ сильной боли в груди). Я понимаю, что многие воспримут эту сумму как «нормальную» или «среднюю», но это всего лишь хостел, ребята. Этакий «социалистический» номер в здании, где все общее: кухня, туалет, душевые. Ну что ж, цену вполне можно объяснить – во-первых, не забываем, что Норвегия – если не самая, то одна из самых дорогих [богатых] стран [в мире?] по определенному набору критериев. Например, уровень жизни ее жителей, а вместе с ним и стоимость автомобильного топлива, или цены на продукты в супермаркете, или цена квадратных метров любого жилья и так далее. В общем, кому интересно – почитайте о Норвегии на каких-нибудь достоверных ресурсах, весьма интересная страна. Во-вторых, все-таки этот хостел находится на острове за полярным кругом, причем не в паре десятков км, а в почти 400 км ближе к северному полюсу! На острове, на который возможно добраться сухопутным транспортом только благодаря подводному автомобильному тоннелю длиной более 6 км! Да я как только подумал об этом, решение было принято однозначно.
Так вот, в Норвегии мне уже довелось однажды побывать - в новый год-2013, когда я, моя супруга и двое коллег по работе поехали в Хемседал покататься на лыжах. Уже тогда, при подготовке поездки, мы удивлялись ценам на все – на хлеб и топливо, скипассы и аренду авто итд. итп. Ну какому рядовому инженеру, например, понравится цена на булку обычного тостового хлеба в 100 рублей, а на кило помидор в 400? И то было при курсе в 40 рублей за 1 Евро (и, кажется, 4 рубля за 1 Норвежскую крону NOK). Тем не менее, была мечта – и мы ее осуществляли как могли.
Так и в этот раз и в любой другой – мечта была, и она развилась в кольцевой маршрут длиной в 6 тыс. км. Основные моменты, которые преследовались нами при планировании и реализации – посмотреть как можно больше за как можно меньшие деньги. Удалось нам это или нет? Первая часть – несомненно, а вторая – очень субъективная, тем не менее, я считаю, что и вторую мы успешно выполнили.
Таким по итогу стал маршрут "туда"
А таким он был "обратно"