Брюгге Остенде
Булонь-Сюр-Мер
Дьепп
Фекан
Гавр, Онфлёр, Довиль
Курсель-Сюр-Мер, Ливаро
Шербур
Сен Мало, Мон-Сен-Мишель
В июле 2019 года наша знакомая яхта «Алабай» собиралась пройти от Калининграда до Сен Мало, а может и дальше. А поскольку мы с мужем по северу Франции еще не путешествовали, то не могли не присоединиться на часть маршрута, а именно – из Остенде.
Билеты задолго были взяты до Брюсселя (Аэрофлот) и обратные из Парижа (Бове) через Кишинев, молдавскими авиалиниями. Был соблазн взять на рейс до Остенде (или аэропорт Брюгге, как его называет Победа), но хорошо что я это не сделала: Победа отменила эти свои рейсы в июне.
В Бельгии прекрасно организовано железнодорожное сообщение. Прямо из аэропорта, взяв из дома по интернету билет, можно уехать до Остенде, причем по дороге останавливаться в течение дня и продолжать поездку, если не отклонился от маршрута. Для пенсионеров большая скидка, и по этому билету в тот же день можно вернуться обратно. Обратно нам не надо было, да и билет был взят до Брюгге, где мы остановились на денек по дороге к морю. Пенсионерский билет стоил 12-20 евро, а обычный 20-90, так дорого потому что прибавляется аэропортовый сбор в 5 с лишним евро. На платформу проход в нижнем этаже аэропорта через автомат по бар-коду на распечатке билета, в поезде была проверка контролером. Поезд идет через весь Брюссель, делая там несколько остановок. Вот после одной такой остановки контролеры долго и доброжелательно беседовали с группой китайцев, которые сели в поезд противоположного направления, и вынуждены были ехать чуть ли не до Гента. Нам можно было выйти в Генте, осмотреть его и отправиться дальше по тому же билету, но мы сочли это лишним.
Брюгге
- это прекрасно. Незадолго до поездки мы кроме информации из отчетов и путеводителей усвоили также фильм «Залечь на дно в Брюгге» и порадовались, что мы там оказываемся не в выходной день, уж слишком много туристов.
Брюгге – он как декорация к историческому фильму, только совершенно настоящий.
Пока на улицах толпятся туристы, от выглядит иллюстрацией, но поутру, когда улицы пусты и только привидением бесшумно проносятся велосипедисты, видно что город живет своей жизнью, а туристы – они нахлынули и отхлынули... Мы остановились в скромном и надежном Ибис Брюгге Центрум, от вокзала недалеко по красивым улочкам, только колеса чемодана страдают от булыжной мостовой. В отеле очень скромные комнаты, зато надежный интернет и есть разливное пиво в баре, недалеко до всех достопримечательностей, и напротив большой супермаркет (который правда в 8 вечера закрывается).
За сутки мы смогли посмотреть только небольшую и наружную часть Брюгге, но прошлись по всему тому, что считается бельгийским.
Шоколад. Он здесь на каждом шагу, лавочки под заманчивыми названиями (например «Шокоголик»), в магазине предлагают попробовать разные сорта и самому себе собрать красивую коробочку. Удержаться невозможно, да мы особо и не сдерживались
Вафли. Вкуснее всего они оказались в уличной пекарне, где тебе их испекут, положат сверху что пожелаешь (сливки – джем – шоколад) и тут же, сидя на завалинке, всё это можно съесть.
Перекус был кстати, так как мы были готовы к перерыву в ресторанах именно тогда, когда русский человек привык обедать... В Брюгге, правда, можно найти место, где кормят целый день. Но вот к завтраку кафе и кондитерские открываются никак не раньше 9, а то и 10, когда приезжают туристы. Раз уж речь зашла о еде, невозможно не вспомнить о бельгийском пиве.
Пиво Я знала, что в Бельгии выпускается более 600 сортов пива, и мысли не было хоть как-то все это богатство освоить. Уже в сувенирных магазинах были целые библиотеки (пивотеки) бутылок и бокалов (каждому сорту пива положен свой бокал). Пиво мы там покупать не стали, а вот открывашку-магнит купили (очень удобно держать на холодильнике). Пивом я в общем-то не увлекаюсь, но мне были интересны и понравились вишневые сорта – Крик.
В барах пивное меню занимает целые страницы, но можно заказать дегустационный набор. Всё разное, вкусное, насыщенное и крепкое... На ужин мы пошли в пивную с историей, Гамбринус. Да, была такая в Одессе, да, помню рассказ Куприна и воспоминаня Паустовского о Сашке-музыканте. И еще мне понравилась легенда (не слишком достоверная, наверное) о герцоге Брабантском Яне Первом, большом любителе пива: Ян Первый, по латыни Ян Примус, вот и возник пивной король Гамбринус... Пивная эта, без сомнения, рассчитана на туристов, находится рядом с рыночной площадью, но официантки поспевают споро, интерьер красивый, пиво хорошее (сразу с ним принесут какие-нибудь орешки), а порции еды очень большие (будьте осторожны, не заказывайте лишнего)
Что еще? Ах, да, бельгийское кружево. Оно здесь тоже на многочисленных витринах, и даже у канала есть стенд с кружевной картой Брюгге
Что еще можно успеть в Брюгге за сутки?
Побродить по утренним улицам, которые вне времени. Пофотографировать старые стены и каналы. Покататься на лодке (это здесь очень хорошо организовано). Прицениться к сырам – цветам – фруктам на временном рынке, который вдруг развернулся на рыночной площади, и потом ходить с коробочкой клубники и тремя спелыми манго, проголодаться и сесть в первом попавшемся кафе и заказать кастрюльку мидий... Почувствовать этот город, и захотеть вернуться.
Остенде
Покинув Брюгге, мы ехали в Остенде. Это очень просто: поезда ходят часто, билеты можно купить как в кассе, так и в автомате, и ехать всего-то минут 15. Накануне выяснилось, что яхта наша движется медленнее, чем предполагалось, встреча наша отодвигалась, и я забронировала ночь в отеле Logis Hotel Glenmore - максимально близко к марине. От вокзала до отеля недолгий путь по набержной вдоль яхтенных стоянок, вдоль ларьков с вариантами морского фаст-фуда, к пляжу. Отель – неплохой представитель своей сети, расположен близко к морю, и имеет признаки курортной гостиницы: веранду на крыше с лежаками, и даже подобие бассейна на верхнем этаже (точнее, большую ванну). Другая яркая особенность – множество чаек, которые обильно помечали стоящие на улице автомобили и истошно орали всю ночь. Вот такой североморский курорт, куда приезжают не столько чтобы купаться, сколько чтобы гулять у моря, а пляжи здесь бесконечно-длинные и широкие, особенно при отливе.
Пляжи песчаные, из песка возле пляжа построен целый город, огорожен забором от бесплатного просмотра, и служит платным аттракционом. Кое-кто купался, в основном дети. Возле пляжа на набережной стоит хороший памятник погибшим морякам, а возле него зачем-то набросаны огромные помятые красные цилиндры (как сказал муж, «памятник консервной банке»).
Современная скульптура, в общем. Скульптур в городе много, и есть удачные и к месту поставленные...
Главным для нас в отеле было наличие интернета, поскольку лодка наша благополучно прошла Кильский канал, и теперь мы высчитывали, когда же она пройдет мимо Роттердама, придет в Остенде и мы наконец встретимся. По всему выходило, что ждать её можно не раньше чем завтра днем, и мы исследовали город.
Хороший такой, неброский и неяркий, для отдыха среднего класса, со стоянками прокатных электросамокатов на улицах, с рыбным рынком на набережной (он работает весь день, то есть рассчитан больше на туристов, но рыба свежая), с рядом кафе, в каждом первом из которых недорого кормят мидиями, а в каждом втором – итальянской кухней...
А можно перекусить у уличного ларька, их множество, почти в каждом нальют горячий Караколлен – суп из морских улиток, положат в коробочку салат или кусочки псевдо-краба (приготовленного из трески, но вкусно) или селедку в разных видах, или самое вкусное – копченого палтуса. А еще в таких местах можно безопасно есть в японских ресторанах: гарантирована свежесть рыбы. Это мы и сделали в первый вечер, умяв в ресторане Sensai огромную ладью суши – сашими
Есть тут и готический собор (но построенный всего 100 лет назад). Есть и Казино – это подальше по променаду вдоль моря. Там целая цепочка сетевых курортных отелей, и диковинные скульптуры, и прокат велотранспорта самого разного размера на одного – двух – трех – группу – и даже с встроенным бочонком пива на велобагажнике. Вдоль моря на много километров проложена трамвайная линия, и при желании можно не только гулять, но и кататься в трамвайном вагоне до аэропорта и дальше. Мы не пробовали.
Есть и продуктовый Carefour (что нам важно для закупки провианта на маршрут), и торговые центры с привычным набором европейских брэндов ( и распродажи уже начались), и вещевой рынок на площади, а назавтра на той же площади – праздник оркестров. И даже русский магазин, где лежит майонез «Махеев», и гречка, и Докторская колбаса. Забегая вперед, скажу что утром до 9 часов почти невозможно найти открытую кофейню, а вот булочную – можно.
Но лицо города определяет порт. Он самый большой в Бельгии. С нашего бережка грузовой порт почти не видно, только проходят иногда баржи, да пассажирские паромы курсируют поперек канала, да стоит на четырех ногах огромная платформа (то ли плавучее средство, то ли стоячее, с огромным поворотным краном).
Для яхт есть несколько стоянок: ближняя к выходу принадлежит Royal North Sea Yacht Club, она открытая. От нее по каналу со шлюзом можно попасть во внутреннюю марину, там много моторных и парусных лодок, там стоит и трехмачтовый парусный учебный корабль «Меркатор», с 1932 по 1961 годы принадлежавший бельгийскому торговому флоту, сейчас он служит музеем.
Шлюз как раз напротив вокзала, там подъемный мост, и машины послушно стоят и ждут, пока пройдут лодки. Это морской город.
На следующий день мы получили сигнал, что наша лодка уже близко, и дежурили у рыночного причала, гадая в какую из марин она пойдет. Пришли! В ближнюю гавань, где у шкипера оказался знакомый маринер, который с мая его помнит, и который поставил «Алабай» у ближнего к офису и ресторану понтона.
Марина Royal North Sea Yacht Club мне понравилась: вход на понтоны через калитку с кодовым замком. Вход в душ- туалет тоже по коду, жетоны для стиральной и сушильной машин можно купить в марина – офисе. Чистые и удобные душевые без дополнительной оплаты ( в отличие от Германии), из неудобств – дозированная подача воды, довольно часто приходится на кнопочку нажимать чтобы она опять полилась. На понтоне подключается вода и электричество. Интернет тоже подключился сразу, по выданному паролю. А вот заправки в этой марине нет. За 3 дня стоянки мы заплатили 115 евро.
Наверху в здании яхт-клуба бар и ресторан. Пока мы сидели там на веранде, на флагштоке подняли российский флаг. Официантка по-русски, понятно, не говорила, но английский понимала, так что заказать удалось не только Айриш-кофе, но и Айриш-Ти (посмеялись, она принесла чайнички с чаем и отдельно стаканы с виски... )
Сверху виден торговый порт с огромой платформой с одной стороны и лес мачт на закате – с другой. Красота! Мачта «Алабая» возвышалась над остальными, хотя яхта не такая уж большая, Bennetau 43, то есть 13-метровая лодка с 3 двухместными и одной одноместной каютой, с 2 туалетами и довольно просторным салоном.
Соседние лодки поменьше, часто на них видишь семьи с детьми: немцы, голландцы, бельгийцы путешествуют вдоль побережья, живут на лодках, ребята играют в мяч на понтонах или развлекаются греблей на надувнушках, частенько без спасжилетов, зато загорелые и в шортах даже в прохладную погоду, и никакая общественная служба этого не пресекает.
А вот к нам наведались представители не то полицейской, не то спасательной службы, проверили документы на судно, паспорта экипажа, а потом еще и пригодность спасжилетов (на баллончиках непременно должен быть колпачок именно зеленого цвета!) и срок годности сигнальных средств. Оказались – ужас! – просроченными фальшфейеры. Нам вручили акт, и мы даже порывались найти и купить недостающее, но поскольку магазин уже был закрыт а наутро мы выходили, эта неприятность как-то постепенно рассеялась и ушла из нашего сознания...
Были и более приятные встречи. У входа на понтон нас окликнул пожилой мужчина, заговорив по-русски с небольшим акцентом. Сказал, что очень любит русский флот и рад поговорить по-русски, что его бабушка мало того что была из России, но она дочь командира корабля "Андрей Первозванный" и крестница командира "Стерегущего". От показал часы, которые ему подарили на "Седове" когда в Бельгии проходил парад парусников, начал нам рассказывать истории морских флагов - голландского и русского, признался что очень хотел бы поехать в Санкт-Петербург... И вспомнил, что вот в мае здесь уже стояла русская лодка, а вообще-то они сюда редко заходят... Шкипер сказал, что это его лодка и была, когда он шел в Калиниград, - и мы расстались с каким-то теплым чувством в душе.
В Остенде мы задержались на день против плана из-за погоды: встречный ветер с порывами до 30 узлов и короткая волна – да ну его, мы нашли как приятно провести время: на рынке не было мидий, но была рыбка, а мидии нашлись в супермаркете, а еще хорошие авокадо для гуакамоле и ром...
Кое-кто даже успел на распродаже в H&M прикупить себе плащ, а кто-то шорты... Надо сказать, что собираясь в Нормандию, мы готовились к холоду и сырости. (Кстати, кто не видел фильм «Бобро поржаловать» - рекомендую, дабы понять как французы оценивают свои северные районы). Но холода для «Алабая» после прихода в «Остенде» закончились. Это ДО нас он пережидал в Польше балтийскую непогоду а потом ломился по встречному ветру сутками. А в Бельгии было тепло, ночных переходов у нас не было, и реально серьёзная непромокаемая куртка понадобилась мне ровно один раз, и именно в первом переходе, поскольку пошли мы сразу на 73 мили до Булонь-Сюр-Мер.
Продолжение следует