Как только прилетел, попытался зарегистрироваться на следующий рейс, чтобы спокойно пойти отдохнуть в бизнес-зале. Но регистрация оказалась недоступной до 3 утра. Придется ждать без бизнес-зала.
Когда пришло время, пошел регистрироваться. На этот раз не получилось, потому что я не оформил разрешение на посещение острова Пасхи. Несмотря, что остров Пасхи принадлежит Чили, туда оказывается, нужно оформлять отдельное разрешение. Разрешение оформляется онлайн, но в аэропорту хоть и был WiFi, но работать категорически отказывался. Поэтому от стойки регистрации меня отправили к пункту информации. Там, по их мнению, могут помочь таким как я. Но пункт информации, куда меня послали в это время еще не работал, а аналогичный пункт в другом конце зала хоть и работал, но послал меня к неработающему, мотивируя это тем, что только там могут помочь.
Вместе со мной с аналогичной проблемой бегала испаноязычная пара. Им кто-то сказал, что можно взять бланк и заполнить его. Вроде бы бланки есть возле зоны контроля. Побежали туда. Там подтвердили, что до недавнего времени бланки были, но теперь их отменили и надо регистрироваться только онлайн.
- &*#$ !!!
Что делать-то? Пошел опять на стойку регистрации. Попал к другой девушке. Объяснил ситуацию. И она решила мне помочь и зарегистрировать со своего телефона. Процесс оказался не прост и усложнился тем, что я бронировал жилье на Букинге. Теперь электронная регистрация предполагает, что забронировать жилье надо только на том ресурсе, где оформляется разрешение. Несколько раз она убегала и консультировалась с разными людьми, включая таможенников, т.к. посадка на остров Пасхи проводится в международном зале. В общей сложности процесс занял более получаса. Потом она еще расшарила свой интернет, чтобы я смог получить на почту разрешение на посещение острова.
Но оно не понадобилось. Мой номер паспорта был внесен в базу, по ней проверили, распечатали какую-то бумагу, похожую на чек из супермаркета, и пропустили.
Бумагу, которую дали при регистрации на рейс проверили и забрали при посадке в самолет. В самолете я сразу же заснул, а проснулся часа через 3 от того, что самолет кидало из стороны в сторону. Такая болтанка продолжалась вплоть до самого острова. Интересно, что за окном как было темно при посадке, так и оставалось темно. А ведь учитывая разницу часовых поясов, здесь уже часов 10 утра. Оказалось, что мы летим под облаками. На высоте 11.000 метров, и под облаками! Я привык, что какая бы ни была погода внизу, на такой высоте светит солнце. Но только не в этих широтах.
Тем временем стали снижаться. Вот уже и остров показался. А мне подумалось: если у нас, например, в Москве, нелетная погода, то самолет могут принять в Питере или в Нижнем. А как здесь? Ведь ближайший аэропорт – это тот же Сантьяго, до которого почти 6 часов лету. Здесь, видимо, садиться приходится при любой погоде.
Тем не менее, на острове была вполне сносная погода. Серое небо, моросящий дождь… Но в целом – жить можно. Почти все прилетевшие выстроились в длинную очередь за пропуском к интересностям острова. Впрочем, очередь двигалась быстро. По этому билету все достопримечательности можно посещать неограниченное количество раз, кроме Рано Рараки и церимониальной деревни Оронго. Это я знал. Но каково же было мое удивление, когда меня огорошили известием, что и Оронго, и Рано Рараки – две основные достопримечательности острова, находятся на реконструкции.
После получения багажа, меня встретила Аманда, хозяйка забронированного жилья. Сразу – гирлянду на шею. Ну да, ведь я снова в Океании. Здесь это в порядке вещей. С Амандой мы переписывались по поводу аренды машины. Она обещала помочь. И помогла. И интернете я нашел сайты двух конторы, на острове их намного больше, но цены у них стартуют от 100 евро и, кроме того, все просят предоплату. Цена для Океании нормальная, но вот предоплату сделать не смог. Ну и не стал с ними связываться.
Аманда сообщила, что агентства предлагают машины от 100 евро, это я и так знал. Но можно взять у ее знакомой – за пол цены. Я не стал отказываться. Мы проехались по городу, Аманда показала мне где что находится, потом поехали за машиной. Процесс выдачи машины выглядел так: приехали, мне показали машину и дали ключи. Все. Ни прав, ни страховки, ни блокировки денег на карте. Больше ничего. Немного стремно, но все оказалось нормально. Остров Пасхи – это большая деревня, где все друг друга так или иначе знают. Сдал ее точно также: отдал Аманде ключи и наличные, и все.
Но такой способ аренды создал для меня непредвиденные осложнения. В Сан Педро я наменял достаточное количество денег, их должно было хватить до конца поездки. Но так как за машину предстояло платить наличными, а не картой, мне потребовались местные деньги, а с обменниками на острове туго. В городке с помощью постоянных расспросов удалось обнаружить 2 отделения банков, но вот работали они только несколько часов, и только утром. Вообще, остров стал казаться мне полной противоположностью Сан Педро, такой анти-Сан Педро: в Сан Педро вокруг пустыня, а здесь – океан; там – солнце, здесь дождь; там полно обменников, но туго с арендой машин, а здесь, наоборот, аренда на каждом шагу, а вот чтобы деньги поменять – надо постараться…
Поехал искать где поесть. Цены в городе просто радовали. Поэтому заехал в супермаркет, отоварился там, и поехал домой готовить еду.
- так вышлядит парковка у самого боьшого торгового комплекса на острове
После этого отправился осматривать остров. Решил ограничиться непосредственными окрестностями города. Объезд острова оставил на следующий день. Несмотря на то, что городок крошечный, проезд по его центральной части занимает достаточно много времени. Это связано с местной манерой вождения. Учитывая то, что из конца острова в конец можно проехать за 20 минут, то ездят здесь совсем не спеша. А если надо сделать поворот, то будут стоять до тех пор, пока в поле зрения не будет ни одной машины. Меня, как жителя мегаполиса, такая манера немного раздражала.
Поехал в направлении Рано Кау, останавливаясь у каждой достопримечательности и обзонных площадках. Обзор в такую погоду был так себе… Когда доехал до Рано Кау, снова пошел дождь. Подъехал к Оронго – никаких признаков жизни. Попасть туда не представляется возможным. Вернулся к Рано Кау. В солнечную погоду, наверное, озеро в кратере выглядит очень живописно. А под дождем – не очень.
Ну а закончить день я решил у Аху Тахаи. В этом месте принято приезжать на закате. Сегодня заката не ожидалось, но это не повод пропустить это место. Тем более, что дождь прекратился. А кроме того, здесь есть единственный истукан с глазами. Можно представить как они выглядели в свое время. Правда, глаза искусственные. В том смысле, что это новодел. Настоящий глаз, вернее, то что от него осталось, хранится здесь же в маленьком музее.
Так как заката сегодня не ожидалось, поездил немного по центральной части острова, осматривая под струями дождя местные интересносности. Но самые главные достопримечательности острова оставил на завтра. Вдруг погода будет получше?
Утром лучше не стало. К серому небу добавился сильный порывистый ветер.
- Может быть, он сдует тучи? – понадеялся я…
Но первым делом – менять деньги. В банке вполне ожидаемо была очередь. Но курс, вопреки ожиданиям, был вполне нормальный. Хуже, конечно, чем в Сан Педро, но не сильно.
После этого в планах было проехать вдоль побережья от Анга Те до Рано Рараки, оттуда – до Анакены. А от Анакены, если позволит погода, можно пешком прогуляться по малопосещаемой части острова. Забегая вперед скажу, что не позволила…
Эта часть острова, на мой взгляд, наиболее интересна. Здесь и стоящие на платформах статуи, и опрокинутые, и реконструкция жилищ и огородов аборигенов, а также Тонгарики, куда все туристы приезжают встречать рассвет, и конечно же, Рано Рараки, породившая большинство статуй.
Вообще, история острова крайне интересна и поучительна. Когда сюда прибыли первые поселенцы, остров был покрыт лесом, дававшим тень и пропитание, в лесу журчали ручьи с питьевой водой, а прибрежные воды были полны рыбой. В общем, филиал рая. Освоившись на острове и возрадовавшись обретению такого замечательного места обитания, люди решили отблагодарить богов и предков, и сделать достойные их статуи. И понеслось: каждое поселение хотело такие же. А как их транспортировать через лес? Это тоже не было проблемой: надо лес вырубить, а из срубленных деревьев сделать настил, чтобы удобнее было транспортировать к побережью очередного истукана.
Со временем статуй становилось все больше, а леса все меньше. Ручьи стали пересыхать, а урожай сокращаться. Чтобы сохранить влагу теперь приходилось делать подобие каменных колодцев, и внутри возделывать маленькие грядки. Рыба из моря, конечно же, никуда не делась, но вот чтобы ее поймать, нужна лодка, а лодку сделать стало не из чего – деревья к этому времени на острове закончились.
Тут часть островитян небезосновательно решила, что во всем виноваты их боги, и стали сбрасывать их с платформ. Другая часть аборигенов защищала старых богов. Началась война всех со всеми. Так хищническое отношение к природе привело население острова к полнейшей деградации.
Вот в таком плачевном состоянии и застали их европейцы в начале 18 века. Потом свое слово сказали перуанские работорговцы, которые и довершили уничтожение местного населения.
Когда доехал до Рано Рараки, начался моросящий дождь. На радостях, что несмотря ни на что, Рано Рараки работает, я прошел мимо контролера, который забыл поставить отметку о посещении в мой билет. Оказывается, закрыт только главный вход. Его и реконструируют. А для туристов открыт какой-то второстепенный лаз. Спасибо и на этом. Единственный на мой взгляд минус этого – нет нормальной парковки. Впрочем, народу было немного.
Классное место, но Тонгарики, которое отсюда прекрасно видно, мне понравилось не меньше. Здесь, на крутом морском берегу, длинной вереницей выстроились истуканы. Особенно хороши они на рассвете, когда из=за из спин встает солнце. Зато сейчас можно посмотреть каждому из них в лицо, а они все разные. Раньше все они были в «шапках». Теперь шапка осталась только у одного из них. Остальные «шапки» валяются поблизости.
После этого, по пути в Анакену, посетил еще несколько интересностей. Здесь уже был настоящий ливень, а порывы ветра чуть с ног не сбивали, особенно на раскисшей земле.
Когда добрался до Анакены дождь прекратился. Но стоило мне выйти из машины и пройти пол пути до статуй, как опять начался ливень. Жаль, это красивое место. Считается, что именно здесь высадились первые люди, прибывшие на остров. Здесь, возле широкого песчаного пляжа стоят 5 статуй, а на самом пляже можно искупаться. Но под таким дождем купаться почему-то не хотелось. Я и без купания был уже весь мокрый насквозь. Ну и поход по острову, похоже, не состоится, потому что ливень не собирался прекращаться.
Пришлось возвращаться в город, заехал в местный супермаркет, купил себе еды. В номере развесил всю одежду сушиться, и пошел на кухню. А когда вышел, дождя уже не было. И даже солнце пыталось проглядывать. Я прыгнул в машину и поехал в Анакену.
И снова все повторилось, как будто и не уезжал. Точно такой же ливень и точно такой же ветер. Только на этот раз в море купалось несколько смельчаков. Я стал ждать когда закончится дождь, но он и не думал прекращаться. Нет, эта часть острова решительно не принимает меня. И о трекинге даже мечтать по такой погоде не приходится. Пришлось опять возвращаться в город.
Лишь к вечеру стало проясняться. И даже робкие надежды на закат появились. Поэтому поехал к Аху Тахаи. Но чуда не случилось. Зато наблюдал как колоритный охранник гоняет туристов, которые ради хороших фотографий заходят за ограждение. Причем не просто гоняет, а заставляет удалять фото. И такое отношение по всему острову. Не просто делают замечание, а именно заставляют удалить незаконные фото. Чтобы неповадно было и самим нарушителям, и тем, кто это видит.
С наступлением темноты делать на острове совершенно нечего, и я отправился спать. И очень правильно сделал!
Рано лег – рано встал. За окном еще совсем темно. А что это там? Никак звезды?!
Бегом в машину, и встречать рассвет у Тонгарики!!!
На парковке мест уже не было, бросил машину на обочине. Сейчас начнется! Народу много, некоторые с подстилками. На подстилках спят дети. Они что, ночевали что ли здесь? Как жаль, что у меня утренний рейс. Когда уезжал, в утренних лучах Рано Рараки выглядел просто чарующе. А у меня отметки о посещении нет! Как раз можно заехать… и опоздать на самолет. А у меня подряд 4 рейса: отсюда в Сантьяго, из Сантьяго в Сан Пауло, из Сан Пауло в Амстердам, а оттуда – в Москву. Хорошо, что из Москвы лететь никуда не надо.
В общем, победил искушение, и поехал выписываться, и в аэропорт. Правда, по пути все-таки совершил одно преступление. Прямо в городе, недалеко от моего места обитания, стоял одинокий истукан. Но пользуясь тем, что еще рано, и никого на улице нет, я забрался к нему на платформу и сделал фото. Вот теперь можно улетать.
В Сантьяго прилетели поздно, но я все равно проехал на автобусе в центр города. Приехал, и захотелось поскорее уехать. Полно полиции в бронежилетах, все здания и памятники в граффити. Приключений не хотелось, поэтому получаса в центре мне хватило, к тому же уже стемнело.
В Сан Пауло тоже не стал выходить, хотя у меня было целых 8 часов. В Амстердаме, на всякий случай тоже не выходил. Зато купил 3 отличных путеводителя по Анголе, Гайане и Замбии с Малави. Когда теперь они пригодятся – непонятно. Зато на сдачу получил главную болезнь сезона!
Но все равно остался доволен, что хоть 1 раз за этот год удалось попутешествовать.