Зачем ехать?
Природные достопримечательности, пейзажи, половина которых (и самые интересные) находятся внутри страны, за пределами круговой дороги №1, идущей около побережья. Далее всяческие природные цветомузыки (закаты, восходы, серверные сияния), купания в горячих источниках, общение с мимимишными исландскими лошадками, наблюдение за птицами/животными наконец.
<видео, пока в процессе улучшения>
И вот фото встреченного нами песца. Чуть в бок машины не прибежал, куда торопился - непонятно....
Когда ехать?
Конец августа, начало сентября (до 20 чисел). До начала июля закрыты внутренние дороги, после 20 чисел сентября портится погода и начинают закрываться дороги. В июле-августе дорого и много народу. В сентябре народу меньше и дешевле, но есть шанс нарваться на плохую погоду и закрытые дороги.
Зимой, поди, тоже можно ехать - за замерзшими водопадами, серверным сиянием и пещерами внутри ледника, но нужно понимать, что с дороги №1 свернуть никуда не удастся и пейзажи будут монотонно-снежные.
Добраться, визы, язык.
Самолет: прямые рейсы S7 из Москвы (около 30Круб/чел RT с багажом), либо множество непрямых - типа стыковочные рейсы Airbaltic через Ригу или Wizzair через Вильнюс (15 -25Круб/чел RT с багажом). Как вариант – до Риги/Вильнюса можно добраться автобусом/поездом. Еще бывают распродажные рейсы из европейских городов (ажно до 5-7Круб RT без багажа в декабре). Искать как обычно, через какой-нибудь агрегатор, мониторить telegram-каналы всяческих Pirates/Самокатус/Travelradar. Лучше начинать это делать сильно заранее (за год), особенно при поездках в высокий сезон (июль-август-начало сентября).
Если ехать на своем авто (да, оказывается и такое возможно) - рабочий вариант паром через скандинавию и Фарерские острова.
Исландской визой заморачиваться смысла нет, в Исландию пускают с шенгеном. Поэтому открываем длинный (6+ мес) греческий/итальянский/испанский/французский шенген, откатываем его в страну выдачи и можно ехать.
Поскольку сами исландцы, кажется, уже остались только в виде владельцев гостиниц и всяческих руководящих работников, то общение на месте - на английском со всевозможными акцентами жителей восточной Европы.
При перелете багаж нужен (мы сами обычно ездим налегке, но тут таки да, нужен). При перелете лоукостерами (да и бюджетниками) покупайте заранее на сайте обеды/ужины (10-20 евро на человека), на этом перелете это оправданно.
Передвижение внутри страны
Чтобы посмотреть все интересное и делать это в удобном режиме – вариантов кроме авто, на мой взгляд, нет. Справедливости ради надо сказать, что к 80% достопримечательностей, в том числе и внутри страны, ходят автобусы (ага, и полноприводные тоже), можно также взять экскурсии на джипах. Но это недешево (я про экскурсии), и, главное, не ты определяешь маршрут и темп движения и зависишь от кого-то кроме себя. Поэтому далее про передвижения на авто.
Искать авто можно на агрегаторах (типа экономикарренталс) либо на сайтах местных прокатчиков. В международных прокатных компаниях типа AVIS, Hertz, Europcar цены обычно выше. Местные компании делятся на 2 типа. Первые предоставляют в аренду в основном плюс-минус новые автомобили (Blue Car Rentals), вторые специализируются в основном на внедорожниках, точнее на авто 4x4 (Icepol), часто сильно поюзанных. Для поездок внутри страны наверное лучше воспользоваться услугами именно таких компаний (главное чтобы авто по пути не рассыпалось и не словило стук двигла). Ищите контору с нулевой франшизой и без депозита. И (ахтунг!) бронируйте заранее, в сезон с июля по сентябрь - СИЛЬНО ЗАРАНЕЕ.
Мы арендовали у BlueCars (и ничего плохого сказать про них не могу, кроме того, что не дали цепи, хоть я и просил. Это нам аукнулось удвоением стоимости, когда из за снега пришлось бросить машину в Кьерингофьеле). Дизельный Дастер - это есть хорошо (расход 6л/100км), но имейте в виду вероятность, что на некоторых Fтрехзначных маршрутах его будет недостаточно, нужна машина повыше и потяжелее, с более крупными колесами, чтобы преодлеть глубокие броды с крупными камнями (легкий дастер всплывает и его сносит водой, упираешься в камни или реален шанс черпануть воздухозаборником). Вариант не сильно дороже, но больше - Mitsubishi Pajero 3.2 предыдущего поколения (к примеру от Icepol).
Цепей и лопат прокатчики не дают (и где их купить мы не нашли, хотя по началу и не искали, а зря), резина на авто летняя (хоть и говорят, что всесезонка), а в снега запросто можно попасть начиная со второй половины сентября (мы попали, ага). Дороги внутри острова иной раз представляют собой корыто с довольно высокими стенками. С таким раскладом, учитывая рельеф, даже полноприводный авто по снегу глубже 20см не вывозит.
При получении авто (собственно, это везде так, не только в Исландии) крайне рекомендуется сфотографировать все повреждения/снять на видео машину по кругу, проверить работу стеклоочистительных щеток; работоспособность зарядок/прикуривателей; фары, подфарники, стоп-сигналы и поворотники на предмет трещин, влажности внутри; работу замков дверей, стеклоподъемников, боковых зеркал; Открыть багажник - осмотреть на предмет повреждений на пластиковых частях, порезы на ковролине. Наличие: запасное колесо, знак аварийной остановки, домкрат, ключ для смены колеса. Осмотреть приборную панель, всякие включатели-переключатели, сиденья чтобы двигались вперед-назад нормально.
Проверить, что все лампочки исправны и работают: ближний и дальний свет, стопы, габариты, поворотники, лампочки освещения в салоне авто.
Специфика Исландии:
Проверить прилегание лобового и заднего стекол к корпусу (стекла бьются - их заменяют и если при замене стекло установлено не очень хорошо, то в пути оно будет пропускать воду, а может даже пойдет трещинами).
По возможности проверить и сфотать глушитель (то что может “увидеть” фотокамера, если опустить ее до уровня земли). Если есть селфи-палка попоытайтесь проверить и днище - именно там бывают различные повреждение полученные во время скачек по камням и переезда ручейков, речек и прочих водных преград.
Если все ОК, то выехав из арендной конторы хорошо бы сделать контрольную поездку: несколько раз разгон-торможение, наехать на какую-нибудь неровность (хотя бы бордюр или лежачий полицейский) и хорошенько прислушаться к посторонним шумам, стукам и потрескиваниям.
Страховка от гравия очень желательна (мы брали, не пригодилась, но вполне могла бы), страховка от пыльных бурь – в зависимости от сезона (мы не брали).
Желательно, конечно, брать машину в конторе, которая допускает ее возврат в грязном виде без штрафа. Но если это не получилось - бесплатно самостоятельно можно помыться на многих АЗС, там рядом интересная приспособа - швабра-щетка, скомбинированная со шлангом с водой, рядом пылесос.
Заправки в большинстве автоматические, оплата банковскими картами. Не советую пользовать опцию "заправить до полного бака". Блокируется немаленький депозит, говорят, что иногда разблокируется далеко не сразу.
В Исландии три вида дорог, идентифицируются номером:
- Дорога №1: идет вокруг острова, около нее 80% общеизвестных-популярных достопримечательностей и столько же народу. Отличная дорога (но узковата на мой вкус), почти везде двухполосная (по полосе в каждую сторону);
- двух и трехзначные дороги (типа 36, 337 итд) – проходимы любым седаном (иногда на 20 км/ч, но все же). Асфальт/грунтовки/гравийки.
- дороги с индексом F –на эти дороги запрещен въезд на авто без полного привода. Чем более многозначный индекс, тем хуже дорога. Возможны: камни, ямы, броды через ручьи и реки, снег. Грязи практически нет, грунт твердый.
Внутрь страны можно ездить с июня (а с гарантией с июля) по сентябрь, в эти месяцы открыты дороги внутри острова. В начале лета тает снег, ручьи/реки полноводные, не везде можно проехать. В сентябре воды немного (как правило), однако погода с высокой долей вероятности станет хуже.
Броде перед кемпингом в Landmannalaugar:
Осторожно с лошадками/барашками на дорогах, при невнимательности можно словить фраг. По обочинам бывает валяются сбитые, видели-с.
Если едете внутрь по F-дорогам, то полный бак в начале пути - must have.
Превышать скорость сильно не рекомендую, дорогое удовольствие. В разумных пределах (до 10-20км/ч) вне поля зрения камер/патрульных авто – можно (но я не превышал;))
Проживание
Варианты размещения в Исландии:
- в отелях/гестхаусах со своей ванной комнатой – все супер, если в ванной не воняет, не сильно дорого (<100 евро в несезон, <200 евро в сезон) и такой вариант вообще есть в том месте, где планируется ночевка;
- в отелях/гестхаусах с общей ванной комнатой; - если только переночевать, приезжаете поздно/узжаете рано вполне себе вариант (<50 евро в несезон, <100 евро в сезон);
- в хостелах/гестхаусах с общими комнатами и удобствами на несколько человек; Иногда в наличии только такой вариант, других нет (например в LML, ИЧСХ, там оно по цене «отеля с общей ванной комнатой»).
- в авто (в кемперах). IMHO, учитывая стоимость аренды и прожорливость этих агрегатов смысла нет. Разве что ради развлечения и фоток в инстаграмчике.
- в палатках (в кемпингах). Это на любителя и в глубине страны точно не в конце сентября. Не бесплатно, ага, а вы что думали?.. Ставить палатки вне кемпингов можно, но нужно разрешение владельца земли. В highlands на одну ночь разрешения не нужно. Подробнее тут: https://www.inspiredbyiceland.com/plan-your-trip/accommodation/camping/;
Перед и после прилета – лучше всего останавливаться в Кефлавике, смысла в Рейкьявик ехать не вижу.
Постой желательно, чтобы был с кухней. Во-первых, существенно поэкономите на ужине. Во-вторых, завтраки в Исландии так себе, горячего нет почти нигде, практически сухпаек+чай/кофе. Самый лучший завтрак тот, который вы приготовили себе сами (где он не был включен либо включен, но готовишь сам из предоставляемых хозяином продуктов, к которым никто не мешает добавить свои).
Лично я бронировал все через booking, где-то за месяц до поездки, но оказалось, что начиная с середины сентября бронировать заранее надо только «козырные» места, если «просто переночевать» проще искать предложения последней минуты на том же букинге в этот же день или накануне.
Кроме букинга есть еще сайт исландской турассоциации Hey, Iceland,где куча farm stay-ев.
О! Еще в Исландии принято разуваться на входе в общее помещение геста, на общих кухнях тоже, иногда и в общих туалетах тоже ходят в носках - в общем, берите с собой тапочки/сланцы/сандальки.
И еще одно: внимательно смотрите до какого времени check-in и если не укладываетесь - звоните и предупреждайте. На улице конечно вряд ли останетесь, если не предупредите, но карму себе лучше лишний раз не портить.
Еда
В Исландии работают несколько сетей магазинов — Bonus, Kronan, Netto и другие. Нам показалось, что дешевле всего в Бонусе. Итого, режим питания у нас получился такой:
• Завтрак: брать гостиничный, идеально если готовишь сам из предоставляемых продуктов.
• Обед: либо «волшебный горшочек» (см снаряжение)+суп из Бонуса либо суп на заправках. Первый вариант дешевле и вкуснее.
• Перекусы в течение дня: сушеная/соленая рыба, сушеное мясо, колбаски, скир/йогурты.
• Ужин: баранина/конина/рыба + одноразовый мангал (продаются в супермаркетах, бывают разных размеров! От размера зависит качество, лучше брать большие, хоть они и дороже, но их не задует на исландском ветру. Площадки, где можно пожарить что-либо на таком мангале есть практически около любого отеля).
С собой в плане продуктов брать ничего не надо, все можно купить не месте, не так уж оно и дорого.
Вот мангалы в супермаркете Бонус:
А вот «волшебный горшочек» (см снаряжение)+суп из Бонуса:
Пить
Мальтозный квас неплох, неплохо и относительно недорого местное облегченное пиво (продается в супермаркетах, что то типа 100р за 0,5/0.33). Весь прочий местный алкоголь не зашел.
Крепкий алкоголь рекомендую покупать в Duty Free Кефлавика (кажется, единственный аэропорт Исландии)
Вообще, в Исландии алкоголь (кроме легкого пива) продают только в специализированных магазинах Vínbúðin. Дорого.
Одежда и снаряжение
В одежде крайне приветствуется многослойность и дышащая водо- и ветронепроницаемость верхнего слоя, капюшоны, шапки/наушники, перчатки или «рукивкарманы» . Для поездки в LML и прочие места «в полях» - спальник. Если планы на кемпинг – палатка/коврики.
Из полезного. Не забудьте в Бонусе/другом супермаркете купить рулон пакетов для мусора, пригодится еще и для упаковки еды, сбора мусора, упаковки сухих и мокрых вещей.
Еще советую купить по прилету нож (если летите с ручной кладью), если с багажом – купить дома (к примеру, Morakniv 2000). Будете им проверять мясо/рыбу на готовность при жарке на гриле, нарезать баранину/рыбу/колбасу.
Что мы взяли с собой (конечно не все, а все, что «сыграло»):
Обувь: трекинговые ботинки, кроссовки, шлепки, [можно, но необязательно] сапоги резиновые;
Одежда: куртка-ветровка водонепроницаемая (не менее 5000мм в.ст.), куртка – пуховик, штаны непромокаемые, штаны обычные или джинсы, флиска, жакет, футболки, термобелье, белье, шапка, перчатки, купальник;
Снаряжение: что то мерить броды (типа бахилы ОЗК или рыбацкого комбеза), спальники, горелка+котелок (ака «волшебный горшочек», сей дейвайс называется FIRE-MAPLE STAR FMS-X1 TOURIST, продается в Декатлоне, стоит 3799р., окупается за день :razz: ), штурмовой рюкзак + драйбег для рюкзака, фонарик, КЛМН, спички, полотенце туристическое;
Прочее: зарядки автомобльные, power bank, инвертор (коптер же!), аптечка (витамин С 1000мг, сорбент, перекись водорода, спасатель, пластыри, фервекс);
Покупается на месте: баллончик с газом для горелки (на АЗС), (все остальное в супермаркете Бонус) мангалы одноразовые, мешки для мусора плотные.
Достопримечательности и маршрут
Половина (да больше, больше) интересного – внутри страны, добраться туда можно на кроссовере, а иногда и только на внедорожнике. Чтобы увидеть интересное предполагается ходьба (от 1 до 4 часов в среднем на один достоприм), часто под ветром и/или дождем (в сентябре снегом). Наш список достопримечательностей
Впечатлило: долина Landmannalaugar (он же LML выше, нужно пару дней, можно больше), горы и термальная зона Kerlingarfjöll (можно за один день), лагуна Jökulsárlón (2-4 часа), лавовые зеленые поля (повсеместно), закат на мысу Дирхолей (вечер) , водопады Деттифосс (пару часов), геотермальная область Námafjall (от часа до полу-дня) и Хауифосс Haifoss Waterfall, пейзажи по дорогам 54-56, пейзажи по дороге №1 от Varmahlíð до Laugar .
Неплохо: водопады Gullfoss (пара часов), Bruarfoss Waterfall (2-3 часа, идти неблизко) и Сельяландсфосс (Seljalandsfoss), вид на Акурейри с противоположной стороны залива, лошадки/барашки и прочие животные, каньон Fjaðrárgljúfur (пара часов), долина Хаукадалюр (там где гейзер Строккур), Скоугафосс, озеро Миватн;
Не зашло: Место крушения американского военного самолета DC3, черный пляж у деревни Vik, горячий бассейн Seljavellir, водопад в Снайфедльснес/гора Киркьюфелл;
Не были, а надо бы посетить: вулканы Аскья и Lakagígar, озеро Langisjór, ледник Мирдальсйёкюдль (Mýrdalsjökull), вулкан Крафла, Водопад Хрейнфоссар;
Не были и ладно: Голубая лагуна.
На восток и в северо-западные фиорды в первый раз ездить смысла нет, полный круговой маршрут катать, в общем-то, тоже. Основные достопримечательности - юг-центр-север-запад.
Навигация – мы ездили по картам Google (заранее скачав offline карту Исландии, т.к. связи может и не быть), пешком – MAPS.ME.
Маршрут передвижения внутри страны надо строить таким образом, чтобы хватило еды на несколько дней, и не закончилось топливо в баке. Также нужно смотреть, какая погода в том или ином месте. Если где-то солнечно, то едем туда, а не ждем, когда закончится дождь здесь и сейчас.
Перед тем, как куда-либо поехать, утром обязательно проверяйте состояние дорог на сайте road.is
Там вы увидите, какие дороги открыты, а какие закрыты и ситуация запросто может меняться даже летом, обязательно проверяйте. Также на этом сайте видно какие дороги когда в среднем открываются и закрываются. Некоторые дороги могут быть закрыты до середины июля или даже начала августа.
Связь и интернет
DreamSim
10 евро за Гигабайт интернет-трафика, 0,25 евро/мин звонка в РФ
Полезные сайты
(и приложения, ибо у каждого сайта есть приложение для iPhone/Android)
https://safetravel.is/ - предупреждения о стихиях, приложение, из которого можно подать сигнал SOS (ага, если есть интернет;))
http://www.road.is/ - состояние дорог (важно! Для внутренних дорог, особенно если поездка не в июле-августе)
https://en.vedur.is/weather/forecasts/areas/ - прогноз погоды
https://www.straeto.is/en - расписания автобусов, билеты, в том числе рейсовый автобус 55 из аэропорта в Кефлавик и далее (НЕ экспрессы из аэропорта в Рейкьявик, сайты экспрессов: https://airportexpress.is и https://www.re.is/flybus/).
Любой сайт/приложение прогнозирования северного сияния, например http://auroraforecast.gi.alaska.edu/?area=Europe
Что можно почитать перед поездкой:
(точнее что читал я перед поездкой)
Отчеты Highlands of Iceland: 70 км/ч по горным дорогам и Исландия_10 дней_август 2018_авто 4х4_маршрут в центр острова и по кругу.
Типа «полезные советы» Iceland for Dummies.
Ссылки на ЖЖ и сторонний сайт удалены. В связи с тем, что рассказ ещё в работе, оставляю сообщение открытым для редактирования, надеюсь, что изучите rules.php и больше нарушений не будет. Otta08