Исландия всегда казалась чем-то далеким и несбыточным. Прежде всего, пугал ценник. Ну и формат отдыха отличается от привычного – многое в этой поездке было впервые. Но эйфория после январского путешествия в Норвегию (еще одна сбывшаяся, пусть и частично, мечта) и недорогие билеты AirBaltic через Ригу – и вот, всего лишь чуть больше чем через какие-то полгода я лечу в Исландию!
Так как попутчиков у меня не оказалось, впереди была полная свобода действий.
Для начала немного практической информации:
Транспорт
Уже сразу я решила для себя, что другой формат путешествия, кроме как на автомобиле, не рассматривается. Надо признать, что аренда авто стала самой внушительной статьей расходов, особенно в одиночку – но впечатления и свобода передвижения окупили все сполна. Так как полный привод стоил дорого до неприличия (особенно если все расходы ложатся на ваши плечи), последний опыт с механикой (которая, как известно, дешевле) был 6 лет назад, напрокат была взята легковушка economy class на автомате. Машинку брала в Dollar. Забронировала в феврале через агрегатор – получалось немного дешевле, чем напрямую у прокатчика, оплата сразу, на месте доплатила на всякий случай за Grand CDW (включала SCDW и gravel protection). Достался Citroen C3 с пробегом около 12к. К машине претензий нет, получение и сдача прошли гладко. Во время путешествия случился небольшой инцидент, но об этом позже – благо, все закончилось благополучно и для меня, и для машинки, и для бюджета.
Жилье
Жилье в Исландии дорогое. Поэтому, чтобы хоть как-то уравновесить расходы на машину, было решено отправляться с палаткой и забронировать под крышей 4 ночи: 1 в начале и 3 ближе к концу поездки, скорее чтобы просто подстраховаться, так как я ни разу еще не ночевала в палатке. Вдруг под конец уже буду готова душу продать за кровать? И, как впоследствии оказалось, волновалась я зря. Вполне хватило бы одной ночи в конце, просто чтобы как следует упаковать вещи в чемодан. Ночевать в кемпингах с горячим душем было вполне комфортно, так что всех тяжестей и лишений палаточной жизни я не ощутила.
Гесты бронировала в январе, так что цены получились относительно щадящими, да и выбор был.
Еда
Готовить я не люблю, в отпуске так тем более, да и по весу горелка была уже явно лишней, так что питалась в основном продуктами из супермаркета, в кафе, на заправках, пару раз в ресторанах. Один раз пожарила на гриле стейк из исландского барана. Еда дорогая (хотя продукты в магазинах показались дешевле, чем, например, в Норвегии), но вкусная. Как-то раз даже удалось разжиться ведерком голубики на полкило за 500 ISK (~250 руб) - по вкусу с тем, что продается у нас, конечно не сравнить. Единственное, чего не хватало, так это кофе на завтрак. Ну и знаменитый хаукарль в магазинах на глаза не попался (может, проглядела) - а так хотелось гостинец привезти.
Маршрут
Конечно, хотелось увидеть как можно больше и объять необъятное, но еще на этапе планирования стало понятно, что 2 недели для такой страны – безумно мало, и всего не увидеть, по крайней мере так, чтобы получить от путешествия удовольствие. Так как на легковушке возможности были ограничены, я решила объехать страну по кольцевой дороге против часовой стрелки, включая Западные фьорды, и сделать несколько вылазок в центральную часть на автобусе. Скрепя сердце, пришлось отказаться от Askja и Þórsmörk в пользу Landmannalaugar и Laki – очень уж их пейзажи запали в душу. Надеюсь, еще вернусь и наверстаю упущенное)
По факту маршрут на 15 дней вышел такой:
День 1 (5.08) – Keflavik – Reykjavik – Thingvellir – Reykholt
День 2 (6.08) – Reykholt – Bruarfoss – Geysir – Gullfoss – Hella
День 3 (7.08) – Hella – Landmannalauar (на автобусе) – Seljalandsfoss
День 4 (8.08) – Seljalandsfoss – Skogafoss – Dyrholaey – Reynisfjara – Vik – Fjaðrárgljúfur – Kirkjubæjarklaustur
День 5 (9.08) – Kirkjubæjarklaustur – Laki (на автобусе) – Jökulsárlón – Svinafell
День 6 (10.08) – Svinafell – Skaftafell – Jökulsárlón (еще раз) – Höfn
День 7 (11.08) – Höfn – Stokksnes – Egilsstaðir – Dettifoss – Asbyrgi
День 8 (12.08) – Asbyrgi – Husavik – Hverir – Krafla – Grjótagjá – Hverfjall – Dimmuborgir – Hlid
День 9 (13.08) – Hlid – Goðafoss – Akureyri – Glaumbær – Kolugljúfur – Hvítserkur – Illugastadir – Hvammstangi
День 10 (14.08) – Hvammstangi – Ísafjörður – гест Kirkjuból í Bjarnardal
День 11 (15.08) – Kirkjuból – Dynjandi – Patreksfjörður – Látrabjarg – Patreksfjörður
День 12 (16.08) – Patreksfjörður – Rauðisandur – Brjánslækur – паром до Stykkishólmur – Kirkjufell – Ólafsvik
День 13 (17.08) – Ólafsvik – Skarðsvík beach – Saxhóll – Dritvik – Arnastapi – Hraunfossar – Geirshlid
День 14 (18.08)– Geirshlid – Glymur – Reykjavik – Gardur – Keflavik
День 15 (19.08)– сборы, магазин, сдача машины и перелет через Ригу в Москву
Реальный маршрут вышел почти точно таким, как планировалось, только один раз в Западных фьордах не получилось заночевать там, где было запланировано.
Конечно, расписанный чуть ли не по часам план в стране с такой непредсказуемой погодой – предприятие рисковое, не говоря уже о билетах на автобусы на фиксированные даты, но чем черт не шутит. Исландские тролли оказались благосклонны, и ощутимый дождь я застала только на Золотом кольце, в районе Вика и во время переезда через восточную часть. Все остальное время было преимущественно солнечно и без дождя. В общем, можно считать, что с погодой повезло, и план удался.
Сейчас, оглядываясь назад, могу сказать, что возможно было бы неплохо побольше времени провести в южной части, например в районе Ледниковой лагуны и Скафтафедля (Skaftafell), оставив в Западных фьордах одну ночевку где-нибудь в районе Латрабьярга (Látrabjarg), но это уже если придираться.
Можно переходить к основной части)
День 1 (5.08)
Наконец-то почти 7 месяцев ожидания позади, и наступил заветный день. Утренний вылет из Москвы, короткая пересадка в Риге, где перед входом в самолет окатило дождем (сразу стало понятно – в Исландию летим), еще пару часов, и я на месте.
Далее все по стандартной схеме: в дьютик на прилете за симкой (Nova на 10гб, но сейчас понимаю, что и 1гб хватило бы) и пивом, в контору Доллара за машиной, в Бонус за продуктами. Потом в Рейкьявик за короткой прогулкой по столице (вдруг на обратном пути не смогу заехать?) и свитерочком, который так полюбился мне за эту поездку - цену свою, надо сказать, он отработал на славу.
Вот он, мой друг и товарищ на ближайшие две недели)
После – Тингеведлир (Þingvellir). Я приехала уже под вечер, и людей почти не было. +11, моросящий дождь и абсолютная тишина. Истинное наслаждение после московского лета. С удовольствием прогулялась по дорожкам.
Дошла до своего первого исландского водопада)
У кого-то там даже была фотосессия.
Думаю, днем здесь совсем иначе и не продохнуть от толп туристов. А вечером просто замечательно.
Парковка, кстати, платная.
К сожалению, особо долго там погулять не получилось, время близилось к вечеру, и нужно было выдвигаться в сторону ночлега. На первую ночь у меня была забронирована комната в гесте, где можно было спокойно переложить и распределить все вещи.
Ночевала в Guesthouse Fagrilundur. Место просто чудесное, из всех ночлегов под крышей понравился больше всего. Очень уютный деревянный домик и вкусный завтрак с домашними вафлями.Вот он (домик в смысле):
День 2 (6.08). Водные процедуры: водопады, гейзеры и дождь
Следующий день планировалось начать с прогулки к одному из самых красивых (на мой взгляд) водопадов в Исландии – Бруарфоссу (Bruarfoss). На этапе подготовки к поездке выяснилось, что обычно используемый ранее проход к водопаду со стороны летних домиков закрыт (что бы это ни значило). Хотя люди как-то пробираются через мостик несмотря на запрет, рисковать не хотелось. Я прочитала, что есть альтернативный путь – от дороги и вдоль реки вверх по течению. Но на картах он не отмечен, и однозначного и внятного описания я не нашла.
На помощь пришла приветливая хозяйка геста – она подсказала, где оставить машину, и откуда начать путь, а также пообещала, что по пути мне попадется еще 2 водопада.
Место я нашла без проблем – сразу за мостиком (примерно здесь 64.240000, -20.525889) есть что-то вроде импровизированной парковки. Оставила там машину и отправилась вверх по течению.
Так как тропа обещала быть довольно грязной, решено было надеть резиновые сапоги. Забегая вперед, не знаю – было ли это фатальной ошибкой, так как через верх воды мне потом налилось по щиколотку, либо меньшим из двух зол – если бы промокли ботинки, просушить их было бы гораздо сложнее. А вот оставить в машине непромокаемые штаны точно было непростительно - с ними шансы вернуться с сухими ногами были бы априори выше.
Сначала было облачно и без дождя, идти было вполне комфортно – вдоль реки тянулась вполне приличная тропинка. Но вскоре начался подлесок, мокрый от дождей накануне, и я уже тогда начала жалеть, что не взяла непромокаемые штаны.
Но ничего не могло испортить красоты, начинавшей появляться по пути. Вода в реке постепенно начинала приобретать бирюзово-голубой оттенок.
Кроме меня на этой тропинке никого не было до самого Бруарфосса – полное уединение. Под ногами - цветы и грибы)
Вскоре показался и первый водопад.
Затем - второй. Название, к сожалению, не запомнила. Срывающаяся вниз прозрачно-голубая масса воды впечатляет - уже хотя бы поэтому я не пожалела, что решила пойти вдоль реки.
Такая вот растительность)
А вот и Бруарфосс - главная цель прогулки и просто красавец)
Для меня он стал едва ли не самым красивым в Исландии. Хотя, есть ли в Исландии некрасивые водопады? Когда смотришь, прям не веришь своим глазам, что бывает такая вода.
Через водопад проложен мостик. Обойдя это чудо природы со всех сторон, налюбовавшись им со всех ракурсов, перекусив и передохнув, я решила выдвигаться в обратную сторону. На какой-то момент даже выглянуло солнце.
А потом пошел дождь. И мокрый подлесок стал еще мокрее – казалось, что я иду просто по пояс в воде. Штаны промокли окончательно, вскоре вода стала заливаться в сапоги через верх. Пришлось их пару раз снимать, чтобы вылить воду и выжать носки. Нижняя часть и рукава непромокаемой (!) куртки тоже промокли. А дождевик и непромокаемый штаны тем временем дожидались меня в машине в тепле и уюте. Вот так вот с первого дня Исландия научила, что надо думать правильной частью тела.
Не прошло и часа, а может и больше, когда я наконец добралась до машины. Переодевшись в сухое (вот тут-то и пригодился исландский свитер, который неплохо заменяет куртку), я решила, что было бы неплохо отправиться куда-нибудь в тепло и перекусить. По удачному стечению обстоятельств совсем рядом была ферма, где делают мороженое из своего молока – ну, мороженое, так мороженое. Отправляюсь туда.
Что сказать, мороженое вкусное, народу тьма, но все организованно – электронная очередь с талончиками.
Далее отправляюсь к гейзерам. Вот здесь-то я впервые с начала поездки столкнулась с настоящими толпами. Но, честно говоря, не могу сказать, что это доставляет какой-то особый дискомфорт. Конечно, наслаждаться природными красотами в уединении приятнее, но природа, видимо, обладает какой-то чудодейственной силой, которая нивелирует это обстоятельство.
Как известно, главный гейзер по имени Geysir на покое, и его подменяет Strokkur. Где-то раз в минут 10 в большой луже надувается пузырь, и вверх выстреливает высоченный столб воды, окатывая все вокруг горячими брызгами. Этот процесс сопровождается криками, охами и вздохами – ну еще бы, аттракцион тот еще.
Кругом все дымит и снова каких-то нереальных цветов.
Нагулявшись по парку и наконец-то согревшись двумя порциями безлимитного супа, отправляюсь к Гюдльфоссу (Gullfoss). Нельзя не признать, что водопад бесспорно впечатляет. Люди для масштаба:
Дождь, конечно, немного подпортил виды - могу только гадать, как красиво здесь в ясную погоду.
Посчитав программу на сегодняшний день выполненной, отправляюсь в кемпинг в Hella. Место это было выбрано неслучайно – утром туда заезжает автобус, следующий по маршруту из Рейкьявика в ЛМЛ.
Это была моя первая ночевка в кемпинге, да и в палатке вообще. И все оказалось намного лучше того, к чему я готовилась. Дождя в Hella уже не было, в душе была горячая вода (а еще он был бесплатным), а спалось комфортнее и крепче, чем в Москве. Разве что утром только было свежо вылезать.
Вот такой вот получился ужин
День 3 (7.08). Landmannalaugar: к исландскому must-have на автобусе
Утром, собрав пожитки и перекусив скиром, отправляюсь дожидаться автобус. Билеты брала заранее на конкретную дату и время у Reykjavik Excursions. Цена немилосердная – 13400 ISK туда-обратно (примерно 7к руб.), из Рейкьявика и обратно еще дороже. Но с точки зрения соло-путешественника это все равно выгоднее, чем брать в прокате внедорожник, еще и с хорошим аппетитом.
Погода пока что радует – голубое небо и солнце. Но после вчерашнего горького опыта беру с собой непромокаемые штаны и дождевик.
Автобус опаздывает. Кроме меня его дожидается еще пара французов. Ждали мы минут 40, но нет худа без добра – за это время я успела высушить под обдувом лобового стекла промокшие вчера носки.
Наконец появляется наш прокаченный для бездорожья агрегат, загружаемся и отправляемся в путь. Первую остановку автобус делает уже через пару минут на заправке. Там наконец-то можно выпить горячего кофе и окончательно проснуться, ну и запастись бутербродом на обратный путь.
Вскоре выдвигаемся в сторону ЛМЛ. Сначала по асфальту, потом по грунтовке, но вот по какой именно ехали, я не запомнила. Но выбоины там были знатные. Чем ближе к горам, тем более облачно становится, где-то местами моросит дождь. Перед кемпингом пересекаем брод – конечно, на автобусе не ощущается особой эпичности, но самое главное – цель достигнута.
Из-за опоздания приехали чуть позже, где-то в половине 12. Обратный автобус у меня в 17:30, так что подвигов в покорении исландских вершин не предвидится. Купив на всякий случай карту, отправляюсь к вершине Blahnukur.
Цвета поражают уже с самого начала.
Виды становятся более впечатляющими.
Периодически начинает накрапывать дождь, ветер тоже на месте, но вполне терпимый.
Поднимаюсь на вершину – ни дождя, ни ветра. Хотя местами видимость не очень, но крышу все равно сносит - не веришь, что видишь это своими глазами. Правду говорят, что Исландия – это другая планета. Дальше ооочень много фото - не могу выбрать((
Покрутившись на вершине и пообщавшись с повстречавшимся там французским семейством, отправляюсь дальше.
В какой-то момент выглядывает солнце, и пейзаж вокруг преображается. Не покидает ощущение, что горы какие-то бархатные.
Люди позируют для масштаба)
Даже растительность какая-то есть.
Начинают попадаться серные отложения и порода нереального голубого цвета. Местами дымит.
Цвета пошли еще более неадекватные)
Продолжаю путь по тропинке, в конце ждет спуск, который заставил поднапрячься – вот тут палки-то и пригодились, склон был довольно крутой и скользкий. Пришлось по нему съезжать (к счастью, не на пятой точке).
Вот и спуск - на фото конечно выглядит отнюдь не экстремально)
Внизу передохнула немного возле речки и отмыла ботинки от всего, что на них поналипло во время моего съезда с горки.
Иду в сторону дымилок и пыхалок. Тропинки отмечены и промаркированы, идти комфортно.
Земля здесь горячая)
Далее – в сторону кемпинга через Graenagil («зеленый каньон» - название оправдано).
Около 5 часов возвращаюсь в кемпинг. Прогулка получилась дольше, чем на нее отводится, так как я много останавливалась для фото да и просто полюбоваться окружающими видами. Подводя итог, ЛМЛ – полный восторг, для меня это однозначно одно из топовых мест в Исландии, если есть возможность – обязательно к посещению, если возможности нет - найти!))
Рядом с кемпингом живут лошадки.
Уезжать не хочется – так хотелось бы побыть здесь подольше, в идеале – несколько дней. Но пора в обратный путь. Автобус выезжает вовремя и почти пустой – можно комфортно расположиться на 2 сиденьях. Кажется, обратно мы ехали уже по другой дороге, она показалась чуть менее разбитой.
Проезжали Геклу, которая была почти полностью свободна от облаков.
Вернувшись в кемпинг, запрыгиваю в машину и еду в сторону Seljalandsfoss, по пути ужин в пиццерии в Hvolsvöllur.
В кемпинг Hamragarðar приезжаю уже почти в сумерки. Кемпинг, надо сказать, не образцовый, но виды вокруг все компенсируют - например, такие (фото уже утром следующего дня):
Бросаю машину и отправляюсь к водопаду, пока не совсем еще стемнело.
Seljalandsfoss известен тем, что его можно обойти сзади. Но так как дождевик у меня снова остался в машине – просто забегаю для фото.
Не спеша отправляюсь обратно к машине, чтобы дать одежде обсохнуть.
По дорожке от кемпинга до водопада разгуливают овцы, чувствуя себя вполне комфортно среди туристов.
Когда вернулась, палатку ставила уже практически в темноте.